Новости раздела

Тегеран прислал в Татарстан специалиста по «мягкой силе» и «твердой руке Москвы»

Консульская чехарда: Иран сменил за год трех дипломатических представителей в Казани

Спустя полгода в иранском диппредставительстве в Казани сменился очередной консул. На этот раз и.о. консула Надали Нади, которого практически не было слышно, сменил другой исполняющий обязанности — 55-летний Алибеман Экбали Зарч, успевший поработать дипломатом в Восточной Европе. «Реальное время» выясняло, чем еще прославился новый консул.

Ветеран балканского дипломатического похода

Как первой сообщила газета «Реальное время», в Генеральном консульстве Исламской Республики Иран в г. Казани появился новый руководитель дипмиссии — Алибеман Экбали Зарч. Судя по послужному списку, новый консул имел богатый опыт работы в странах бывшего социалистического лагеря. Так, в течение трех лет он был послом Ирана в Албании (2007—2010 годы), а перед этим он был первым заместителем посла в Румынии (2000—2004 годы).

За годы работы в Бухаресте и Тиране Алибеман Экбали Зарч достаточно глубоко погрузился в изучение этих стран. Он числится автором не только персидско-румынского словаря и румынско-персидского разговорника, монографий «Давние связи Ирана и Румынии» и «Поэтический Иран о действительности», но и ряда статей. К примеру, как прекрасно звучат названия статей: «Румынская социология: от коммунистической диктатуры до демократии», «Чаушеску и румынская революция», «Энергия на Балканах и борьба за трубопроводы «Калан», «Интеграция Юго-Восточной Европы в Европейском союзе».


За годы работы в Бухаресте и Тиране Алибеман Экбали Зарч достаточно глубоко погрузился в изучение этих стран. Фото lajme.gen.al

Личность Алибемана Экбали Зарча интересовала и балканские СМИ. Так, в 2010 году Alibeman Eghbali Zarch попал в поле зрения аналитиков сербского интернет-издания Serbianna. Материал, в котором «засветился» Зарч, был посвящен так называемой «мягкой силе» Ирана, плавно достигшей Балкан, и организациям, поспособствовавшим этому. Автор материала отмечает, что с ранних 90-х и периода гражданских войн в Югославии Иран предпринимал попытки проникнуть в Балканский регион, открывая религиозно-образовательные учреждения и различные негосударственные организации. В самой статье деятельность Зарча приводится в качестве одного из примеров применения «мягкой силы» на территории Албании.

Речь идет об «Ассоциации дружбы Албании и Ирана». Она была основана бывшим иранским послом в Албании Mr. Alibeman Eghbali Zarch. Руководителем ассоциации является Bedri Bylyku. Ассоциации удалось привлечь в свой состав видных членов научного сообщества Албании, таких как Eduart Sulstarova, Emil Lafe и Jorgo Bulo. Целевая аудитория ассоциации — исключительно ученые высокого уровня, бизнесмены и политики».

Далее Алибеман Экбали Зарч работает в ранге старшего эксперта заместителя главы МИД Ирана по странам Европы и Америки.

Геополитический треугольник

Что интересно, в специализированном издании Iranian Diplomacy за 2014 год можно найти статью под авторством Али Бемана Экбали Зареча (Ali Beman Eghbali Zarech) с громким заголовком «Капитализм — неонационализм — путинизм».

Если вкратце, по мнению автора, разногласия, все чаще возникающие между представителями руководства стран Запада, России и Восточной Европы, демонстрируют слабость лидеров этих государств в деле установления искусственного баланса между псевдокапитализмом, крайним национализмом и стремлением Владимира Путина возродить российскую мощь и самобытность.

