Новости раздела

«Сталкер» Тарковского — это не Стругацкие, так же, как «Солярис» — это совершенно не Лем»

Интервью с создателем концепт-артов к сериалу «Пикник на обочине» по повести братьев Стругацких, который передумали снимать

В 2016 году канал WGN America объявил о запуске сериала по мотивам фантастической повести «Пикник на обочине» братьев Стругацких. Студия Sony Pictures выпустила пилотную серию, однако дальше этого дело так и не пошло. «Реальное время» побеседовало с петербургским дизайнером Алексеем Андреевым, который работал над сериалом в качестве концепт-художника, и узнало, по каким причинам был заморожен проект, есть ли у мира шанс увидеть сериал, снятый по произведению Стругацких, почему «Сталкер» Тарковского слабо соотносится с «Пикником» и что не так с концепт-артами к многомиллионому фильму «Викинг»

«В каких-то пограничных состояниях я наблюдаю картины, смысл которых сознательно могу не считывать»

— Алексей, для начала расскажите, пожалуйста, о себе: чем вы занимаетесь, как вы пришли к концепт-артам?

— Я родился недалеко от Санкт-Петербурга в городе Чудово, получил образование художника-графика в художественной школе и, в дальнейшем, в университете. В то время еще не было никаких компьютеров и цифрового искусства — все рисовали традиционным способом. Я довольно долго работал в графике, но не получал полного удовлетворения от этой техники — моя творческая задача заключается в создании некоего мгновенного скриншота состояния своего сознания, а затем в перенесении этого«скриншота» на бумагу, холст или виртуальный носитель.

Дело в том, что в основном я делаю работы в жанре сюрреализма. Это значит, что в пограничных состояниях между сном и бодрствованием я наблюдаю картины, смысл которых сознательно могу не считывать. Мое бессознательное здесь работает само по себе и генерирует идеи и пространства, которые для меня являются ценными. Все это я стараюсь без потерь перенести на какой-либо носитель, а традиционные виды изобразительного искусства, такие как, например, графика, не дают мне такой возможности — я вынужден делать поправку на несовершенную технологию. В масляной живописи нужно довольно долго ждать, пока высохнут краски, в других техниках также есть свои особенности, отвлекающие от творческих задач.

«Я с удивлением обнаружил, что это идеальная для меня техника, в которой я не вижу технологии, а любая достаточно продвинутая технология, как известно, неотличима от магии — так говорил Артур Кларк». Фото alexandreev.livejournal.com

Но в один прекрасный день, в 2005 году, меня пригласили на проект «Кин-дза-дза» и я был вынужден срочно осваивать технику цифровой живописи, так как все концепт-арты создаются именно таким образом. И вдруг я с удивлением обнаружил, что это идеальная для меня техника, в которой я не вижу технологии, а любая достаточно продвинутая технология, как известно, неотличима от магии — так говорил Артур Кларк. Я делаю движение стилусом и мгновенно вижу результат на экране, я сразу могу поправить то, что мне не нравится. Эта техника одновременно рукописная, живая и обладающая преимуществами высоких технологий — тиражируемостью, мобильностью (вся ваша мастерская — это лэптоп и графический планшет).

Сейчас я частично работаю как художник-иллюстратор — создаю иллюстрации к книгам, делаю рекламные иллюстрации, работаю над другими специфическими проектами, а также концепт-артами к фильмам.

— То есть к концепт-артам вы пришли непосредственно после проекта «Кин-дза-дза»?

— Да, раньше я этим не занимался вообще. Довольно долго основным видом моей деятельности, до 2015 года, была реклама — я работал арт-директором в крупных питерских сетевых агентствах. Работа в дизайне и рекламе мне нравится, но не настолько, чтобы приносить мне такое удовольствие, как арт и иллюстрации.

«Вот чего я не хотел бы, так это работать над вселенной Marvel»

— А для каких проектов еще вы делали концепт-арты?

— Беда в том, что эти проекты, связанные с кино, очень редко доходят до стадии продакшн. То, что мы в конце концов сделали «Кин-дза-дза», — это чудо. Мы делали этот проект 7 лет и в нем были длительные перерывы, когда проект просто останавливался.

«По сути, основой для «Зоны» было совершенно самостоятельное произведение, написанное Сергеем Жарковским, с другими артефактами, героями и сюжетом». Фото alexandreev.livejournal.com

Также я могу назвать сериал «Зона» — этот проект делался по мотивам «Пикника на обочине». Я занимался им еще до того, как меня пригласили в проект Алана Тейлора. Наша российская продюсерская компания решила сделать сериал по мотивам «Пикника на обочине», однако права на него сейчас принадлежат SonyPictures, и они будут принадлежать им, пока они не снимут свой сериал или фильм. Так что, по сути, основой для «Зоны» было совершенно самостоятельное произведение, написанное Сергеем Жарковским, с другими артефактами, героями и сюжетом. К слову, впоследствии Жарковский написал на эту тему книгу «Эта тварь неизвестной природы».

