Новости

07:09 МСК
Все новости

​Дамир Исхаков: «Без демократии российская нация — это чисто ассимиляторский проект»

Об ошибках Рефата Чубарова и Мустафы Джемилева, татарской камасутре и нашумевшем исследовании по генетике Балановских

​Дамир Исхаков: «Без демократии российская нация — это чисто ассимиляторский проект» Фото: Максим Платонов

3 января исполнилось 65 лет патриарху татарской этнологической науки, ведущему научному сотруднику Академии наук РТ, доктору исторических наук Дамиру Мавлявеевичу Исхакову. Автор исторических публикаций «Реального времени» Марк Шишкин побеседовал с ним о состоянии этнологических исследований в Татарстане, о татаро-башкирских отношениях, крымских событиях 2014 года и тюркской камасутре.

Татар могло быть 10 миллионов

— Дамир Мавлявеевич, все интересующиеся этнологией и историей татарского народа знают вас как очень плодовитого автора. На какие книги, из вышедших недавно, следует обратить внимание? Над чем работаете сейчас?

— Совсем недавно я опубликовал первый том книги «Историческая этнология татарского народа». Это сборник неизданных статей за разные годы, причем некоторые статьи объемные — под 60 страниц. А сейчас я завершаю довольно серьезный труд по демографии татар: с конца XIX века до переписи населения 2010 года. Это тоже важная работа, поскольку, как это ни странно, советские переписи с точки зрения изучения татар не проанализированы до сих пор. У меня были общие публикации по этому вопросу, но детального анализа не было. Есть целый ряд интересных моментов, которые требуют дальнейшего обсуждения.

— А можете поделиться выводами, которые будут интересны широкой аудитории?

— В этой книге я впервые установил жертвы татар в период Великой Отечественной войны. По моим данным, мы потеряли десятую часть народа. Это соответствует средним показателям по Советскому Союзу. Татары как народ, представленный по всей стране, пострадали так же, как русские и другие народы Европейской части России. Это очень большая цифра. Есть интересные материалы по другим периодам. Возможные потери татар во время голода в Поволжье 1921—1922 годов и голода, бывшего в 1932—1933 годах.

Также детально установлено сколько татар «утекло» в пользу башкир во время последних переписей 2002 и 2010 годов. Обычно считают, что только в 2002 году были нарушения. На самом деле, и в 2010 году значительная часть татар Башкортостана осталась в составе башкир. У меня есть аргументированные доказательства на этот счет. И это будет интересно читающей публике. Потому что даже московские этностатистики знают об этой проблеме. Например, Валерий Александрович Тишков писал, что около 100 тыс. татар было записано как башкиры. На самом деле, показатель в два раза больше. И это серьезная политическая проблема. Я думаю, что татары не сами записали себя как башкиры, а уже в процессе обработки результатов переписи их объявили таковыми. Мой полевой опыт подсказывает, что самосознание татар просто так не могло поменяться на башкирское.

— Русские авторы нередко говорят, что демографические потери русского народа в ХХ веке были невосполнимыми. Можно ли так сказать про татар?

— Тоже невосполнимые. Если бы отсутствовали все эти прямые и косвенные потери, татар было бы значительно больше. Я думаю, около 10 миллионов. Жертвы войны и других потрясений восполнить невозможно, потому что рождаемость с тех пор упала, и сейчас мы держимся на грани простого воспроизводства. Компенсировать в ближайшие десятилетия вряд ли удастся.

— А как соотносятся демографические показатели татар и русских?

— Динамика схожая. Даже когда русские стали уезжать из Средней Азии, татары последовали за ними. Мы относимся к европейским народам. Кроме того, татары в значительной степени русскоязычные и русифицированные в цивилизационном плане.

Жертвы войны и других потрясений восполнить невозможно, потому что рождаемость с тех пор упала, и сейчас мы держимся на грани простого воспроизводства

«Я никогда не отрицал существование башкирского этноса…»

— Вернемся к татаро-башкирским делам. Резонанс вызвало издание первого тома «Истории татар Западного Приуралья», в написании которой вы принимаете участие. Как бы вы обозначили позицию, с которой этнологи и историки Татарстана подходят к анализу этнической ситуации в Башкортостане?

— Появление этого труда неслучайно. После завершения семитомной «Истории татар» наш авторский коллектив начал работать над региональными исследованиями. Первая большая работа была по региону Западной Сибири, а сейчас мы отправились в зону Приуралья. Работа важна тем, что выходит за узконациональные границы, ведь по территории Приуралья невозможно писать только башкирскую национальную историю. Там плотными массами сидят татары, и они превосходят башкир по численности в самом Башкортостане. В истории региона фигурировало и Казанское ханство, и Сибирское ханство, и Ногайская орда. Все это татарские государства. Но наши башкирские коллеги, создавая свой семитомник по истории башкирского народа, в минимальных размерах дали историю татар. Поэтому мы сделали специальную работу.

Один из важных вопросов, который мы заново подняли, это участие в формировании тюрков Приуралья (в т. ч. татар) угорского населения. Угры сыграли важную роль и в формировании казанских татар, и их предков — булгар. Прародина венгров располагалась на Урале. Все это общеизвестные вещи. Но нельзя игнорировать и то, что традиционным наименованием предков башкир со стороны соседних тюркских народов было — иштяк. Остяками же русские называли хантов, которые относятся к угорской группе. Мы досконально изучили разные аспекты иштякской проблемы, и у меня есть желание еще раз вернуться к ее обсуждению в будущем. Потому что и этногенез сибирских татар тоже связан с уграми. Приуралье и Западная Сибирь были издавна очень тесно взаимосвязаны.

В связи с этим находится другая очень большая и недостаточно разработанная проблема о роли кимаков в этногенезе татар Улуса Джучи. В Кимакском каганате, центр которого располагался на Иртыше, правящей и элитной группой было племя татар. В XI веке кимакские племена начали сдвигаться на запад. Затем они играли важную роль в государстве Хорезмшахов. Три последние поколения правителей Хорезма по женской линии были кимаками, гвардия хорезмшахов тоже набиралась из них. Сын Чингисхана Джучи завоевал исконные кимакские земли, и они стали базой для будущей Золотой Орды.

