Новости

06:14 МСК
Все новости

Газиз Губайдуллин: как представитель «золотой молодежи» стал известным историком и попал под сталинский каток

Успех и трагедия знаменитого татарского историка и национального идеолога Газиза Губайдуллина

Газиз Губайдуллин: как представитель «золотой молодежи» стал известным историком и попал под сталинский каток Фото: archive.gov.tatarstan.ru (Газиз Губайдуллин стоит в центре)

На днях исполнилось 130 лет со дня рождения выдающегося татарского историка, тюрколога и журналиста Газиза Губайдуллина. Удивительным был его творческий путь: неисправимый бунтарь родился в строгой патриархальной купеческой семье, но рано увлекся литературой, идеями реформы исламского просвещения и социалистическим учением. Замдиректора Института истории им. Ш. Марджани и наш колумнист Радик Салихов сегодняшнюю колонку «Реального времени» посвятил жизни этого знаменитого ученого.

Купеческий клан родом из Заказанья

Начало ХХ столетия стало переломным этапом в истории татарского народа. Ломка традиционных жизненных устоев, ускоренная европеизация проходили в мусульманской среде крайне противоречиво и болезненно. В то же время эти процессы сопровождались мощным интеллектуальным и творческим подъемом, способствовавшим становлению национальной светской культуры. На общественную арену вышли десятки талантливых и энергичных молодых людей, мечтавших о скором и решительном прощании со «средневековым» прошлым, о всестороннем прогрессе, о будущем татар в числе цивилизованных народов. Одним из самых ярких лидеров и идеологов этого поколения стал Газиз Салихович Губайдуллин (1887—1937) — историк, писатель, литературовед и публицист, оставивший бесценное научное наследие по многим отраслям гуманитарного знания.

Родословная семьи Губайдуллиных, как и многих других татарских купеческих династий, начинается в Заказанье. Здесь в небольшом ауле под названием Верхний Пшалым (ныне Арский район РТ) появился на свет глава рода Сабит Губайдуллин, который в середине XIX века в поисках лучшей доли перебрался жить в Казань. В большом и шумном городе крепкий крестьянский парень не только не растерялся, но и сумел организовать собственное дело по изготовлению карет и тарантасов, всю прибыль от которого затем вложил в мануфактурную торговлю. Постепенно Сабит превратился в преуспевающего и очень уважаемого предпринимателя, обладавшего солидным состоянием.

Он, конечно же, очень беспокоился о будущем созданного им коммерческого предприятия и поэтому большие надежды возлагал на своего единственного сына Салиха — умного, живого, расчетливого юношу, с малых лет интересовавшегося занятием отца. Мудрый Сабит абзы не прогадал. Его преемник оказался очень талантливым учеником и сумел уже к концу XIX века многократно увеличить оставленное наследство, вложив средства в текстильное производство, мануфактурные магазины, дорогую казанскую недвижимость. В это же время Салих Губайдуллин построил в Старотатарской слободе, на тихой улочке неподалеку от озера Кабан, великолепный особняк, олицетворявший быстрый и заслуженный успех молодого предпринимателя (ныне ул. Зайни Султана, 12). Казалось, удача никогда не оставляла его. Женитьба на дочери богатого купца мануфактурщика Уммегульсум Айтугановой, рождение двух сыновей и дочери обещали долгое семейное счастье. Но судьба распорядилась по-другому. Жена Салиха — красивая, умная, необычайно одаренная женщина, обладавшая мягким добрым характером — к сожалению, не отличалась хорошим здоровьем. Потрясенный ее безвременной кончиной, несчастный вдовец так больше и не женился, взяв всю заботу о детях на себя.

Надо сказать, что, несмотря на свою удивительную активность, широту взглядов и умение работать с людьми, Салих Губайдуллин не принадлежал к числу либеральных татарских купцов. Он самостоятельно выучился читать и писать по-русски, носил светские костюмы, имел обширные связи в среде православного купечества и чиновничества, но в то же время оставался глубоко верующим мусульманином, исполнявшим все необходимые религиозные обряды.

