Новости раздела

Гиреи и Стефан Баторий: мега-поход крымских татар на Речь Посполиту в эпоху междуцарствия

Украинский историк Ярослав Пилипчук специально для «Реального времени» подготовил цикл статей о взаимоотношениях татарских государств (Золотой Орды и постордынских ханств) со странами нынешнего Европейского союза. Вышли материалы о связях со скандинавами, немцами, Венгрией и Румынией, Италией, Ватиканом и народами Балкан. В рамках цикла наш автор описывает историю взаимодействия Орды и Великого княжества Литовского и Польши. Сегодня автор публикует следующую часть, посвященную событиям после 1440 года, начиная с 1500 года, а также правлению Сигизмунда Старого и Сигизмунда II Августа. Сегодня речь пойдет о междуцарствии и короле Стефане Батории.


Без короля беда не только в голове

В 1572 г. умер король Речи Посполитой Сигизмунд II Август. Состоялся сейм, на котором при поддержке французов, королем был избран Генрих Валуа. Этот правитель ничем не запомнился, кроме того, что подписал «Генриховы артикулы» по которым существенно расширялись права магнатов и шляхты. Генрих Валуа бежал из Польши, и в Речи Посполитой наступило бескоролевье в 1574—1576 гг., которым воспользовались крымцы для своего набега. В 1576 г. польско-литовская знать выбрала королем Стефана Батория.

Необходимо отметить, что поляки выбирали между австрийским императором Максимилианом и протурецким кандидатом Иштваном Батори (Стефаном Баторием) из Трансильванского княжества. В 1575 г., по сведениям М. Стрыйковского, татары совершили большой поход на Русь (Галичину), Волынь и Подолье. Указано, что в ясырь было уведено 55 тыс. человек. Польский хронист сообщал о том, что самих крымских татар участвовало около 70 тыс., 22 тыс. буджакских татар и черкесы. Сообщалось, что войска Речи Посполитой нападали на вражеский аръергард, но давать бой крымцам боялись. А. Гванини сообщал, что поляки знали, что крымцы собираются ударить по Подолью.

Казаки около Черного Леса, у переправы через Днепр, зафиксировали передвижение крымцев. Волынский воевода К. Острожский возглавил войска воеводства, подольский воевода Н. Мелецкий двинулся к Сеняве. Казаки из Черкасс, Киева и Канева ударили по татарам, напав на их авангард. Когда крымцы дошли до Сенявы, они напали на город и чуть его не взяли, пока на них не напали войска поляков Я. и Е. Струсей. Шляхта и казаки победили врага и разошлись, но на Подолье напал другой отряд татар, который пришел из Молдавии и взял с Подолья в плен более 55 тыс. человек. Когда крымцы отступали, то поляки преследовали их до Молдавии, не вступая в сражения.

Польский хронист считает, что молдавский господарь Петрило был в доле с татарами. В Речи Посполитой была такая паника, что многие бежали аж до Кракова. В то же время казаки Б. Ружинского совершили нападение на Крым, вторгшись за Перекоп. М. Бельский сообщал, что казаки дали знать о походе татар и атаковали их стражу. К. Острожский назван воеводой киевским.

Сообщалось, что татары неожиданно пришли к Сеняве со стороны Молдавии, захватили в плен более чем 55 тыс. человек, увели множество людей. Сведения польских хроник дают основание говорить, что в польское межкоролевье татары совершили такой значительный поход, которого долго до того не было, по крайней мере, что-то похожее было еще во времена Сигизмунда I Старого. В походе, кроме сил самого Крымского ханства, участвовали и буджакские татары, и черкесы. Сообщалось о панике и бегстве аж под Краков. В то же время было указано, что казаки приняли участие в войне Ивони в Молдавии, а также Богданко (Б. Ружинский) прошел в Крым за Перекоп и разорил татарские земли.

Фактор неожиданности

Наиболее подробное описание вторжения зафиксировано у Б. Папроцкого в стихотворной форме. Как о событиях прошлого сказано, что татары вторгались в Подолье и Русь (Галичину), и рассказывано о большом количестве людей, уведенных в ясырь. Через Подолье они проходили быстро и избегали встречи с волынянами, потому как главной целью была Галичина. Фронт вторжения составлял около 40 миль. Н. Сенявский в 1575 г. получил информацию о возможности татарского вторжения. Он информировал других шляхтичей.

Б. Ружинский, который возглавлял казаков, доносил о количестве вражеской армии. Девлет-Гирей отправил в поход своих сыновей, а также Бакая и Сезу (предводителей буджакских и очаковских татар). Поляки и литовцы эвакуировали мирное население. Войско же Речи Посполитой возглавляли И. Сенявский, С. Данилович, К. Васичинский, П. Кирдей, братья Копичинские, Скарбки, Золендзы, Чолганские, Завиши. Были в войсках и другие уважаемые полководцы — С. Влодек, Н. Гербурт, с братьями Струсями и Лянцкоронскими. Они собрали войско около Проскурова (Хмельницкий) и встали лагерем, ожидая подхода войск гетьмана Н. Сенявского. В это время они получили известие, что враг в 30 милях. Оттуда войско выступило в район Меджибожа, получив оттуда просьбы помочь против татар. В войске литовцев и поляков были и казаки. Татары находились на Черном шляхе и были многочисленными.

Столкновение польско-литовского войска с татарским авангардом произошло у Сенявы, которая была взята в осаду. Татарские чамбулы брали в ясырь местное население. Использовав фактор неожиданности, польско-литовские войска разбили вражеский авангард, им помогали также казаки. После этого на помощь авангарду пришли Алби-Гирей, Гази-Гирей, Бакай и Сеза. Войско киевского воеводы преследовало врага от города Острополя до Бесарабового брода. Войско Волынского воеводства уничтожило 2 тыс. крымцев. В этой битве отметился Темрюк Шимкевич. Н. Сенявский приказал войскам стать лагерем у города Сенява. К. Острожский стал у Бессарабового брода и там трижды громил отдельные отряды крымцев. В кампании принял участие и староста Подолья Н. Мелецкий.

Войска крымцев рассеялись по Волыни и Подолья для взятия ясыря и представляли удобную цель. У Збаража отряд Претвича-Радецкого, который напал на татар, был разбит. Eще одно войско крымцев, которое успешно воевало на Киевщине, пришло на Подолье. Его маршрут проходил от Белой Церкви до Хмельника, и через Хмельник, Сеняву, Красилов, Уланов, Грушки. Татарское войско рассеялось по Подолью фронтом в 30 миль и доходило до Тернополя и Львова. Население и войско укрывались в замках. Сам гетман отступал через Меджибож, Проскуров к поселению Базар на границах Волыни и Киевщины. Н. Сенявский в районе Базара два раза побеждал крымцев. В. Каменецкий около замка Залоще победил отряд крымцев Ак-Булата. На Ракищевской дамбе люди Войцеха победили татар, в отместку за это крымцы сожгли 48 сел. Татары, которые вторглись в Галичину, хотели взять Рогатын и опустошить села вокруг, но против них выступил отряд С. Даниловича и А. Тарновского. Польский хронист сообщал о 110 тыс. татар (это, естественно, очень большое преувеличение).

Домой через Молдову

Среди участников похода со стороны татар упомянуты Адли-Гирей (Адиль-Гирей), Мурад-Гирей, Кази-Гирей (Гази-Гирей), Саламат (Селямет)-Гирей, Буврат-Гирей (Бахт-Гирей), Садиб (Сахиб)-Гирей, Алб-Гирей (Алп-Гирей). Во главе татарского войска находились Алп и Гази Гиреи, а также Бакай (Бакы) и Сеза. В крымском войске упомянуты сами крымцы, ногайцы, а также буджакцы и очаковцы. Крымцы опустошили села, принадлежащие братьям Струсям, и совершили рейд к Баворовому. Отдельный татарский отряд сражался около Бучача с паном Куроптавой. Шляхтич Жыдачивский сражался с татарами у Куропатников.