Ряд племен, живших рядом с монголами, как меркиты и найманы, по моему мнению, тоже были татарского происхождения. До начала XX века тюркские этносы Саяно-Алтайского региона — шорцы, телеуты и группы, включенные в состав хакасов, тоже называли себя татарами. Были абаканские татары, черневые татары, минусинские татары… Даже если сейчас многих алтайцев и хакасов спросить в неофициальной беседе, кто они, ответом будет: «Мы татары». Следовательно, наименование «татары» возникло не искусственно по воле китайцев. Оно имело фундаментальные основания на местной почве. Остатки средневекового татарского этноса постепенно втягивались в состав других этносов. Хотя, например, барабинские татары в Новосибирской области остались в одной орбите с татарами поволжскими.

— Когда же произошло размежевание между татарами и башкирами?

— Я думаю, что очень поздно. Башкирские авторы привыкли вести счет чуть не с VI—VII веков или со времен Ибн-Фадлана, но, по мнению большинства ученых, в те времена башкирами называли предков венгров. Слово «башкорт» может произноситься как «мажгар» или «мажгарт», т. е. мадьяры. Поэтому невозможно считать их тем же самым этносом, что и современные башкиры. Современный башкирский этнос стал складываться не ранее XVI века. Основу составили угорские группы — иштяки. Интересные детали дошли через житие православного святого Трифона Вятского, который в 1570-х годах как раз находился недалеко от Перми в низовьях реки Тулвы. Он встретился там с народом, который назывался остяками, и застал языческие обряды поклонения священным елям. Сейчас это Бардымский район Пермского края, где живут гайнинские башкиры.

Кроме угров в состав башкир вошли другие тюркские группы. Был внушительный татарский слой, но связанный не с Казанью, а с сибирскими Шибанидами. Столица Шибанидов Чимги-Тура находилась там, где сейчас Тюмень. Долгое время Шибаниды владели Приуральем, включая восток современного Татарстана — до рек Шешма и Зай. В 1509 году 220 тыс. шибанидских воинов (это примерно 1 млн человек с женщинами и детьми) снялись с места и всей ордой ушли в Среднюю Азию. Там они победили тимуридов и стали одним из компонентов для формирования узбеков. Не исключено, что это переселение было связано с началом похолодания XVI века, когда летом выпадал снег и для кочевников Сибири наступили голодные времена. Но часть Шибанидов осталась. Тот же хан Кучум после поражения от Ермака ушел не куда-нибудь, а в Приуралье.

Даже если сейчас многих алтайцев и хакасов спросить в неофициальной беседе, кто они, ответом будет: «Мы татары»

— Несмотря на различия в трактовках прошлого, поддерживаете ли вы контакты с башкирскими коллегами?

— Сложно контактировать с радикальными группами, которые вообще отрицают татарский фактор в Башкортостане. Но есть нормальные ученые, с которыми мы общаемся. Например, это башкирский Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева. К сожалению, умеренных башкирских этнологов хотят слить с Институтом истории, языка и литературы, где сильнее представлена официальная позиция Уфы. Но в целом башкирские ученые тоже находятся в поиске и понимают, что сложную картину прошлого надо как-то интерпретировать.

Я изучал изданную семитомную «Историю башкирского народа», но пришел к выводу, что башкирские коллеги пока еще не продвинулись концептуально. Концепции, которые разрабатывались Заки Валиди в начале ХХ века, были намного интереснее. Я называю Заки Валиди башкирским Марджани. Ему удалось превосходно интегрировать все доступные материалы и дать очень точные оценки. Валиди был сторонником Малого Башкортостана, который охватывает основную этническую территорию башкир.

— Споры татар с башкирами иногда напоминают русско-украинские. Многие русские идеологи говорят, что никаких украинцев на самом деле нет, и они — часть русского народа. Украинцы говорят, что современные русские не имеют отношения к славянам и к Киевской Руси. Недавно эти споры превратились в войну. Не опасаетесь ли, что подобное произойдет с татарами и башкирами? Что делается, чтобы не допустить возникновения конфликта?

— Я никогда не отрицал существование башкирского этноса. Башкирский этнос существует и у него есть свои интересы. Мы близки с башкирами в лингвистическом плане, но это другой народ с особым этногенезом. Хотелось бы, чтобы и башкирские политики правильно оценивали реалии. Татар в Башкортостане очень много и растворить их не получится. Попытки во время переписи манипулировать численностью ни к чему не приводят. Татары никуда не исчезают. Их можно записывать как угодно, но они остаются татарами.

К счастью, это понимали лучшие представители башкирской науки. Крупнейший башкирский теоретик национального вопроса Билал Хамитович Юлдашбаев, который написал фундаментальную историю формирования современной башкирской государственности, предлагал строить Башкортостан как федерацию. Образовать татарскую территорию, башкирскую территорию и русскую в районе Уфы. Примерно, как это реализовано в Бельгии между валлонами и фламандцами. Но этот вариант не был принят. Рахимовское руководство пошло по пути господства одного языка и этноса, настроив против себя и русских, и татар. Теперь новым поколениям башкирских политиков придется осознавать новые реалии. Если в конце концов в России выявится демократический путь развития, появится возможность народного волеизъявления и многопартийной системы, нужно будет учитывать интересы всех народов. На коне окажутся те политики Башкортостана, которые первыми поймут это. Я думаю, что это не слишком отдаленное будущее.

«Теория о сильном обособлении крымских и казанских татар исторически неверна…»

— Что думаете о нашумевшей публикации Олега и Елены Балановских о генофонде татар? Есть ли сенсация?

— Сенсации нет и не может быть. Балановские в своих публикациях стали выводы, сделанные на основании биолого-генетического материала, переносить на этнические феномены, а это ненаучный путь. Конечно, они попытались открещиваться от крайних выводов, но тексты исследований лежат в интернете, каждый может почитать. Я сделал генетический анализ, поэтому могу привести в пример себя. Мой предок жил 30—35 тыс. лет назад. Ближайшие родичи: финикийцы, критяне, чеченцы, бактрийцы и две верхних индийских страты — брахманы и кшатрии. Биологическая масса может иметь очень древние корни, но вывести оттуда современный этнос невозможно. Наверное, им скучно заниматься просто генетическим анализом, а подобные пиар-акции привлекают внимание потенциальных спонсоров исследований.

— То есть никакой политики за этими исследованиями нет?