Первым углом треугольника, описываемого автором, является капитализм. По словам Зарча, основные капиталы уже упомянутых стран находятся в руках лишь узкого круга людей. Так, например, в охваченной кризисом Украине более 70% текущего капитала находятся во владении менее чем 80 олигархов. Приблизительно такая же ситуация, по его мнению, наблюдается и в большинстве других стран бывшего коммунистического лагеря, включая Россию. И, конечно, проблема распределения финансовых средств внутри Европейского союза также вызывает опасения экспертов.
Другим углом треугольника является проблема усиления национализма, который, как уверен Зарч, за последний год смог уверенно заявить о себе на Украине благодаря организованным протестам при поддержке Запада. Также национализм якобы породил русский сепаратизм и привел к отделению Крымского полуострова, из-за чего Запад ввел санкции против России.

Третьим углом этого треугольника является возрождение российской самобытности и рост влияния России на международной арене, особенно в европейской политике. Зарч утверждает: с началом сирийского кризиса и попыток западных стран свергнуть Башара Асада Владимир Путин уверенно заявил о своем несогласии с политикой Запада и тем самым положил начало новому этапу в истории международной дипломатии и отношений между Востоком и Западом. Также, по мнению автора, Россия извлекла максимум прибыли от противоречий между Ираном и Западом по ядерной проблеме, оградив энергетический рынок Европы от заманчивых возможностей и колоссальных запасов нефти и газа Исламской Республики.

Четвертый консул по счету

С открытия консульства в Казани в декабре 2007 года его возглавлял Реза Багбан Кондори. В феврале 2011 года на посту генерального консула Исламской Республики Иран в РТ его сменил Расул Багернежад Шаян, до этого работавший в Москве.

Однако дальше консулы стали меняться буквально каждые полгода. Сейчас это уже третья смена главы консульства чуть более чем за год. В середине 2015 года Расула Багернежада Шаяна сменил Мохсен Фагани (читайте стенограмму онлайн-конференции с ним в «Реальном времени»). Буквально через полгода этот пост занял Надали Нади, и сейчас в консульстве новый управляющий — Алибеман Экбали Зарч. Каждый из троих последних считался исполняющим обязанности, а не генеральным консулом.

Из всех консулов больше всех запомнился Багернежад Шаян, принимавший участие практически во всех важных мероприятиях в Казани и производивший впечатление не только дипломата.

В консульстве Ирана в Казани заявили, что комментировать причины смены консулов не будут. Не удалось получить ответ на момент написания статьи и в посольстве Ирана в Москве.

Чем иранцы хуже турок

Гумер Исаев, политолог и востоковед, считает, что причина частой смены консулов в Казани может быть чисто технической, нежели имеющей под собой какую-то политическую, идеологическую подоплеку. «С одной стороны, мне кажется, что, наверное, не является эта позиция какой-то стратегически важной для иранского руководства. Вряд ли консул в Казани, при всем уважении и понимании важности отношений между Республикой Татарстан и Ираном, не думаю, что это такой важный момент. Наверное, все-таки самый важный представитель Ирана — это посол Ирана в Москве, объективно говоря, поэтому здесь, наверное, надо искать причину в каких-то внутренних сюжетах, связанных с Иранским МИД, нежели связывать это с результатом какой-то иранской активности в татарстанском направлении», — размышляет политолог.

С версией о том, что Казань не слишком уж престижное место, согласен и человек, знакомый с работой консульства. По его словам, тот же Фагани якобы не горел желанием работать в республике, поскольку у него были шансы попасть на более интересное место в Тегеране.

Фагани якобы не горел желанием работать в республике, поскольку у него были шансы попасть на более интересное место в Тегеране. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

По мнению Исаева, сам факт открытия в Казани иранского консульства — это политическая вещь, в то же время — это показатель того, что, с одной стороны республика Татарстан, с другой стороны — Казань оценена как важный город с точки зрения политики для Ирана. «Я думаю, что в целом Иран в каком-то смысле пытался продемонстрировать, что он не хуже Турции (Турция тоже имеет консульство в Казани). К тому же Иран сам старается проводить эффективную политику по отношению к России — я имею в виду и Иранский культурный центр в Москве, который довольно-таки активно действует, и большое количество мероприятий. В целом это, конечно же, показатель желания Ирана быть на виду», — говорит эксперт. К слову, можно отметить, что первая публичная встреча нового и.о. консула в Казани была именно с турецким коллегой Турханом Дильмачем.