Ротмистр Чапка сражался с татарами у Чемеровцев. В то время крымцы вели переговоры с молдавским господарем, чтобы он пропустил их назад. Полякам же господарь ответил, что не пропустит татар. Крымцы переправлялись в Молдавию несколько дней, а польские полководцы не решились преследовать их на молдавской территории. В конце своей «Жалобной Истории» Б. Папроцкий упоминал, что Б. Ружинский напал на владения крымцев.

По сведениям Р. Гейденштейна, татарских отрядов в авангарде было два. Один из них находился в районе Сенявы, а второй — в районе Басарабского брода. Он упоминает только об одном бое Струсей с крымцами. Они сражались вместе с отрядом С. Влодки. А.М. Фредро считал, что крымцы пришли с войском в 80 тыс. и захватили в плен 11 тыс. человек и много скота. Крымцы из-под Теребовли совершили рейд на Кременец, где местные жители были разбиты ханским войском. Д. Вырский считает, что более реальна цифра в 30 тыс. крымцев-воинов. Павел Пясецкий указывал, что Стефан Баторий укрепил границу в районе Бара, Брацлава. Отмечалось, что его люди нападали на Тягиню и Качубей. Эти его люди назывались казаками. Вторжение крымцев в 1575 г. подстегнуло знать Речи Посполитой наконец выбрать себе короля.

О кампании 1575 г. сохранились сведения в украинских и белорусско-литовских летописях. Согласно Львовской летописи, вторжение крымцев достоялось на праздник Покрова в 1575 г. Острожский летописец сообщал, что татары пришли на Покров и были около Львова, а Б. Ружинский вторгся за Перекоп и многие убытки нанес татарам. В Киевской летописи было сказано, что татары воевали на Подолье и Волыни по самую Иловлю и Сокаль. Вся Польша боялась их. Г. Грабянка писал, что в 1575 г. сообщалось, что казаки по приказу киевского воеводы спустились на лодках в нижнее течение Днепра и грабили татарские орды. Сообщалось, что татары во главе с тремя султанами и семью ханскими сыновьями опустошили Подолье, а Богданко (Б. Ружинский) со своими казаками прошел Перекоп и много вреда сделал крымцам. Согласно «Хроники Литовской и Жмойтской», в 1576 г. татары причинили немалые опустошения Подолью и Волыни. В Лизогубовской летописи сказано, что в 1576 г. гетьман Богданко (Б. Ружинский) повоевал чуть не весь Крым [Бевзо 1971; Киевская летопись 1989; Грабянка, 1992; Лизогубівський літопис, 1878; Хроника Литовска и Жмойтска, 1975].

Подарки хану от нового короля

Вступив на польский престол, Стефан Баторий начал активную переписку с Крымским ханством. В материалах дипломатической переписки сказано, что зимой 1576—1577 гг. казаки Шаха ограбили крымского посла к русским. Мехмед-Гирей II оправдывал свой набег 1575 г. тем, что на его владения напали казаки. Однако это была лишь дипломатическая уловка. Крымцы продолжали прощупывать границы Речи Посполитой своими набегами.

По сведениям М. Бельского и А. Гванини, в 1577 г. крымцы напали на Волынь. Передовой отряд войск К. Острожского во главе с паном Гослицким и черкесом Сологоном нанес потери передовым отрядам крымцев, но потом был побежден подошедшими вражескими силами. Крымцы в 1577 г. подошли под Дубно. Сын Константина Януш Острожский храбро отбивал приступы врага, совершая дерзкие вылазки. Отряд Гербурта из Дзедзилова и С. Лянцкоронского столкнулся с врагами, нанеся им ощутимые потери, но и сам понес значительные потери.