— Политику оттуда могут вывести другие. Если Балановский так пишет, то другие могут использовать это как аргумент, что нет единого татарского этноса. Хотя к этничности все это никакого отношения не имеет. Этнос — это то, что сформировалось относительно недавно, прежде всего язык и общая культура. Если исследователи выходят за научные рамки, последствия могут быть самыми плачевными. Достаточно вспомнить нацистскую Германию, где на основе евгеники стали строить политику. Я сторонник того, чтобы этнологи занимались своей работой, а генетики — своей. На самом деле, татары еще очень плохо изучены. Тот материал, которым оперирует Балановский, не является репрезентативным. Когда начнутся более масштабные исследования, эти предварительные выводы могут запросто рассыпаться.

Если исследователи выходят за научные рамки, последствия могут быть самыми плачевными <...> Я сторонник того, чтобы этнологи занимались своей работой, а генетики своей

— Кстати, о крымских татарах, про которых Балановские пишут, что они не родня казанским. В 2014 году местная пресса опубликовала ваш цикл статей о крымско-казанских отношениях в Средневековье. А как сейчас строится сотрудничество научных школ Татарстана и Крыма?

— С крымскими учеными мы работаем через Институт истории им. Ш. Марджани. При поддержке Аппарата президента Татарстана создан Крымский филиал Института истории. Издается неплохой научный журнал «Крымское обозрение». Но и в Крыму проблемы есть. За годы депортации, пока крымские татары жили в плохих условиях в Средней Азии, они очень сильно отстали в научном плане. Чтобы вывести из исследования хотя бы на наш уровень, надо очень много поработать. Фундаментальных этнологических исследований крымских татар очень мало.

— А крымско-татарская диаспора в Турции как-то помогает ученым в Крыму?

— Конечно, крымские татары, живущие в Турции, не забывают своих корней. Однажды в Адрианополе, когда мы с коллегами говорили по-татарски, к нам подошел незнакомый человек, который просто узнал родную речь. Это было приятно. Но я бы не преувеличивал влияние Турции на процессы в Крыму.

Увы, Рефат Чубаров и Мустафа Джемилев неправильно сработали, когда разворачивались крымские события. Рефата Чубарова я знаю с 80-х годов. Я говорил с ним и предлагал попытаться войти в более тесный контакт с российскими властями, чтобы интегрироваться в новые реалии. Чубаров и Джемилев не захотели. Теперь общеизвестные лидеры народа — эмигранты, а народ остался, потеряв часть политической элиты. Я думаю, что большее влияние на крымских татар будут оказывать те группы, которые остались на полуострове, где выстраивают свою политическую и научную линию. Казанским татарам необходимо сотрудничать с ними и это будет полезно для народа. До событий 2014 года я встречался и с Мустафой Джемилевым. Мы пытались установить отношения между Всемирным конгрессом татар и Милли меджлисом. Был даже готов договор о сотрудничестве. Но тогда украинским властям это не понравилось. Они увидели за нами российский «хвост», хотя никакого «хвоста» не было. Мы просто пытались наладить контакты.

Теория о сильном обособлении крымских и казанских татар исторически неверна. Есть свидетельства русских летописей, в частности, к 1432 году относится сообщение, откуда видно, что летом крымские татары выдвигались на кочевку в Поволжье, а зимой уходили в Крым. К оседлой жизни крымские татары перешли после того, как посидевший на казанском престоле Сахиб-Гирей стал ханом в Крыму. Видимо, он посмотрел на нашу оседлую казанскую жизнь и после этого насильно посадил своих родичей на землю, разломав все телеги-арбы. Еще в XV — XVI веках татары Крыма и Поволжья были неразрывно связаны. В Крыму об этом успели позабыть, но мы должны напоминать.

«Чтобы понять некоторые вещи, потребовалось объездить 550 татарских деревень…»

— Насколько академическая этнология влияет на представления обычных людей?

— К сожалению, в Татарстане с академической этнологией дела обстоят неважно. В Академии наук РТ больше нет подразделения, отвечающего за этнологию. Мне 3 января исполнилось 65 лет, и меня оставили на полставки в другом отделе, где я буду работать вместе с историками. Это печально, ведь в той же Москве есть целый Институт этнологии и антропологии РАН. Потому что в такой большой и сложной стране, как Российская Федерация, этнологи нужны. Мы занимаемся мониторингом процессов и помогаем формировать идентичность. Но у нас в республике об этом вспоминают только во время переписи населения, когда нужно сформировать нашу татарстанскую позицию. Есть тенденция подменять этнологические исследования работой социологов, но это неверно. Социологи, анализируя анкеты, видят ситуацию на текущий момент, но у них нет этнографического полевого опыта, чтобы установить, откуда идет процесс и куда движется. Чтобы понять некоторые вещи, мне потребовалось объездить 550 татарских деревень за 20 лет.

— С чем связано такое пренебрежение к этнологии?

— Причин много. Одна из главных состоит в том, что до нас дошли последствия длительного курса на сокращение научных кадров. Остались пожилые этнологи, а новые поколения не успели сформироваться. Надежда на Казанский университет, где работает кафедра истории Татарстана, археологии и этнологии. Но чтобы наш строй пополнился новыми специалистами, потребуется время. Я за последние годы подготовил больше специалистов для Западной Сибири, чем для Татарстана. А здесь у нас просто ставок нет.

В такой большой и сложной стране, как Российская Федерация, этнологи нужны. Мы занимаемся мониторингом процессов и помогаем формировать идентичность

— Расскажите о том, как вы пришли в науку? Почему стали именно этнологом?

— Я начал научную работу в Казанском университете как археолог. С первого курса я писал курсовые работы у Альфреда Хасановича Халикова. Два года ездил с археологами в экспедиции. Но потом понял, что я не археолог. А Халиков работал в ИЯЛИ, и через него я познакомился с этнографами, которые работали там. В то время они как раз готовили «Историко-этнографический атлас татарского народа». Я прилепился к ним и с третьего курса начал выезжать в экспедиции. Хотя научным руководителем по-прежнему оставался Альфред Хасанович, моя дипломная работа была чисто этнографической по каринско-нукратским татарам. Это очень интересная группа татар, проживающая в Кировской области и частично смешанная с бесермянами. После университета я еще 3 года проработал в школе в селе Старая Икшурма Сабинского района. За это время написал историю села. А из Икшурмы меня, по поручению Халикова, вызвали в Казань и направили в целевую аспирантуру в Москву.

