Новости раздела

«Антигона» в театре им. М. Гафури: рожденная свободной

Башкирский театр привез в Казань спектакль Фарида Бикчантаева

«Антигона» в театре им. М. Гафури: рожденная свободной
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Вечера на сцене ТГАТ им. Г. Камала башкирский театр им. М. Гафури показал спектакль, который казанские театралы долго ждали — «Антигону» Жана Ануя в постановке главного режиссера Камаловского театра Фарида Бикчантаева. Забегая вперед, скажем, что ожидания оправдались.

Гимн сопротивлению

Жан Ануй написал «Антигону» в 1943 году, через год пьеса была поставлена. В оккупированной Франции это был героизм. Призыв к неповиновению, к сопротивлению — резистанс — вызвал шквал восторга у французов. Тема пьесы оказалась более чем злободневной, ежедневно сотни бойцов французского Сопротивления совершали акты неповиновения, да и вся Франция жила с этим внутренним сопротивлением внутри. Но закончилась война, и пьеса Ануя оказалась намного глубже и тоньше, чем просто произведение, написанное на злобу дня.

Ануй знал трагедию Софокла почти что наизусть. Оставив сюжетную канву, он творчески переработал античного драматурга, и тема столкновения человека и власти, законов нравственных, человеческих и догматических законов государства была им сохранена. Но, в отличие от Софокла, в «Антигоне» Ануя одна из главенствующих тем — это свобода. Свобода настоящая и мнимая.

Эта тема вообще волновала Ануя, и он поднимал ее и в «Жаворонке», и в «Медее», каждый раз находя новые аспекты. В «Антигоне» она становится практически основной, здесь есть два антипода — подлинно свободная Антигона и Креон с его свободой кажущейся. Впрочем, свобода во все времена была и есть дорогое удовольствие, и за нее приходится платить немалую цену. Героиня Ануя была готова к такой плате.

Эта худышка Антигона

Фарид Бикчантаев выстраивает пространство своего спектакля словно вне времени. На сцене напоминающая античную арка, беспорядочно расставленная современная мебель, закрытая пленкой — так бывает при ремонте. Кирпичи на полу, словно где-то разбирают стену — ощущение неуюта и какой-то временности.

Хор, положенный в античной трагедии, — здесь один исполнитель (Алмас Амиров). Его внешний облик словно стилизован под известный портрет самого Ануя. Хор начинает повествование. Впрочем, пространство трагедии, где вроде бы все предопределено, Бикчантаев обживает тщательно и подробно, в соответствии с замыслом автора. У Ануя события развиваются в первом акте, второй же — это поединок Антигоны и Креона.

По большому счету, «Антигона» — это пьеса, где события развиваются за пределами сцены, мы знаем о них только со слов героев, ее движущая сила — характеры персонажей. И эту особенность чутко уловил режиссер, объединив действие музыкальной темой, сделав повествование отстраненно трагичным. И в этой словно нарочитой холодности невыразимая прелесть спектакля.

Антигона (Лилия Галина), в соответствии с ремарками автора, «худышка» в стильной шапочке, с нервными, порывистыми движениями, тинейджер, ищущий правду во враждебном мире. Такие сейчас ходят по митингам и стоят в пикетах. Креон (Олег Ханов) — на редкость умный и вовсе не упертый правитель, готовый понять, но не готовый поменять стереотипы внутри себя.

У каждого из них своя правда. По закону нравственному, человеческому, худышка Антигона все делает верно — тело брата Полиника надо предать земле, тела усопших, даже в чем-то провинившихся, должны быть погребены. Правда же Креона в том, что он издал закон — никто не должен пытаться похоронить Полиника, объявленного бунтарем и преступником. И законы нельзя нарушать, это приведет к хаосу.

Трагедия Креона, которую так тонко и мудро показывает Олег Ханов, в том, что он несвободен. Раз ситуация с Антигоной получила огласку, он уже не может спасти ее от казни. Креон, по сути, раб той толпы, которой управляет. И если сейчас он защитит Антигону, прецедент будет создан, и желающих преступить его законы найдется немало.

Ну а Антигона, она бунтарка, хотя, если по большому счету, бунт ее изначально обречен. В спектакле Бикчантаева Антигона из той породы людей, что скорее пойдут на казнь, чем изменят себе. В этом их трагедия и высшая свобода.

В режиссерской трактовке все неоднозначно, нет правых и виноватых, нет прямых ответов на вопросы, поэтому выходишь из зала с ощущением какой-то тревожной неопределенности. В финале спектакля, после гибели Антигоны и ее жениха, сына Креона, правитель, назначивший совет, неожиданно отпускает всех и остается один. Он сидит за длинным столом, предназначенным для заседаний, и смотрит в зал. Точнее, смотрит в себя. И кажется, он начинает сомневаться в том, что поступил верно.

Жизнь во все времена ставит человека перед выбором: быть ему самим собой или не быть? И какую за все это заплатить цену? Нынешнее время не исключение. Это очень красиво — бросить в лицо: «Я сама себе хозяйка! А вы со своей короной, со своей стражей, во всем своем блеске, только и можете, что казнить меня!». Безумству храбрых поем мы песню. Но произнести эти слова не всем дано, увы. Фарид Бикчантаев в очередной раз обозначил болевые точки и в очередной раз не дал нам готового ответа, предоставив каждому найти ответ самому.

1/25
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
Татьяна Мамаева, фото Олега Тихонова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров