«В США обещания кандидатов не имеют никакого значения, так как у президента есть право их не выполнять»
Надежда Кеворкова: чем президентские выборы в США отличаются от выборов в РФ
В этом году в США состоятся 58-е выборы президента. Главным заинтересованным наблюдателем в предвыборном процессе остается Москва. В России не сходит с информационной повестки вопрос, кто станет американским президентом — Хиллари Клинтон или Дональд Трамп, и кто из них более удобен нам. По мнению журналистки Надежды Кеворковой, немало поработавшей в США, будущий хозяин Белого дома останется таким же исполнителем отведенной ему роли, а судьбоносные решения будут по-прежнему приниматься другими лицами. Своими мыслями она поделилась в своей колонке, написанной специально для «Реального времени».
Россия хочет The Donald
Главные российские новости — новости о США. Их выборы — это наши выборы. Похоже, это мы выбираем их 45-го президента и хотим, чтобы им стал Дональд Трамп, которого даже жена назвала The Donald. Только в России телепропаганда рекламирует этого странного человека с желтыми волосами, который произносит шокирующие речи. Весь остальной неамериканский мир не то чтобы за Хиллари, но точно против него.
Американские выборы состоятся через полгода. В конце лета обе партии на своих съездах, которые совершенно не похожи на то, к чему привыкли россияне, окончательно определятся со своими кандидатами. За это время могут случиться хорошо подготовленные скандалы, и только они способны поменять финалистов.
Если этого не произойдет, то США будут выбирать между эксцентричным богатеем и не имеющим опыта в политике республиканцем Дональдом Трампом и ферзем американской политики демократкой Хиллари Клинтон.
Так ли велика разница между кандидатами?
Интрига
Выборы президента США — политическая драматургия высокого класса, которая на поверку довольно проста, если вы внутри процесса, и непроницаема, если вы снаружи. На американских выборах всегда есть интрига.
Американцев, в отличие от россиян, не получится кормить позавчерашним салатом из «единой» и «справедливой» России, с бесконечно возрастающим рейтингом стареющего первого лица.
Реальная политика, то есть куда двинуть войска и капиталы, к выборам отношения не имеет. Это шоу. Его делают профессионалы.
Выдвижение афроамериканца восемь лет назад создало беспрецедентную по драматизму ситуацию. За полвека до того не меньшую бурю вызвал кандидат-католик Джон Кеннеди.
Ни один более или менее серьезный эксперт не был готов к победе Обамы, «белого негра», которого не принимали за своего ни черные, ни белые. Однако тот победил и уверенно продержался два срока. А герой вьетнамской войны и последовательный враг постсоветской России Джон Маккейн проиграл.
Благодаря восьмилетнему пребыванию афроамериканца в Овальном кабинете обыватель заметил повсеместную моду на негритянский акцент, палку для селфи и злобные шутки над Путиным. За пределами обывательских представлений Обама достиг несбыточного: он предложил России, фавориту мирового общественного мнения, стать главным мировым плохишом и бомбить мусульман Сирии. Россия согласилась, а Америка примеряет белое оперение всемирного голубя мира.
После избрания Обамы президент Хиллари не смотрится чем-то несбыточным. А вот президент The Donald все еще маловероятен.
Но американцы хороши тем, что они способны промоутировать любой абсурд и извлечь из него выгоду для себя.
Президент важен, а кто он — нет
Мнимая непредсказуемость — главная приправа американских выборов.
Кого выберут президентом, не столь важно, поскольку США — устойчивая, с большим запасом прочности политическая конструкция, а не банановая республика и не восточная деспотия, где от настроения первого лица зависит жизнь миллионов.
Президент США — консенсусная и договорная фигура, кто бы он ни был. Именно поэтому в Америке абсолютная свобода слова за одним исключением — нельзя призывать к убийству президента.
Слон или осел?
Даже партийная символика в Америке — нечто не до конца серьезное. Красный слон — символ республиканцев. Синий осел — демократов.
Полтора века назад демократы назывались республиканцами.
У демократов, как правило, лучше получается быть веселыми американцами. У республиканцев — занудными и обстоятельными янки. И те, и другие исправно исполняют в деталях прописанный план американского управления миром.
35 лет назад бывший голливудский актер Рейган патетически назвал СССР «империей зла» — и победил ее без единого выстрела.