Какие-то вещи в моей биографии случайно произошли, некоторые были предопределены. Еще в детстве я любил читать о путешествиях. «Путешествие на Кон-Тики» Тура Хейердала было моей настольной книгой. Оттуда идет мой интерес к непознанному.

— В советские годы в Казанском университете сложилась сильная школа этнографии русских Среднего Поволжья. Как складываются отношения между учеными, которые исследуют русских и татар?

— Университетские этнографы, безусловно, очень сильны, и мы всегда достаточно плодотворно с ними сотрудничали. Я сам с удовольствием слушал лекции Евгения Прокопьевича Бусыгина, который был одним из крупнейших специалистов по русской этнографии. Покойный Николай Владимирович Зорин — тоже очень известный специалист. Их фундаментальные работы до сих пор не утратили актуальности. Ценность этих исследований для понимания русского народа в том, что русские Среднего Поволжья имеют ряд специфических черт, в том числе благодаря межэтническому переплетению.

Я родом из поселка Шемордан, у нас были местные русские, которые издавна там жили и знали татарский язык. Мой друг детства Вовка Баранов общался со мной по-татарски, а мы с детства хорошо знали по-русски. О подобных примерах много писал Бусыгин и его ученики. Но это касается не только культурных особенностей. По моим оценкам, на референдуме 1992 года часть русских вместе с татарами проголосовала за особый статус Татарстана, а значит, русские хорошо интегрированы в республиканские процессы. Подобные явления имеют очень давнюю предысторию, которую надо изучать.

— Кстати, как вы относитесь к идее о российской нации? Какая модель интеграции разных народов России была бы, на ваш взгляд, оптимальной?

— Я отношусь отрицательно: то, что предлагается сейчас, — это бессодержательный конструкт или же имперский проект. Российская нация может быть только нацией наций. Россия — федеративное государство, и многие народы уже сами по себе являются нациями и даже имеют свою государственность. Были даже начатки собственного гражданства. Я имею в виду татарстанский вкладыш в паспорт, о котором сейчас предпочитают не вспоминать. Даже если республики ликвидировать волевым решением, это будет неполезно для самого центра. Это понимают в Москве. Известный в государственных и научных кругах Валерий Александрович Тишков считает, что культурные нужды народов никуда не денутся, а значит, издание учебников, поддержка творческих коллективов и т. д. — все это ляжет на плечи федералов, пусть уж лучше этим занимаются республики.

Тезис о российской нации не учитывает интересы русских. Я контактировал с представителями Общества русской культуры. Это русские националисты, которые действуют в Казани. Так они тоже против. Говорят, что советский народ мы уже проходили, больше не хотим, хотим быть просто русскими.

Российская нация может сформироваться естественным путем, если у нас будет демократия, гражданское общество и в целом нормальные условия. Ведь существует же швейцарская нация, но никому не приходит в голову ассимилировать ретороманцев или навязывать всем немецкий язык. Но без демократии российская нация — это чисто ассимиляторский проект.

Тезис о российской нации не учитывает интересы русских. Я контактировал с представителями Общества русской культуры. Это русские националисты, которые действуют в Казани. Так они тоже против. Говорят, что советский народ мы уже проходили, больше не хотим, хотим быть просто русскими

Татары не еще успели извлечь выгоду из эпохи Золотой Орды

— Несколько лет назад была широко проанонсирована ваша работа над исследованием сексуальности тюркских народов. Выйдет ли «тюркская камасутра» и когда?

— Я эту идею не оставил и понемножечку работаю. Но задача очень трудоемкая, и не знаю, хватит ли моей жизни. Привез из Турции толстую книгу с описанием существующих рукописей относительно эротической культуры османов. Это десятки текстов! Не изучив хотя бы часть первоисточников, нельзя делать выводы. Данная тема в жизни тюркских народов вообще плохо изучена, а полевые этнографы игнорировали этот аспект. Сфера считалась запретной.

Жанр я пока еще не определил. Где-то просится популярно-развлекательный формат, а где-то — научный. Взять, например, каринско-нукратских татар, по которым я писал диплом. У них до 20-х годов были большие семьи, которые жили в двухэтажных крестообразных домах. В одном доме по 7—8 братьев. Я спрашивал этих уже старых дедов: «А как вы любовью тогда занимались?». «Просто занавеску задернул и все», — отвечали. Потом я вспомнил этот эпизод на одной финно-угорской конференции в Ижевске. Удмуртский коллега жаловался на плохую демографию и говорил, что если бы удмуртам такие жилищные условия, как в Эстонии, детей было бы больше. Гость из Эстонии сразу ответил, что когда у всех будут отдельные квартиры, будет еще больше индивидуализма, а значит, и рождаемость меньше. Лучше размножались, когда жили в избах. В общем, сексуальная сфера связана со многими вещами в жизни народа.

Еще интересный сюжет касается Китая. Есть исследования, где показано, что китайская эротическая культура испытала влияние древних тюркских народов. Как только начиналась тюркская экспансия, так сразу там улучшалось положение женщин. Потому что в тюркском мире женщина стояла очень высоко. Обо всем этом хочется написать.

— Совсем недавно у вас был юбилей. От имени всех читателей хочу поздравить и спросить, с каким настроением и планами на будущее вы встретили праздник?

— Недавно одна журналистка спрашивала почти о том же. Я ей ответил, что главный научный сотрудник в 65 лет, работающий на полставки, — это одинокий степной волк!

В таком возрасте надо думать о тех вещах, которые ты не успел закончить. Не оглядываясь на мнение начальства и окружающих, писать, как ты думаешь. Надо сужать круг текущих дел и заниматься самым важным. Я думаю сделать большую работу про формирование татар как государствообразующего этноса Золотой Орды. Многое еще не описано. На золотоордынское наследие сейчас претендуют казахи. А татары много веков собирали весь негатив за этот период, но не успели извлечь свою выгоду. Я хочу закрепить этническую роль татар в формировании евразийского пространства. Ведь у нас даже приблизительно не определено, какой вес в Золотой Орде имело городское тюркское население. Все говорят про 200 городов, но никто не подсчитал пропорции между городским, кочевым и оседлым населением.