Салих Губайдуллин построил в Старо-Татарской слободе великолепный особняк. Фото tatarstan.vsedomarossii.ru

Бунтарь в патриархальной семье

Воспитывал он своих детей строго в исламском духе, видя именно в этом залог их будущего успеха. Неслучайно своего первенца Газиза Салих Губайдуллин отдал на учебу в старозаветное медресе «Халидия» при 4-й соборной мечети, где очень настороженно относились ко всяким новациям и продолжали придерживаться традиционных методов обучения. В отличие от брата Кадыра и сестры Марьям, Газиз был, как и отец, необычайно энергичным, подвижным и любознательным человеком. Однако его совсем не интересовали коммерческие сделки, товары, цены и денежные обороты. Напротив, с первых лет учебы в медресе мальчика заворожил удивительный мир восточной литературы, истории и философии. Мало того, в конце XIX — начале ХХ века даже в такие консервативные религиозные школы начали проникать крамольные, невероятные и от того притягательные идеи мусульманского обновления, которые тут же захватили пылкое воображение юноши. К концу своего пребывания в «Халидии» Газиз Губайдуллин являлся членом радикального шакирдского движения, требовавшего коренной реформы исламского просвещения.

Уже в этот период он видел перспективы лишь в полноценном светском образовании, в обязательном изучении русского языка и культуры. По всей видимости, на настроения молодого человека серьезное влияние оказывало и увлечение модной тогда социалистической утопией. Так или иначе, взгляды, поведение и высказывания Газиза серьезно беспокоили Салиха Губайдуллина. Заботливый отец внимательно прислушивался к просьбам сына и даже нанял для него учителя русского языка. Он закрывал глаза и на то, что Газиз без сожаления тратил родительские деньги, являясь, по сути, единственным спонсором скандальной молодежной газеты «Эль-Ислах», беспощадно высмеивавшей самых уважаемых людей татарской Казани. Однако он никак не хотел мириться с мыслью о том, что его старший сын посвятит себя бесполезному «умствованию» и забросит десятилетиями налаживаемое семейное дело.

Один из богатейших людей города всерьез тревожился по поводу революционной риторики своего наследника, его увлечением литературными вечерами, подозрительными связями, не сулившими в будущем ничего хорошего. Говорили, что отчаявшийся отец даже подумывал отдать Газиза в солдаты, чтобы вырвать его из неблагополучной среды. Конфликт в семье Губайдуллиных принял настолько яркие и очевидные формы, что драматург Фатих Амирхан практически полностью воспроизвел его в своей знаменитой пьесе «Яшляр».

Однако мудрость Салиха Губайдуллина и любовь Газиза к отцу вовремя остудили эмоции и в доме воцарился мир и покой. Глава семейства продолжал заниматься своим большим и прибыльным делом, а сын, сдав экзамен на аттестат зрелости в 3-й мужской гимназии, в 1909 году поступил на юридический факультет Казанского университета. Салих абзы втайне надеялся на то, что юридическое образование поможет Газизу в будущем грамотно управлять огромным имуществом Губайдуллиных, но его вновь постигло разочарование. Через год после поступления прекрасно учившийся студент вдруг перевелся на историко-филологический факультет, тем самым обозначив свои настоящие научные интересы. Впрочем, Салих Губайдуллин, видя горячее стремление к знаниям и у Кадыра с Марьям, гораздо спокойнее и даже с некоторым пониманием начал относиться к их малопонятной привязанности к книгам, ночным бдениям за письменным столом, горячим спорам и заумным беседам.


Личное дело студента Казанского университета Г. Губайдуллина 1910—1917 гг.

Признание и расстрел

В 1914 году произошло очень важное событие: Газиз Губайдуллин женился на гимназистке Рабиге — дочери крупного торговца и владельца недвижимости, купца 1 гильдии Мухаметшакира Казакова. Чтобы содержать семью на собственные средства, студент начал втайне преподавать историю в медресе «Мухаммадия», а после окончания университета уехал в город Троицк Оренбургской губернии, где целый год проработал в частных татарских учебных заведениях. К этому времени Газиз Губайдуллин был широко известен среди мусульманской общественности как подающий надежды историк, теоретик национального движения, писатель. Его первые публикации появились в прессе еще в 1907 году. Но настоящий взлет популярности исследователя и публициста начинается через шесть лет, когда ближайшие друзья и сподвижники Газиза — Г. Тукай, Ф. Амирхан, Г. Хасани. Г. Карам, Г. Кулахметов начинают издавать литературно-художественный журнал «Анг» («Сознание»). Именно в нем Г. Губайдуллин опубликовал первые свои серьезные работы по татарской истории, литературе, педагогике, а также рассказы и фельетоны. В 1915 году при непосредственном организационном участии Газиза и на средства Салиха Губайдуллина был составлен и издан объемистый том, посвященный памяти Ш. Марджани, до сих пор имеющий огромное научное значение.