Кроме этого, есть проекты, которые сейчас находятся на стадии питчинга, либо близки к этой стадии — идут презентации инвесторам, каналам, заказчикам. Есть несколько проектов в Соединенных Штатах (один из них по мотивам произведений Лавкрафта). Есть еще несколько проектов, о которых я не могу, к сожалению, говорить, потому что я связан соглашениями о неразглашении.

— Алексей, а над каким проектом вы бы мечтали поработать? Возможно, у вас есть желание создать концепт-арты для вселенной Marvel?

— Вот чего я не хотел бы, так это работать над вселенной Marvel — для меня это абсолютно чуждая идеология. Я никогда не любил комиксы и я никогда не любил произведения, которые сильно упрощают действительность, и меньше всего мне нравятся фильмы про борьбу добра со злом. Я очень люблю хорошую, качественную литературу, как и кинематограф. Они должны, говоря банальными, заезженными фразами, заставлять человека думать. Для меня в кино очень важна достоверность. Если говорить, например, о «Звездных войнах» и условном «Чужом», то мне всегда нравилась именно вторая лента. Я склоняюсь не к сказкам, а к достоверным убедительным историям.

Мне было бы интересно поучаствовать в интеллектуально отягощенных проектах, представляющих из себя твердую научную фантастику. Если, например, кто-то захочет экранизировать Питера Уоттса с его «Ложной слепотой» или «Эхопраксией», или же «Непобедимого» Станислава Лема, то лучшего применения для меня представить сложно. Я, к слову, в какой-то момент сделал серию иллюстраций к «Непобедимому» (я просто заболел этой книгой однажды), а точнее, к фильму, который никогда не будет снят — сам Лем говорил, что будет очень сложно снять фильм, в котором не будет ни одной женщины.


«Визуальная часть вселенной фильма изначально представляет из себя концепт-арты, по которым в дальнейшем происходит создание графики. Все основные моменты ложатся в основу концепт-артов». Фото alexandreev.livejournal.com

«Концепт-художников много, но нечасто в России для них есть адекватные задачи»

— Не могли бы вы вкратце объяснить нашему читателю, как создается концепт-арт для фильма или сериала? Насколько точно вам приходится следовать сценарию?

— Все начинается с того, что собирается рабочая группа и обсуждает, какие ключевые моменты сценария должны быть отражены в концепт-артах. Концепт-арт призван показать визуальную стилистику картины — окружающую среду, предметы, артефакты.

Грубо говоря, по нему создается вся вселенная картины?

— Совершенно верно. Визуальная часть вселенной фильма изначально представляет из себя концепт-арты, по которым в дальнейшем происходит создание графики. Все основные моменты ложатся в основу концепт-артов, и их может быть разное количество — хоть пять картин, хоть двадцать пять.

Алексей, а востребованы ли концепт-художники в России? Нужны ли нашим проектам профессионалы? Скажу честно, на вопрос меня вдохновили концепт-арты к «Викингу».

— Меньше всего мне хочется критиковать коллег — я прекрасно знаю, что сам, как концепт-художник, должен учиться, учиться и еще раз учиться.

Мне кажется, что у нас есть достаточно большое количество хороших профессионалов. Зачастую они работают с западными заказчиками, не только в киноиндустрии, но и в разработке игр. Их довольно много, но, мне кажется, что нечасто в России для них есть адекватные задачи.

По «Викингу» мне сложно дать комментарии — для этого недостает информации. Ценность концепт-арта заключается не только в том, чтобы это выглядело красиво, презентабельно и академично. Концепт-арт — вещь утилитарная, имеющая конкретную задачу. Она существует для того, чтобы создатели смогли понять, что и как им нужно делать.

«То, что собрался делать Алан Тейлор, — это первая попытка хорошей, качественной, добротной и очень близкой к тексту экранизации этого произведения». Фото behance.net

«К сожалению, ситуация изменилась и, скорее всего, сериал мы так и не увидим»

— Алексей, скажите, как вы попали в зарубежный проект «Пикник на обочине»?

— В 2014 году я создал ряд концепт-артов к проекту «Зона», о котором рассказывал ранее, и их увидел Алан Тейлор. Именно из-за них он захотел со мной работать.

— Как вы отнеслись к идее очередной экранизации «Пикника»?

— Нельзя назвать ее очередной, потому что экранизаций «Пикника» в общем-то нет.

— Как минимум «Сталкер» точно был…

— Да, конечно, был Тарковский, и еще что-то делали финны. Но Тарковский создал собственное произведение, которое, на мой взгляд, не имеет отношения к «Пикнику на обочине». Аркадий и Борис Стругацкие много раз переписывали сценарий, пока он не удовлетворил режиссера. В результате «Сталкер» — это не Стругацкие, так же, как «Солярис» Тарковского — это не Лем. Это по-своему замечательные, визуально очень красивые самостоятельные произведения, не имеющие к книгам никакого отношения.