В прошлом году мы ездили с друзьями на Алтай. По пути заглянули к Николаю Андреевичу Шадоеву, специалисту по древним алтайским верованиями. Шадоев повел нас в свой музей, чтобы показать редкие вещи, которые, по его словам, могут предсказывать будущее. Там был истукан, и если, закрыв глаза, положить на него руку, то увидишь то, что сбудется. Друзья-мусульмане отказались и отошли. А я, сказав «Бисмилляхи Рахмани Рахим!», положил руку. Загадал, что хочу написать книгу про древних тюрок и том, как они относятся к средневековым татарам, представил белого волка (известный тюркский символ) и почему-то белую лошадь. Та книга, которую я сейчас пишу, является результатом алтайских приключений.

Марк Шишкин, фото Максима Платонова
комментарии 60

комментарии

  • Анонимно 23 янв
    с прошедшим!
    Ответить
  • Анонимно 23 янв
    Желаю после 65 - "Не оглядываясь на мнение начальства и окружающих, писать, как ты думаешь".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/53708#comments

    Ответить
    Анонимно 23 янв
    это и его касается в первую очередь!
    Ответить
    Анонимно 23 янв
    Так это Д.Исхаков сам и сказал в своем интервью - в самом конце.

    До этого, видать, писал по другому.
    Ответить
  • Анонимно 23 янв
    Интереснейшее интервью с умнейшим человеком! Пусть все задуманное реализуется!
    Ответить
    Анонимно 23 янв
    Но вера ученого в "алтайского истукана" явный перебор...
    Ответить
    Георгий Калитов 24 янв
    Но 65-летнему, а уже
    главному научному сотруднику, работающему на полставки и думающему о татарской камасутре, - в самый раз !
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    Может быть ты сам истукан?
    Если не в состоянии понимать элементарные вещи?
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    Судя по рисунку и вам столько же лет.
    Ответить
  • Анонимно 23 янв
    Крепкого здоровья Вам, Дамир Мавлявеевич Исхаков! Ведь Вас ждут труды по нашим татарским-тюркским - белому волку и белой лошади и много еще других открытий, необходимым для нас татар и наших потомков! Амин!
    Ответить
    Анонимно 23 янв
    Извините, "Белая лошадь" - это сорт шотландского виски?

    С шотландскими виски надо осторожнее, плохая очистка (очень плохой самогон) - вызывает галлюцинации.
    Русский и татарский самогон (не говоря уж о водке) значительно лучше.

    Кстати, что было на столах на юбилее из напитков?
    Патриоту положено выбирать только продукцию "Татспиртпрома".
    Ответить
    Анонимно 23 янв
    У кого, что в голове и где болит!
    Ответить
    Анонимно 23 янв
    Товарищч обнаружил понятное сочетание слов.:)
    Ответить
    Анонимно 23 янв
    Нет, это новый сорт боярышника.
    Ответить
    Анонимно 23 янв
    Он просто шел мимо и случайно к нам зашел. Если просто - "Чужой"
    Ответить
    Анонимно 23 янв
    Что это "Свои" вдруг возбудились?

    "Татарская камасутра" это для "Своих" нормально.
    А татарская "Белая лошадь" - не понравилась.
    Что за предпочтения и предрассудки?

    Выпьете татарской "Белой лошади" и займетесь "камасутрой" татарского ученого.
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    "Белая лошадь" татар и "шотландская белая алкогольная лошадь" в одном стаде не пасутся и хозяева у них разные! Если есть желание выпить, тогда напейся хоть до такого состояния, что обо сышся! А нам не мешай и не путайся под ногами со своим "шайтан-вискарем"!
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    Это Вы "ТатарСПИРТпрому" говорите?
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    Время придет и ликвидируем в мусульманском Татарстане шайтан-спирт-промы!
    Ответить
    Анонимно 25 янв
    А с татарской "камасутрой" что будете делать?
    Тоже "ликвидировать"?