Битва состоялась у Сковородок в миле от Староконстантинова. В битве погибли несколько десятков крымцев. В 1577 г. в Крым отправилось посольство Е. Тарановского. Он предлагал ежегодную плату в 20 тыс. талеров, а в 1577 г. — 24 тыс. талеров. В 1578 г. М. Броневский был отправлен с миссией в Крым. Вместе с ним был Е. Тарановский, а также и польский ренегат И. Белецкий. Они преподнесли хану дары. В 1579 г. Стефан Баторий продолжал отправлять дары в Бахчисарай. В 1581 г. А. Хоранжич отправился в Крым. В 1582 г. крымцы отправили посольство в ответ. Путем дипломатических миссий и уплаты значительной сумы денег литовцы и поляки добились союза с крымцами.

Острожский летописец сообщал, что в 1577 г. татары пробовали взять Дубно, около 2 ноября татары были под Заславлем (Изяславом). Стефан Баторий нанес поражение татарам под Заславлем. Татары прошлись огнем и мечом Южную Волынь, но атамана Шаха так и не нашли. В 1578 г. крымцы совершили малый набег на Украину. Они взяли в осаду Острог, но Константин-Василий Острожский сумел найти с ними общий язык. Посол от хана в Речи Посполитой желал удаления казаков из крымского пограничья. Османский султан жаловался Стефану Баторию на казаков и их нападение на Крым, а также вмешательство в молдавские дела. По сведениям Б. Руссова, крымцы обещали в 1578 г. Стефану Баторию тревожить Москву.

В 1579 г. крымцы прибыли в Кенинсберг через Литву. Оттуда они отправились в Швецию. Подарив коня и два верблюда, они просили, чтобы король не заключал с русскими мир. С королем Юханом III (на фото) тогда переписывался Мехмед-Гирей II.

Казань и Астрахань не вернуть

В 1577 г. Стефан Баторий примирился с Османами, а крымцы были отвлечены от границ Речи Посполитой участием Гази-Гирея в походе на Ширван в 1578 г. во время персидско-османской войны. Необходимо отметить, что Стефан Баторий вынудил крымцев двинуться в фарватере своей политики. Удачные военные действия поляков и литовцев, а также набеги казаков показали бесперспективность нападений на Киевщину, Подолье и Галичину.

Кроме того, король хорошо использовал дипломатию. С 1578 по 1583 гг. Крымское ханство занимало выразительную антирусскую позицию, но цель отвоевания Казани и Хадж-Тархана оставалась недостижима. А. Тарановский в июле 1578 г. доставил упоминки крымским ханам в Черкассы. В том же году царские дипломаты разработали проект военного союза Крымского ханства и Русского государства против Речи Посполиты, но он так и не был реализирован. Стефан Баторий с 1578 г. заключил с Гиреями антирусский союз и этим сделал невозможным русско-крымский альянс. И до того сложные русско-крымские отношения еще больше обострились. В 1573, 1574, 1576, 1581, 1582 гг. крымцы совершали нападения на русские владения, что берегло границу Речи Посполитой от татарских набегов. В 1582 г. против русских выступили ногайцы.

Находясь в кольце врагов, Иван IV Грозный пошел на заключение Ям-Запольского мира с Речью Посполитой, по которому Стефан Баторий получал власть над большинством территорий Ливонского Ордена, за исключением Северной Эстонии, принадлежавшей Швеции. Курляндия стала частью Речи Посполитой, а Пруссия в XVI в. оставалась вассалом поляков. Также Стефан Баторий постарался ввести казачество в рамки закона, обеспечив им реестр, и решил направить их энергию против русских, однако казаки и далее нападали на татар. В 1582 г. они ограбили крымского посла, а в 1583 г. взяли Ягорлык и Тягиню. Стефан Баторий наказал виновников вмешательства в молдавские дела в 1583 г.

Продолжение следует

​Ярослав Пилипчук

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 г. в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».


Новости партнеров