Вернувшись в 1917 году в Казань из Троицка, Г. Губайдуллин вновь оказался в центре событий бурлившего тюркского мира. Он активно участвует в общественной жизни и даже избирается в Городскую думу. Как и следовало ожидать, бывший социалист весьма настороженно отнесся к октябрьскому перевороту. В 1918 году он активно сотрудничает с буржуазной, националистической газетой «Курултай», где помещает довольно смелые статьи о сущности и задачах национального движения. Впрочем, с окончательным утверждением советской власти он как-то незаметно уходит в тень, полностью посвятив себя научной и творческой деятельности. В 1919—1925 годах ученый обучается в аспирантуре, преподает в высших учебных заведениях Казани, пишет фундаментальные труды по истории татарского народа и литературоведческие исследования. В частности, вместе со своим двоюродным братом Гали Рахимом, он создал первую научную «Историю татарской литературы».

Газиза Губайдуллина можно по праву назвать первым татарским профессиональным историком, который подошел к освещению прошлого своего народа с объективных позиций, опираясь на методы европейской науки.

В 1925 году Губайдуллин был приглашен в Азербайджан для работы в государственном университете и Восточном педагогическом институте. Он очень ответственно отнесся к разработке актуальных проблем азербайджанской и общетюркской истории и культуры. В течение последующих десяти лет он стал выдающимся исследователем-ориенталистом, крупнейшим тюркологом с мировым именем. Перу татарского профессора принадлежат первые глубокие и масштабные исследования истории Азербайджана, Узбекистана, Кабардино-Балкарии. Его избирают профессором Ташкентского и Самаркандского университетов и других научных центров страны.

Типографский экземпляр научного труда Г. Губайдуллина

Понятно, что всем своим прошлым, трудами, устремлениями и просто социальным происхождением Газиз Салихович был обречен на расправу в кровавые тридцатые годы. После его ареста, пыток и расстрела в 1937 году репрессии обрушились и на его близких. Ранее, в 1935 году в Махачкале скончался бывший купец Салих Губайдуллин, покинувший родные края из-за несправедливости и жестоких преследований. Так судьба распорядилась участниками когда-то непримиримого конфликта поколений, предопределив им общий трагический финал.

Печальной памятью о могучем и прославленном казанском роде сегодня в Старотатарской слободе остается лишь отчий дом Губайдуллиных на улице Зайни Султана — последний зримый осколок безвозвратно ушедшего от нас мира.

Радик Салихов, фото archive.gov.tatarstan.ru
Справка

Радик Римович Салихов — историк, заместитель директора по научной работе Института истории им. Ш. Марджани.

  • Родился в 1965 году.
  • Доктор исторических наук, заведующий отделом новой и новейшей истории Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, лауреат Государственной премии в области науки и техники Республики Татарстан за 2008 год, академик АН РТ (2016).
  • Салихов внес значительный вклад в изучение памятников духовной и материальной культуры татарского народа, социальной структуры татарского общества второй половины XIX — начала XX века, влияния джадидистских преобразований на мусульманскую общину, проблем формирования национального торгово-промышленного класса, экономической истории региона, а также исторической и современной территориальной геральдики, региональной истории Татарстана.
  • Под его научным руководством и при консультировании было защищено восемь диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Он является автором восьми монографий, более 80 научных статей.
  • С 2002 по 2006 годы выполнял обязанности ответственного секретаря, а с 2006 года — заместителя председателя Геральдического совета при президенте РТ.


комментарии 22

комментарии

  • Анонимно 04 июля
    Меня удивляет коммунисты столько татар раскулачили, сослали в Сибирь, затем был голод где миллионы умерли, затем репрессии сталинские, расстреляны как Газиз, и столько татар сейчас являются коммунистами или поддерживают их. это мазохизм какой-то или просто глупость?
    Ответить
    Анонимно 04 июля
    Это пропаганда - манипулирование сознанием.

    Главный "практик" марксизма-терроризма Ленин до сих пор является божком-кумиром для сотен миллионов людей.
    Ответить
  • Анонимно 04 июля
    Он был националист и фанатик
    Ответить
    Анонимно 04 июля
    "Моё воспитание и первоначальное образование было таковым, что оно должно было выработать из меня татарина-фанатика. Меня, например, пугали в детстве русскими и отвергали от всего русского. Но это было только в детстве, потому что далее ни я сам, ни отец не препятствовал мне знакомству с русской и европейской культурами», – писал будущий ученый в сочинении.
    Ответить
    Анонимно 04 июля
    Вот эту ненависть (часто иррациональную) нарождающейся национальной "интеллигенции" (у народов её не было) ко всему русскому и была использована Лениным. Троцким и Ко для захвата власти и расчленения территориальной целостности России, путем создания национальных республик.