    Вы почитатель Ленина или Берии?
    Ответить
  • Анонимно 23 янв
    В каких-то мрачных тонах описано современное состояние этнологии в Татарстане, которой юбиляр занимался всю жизнь.
    Ответить
    Анонимно 23 янв
    Ну так ведь так оно и есть. В Институте истории кроме самого Исхакова вообще не осталось этнологов. Отдел этнологии есть, а этнологов нет, т.к. оставшаяся там небольшая группа ученых - это сплошь социологи. В самом Институте постоянные сокращения. А про КФУ и вообще молчу, там оставшиеся этнологи в лучшем случае занимаются преподаванием, на науку в широком смысле этого слова времени и возможности нетю
    Ответить
    Анонимно 23 янв
    Эй там на верху Татарстана, окажите любезность, помогите нашему передовому ученому этнологу Дамиру Исхакову и нужному для всех нас татар, познания о нации, ее роли и места в мировом обществе!
    Ответить
    Анонимно 23 янв
    А почему Д.Исхаков не подготовил себе смену?
    Боится конкуренции?
    Не дает дорогу молодым?
    Ответить
  • Анонимно 23 янв
    Юбиляру искренние поздравления. А гуманитарная наука в Татарстане действительно сейчас в глубоком кризисе. Низкая зарплата, повальные сокращения и что немаловажно никакого финансирования исследований (если не считать конечно Болгара - но там особый случай). В том же Институте истории АН РТ (надежда татарской исторической науки - т.к. на другие институты АН Рт и КФУ надежды уже никакой) одни лишь сокращения, деньги даже на издание уже написанных работ (про финансы на исследования вообще молчу) приходится выискивать ходя с протянутой рукой у бизнесменов. тсарое поколение уходит, а заменить их некому, т.к. нет нормальных ставок для молодых перспективных ученых, нет и соцподдержки. Вообще ничего...
    Ответить
    Анонимно 23 янв
    " Это Москва виновата! "
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    Полную чушь написали. Все видите в мрачных тонах. Как же нет денег на издания, если издаются такие труды как "История татар", "Золотая Орда" и много других. До 50 наименований в год. Это видно из отчета института на сайте.
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    Нет никаких башкир. Башгирдами-баджгардами называли венгров маджар. Венгерский ученый Рона-Таш пишет, что венгры раньше жили на Среднем и Верхнем Прикамье, на Предуралье. И их называли тогда баджгардами. Под натиском волжских болгар и кимаков они вынуждены были переселиться на Дунай. Небольшая часть этих баджгард-венгров осталась жить в Верхнем Прикамье. После этого этноним баджгард претерпела такую эволюцию: на Верхнем Прикамье: баджгард – башгард-башкарт – башгирд-башкирт – башгир-башкир. А на Дунае: баджгард – маджгард-моджгард – маджщар-моджгар – маджар-мадьяр. И он считает, что теперешние башкиры, к тем баджгардам-венграм не имеют никакого отношения, оставшиеся на Верхнем Прикамье баджгарды слились с хантами, из-за языковой и культурной близости.
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    Башгирдией называли Старую Венгрию.
    Башгирдия и Великая (Старая) Венгрия - одно и то же. Рубрук, Карпини, Юлиан.
    Короче, башгирдами тогда называли венгров и только венгров. Масуди. Фадлан, Гарнати, Якуб и все остальные авторы писали только о венграх, упоминая о каких-то башгирдах-баджгардах. Зауральские так называемые "настоящие башкиры" - истинные татары, татары Чингисхана, об этом говорит их родоплеменноне разделение: табынцы, барынцы, катайцы, бурджегенцы и т.д. И шежере у них так и начинается: И сказал Чингисхан Майкы бею (Муйтен бею т др, которых уфимские обманщики стараются показывать некими родоначальниками мифических башкирских родов, фактически эти люди - соратники Чингиса, Майкы би, к примеру, его темник).
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    Спасибо автору!
    Ответить
  • Анонимно 23 янв
    Хорошо сказано - предложение об российской нации, это имперский проект!
    Ответить
  • Анонимно 23 янв
    Признание угорского компонента в этногенезе народов РФ очень правильное. Рахмет ему. Д.М.Исхаков на сегодняшний день один из самых грамотных историков Татарстана. (знаю многих) @ кин, не татарин
    Ответить
  • Анонимно 23 янв
    И мне понравилась статья Дамира Исхакова. У татарского ученого - историка глубокие познания. И про башкирский народ все по косточкам разложил и нас и крымских татар четко аргументировал. Противоречия и отказ о нашем родстве Мустафы Джемилева быстро разрушил. Одним словом - Молодец! Больше бы таких светил и патриотов татарскому народу, так бы и быстрее до истинны "о нас" дошли! Амин!
    Ответить
  • Анонимно 23 янв
    К сожалению, на всех уровнях идеологии и практики гуманитарных исследований и научной политики в Татарстане нет реализма, концепции и перспективы. Это особенно заметно после ухода М. Хасанова...! Нет в АНТ и даже в правительстве тонко знающих сферу научного творчества и реализующих адекватную не только на современном этапе и на перспективу гуманитарные исследования. Судьба выдающегося ученого Д. Исхакова тому яркое свидетельство! Подобных фигур можно найти и выделить...! Бездарность и безответственность руководства АНТ в сфере научной политики и реализации перспективных социогуманитарных исследований и проблем заметна в последние годы...!
    Ответить
  • Анонимно 23 янв
    последний из могикан, стоял у истоков института истории, но по решению шаймиева директором назначали хакимова и вот имеем то, что имеем...
    Ответить
    Анонимно 23 янв
    в то время исхаков был моложе и гораздо радикальнее. выбор р.х. был правильный. завтра - только р.с., иначе будет болото и междоусобица
    Ответить
    Анонимно 23 янв
    А кто был "первым могиканиным"?

    Состоялась ли научно-педагогическая школа?

    Главные результаты и открытия?

    Лобачевский - неэвклидова геометрия.

    Завойский - ЭПР.

    Бодуэн де Куртэне - фонема.

    Арбузов - фосфорорганика.

    Камай - мышьякорганика.

    Ит.д.
    Ответить
    Анонимно 23 янв
    Шайн - основатель советской астрономии

    Шкловский - основатель советской космонавтики

    Лина Штерн - основатель советской биологии

    Основателем советской биохимической школы был Бах.

    Среди ученых, которые обеспечили в СССР крупные достижения в области геологических наук, одно из первых мест занимает Ф. Левинсон-Лессинг.

    И т.д. и т.п.
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    Эти выдающиеся ученые все работали и творили в Казани?
    Вот не знал.
    Надо срочно устанавливать мемориальные доски этим выдающимся ученым.
    Где эти ученые жили в Казани?
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    кругом одни хевреи!
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    А что вы имеете?
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    К сожалению ничего...
    "Нетленки" нет...