Поэтому то, что собрался делать Алан Тейлор, — это первая попытка хорошей, качественной, добротной и очень близкой к тексту экранизации этого произведения. Я читал сценарий и мне было очень приятно видеть, как бережно сценаристы отнеслись к оригиналу.

— Но есть ли расхождения? Артефакты как-то отличаются, может быть?

— Нет, артефакты практически не отличаются. Можно в трейлере, кстати, увидеть «пустышку», очень интересно сделанную. «Мясорубка» там тоже есть. Так что это как раз-таки пример того, как много сохранено. Но, конечно, расхождения неизбежны, особенно, учитывая специфику многосерийного фильма. В качестве примеров могу сказать, что вместо использования «летучей галоши», в сериале ученые идут пешком в сопровождении робота в стиле BostonDynamics.

«Основной дух, основные герои, пейзажи, атмосфера и все то, что делало для меня книгу интересной, в сценарии сохранено». Фото behance.net

Но основной дух, основные герои, пейзажи, атмосфера и все то, что делало для меня книгу интересной, в сценарии сохранено. Когда я увидел фото локаций, я с удивлением обнаружил, что это именно то, что я себе представлял, когда читал книгу, мне также показался очень хорошим кастинг (может быть, за исключением Кирилла, в книге он гораздо моложе) — с Шухартом однозначно попали в точку. В общем, мне показалось, что результат мог бы быть хорошим. Я очень ждал этот сериал, но, к сожалению, ситуация изменилась и, скорее всего, картину мы так и не увидим.

«Возможно, на канал произвели впечатление те затраты, которые нужно осуществить, чтобы сериал вышел»

— Есть ли хотя бы ничтожный шанс, что мы все-таки увидим сериал? Возможно, SonyPictures найдет другой канал?

— Насколько я знаю, два канала отказались от нашего проекта, но, я думаю, команда продолжит предпринимать попытки продать этот проект другим каналам в следующем году. Сложно предположить, насколько они будут успешными. Сериал требует серьезного бюджета, а такие проекты труднее продвигать, насколько я понимаю.

— Кстати, по вашей оценке, в чем причины отказов? Может быть, «пилот» слабенький или все упирается исключительно в деньги?

— Вы знаете, я сам до сих пор не видел пилот. Могу сказать лишь, что кое-какие моменты в техническом трейлере, связанные с графикой, меня немного насторожили, но надо понимать, что в Сеть выложен питчролик, не предназначенный для широкой публики.

Возможно, на канал действительно произвели впечатление те затраты, которые нужно осуществить для того, чтобы сериал вышел.

Но, скорее всего, как мне кажется, произошло следующее: эта книга, вышедшая в 1971 году, положила начало целой новой вселенной — огромной серии произведений в разных формах (это и книги, и фильмы, и игры). И как ни печально и ни парадоксально, но, если мы сейчас будем напрямую экранизировать первоисточник, то он в представлении многих может выглядеть чем-то вторичным — аномальные зоны, сверхспособности и странные артефакты встречаются сейчас примерно в каждом втором фантастическом фильме

— К слову о появившейся вселенной — вас можно назвать большим поклонником оригинального произведения, а также всего, что создано по его мотивам? Возможно, вы фанат игры S.T.A.L.K.E.R., к примеру?

— На самом деле, я вообще не любитель игр, но мне нравится, как «Сталкер» сделан визуально. А большинство книг, созданных по мотивам оригинального произведения, не выдерживают особой критики (на этом фоне я бы выделил книгу Жарковского — он далеко уходит от «Пикника», фактичекски это его собственная новая вселенная, великолепно и вкусно выписанная).

Лина Саримова
Справка

Алексей Андреев работал над следующими проектами:

2006—2012 год — «Ку! Кин-дза-дза!» (полнометражный анимационный фильм, художник-постановщик по фонам и концепт-художник, режиссер фильма — Георгий Данелия). Фильм — обладатель приза Тихоокеанской киноакадемии Asia Pacic Screen Awards 2013 (лучший анимационный фильм), «Ника 2013» (лучший анимационный фильм), а также других престижных наград.

2014 год — «Зона», телевизионный сериал по мотивам повести А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине» (художник-постановщик) 2014 «Twisted Dagger», телевизионный сериал по мотивам произведений Г.Ф. Лавкрафта (концепт-художник) 2016 «The Roadside Picnic», телевизионный сериал-экранизация повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», Sony Pictures, режиссер Алан Тейлор (концепт-художник).

Автор многочисленных обложек книг и журналов, включая New Scientist, а также рекламного имиджа 2015—2016 для цирка Elouze (Cirque du Soleil).

Новости партнеров