Новости раздела

«Неверно полагать, что вместо городов у татар стоят лишь шатры, окруженные повозками»

Французский историк XVIII века знакомит мир с татарским миром

Недавно петербургское издательство «Дмитрий Буланин» опубликовало книгу выдающегося французского историка Пьера-Шарля Левека (1736—1812) «История народов, подвластных России», посвященную этнографическому описанию Российской империи XVIII века. Этот труд был впервые опубликован в конце XVIII века в Париже и на русский язык до сих пор не переводился. Используя труды российских ученых, автор представил европейскому читателю собирательный образ нашей многонациональной страны. Редактор издания Игорь Кучумов специально для «Реального времени» подготовил фрагмент из этой работы, посвященный татарам. С французского перевела кандидат филологических наук Лилия Сахибгареева.

О татарах, ошибочно смешиваемых с различными нациями. О временах их расцвета и об их закате

Европейцы изменили название татары на тартары и называют этим именем все азиатские народы, жившие севернее Персии, Индии и Китая от Каспийского моря до Восточного океана; однако странно, что это столь громкое в Европе имя совершенно не известно персам и арабам. Последние относят татар, союзников Чингисхана, к его исконным подданным, монголам.

Китайцы называют всех северных соседей татами или тадсами, и, возможно, вслед за ними мы стали именовать все народы Северной Азии татарами, дав это имя завоевавшим их монголам.

Нации, которые можно полагать собственно татарскими, не любят, чтобы их называли этим именем либо потому, что узнали, будто бы оно считается презрительным у иноземцев, либо потому, что они не хотят называться не своим именем. Каждое колено называет себя по имени местности, в которой проживает или проживало, либо по имени своего вождя. В совокупности они полагают себя турками, туркоманами, туруками, поэтому у некоторых ученых вызывает сомнение существование когда-либо народа, именуемого татары, однако свидетельства восточных авторов подтверждают его наличие. Во всяком случае, вполне допустимо, что собственно татары были лишь немногочисленным коленом турецкой породы, поэтому язык народов, именуемых нами татарами, суть язык нынешних турок, туркестанцев, трухменцев, коих мы называем туркоманами, то есть подданных Оттоманской империи, разбавивших свой изначальный язык большим количеством арабских, венгерских и иных слов.

«Тамерлан своими победами и погромами вновь прославил имя татар, не щадя и самих татарских орд». Илл. wikipedia.org

Турки, которых мы далее будем называть татарами, иногда бывали подданными монголов, а иногда союзниками, и поэтому неудивительно, что между ними много общего; наипаче же Чингис, основатель татарского владычества, был природный монгол, ходил в первые свои походы с монголами, но вскоре он пополнил свои войска гораздо более многочисленными татарами и уже с ними поверг в трепет Азию и восток Европы.

Монголы и татары были двумя различными народами, они говорят совсем особливыми языками и притом в отношении к большому числу нимало лицом не похожи, хотя некоторые поколения татарские по наружности кажутся как будто они монгольской породы, но сие могло и без древнего единородства произойти от смешений во время войны, ибо победители обыкновенно брали себе жен из числа побежденных или имели с женами их полюбовное обращение.

До Чингиса у каждого татарского колена имелись собственные владельцы, и ни одно из колен по отдельности не представляло угрозы; они обрели силу, когда сей завоеватель собрал их вместе и превратил отдельные члены этого огромного тела в могучий организм. Вновь распавшись после его смерти, они все еще образуют многочисленные обширные княжества, но ни одно из них не может сравниться с влиянием, которое было у его внука Бату-хана, заведшего на Яике знаменитую Золотую Орду, покорившего земли булгар, подвергшего игу своему Русь и заставившего трепетать Польшу, Венгрию и Богемию.

Тамерлан своими победами и погромами вновь прославил имя татар, не щадя и самих татарских орд; это был шквал, который оставлял после себя одно опустошение и одновременно способствовал упадку татар, поелику разгромленные им уже никогда не возродились.

Русские и китайцы часто одерживали над татарами победы, и напоследок в шестнадцатом столетии царь Иван Васильевич присовокупил к своей империи Казанское и Астраханское царства; на свергнутом с трона, бежавшем и бесславно закончившем свои дни Кучуме закончилась татарская власть над обширными просторами Сибири.