    Захватив власть Ленин, Троцкий и Ко стали уничтожать уже национальную "интеллигенцию", которая из пособников превратилась в конкурентов.
    Ответить
  • Анонимно 04 июля
    Радик Римович и Лилия Рамильевна умеют находить темы. Казалось бы, история, давно прошедшие события. Но как всегда суперактуально.
    Ответить
  • Анонимно 04 июля
    Сами купцы и проспонсировали революцию. Вот она их и поглотила
    Ответить
  • Анонимно 04 июля
    Улица Губайдуллина в Казани названа в честь него?
    Ответить
    Анонимно 04 июля
    Нет зато есть улица Баумана в честь революционера! Давно надо начать потихоньку убирать коммунистические названия!
    Ответить
    Анонимно 04 июля
    Бауман был соратником Ленина - Вы и Ленина "уберете"?
    Ответить
    Анонимно 04 июля
    Считаю надо начинать с Ленина!
    Ответить
    Анонимно 04 июля
    На Украине тоже с Ленина начали, который отрабатывая деньги германского ген.штаба был ярым сторонником независимости западных губерний Российской империи.

    Во что это вылилось хорошо известно.

    Ленин борясь за власть, расчленил территориальную целостность России подписав множество документов об образовании национальных государств, хотя и проповедовал марксистскую теорию о Мировом едином наднациональном пролетарском государстве.

    С 1921 года Ленин (когда понял, что если не вернуть империю - пусть и в под видом "пролетарской" империи - то за ним придет мировой капитализм и повесит на первом же столбе за его кровавые преступления в России, Восточной и Западной Европе) стал уничтожать национальные кадры в национальных республиках под видом борьбы за единство марксизма и коммунизма.
    Герой статьи и попал под "ленинский каток"...

    И до сих пор никто не знает, как выйти из "патовой" ситуации, созданной "гениальным" Лениным.

    Можно пойти например по югославскому варианту - распада федерации.
    Но бомбежки Белграда это результат распада федерации.
    Не хочется, что бы натовская авиация бомбила Казань...

    Можно пойти например по ливийскому варианту - создание диктатуры, подавлявшей племенные амбиции.
    Но опять натовская и американская авиация бомбила ливийские города...

    Остается одно - укреплять всеми силами РФ - в этом залог мира во всех её субъектах.
    Но как?
    Националисты всех мастей и "цветов" ведут активную пропаганду "исключительности" "титульных" наций.

    Остается надеяться, что родится человек такой же гениальный, как и Ленин, но нацеленный на любовь, а не на ненависть, и выведет этносы РФ из "патовой" ситуации, созданной недоучившимся казанским студентом.
    Ответить
  • Анонимно 04 июля
    Радик рахмат за статью!
    Ответить
  • Анонимно 04 июля
    Вот он умер, а дело его живёт, мы можем видеть этот свет погасшей звезды.
    Ответить
    Анонимно 04 июля
    "Газиза Губайдуллина постоянно обвиняли в национализме. В связи с этим 13 сентября 1921 года его арестовали по ложному доносу. Но вскоре, 29 сентября этого же года, его благополучно отпускают".

    ГАЗИЗ ГУБАЙДУЛЛИН: КАК «ТАТАРИН-ФАНАТИК» ВЫРОС В ВЫДАЮЩЕГОСЯ УЧЕНОГО-ТЮРКОЛОГА
    28 Июня 2017

    Прочитано: 478 раз
    Ответить
    Анонимно 04 июля
    Интересно по чьему приказу был арестован, кто арестовывал и почему выпустили и разрешили продолжить учёбу в аспирантуре?
    Ответить
    Анонимно 04 июля
    зачем цитируете такие желтые заголовки?
    Ответить
    Анонимно 04 июля
    я тоже националист и ничего в этом плохого нет, люблю мой Татарский народ и мой Татарстан!
    Ответить
  • Анонимно 04 июля
    труды этого человека не читаемы сейчас?
    Ответить
  • Анонимно 04 июля
    Все, что противоречит 7-митомной "Истории татар", объявляется ересью с соответствующими последствиями.
    Ответить
  • Анонимно 05 июля
    Губайдуллин историю татар записал от Золотой орды. А такая трактовка истории не приветьствовалась во времена Сталина. Да и сейчас нам суют лживую булгарскую историю. Поэтому и Губайдуллина стараются умолчать.
    Ответить
  • Анонимно 05 июля
    Неужели не сохранились потомки?
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Рекомендуем