Новости раздела

Бремя первых: когда Марс без яблонь, а Константин Хабенский — космонавт

Фильм о подвиге советских космонавтов пока не стал лидером проката

Кинолента, которую так широко рекламировал «Первый канал», о космическом полете Алексея Леонова и Павла Беляева при всех очевидных плюсах пока не нашла свою зрительскую аудиторию. Хотя события, изложенные в ней, и помощь при создании одного из реальных героев — летчика-космонавта Леонова должны были бы привлечь к ленте большее внимание. Ведь настоящие, невымышленные герои — сейчас редкость на отечественном киноэкране. Своим взглядом на фильм делится корреспондент «Реального времени».

Время непридуманных героев

«Первый канал» устроил массированную поддержку «Времени первых» — бесконечное повторение трейлеров, субботний вечер у Андрея Малахова в прайм-тайм, когда одним из главных героев передачи стал сам Алексей Леонов — человек, первым вышедший в открытый космос. Как справедливо говорится в одном из трейлеров, он сделал этот первый шаг, понимая, что шаг может стать последним.

Фильм широко показывается по городам и весям. Его бюджет 400 млн рублей. По прогнозам, в первые прокатные выходные он должен был собрать 280 млн рублей, в реальности сумма собранного немного больше половины прогнозируемой. И это при том, что продюсер ленты — Тимур Бекмамбетов, человек, который, возможно, лучше иных знает кинорынок с его подводными камнями.

Вероятно, дело не в художественных достоинствах или недостатках ленты, просто время невымышленных героев, людей, действительно борющихся за идею, безвозвратно уходит в прошлое. По нему можно ностальгировать, но его трудно вернуть, привив поколению нынешних зрителей восхищение такими людьми, что ставили перед собой задачей создатели «Времени первых».

Покорение космоса когда-то было национальной идеей. После полета Юрия Гагарина несколько поколений молодых людей в Советском Союзе буквально бредили полетами в космос. Ну а песня про то, что и на Марсе будут яблони цвести, была не просто популярной — она была своего рода гимном этих потенциальных покорителей космических пространств.

Два дня: 12 апреля 1961 года, когда человек впервые поднялся в космос, и 18 марта 1965 года — день, когда землянин впервые вышел в безграничное пространство, — даты, составлявшие гордость советских людей. Космонавтов тогда знали в лицо и по именам, их торжественные встречи после полетов были почти что ритуальными.

Но со временем мечта о космосе — чистая, возвышенная, возможно, излишне романтическая — стала уходить на задний план. Люди, которые и поныне увлеченно следят за нынешними космическими полетами, составляют меньшинство и, скорее всего, принадлежат все к тому же поколению романтиков.

«Нам нужны сумасшедшие»

Фильм «Время первых» собрал трио великолепных актеров — Владимир Ильин (главный конструктор Сергей Королев), Константин Хабенский (космонавт Павел Беляев) и блистательный Евгений Миронов (космонавт Алексей Леонов). А сам Алексей Леонов, космонавт, художник, просто умный и замечательный человек, принимал участие в создании ленты. Что касается актерской игры — здесь не может быть ни единой претензии.

Фабула фильма выстроена четко и логично — действие развивается как подход к главному событию, то есть полету Леонова и Беляева в космос. Спецэффекты, хотя ими сейчас удивить сложно, тем не менее завораживают. Фигура космонавта плывет над голубой планетой (когда-то Юрий Гагарин, впервые из землян увидев землю из космоса, удивился, что она голубая), и он говорит почти что строчкой из классика: «Кавказ подо мною...». Сердце в это мгновение у сидящих в зале не может не сжаться от восторга.

Создатели фильма (режиссер Дмитрий Соловьев) вроде бы идут верной дорогой, понимая, что время первых — это время романтиков, которые решили показать себе и всем, что могут лететь туда, куда их не пускает земное притяжение. Я не говорю сейчас о той государственной доктрине покорения космоса, усиления влияния в мире, которая, несомненно, была. Но базировалась она именно на романтическом желании конкретных людей, включая Сергея Королева, подобно Икару, взлететь ввысь.

«Он сумасшедший», — говорят в фильме о Леонове. «Нам и нужны сумасшедшие», — следует прогнозируемый ответ. Сумасшедший в этом контексте — Икар XX века, романтик. Но слова в фильме остаются словами. Мотивация поступков героев как-то не выстроена. Подвиги совершаются не по порыву души, а словно по принуждению. Нет этого азарта, что был у реальных действующих лиц этой истории 50 с небольшим лет назад.

Несколько десятилетий назад вышел фильм «Укрощение огня» — романтизированная и переосмысленная история жизни главного конструктора, в котором угадывались черты Сергея Королева. Главную роль в той ленте исполнил Кирилл Лавров.

В те времена не было спецэффектов, завораживающих воображение, но был в этой ленте дух радостного исполнения высоких мечтаний, ощущение азарта и страсти в достижении цели. Там была рассказана история человека, который смог поставить перед собой нереальную по тем временам цель и достичь ее. «Укрощение огня» — это тоже фильм о времени первых, где спецэффекты были заменены точной психологической мотивацией.

Наше же «Время первых» — достойный фильм, сделанный из благородных побуждений не просто напомнить о подвиге первопроходцев, но и вернуть стране нормальную, необходимую веру в положительных героев, напомнить о том, что народу есть чем гордиться. Но объяснение феномена подвига, жертвенности, а персонажи ленты реально рисковали жизнями, сознательно шли на риск, оказалось той преградой, которую не сумели преодолеть режиссер и сценаристы. Очевидно, уловить эмоциональную волну полувековой давности не так-то просто. Впрочем, как говорят в таких случаях, «за попытку спасибо».

Татьяна Мамаева, фото bazelevs.ru

Новости партнеров