Татары покорили почти всю Азию и повергли в трепет Европу. Ныне же все их орды или подчинены иноземцам, или вынуждены просить защиты у соседней державы.

«В Касимове, кажется, был ханский стан. Между тамошними разоренными древними строениями находится одна высокая круглая башня, молебная храмина, стены бывшего дворца и гробница хана, умершего в 962 году хиджры». Фото kasmuzey.ru

Об их городах. Об их знаниях

Неверно полагать, что вместо городов у татар стоят лишь шатры, окруженные повозками. Повсюду, где они правили, находят руины городов, стен, замков и крепостей. В Касимове, кажется, был ханский стан. Между тамошними разоренными древними строениями находится одна высокая круглая башня, молебная храмина, стены бывшего дворца и гробница хана, умершего в 962 году хиджры. Неподалеку от Кавказских гор видны еще и теперь немалые остатки славного города Маджара (Маджар, Маджары — золотоордынский город в XIII—XVI веках на Северном Кавказе, находившийся на месте современного Буденновска (бывший город Святой Крест), являлся местом пересечения транзитных торговых путей из Закавказья в Северное Причерноморье и Поволжье, – прим. ред.).

Развалины древней Астрахани, другого города вблизи Царицына, сегодня напоминают о прочности старинных татарских построек. Высокая и широкая стена, башни, дворец в новой Казани являются памятниками зодчества сего народа. Руины другой, древней Казани, разрушенной в пятнадцатом столетии, лежат по берегам Казанки. На Волге сохранились остатки башен, молебных храмин, гробниц, домов из дикого камня и кирпича, свидетели былого величия Булгарии. Наконец, в Сибири, у Иртыша видны валы Сибира, на берегах Томи стоят остатки стен Тонтура, а рядом с устьем Яика — окопы Сарачика (Кашлык (Сибирь, Сибир, Сибер, Ибер, Искер) — город, столица Сибирского ханства, находился на правом берегу Иртыша при впадении реки Сибирки, в 17 км выше современного Тобольска, ныне памятник археологии «Кучумово городище»; городище Тонтур находится на реке Омь в Барабинской степи, на нем выявлены находки золотоордынского времени; Сарай-Джук — первоначально один из торговых центров Золотой Орды, позже столица Ногайской Орды, находился на реке Яик (современный Урал), в 50 км выше по течению от современного города Атырау (Казахстан), — прим. ред.).

На севере Китая имеются развалины множества татарских городов, но, путая татар с монголами и калмыками, наши авторы полагают, что у татар были только шатры.

«Высокая и широкая стена, башни, дворец в новой Казани являются памятниками зодчества сего народа». Фото tatmuseum.ru

Образованные колена

Татары-магометане образованнее остальных, они сохранили чистым свой язык, пишут арабскими буквами и на арабском же языке совершают молитвы. Бухарцы прославили себя в науках задолго до чингисовых завоеваний и никогда не прекращали заниматься ими, но в России татары, даже из духовенства, мало знают арабский, да и то лишь читают на нем.

Татары частично избавились от своего первоначального невежества, приняв магометанство и получив образование от обративших их в эту веру арабских священнослужителей; обретя спокойную и умеренную жизнь, они многого добились. Известно, что искусство повсюду произошло от потребностей, а умозрительные науки — от веры. Философия породила теологию, но сия неблагодарная дочь обыкновенно отрекалась от своей матери. Позднее искусства и науки стали положительно влиять друг на друга, но это всегда сопровождалось появлением богатства, пассивностью, испорченностью нравов и прочими горестями. Со временем искусства выродились, на смену науке пришли пороки, а слава превратилась в тщеславие.

Татарам, держащимся языческого суеверия, еще очень далеко до нашего разложения, они прозябают в глубочайшем невежестве, не знают грамоты, их язык разбился на столь разные наречия, что они или мало, или вовсе не разумеют татар из просвещенных колен. Татарский язык словами изобилен и мягок, произношение его тихое и как будто с припевом.

Игорь Кучумов

Новости партнеров