    Но и не выдаю себя за "великого ученого"...
    Ответить
  • Анонимно 24 янв
    Фантазер этот бабайка. Маразм налицо.
    Ответить
    Анонимно 25 янв
    Самый объективный историк.
    Ответить
    Анонимно 25 янв
    Валерий Александрович Тишков писал, что около 100 тыс. татар было записано как башкиры.
    - - -
    Не менее миллиона. Только в Илишевском районе 30 тысяч. А таких районов - не менее 30-и. Еще город Уфа, Стерлитамак и другие города. Короче, все население до Урала. Там нету никаких этнических башкир. Ни в Бюртюлях, ни в Стерлибашево, ни в Аскино. Еще и тептяре. Самих этнических башкир Южного Урала и Зауралья - не более полумиллиона человек.
    Ответить
    Анонимно 25 янв
    Все там будем...
    Ответить
  • Анонимно 25 янв
    Во первых он молодец и умница, и не какой бабайка. Ему всего 65, он настоящий абзый средних лет! Наш ученый, Дамир Исхаков еще много полезной работы, научных трудов сделает во благо татарского народа.
    Ответить
  • Анонимно 25 янв
    Прародина венгров располагалась на Урале. Все это общеизвестные вещи.
    - - -
    И эта Венгрия тогда называлась Башгирдией.
    Башгирдия и Великая (Старая) Венгрия - одно и то же. Рубрук, Карпини, Юлиан.
    Короче, башгирдами тогда называли венгров и только венгров. Масуди. Фадлан, Гарнати, Якуб и все остальные авторы писали только о венграх, упоминая о каких-то башгирдах-баджгардах. Зауральские так называемые истинные "башкиры" - самые настоящие татары, татары Чингисхана.
    Ответить
  • Анонимно 25 янв
    В связи с этим находится другая очень большая и недостаточно разработанная проблема о роли кимаков в этногенезе татар Улуса Джучи. В Кимакском каганате, центр которого располагался на Иртыше, правящей и элитной группой было племя татар. В XI веке кимакские племена начали сдвигаться на запад
    - - -
    Именно кимаки и булгары вытеснили венгров-башгирд из Предуралья. Запад Кимакский каганат на западе охватил все Зауралье, Южный Урал, Предуралье до города Стерлитамак, Верхнее и Среднее течения реки Урал. А уфимские обманщики о кимаках, о Кимакском каганате – ни слова. Почему они не говорят о них? Потому что, так называемые земли «истинных башкир» - кимакские земли. То есть истинно татарские. Есть татарское село Тамьян в Оренбургской области, их предки из кимакских татар. Кимакский каганат – такое же татарское государство, как и Кипчакская степь. Татары жили на Волге Урале задолго до Бату хана, именно татары, а не какие-то болгары-булгары.
    Ответить
  • Анонимно 25 янв
    Венгерский ученый Рона-Таш пишет, что венгры раньше жили на Среднем и Верхнем Прикамье, на Предуралье. И их называли тогда баджгардами. Под натиском волжских болгар и кимаков они вынуждены были переселиться на Дунай. Небольшая часть этих баджгард-венгров осталась жить в Верхнем Прикамье. После этого этноним баджгард претерпела такую эволюцию: на Верхнем Прикамье: баджгард – башгард-башкарт – башгирд-башкирт – башгир-башкир. А на Дунае: баджгард – маджгард-моджгард – маджщар-моджгар – маджар-мадьяр. И он считает, что теперешние башкиры, к тем баджгардам-венграм не имеют никакого отношения, оставшиеся на Верхнем Прикаье баджгарды слились с хантами, из-за языковой и культурной близости.
    Ответить
  • Анонимно 26 янв
    Вот что пишет о маджарах википедия
    - Маджары, Маджар, Мажары - средневековый город на месте современного Будённовска
    - Название венгров в арабских и персидских источниках XIII - XIV веков.
    - Мажар, Маджары, Мадияры - казахское племя, входящее в состав аргынов
    - -
    Все это от венгров-маджар. Когда венгров-маджар (тогда их называли еще баджгард-башгирд) онт некоторое время кочевали по степям Приволжья (именно этих венгров-башгирд и обнаружил Фадлан), потом под натиском печенегов переселились на Нижнее Поволжье, далее – на Северный Кавказ. Название города Маджар именно от них. Маджар был крупным торговым и административным центром, центром кипчако-кавказского улуса Золотой орды. Что касается маджар казахов и киргизов, они - отколовшаяся часть как раз тех маджар-венгров, которые кочевали на Поволжье и Зауралье. Венгерские ученые их изучили, генотипы у них венгерские.
    Ответить
  • Анонимно 28 янв
    по сохранившейся родовой легенде Адутовых наши предки пришли в долину реки Тулва-Тол в 11 веке. В те времена долине были редкие поселения удмуртов и манси. Это произошло летом, когда цвели травы - июль месяц. В долину заходили 6 дней: если взять среднюю скорость передвижения в 20км в сутки - получаем длину колоны в 120 км. Вожди удмуртов без войны уступили левобережье реки Камы - уйдя на правый - поставив только одно условие - не оскорблять могилы удмуртского святилища возле удмуртского поселения Аржан - душа ара (удмурта) - это село есть и в наши дни. По поводу согласования земельных владений был совершен обмен невестами - потомки этих браков назывались "ар зыя(лар)" - их потомков (Арзыев-ых) и в наши дни немало в Бардымском районе: от них пошли фамилии Иж-булатовы, Иж-гузины. Потомки совместных браков с народом манси носят фамилии Исмагилов-ых. Имелось и 1000-летнее древо, которое под дулами винтововк комитета бедноты было сожжено во дворе имама Гарифжана Адутова (муфтия Пермской губернии) в августе 1923 года. Обычно забывают упоминать, что там (в Бардымском районе ) башкир и татар мы считаем одним народом -являясь башкирами. Тоже интересный факт - неподалеку имеется удмуртская деревня Кипчаки и татарская - Чувашай(ево). А вдоль реки Шауба(н) - 11 деревень шаубинских татар - на карте их не видно, т.к. они разделены между Кунгурским, Березовским и Лысьвенским районами Пермского края - хотя находятся друг от друга на расстоянии вытянутой руки
    Ответить
  • Анонимно 28 янв
    Этнология представляет историко-познавательный интерес и только. Устойчивой тенденцией современного развития человечества ( желаем мы этого или нет) взаимосближение и взаимообогащение наций и народностей. Всякое разыгрывание национальной карты для человечества оборачивается трагедией. Самоизоляция, слепое следование традициям и обычаям толкает народы в средневековье, обрекает на отставание в развитии цивилизации. Эта неравномерность приводит к мировым конфликтам. За примерами ходить не надо ( Ближний Восток). И сейчас глубокое ковыряние в наших генеалогических корнях, выгодно только тем политикам, которые стремятся удовлетворить свои националистические амбиции.
    Ответить
  • Анонимно 16 февр
    Д.М. Исхаков умный ученый ..Но он работает у Хакимова и вынужден в некоторых аспектах продвигать концепцию о каких то мифических татарах
    Хотя уже всем ясно , что настоящие татары --это монголоязычное племя , которое жило на самом востоке современной Монолии , граничило с Китаем и по этому китайцы всех монголоязычных кочевников называли татарами. От китайцев это название через посредство других народов дошло до европейцев и русских .Что бы понять это понять лостаточно прочитать Карпини и Рубрука , которые были посланниками Римского Папы у монгольских ханов и несколько лет прожили среди них .

    Ответить
  • Анонимно 16 февр
    Татары --многокомпонентный народ . Это уже доказано антропологией , генетикой , археологией , этнографией и искусствоведением .
    Если рассмотреть культуру татар , то она в основе -ирано-финская , а не тюркская .
    Вот немного фактов .
    широко отмечаемый татарами праздник Новруз, празднуемый в течение нескольких дней, обычно с 21 по 24 марта. Поэтому перед праздником тщательно убираются в домах и дворах, обновляют домашнюю утварь, преподносят подарки друзьям и близким. Татарский историк Шигабетдин Марджани писал, что раньше в дни Новруза молодые люди ходили по домам и читали нараспев специальные новогодние стихи, пели песни с благожеланиями. Молодежь устраивала праздничный стол, веселилась, пела, играла.

    Помимо Новруза, следы заратуштрийского влияния просматривается в демонологических представлениях татар. Это легенды о демонических персонажах – аждаха и пери.

