Рафик Мухаметшин: «Проповеди на русском языке читались в мечетях «Бурнай», «Энилэр»...»
В Российском исламском институте вводится квота на поступающих девушек: в общем числе абитуриентов должно быть не более 25% женщин
11 августа ДУМ РТ приняло решение проводить пятничные проповеди исключительно на татарском языке. Эта новость была воспринята неоднозначно, однако сами представители татарского духовенства считают, что татары должны говорить в собственных мечетях на родном языке. Для тех, кто не знает татарского языка, предлагается раздавать распечатки, организовывать курсы или проводить русскоязычные проповеди по другим дням. Об этом сегодня говорили на пресс-конференции в «Татар-информ», на которой побывал и корреспондент «Реального времени».
Мусульмане не хотят быть татарами?
— Это не значит, что политика ДУМ РТ в отношении мечетей кардинально изменится, поскольку в Татарстане мечетей, где читают проповеди на русском языке, и так было немного, а в деревнях их не было вовсе. Поэтому было бы неправильно говорить о том, что данное решение кардинально изменит ситуацию в мечетях, — разъяснил сегодня ситуацию ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин на пресс-конференции в «Татар-информ».
По его оценкам, около 85% татар считают себя мусульманами, но при этом половина из них в мечеть не ходят, ограничиваясь лишь посещением пятничных намазов, поэтому имамы должны использовать эту возможность и во время этих нечастых встреч давать наставления в первую очередь молодежи. Мухаметшин допускает, что решение о чтении проповедей на татарском языке Духовного управления мусульман РТ может создать определенные проблемы, но на вопрос нужно смотреть шире — на сегодняшний день религия и национальность обособляются все больше.
— К сожалению, молодые мусульмане сильно отдаляются от национальных вопросов. У них есть свои приоритеты, они подчеркивают, что они — мусульмане, поэтому и национальным традициям, и языку уделяется очень мало внимания, — заметил Мухаметшин.
Решение ДУМ РТ, по мнению ректора РИИ, должно привести к тому, что мечети отчасти возьмут на себя функцию сохранения языка, так как на сегодняшний день школы с ней не справляются.
Что касается представителей других национальностей, Мухаметшин уверен, что их права ущемлены не будут, поскольку пятничная проповедь не является основной частью пятничного намаза, а молитвы читаются на арабском языке.
Мухаметшин напомнил, что практика чтения проповедей на русском языке велась в мечетях «Бурнай», «Энилэр», но сейчас это будет прекращено.
— У нас работает порядка 1500 мечетей. Для них для всех это решение является обязательным, — рассказал Мухаметшин. Но понятно, что решение ДУМ РТ распространяется только на мечети, расположенные на территории Татарстана.
Не знающим татарский — листовки и курсы
Другое дело, что часть общественности забеспокоилась о том, что мусульман, которые не будут до конца понимать сказанное имамом, могут завлечь в сомнительные секты и течения.
— Напротив, в подъездах раз в две недели мы находим брошюры, написанные на татарском языке, — какие-то небольшие секты зовут вступить в их ряды. Выдавая это за слова Аллаха, они выпускают эти листовки. Посмотрите, они нисколько не ленятся использовать в этой технологии татарский язык и таким образом привлекать людей. А почему мы в своих мечетях должны избегать этого? Если говорить о молодежи, для ее представителей знание еще одного языка — большое преимущество, — считает председатель Всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин.
В качестве альтернативы для людей, которые не знают татарского языка или хотят понимать его лучше, он предлагает делать специальные распечатки на русском языке или обучать татарскому языку в самих мечетях. К примеру, такая практика есть в мечети «Амина».
Научить узбеков и таджиков татарскому языку
Имам-мухтасиб Зеленодольска и Зеленодольского района Габделхамит Зиннатуллин отчасти подтвердил слова Мухаметшина, рассказав, что он все проповеди и так читает на татарском языке. Возвращаясь к теме представителей других народов, исповедующих ислам, он отметил, что даже узбеки или таджики, встречая его где-нибудь на рынке, здороваются с ним по-татарски, не говоря уже о самих татарах, которые благодарят имама, научившего их родному языку. По мнению Зиннатуллина, проживая в другой стране, нужно изучать языки, традиции и обычаи коренного народа.
— Я сам учился в Бухаре с 1974 по 1980 годы. Наши учителя были узбеками и таджиками. Они вели занятия на узбекском языке. Мы их любили и уважали за их знания, поэтому мы полюбили и их язык. У нас не было и мысли о том, чтобы нас учили на другом языке, — вспоминает Зиннатуллин.
Заведующий кафедрой новой истории Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Ильдус Загидуллин также уверен, что вопрос сохранения татарского языка находится в кризисном положении —татарский язык практически не используется в официальном общении. С этой точки зрения, мечети частично могут взять на себя функцию обучения языку. Более подробные размышления ученого о том, как муллы выбирали между языком Корана и Тукая читайте здесь.
«Сложно представить, чтобы другие народы в построенные ими мечети посадили татар. А татары свои позиции сдают»
Для тех, кто не понимает татарского языка, Мухаметшин предлагает устраивать русскоязычные проповеди в другие дни недели. Однако он подчеркивает, что решение ДУМ РТ подразумевает обязательное чтение проповедей на татарском языке по пятницам во всех татарстанских мечетях.
— Наши имамы постепенно сдают позиции — татары не ходят в мечеть, и, ссылаясь на то, что есть и другие народы, имамы взяли и перешли на русский язык. В последние 10 лет шел этот процесс. Сложно представить, чтобы другие народы в построенные ими мечети посадили татар. А татары свои позиции сдают, но, конечно, не в Татарстане, а в других регионах.
Как оказалось, в Российском исламском институте уже озаботились о кадрах, владеющих татарским языком, ведь зачастую молодые специалисты, обучавшиеся за рубежом, лучше владеют арабским языком. Так что в РИИ решили уменьшить долю шакирдов, не знающих татарского языка. И это не дискриминация — по словам Мухаметшина, имамам, не знающим татарского языка, приходится сложно.
Еще одно изменение касается студенток — в этом году было установлено ограничение, в соответствии с которым среди поступающих должно быть не более 25% женщин. И тоже не является дискриминацией — женщинам с теологическим образованием найти работу оказывается еще сложнее. Конечно, большинство из них выходят замуж, но это значит, что, готовя невест, вуз рискует превратиться в Институт благородных девиц, подчеркнул Мухаметшин.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.