Новости раздела

Александр Проханов: «Сейчас бессмысленно вспоминать и винить Грозного в том, что он взял Казань»

Главный редактор газеты «Завтра» объяснил, почему в День памяти в Орле открыли памятник Ивану IV

В субботу, 15 октября, произошло событие, которое раскололо интеллектуальную элиту на два лагеря — в Орле был открыт памятник Ивану Грозному. «Реальное время» побеседовало с присутствовавшим на церемонии открытия известным писателем и политиком Александром Прохановым, который рассказал о том, почему этот монумент действительно нужен нашей стране, как он относится к ожесточенным спорам вокруг установки памятника, и как можно расценивать удивительное совпадение дат — монумент был открыт в день взятия Казани войсками Ивана Грозного.

«Со всех сторон нас окружает НАТО, и государству грозит крах»

— Александр Андреевич, хотелось бы из первых уст узнать о том, как прошло открытие памятника Ивану Грозному. Какая царила атмосфера? Не было ли попыток срыва церемонии?

— Там была праздничная атмосфера, вышел практически весь город, выступали ансамбли народной песни, казачьи песни звучали, приехало много гостей. Выступал губернатор, были профессора истории, московские гости, включая Кургиняна [Сергей Кургинян, российский политический деятель, — прим. ред.] и меня. Памятник освящался старцем Илием — духовником Патриарха. Через это освящение, окропление памятника православная церковь одобрила его установление. В общем, все прошло очень торжественно и высоко.

Попыток срыва не было. Вот на телепередачах, которые «Первый канал» устраивал, были приглашены три таких «протестанта» — один из «Яблока», другой еще откуда-то, но это было абсолютно камерно и это не было связано с листовками, демонстрациями — этого не было.

— Полиция следила за процессом?

— Там было огромное скопление людей, и, конечно же, полиция следила за порядком, распределяла потоки — как при любом массовом мероприятии, но это было не для того, чтобы предотвратить бомбардировку памятника из беспилотников, которые прилетели бы из-за границы. Это было обычное присутствие полиции.

«Там была праздничная атмосфера, вышел практически весь город, выступали ансамбли народной песни, казачьи песни звучали, приехало много гостей...» Фото Светланы Кореньковой (gazeta.ru)

— Не могли бы вы рассказать, почему этот памятник нужен современной России, в которой настали довольно тяжелые времена?

— Вот, например, установили на Фонтанке памятник Чижику-Пыжику — это очень своевременный мощный памятник, и рядом с ним такой же крохотный памятник Носу — вот эти памятники символы нашего времени. У нас же нет героев, государству нашему ничего не грозит, можем и потешаться. Чижики-Пыжики, Носы, можно установить памятник комару или левой ноги мухи…

Сейчас время непростое, потому что государство российское после катастрофы 1991 года подвергается мощнейшему давлению. Оно непростое не тем, что существуют диссиденты, не тем, что существует так называемая «пятая колонна», а тем, что со всех сторон нас окружает НАТО, и государству грозит крах.

Поэтому все, что делается властью и народом для сохранения государства, это абсолютно оправдано. Памятники тем лидерам, которые государство сохранили, расширили, упрочили и защитили — это своевременно и нужно.

«Кто такой Карамзин? Кто такой Соловьев? Кто такой Ключевский? Это все представители правящих классов дворянств»

— Установка памятника вызвала много споров: Ивана Грозного называют и оболганным царем-реформатором, и тираном, и деспотом… Как вы относитесь к подобным дискуссиям?

— Для меня царь Грозный — это великий русский государственник, который внес огромный вклад в создание централизованного русского государства, потому что история государства российского — это история его централизации, история отражения врагов, противников, и Грозный сделал это как никто другой.

В истории русских государств или империй было несколько таких людей — это Владимир Святой, который соединил и через оружие, и через православие древнюю Киевско-Новгородскую Русь, Иван Грозный — Московскую Русь или вторую империю, Петр I — Романовскую империю, Сталин — Советскую, четвертую империю, ну, и сейчас этим занимается Владимир Владимирович Путин.

«Для меня царь Грозный — это великий русский государственник, который внес огромный вклад в создание централизованного русского государства». Фото zavtra.ru

— Многие противники установки монумента справедливо подмечают, что на памятнике 1000-летию Руси в Великом Новгороде Ивана Грозного нет...

— Да, его там нет, но мы открытием этого памятника восполнили эту утрату. Теперь он появился, и если не на памятнике 1000-летию Руси, то в Орле, который он основал.

Видите ли, у Ивана Грозного есть две репутации — одна создана народом в былинах, сказаниях, песнях — это репутация великого деятеля, во многом справедливого. Они не называют его «Кровавым». «Кровавая» — это Мария Тюдор, европейская правительница или Николай Кровавый. Грозного не называли «Кровавым». И один из городов России тоже называется Грозным, между прочим. Эта репутация народная была положительной, хотя не такой святоносной, как у святых.

И есть вторая репутация, которая создавалась аристократией, дворянством, потом интеллигенцией. Кто такой Карамзин? Кто такой Соловьев? Кто такой Ключевский? Это все представители правящих классов дворянств, против кого в свое время был поднят карающий меч Ивана Грозного. Вот эти две репутации живут. Сегодня бессмысленно говорить об этих двух репутациях – дворян нет. Придется восстанавливать репутацию так, как она полезна сегодняшнему обществу и государству.

«Татары — это один из столпов, на которых держится сегодняшнее государство»

— Открытие памятника в День памяти падения Казани — это простое совпадение?

— Не могу ничего сказать по этому поводу. Просто день памятника совпал с Покровом Пресвятой Богородицы. Покров — это самый главный русский православный храм, и не даром в Москве Собор Василия Блаженного — это один из самых прекрасных храмов в России — это образ русского рая. Мы говорили о том, что открытие памятника совпало с праздником Пресвятой Богородицы, а то, что Казань была в этот день взята…

Это была пора, когда то татары брали Москву, то Москва отбивалась от татар, то Москва платила дань Орде, то наоборот. С этих пор все изменилось. Сейчас бессмысленно вспоминать и винить Грозного в том, что он взял Казань. Это была борьба за создание государства. Как только он взял Казань, татарские элиты сразу были введены в круг близких царю, татарские благородные роды не были избиты или истреблены — наоборот, они стали в том числе и русской элитой.

Здесь я в любом случае не вижу национальной подоплеки. Хотя, из всего можно извлечь импульс, согласитесь. И даже из того, что мы с вами сейчас говорим не по-татарски.

«Сейчас бессмысленно вспоминать и винить Грозного в том, что он взял Казань. Это была борьба за создание государства». Фото tatarstan-mitropolia.ru

— То есть, на ваш взгляд, это не вносит какого-либо раздора? Плюс, все мы знаем, что в основе современной России есть и золотоордынское начало...

— Раздор, конечно, был внесен Ельциным в то время, когда Татарстан собирался чуть ли не отделиться от России, и формировал собственную армию, но эти времена, слава Богу, кончились, и этот сепаратизм (по крайней мере в явной форме) был преодолен.

А что касается русских представлений о татарах сегодня, то я считаю, что это великий народ, восхитительные люди, прекрасные, твердые, организованные, сплоченные. Государствообразующий народ — это не какое-то нацменьшинство (как кто-то мог отзываться). Не будь татар, не было бы сегодняшнего российского государства. Волжская цивилизация — это удивительное явление, в котором татары занимают очень видную и важную часть. Для меня и для известных мне русских государственников, татары — это культура, это народ, это один из столпов главных, на которых держится сегодняшнее государство.

Лина Саримова

Новости партнеров