    Аждаха (аждага, айдахар, аждахар, аздяка) в татарской мифологии представляется как чудовищный змей-людоед, дракон, «главный среди змей». Он может иметь несколько голов и крылья. В татарских сказках аждаха прилетает и пожирает людей. Герой убивает дракона в поединке и спасает мирных жителей. В связи с этим интересным представляется предание о происхождении названия города Астрахани, приведённое турецким путешественником Эвлия Челеби XVII в. в своём сочинении «Сейахат-намэ»: «В древние времена этот город (Астрахань – ред.) лежал в развалинах и в нём находился дракон-аждерха. Пожирая всех сынов человеческих, обитающих в степи Хейхат, и всех живых тварей, он погубил несколько стран. Впоследствии некий хан-богатырь убил этого дракона, а всю округу сделал безопасной и благоустроенной – поэтому эту страну стали называть Аждерхан». Образ аждаха восходит к авестийскому дракону Ажи-Дахаку, который был побеждён Траэтаоном (Феридуном) и закован в цепи на горе Демавенд.

    С заратуштрийской мифологией связано происхождение и другого демонического образа – пери. Пери (авест. паирика) – это злые духи, могут являться в виде животных или прекрасных девушек. Они могут так заколдовать человека, что он становится одержимым, теряет память. Пери «кружат голову» человеку, парализуют его.
    Помимо мифологических понятий, в антропонимию татар входят и иранские личные имена. Они служили воплощением положительных черт, женственности и мужественности. В образовании таких имён участвовали прямые и посреднические иранские компоненты, как: гюль/гуль – цветок, диль – сердце, жан – душа, хуб(б) – хороший, добрый, шат – радостный и т. д., бану – царица, зар – золотой, наз – нежный, нар – гранат, джихан – Мир, Вселенная, фируза – победа.

    Иранские мужские имена у татар – Азат, Бахрам, Марданша, Нариман, Рушан, Фархад, Джихангир, Джиханша и т. д. Иранские женские имена у татар – Баграмия, Гаухар (Гаухария), Гульджихан, Раушан (Раушания, Рушания), Фирдауса, Хуршида, (Хуршид) и т. д. Иногда в именах использовали разные сочетания этих элементов: Айгуль – лунный цветок, Минжан – богиня и душа
    Ответить
  • Анонимно 17 февр
    Древнее искусство Татарии. Среди блях, входивших в состав нагрудных украшений мужского костюма Волжских Болгар , встречаются бляхи с изображением полиморфного чудовища (рис. 19—2)53. Фантастическое существо в них изображено с головою собаки со свисающим мясистым языком, рогами сайгака, мускулистым туловищем орла, покрытым рыбьей чешуей, цеп-
    79
    кими орлиными лапами, хвостом змеи. Характер сочетания в образе чудовища частей туловища различных представителей животного мира в данном случае не столь совершенен. Полиморфное существо представлено несколько грубовато, хотя и не лишено устрашающей силы, динамики и впечатляющей образности 54. Несомненно, в основе образа булгарского чудовища лежит изображение дракона, вынесенное Волжскими Болгарами(барсилами) из мест их прежнего обитания до появления в районах Восточной Европы. Этот образ, пройдя через вековой фильтр народных представлений, в творчестве булгарских мастеров приобрел индивидуально самобытную трактовку как художественное воплощение древнего мифологического существа всесильного и вездесущего — на земле, в небесах, под водой и в подземелье. Подобные фантастические существа довольно часто входили в герб того или иного княжества, города или государства 55. Эмблематическое изображение его, как мы полагаем, могло быть в гербе Волжской Булгарии, поскольку этот образ входит в герб Казанского ханства, являвшегося, как известно, политическим и культурным преемником Волжской Булгарии56. Полиморфный фантастический образ чудовища устойчиво сохранился до сегодняшнего дня в мифологии казанских татар под названием «аждаха».
    Ответить
  • Анонимно 17 февр
    В легендах и мифах волжских булгар, наряду с языческими богами , несомненно, фигурировали и другие мифологические образы. Еще в период развития салтовской культуры (возможно и раньше) у волжских булгар через восточно-европейских алан (явившихся их этническим компонентом) получают, по-видимому, широкое распространение, наряду с иранского происхождения мифическими существами (аж;даха — дракон, дию — див, сэмрэу — сказочная птица, фэрештэ — ангел и др.), некоторые фантастические образы древнеэллинской мифологии 8. Отголоском их является, например, известный образ Шурале в легендах и сказках казанских татар 9.
    В основе образа Шурале лежит образ древнегреческого Пана — бога лесов, покровителя пастухов, охранителя стад баранов и коз п. В образе сказочного Шурале воплотились отдельные черты и других образов древнегреческой мифологии 12. Естественно, что образы древнегреческой мифологии за длительное время существования волжских булгар и казанских татар значительно трансформировались и привели, например, к известному нам образу Шурале. Этот мифологический образ в фольклоре казанских татар — результат этнического смешения их предков — булгар с аланами и трансформированного восприятия через последних (алан) традиций эллинизма. Он лишний раз доказывает устойчивое сохранение у казанских татар явлений салтовской культуры. Эллинские традиции нашли выражение и в изобразительном языке булгарских торевтов домонгольского времени.
    Ответить
  • Анонимно 17 февр
    Как мы знаем , аланы- восточные иранцы и автор этого научного труда , доктор искусствоведения Валеев считает , что элементы иранской культуры казанские татары получили от алан , которые входили в состав волжских болгар (аскелы (сувасы) , барсилы (басласы , барадж), позднее с 11 века -буртасы ).
    Мощный иранский пласт существует и в культуре татар-мишарей , который они получили от буртасов .
    Ответить
  • Анонимно 29 марта
    Никакого народа под именем - татар в Золотой Орде не проживал, это всего лишь русское название. Казанские татары это в основе своей чуваши. А мещеряки это есть финно-угры мещёря, близкое и очень родное к мордве - эрзе. Корону снимите, ордынскую, она вам не идёт. По крови и по культуре у казанских татар нет ничего ордынского. И вы должны стать в будущем русскими, благо лицами походите на них, не отличишь.
    Ответить
  • Анонимно 29 марта
    Я тоже никогда не отрицал о существовании татарского энтоса. Правда Чингизхан уничтожил их, только название перекочевало в Поволжье, ну это благодаря русским. Cовременные татары продукт казанской интеллигенции и история у них начинается с глубокой старины - эдак с середины 19 века нашей эры. :)
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Рекомендуем