По его мнению, что касается экономический отношений, то не будем забывать, что сейчас проходит процесс, который для Ирана важен — это снятие санкций. «Можно сказать, Иран возвращается в мировую экономику, потому что, как известно, именно из-за своей ядерной программы страна оказалась под санкциями. И, в принципе, ее торгово-экономические отношения были существенно ограничены. Сейчас, кажется, есть возможность включиться в том числе и российским компаниям, наверняка и татарстанские компании могут быть для Ирана интересны в качестве торговых партнеров, — говорит Исаев и продолжает:

— Есть очень интересный момент: пока Иран находился под санкциями, как раз-таки у российских компаний была возможность заключать выгодные соглашения с Ираном, пользуясь этой ситуацией. Но, с другой стороны, многие компании, я думаю, боялись заключать какие-то договоры с иранскими компаниями, потому что все-таки санкции».

.

Лина Саримова, Дмитрий Семягин, Арслан Минвалеев
Справка

Алибеман Экбали Зарч

Дата и место рождения — 11.08.1961 г., город Йезд

Женат, трое детей

Образование:

  • бакалавр истории романской и английской литературы
  • магистр социологии

Владение языками:

  • румынский в совершенстве,
  • английский, албанский разговорный.

Занимаемые должности:

  • Посол ИРИ в Албании 2007—2010 годы.
  • Первый заместитель посла в Румынии 2000—2004 годы.
  • Член Высшего совета социального обеспечения МИД ИРИ 2005—2006 годы
  • Член Комитета управления по кооперации МИД ИРИ 2005—2007 годы
  • Старший эксперт заместителя министра по странам Европы и Америки — по настоящее время.
  • Исполняющий обязанности руководителя Генерального консульства ИРИ в г.Казань — 2016 год.

Книги:

  • Персидско–румынский словарь — 1998 год
  • Румынско–персидский разговорник — 2002 год
  • «Давние связи Ирана и Румынии» — 2004 год
  • «Поэтический Иран о действительности» на албанском языке — 2010 год

Перевод на румынский язык:

  • Алламе Табатабаи «Шииты в исламе»
  • «Политические и культурные основы в исламском Иране»
  • «Страница из истории и цивилизации Ирана»

Научные статьи:

  • «Румынская социология: от коммунистической диктатуры до демократии»
  • «Перспектива религиозной социологии» — научный журнал Высшей школы журналистики Бухареста, 2005 год.
  • «Наука, цивилизация Ирана», журнал «Порла», 2010 год, №1(52)
  • Культурное взаимодействие и диалог — журнал «Ура», №1, Тирана, 2009 год
  • «Аналитические методы в исследовании Исламской революции» — 2010 год.
  • «Религия и политика в православии» — научный журнал Университета Джамиятолмостафа, 2015 год.

Исследовательские и политические статьи:

  • «Чаушеску и румынская революция» — газета «Эттелаат», Иран — Паруги (70 часть), 1998 год
  • «Интеграция Юго-Восточной Европы в Европейском союзе» — журнал «Хамшахрие дипломатик», 2007 год.
  • «Перспектива внешней политики Ирана» — «Албаниян дейли ньюз», ноябрь 2009 г., Тирана.
  • «Линии передачи энергии на Балканах» — журнал «Хамшахрие дипломатик», 2007 год.
  • «Энергия на Балканах и борьба за трубопроводы «Калан» — Тирана, 2007 год.
  • «Слабый перед сильным — функция Генерального секретаря ООН» — журнал «Хамшахрие дипломатик», 2012 год.
  • «Проблемы европейских армий» — журнал «Хамшахрие дипломатик», 2007 год.

Социальная деятельность:

  • Член правления и руководитель Общества дружбы Ирана и Албании с 2013 года по настоящее время
  • Член правления и почетный руководитель Общества дружбы Ирана и Албании с 2004 года по настоящее время

Новости партнеров