Клинтоны, въехав в Белый дом четверть века назад, прыгали на кровати Джорджа Вашингтона, кидались подушками и не думали, где находится Югославия, которую США разберут на составные части.
Считается, что американские выборы невозможно предсказать, хотя в них всего два варианта.
Институт Гэллапа, лидер американской социологии, лишь один раз ошибся с прогнозом. При этом прогноз Гэллапа сознательно выводится за скобки массового внимания — по крайней мере теми, кто в течение года подогревает интерес к выборам.
Купите бублики
Выборы в США — это грандиозное театрализованное представление. Все его участники знают об этом и не строят из себя вершителей судеб. Они понимают, что они просто нанятые исполнители.
Американцы сохраняют определенное безразличие к этому процессу, за исключением политического класса, который крайне узок.
При этом значительная часть ангажированной публики бесплатно участвует в выборной активности. Эти люди полагают, что демократия стоит того, а их энтузиазм вернется им сторицей.
От фигуры и личности президента ни внешняя, ни внутренняя политика особо не зависят. Но есть довольно большой отряд говорящих голов, которые должны рассказывать, что это не так.
В политическом механизме США заложена гигантская система согласований, подстраховок и планирования, которая позволяет избрать любого кандидата. Нелепых среди них было довольно много, но, невзирая на таковых, США только наращивали свое влияние и мощь.
Внешняя политика разрабатывается Госдепом США и совокупностью мозговых трестов, разведок и служб, а вовсе не определяется сиюминутным настроением президента и круга его сотрудников.
Внутренняя политика исходит, как это ни смешно россиянам, из нужд людей и выгод корпораций — у всех есть система лоббирования. «Простой американец» все еще определяет многое внутри Америки. Всякий кандидат, которому достанется Белый дом, является результатом договора элит, а не джокером из крапленой колоды.
Американцы
Путь на вершину американской власти не усеян таким количеством трупов и предательств, как показано в сериалах, по которым обыватель строит свое отношение к выборам в США. Выборы — это сцена, глядя на которую американцы должны снова и снова убеждаться, что демократия у них есть. И что это лучшая демократия в мире.
Именно ради такого эффекта кандидаты колесят по всей стране, встречаются с «простыми американцами», играют в домино с рабочими, поют песни с жителями глубинки, едят ужасную еду в забегаловках, шутят и хохочут во все горло. То есть делают все то, что в России у власти считается не царским делом.
В выборах нельзя победить, не продемонстрировав на дебатах свои промахи. Американцы не выбирают роботов — они выбирают таких, как они сами, а не небожителей.
Американцы знают, что обещания кандидатов не имеют никакого значения, так как у президента США есть право их не выполнять. Но есть президенты, которые фанатично отрабатывают обещанное — таков, например, был Билл Клинтон, который, кстати, благодаря своей жене Хиллари, провел реформу страхования и здравоохранения.
Американцев меньше всего интересует внешняя политика. Последний раз она играла роль во время импичмента Никсона. Но даже тогда американцев волновала не сама вьетнамская война, не кого он прослушивал, а всеобщая воинская повинность и гробы, приходящие домой.
Особенности российской охоты на американского президента
За отсутствием собственных интересных выборных процессов, российский телевизор вовлекает публику в американскую повестку, постоянно намекая, что Америка на грани развала, а ее экономика на грани коллапса. Так возникла идея, что России выгоден Дональд Трамп, поскольку он как-то раз позитивно упомянул Путина и «окончательно похоронит Америку».
Разветвленная сеть специалистов по США существовала в позднем СССР. Они были слабо подготовлены, толку от них было немного, но при случае они могли проконсультировать советских правящих старцев. Американисты распадались на два отряда: шпионы выполняли узкие задания, а специалисты широкого профиля использовали США как трамплин для будущей карьеры — одни грезили об аппарате ЦК, другие подумывали о бегстве на Запад.
В современной России нет никаких профессиональных американистов. Армия конъюнктурщиков жадно старается угадать, куда дует ветер в Кремле, и на всякий случай обещает «ядерную пыль» Америке.
Семь лет назад Хиллари в статусе госсекретаря преподнесла министру Лаврову кнопку с надписью «перегрузка». Кремлевские комментаторы вдоволь нахохотались, как плохо американцы знают русский язык и какие они вообще необразованные дурачки.
Однако американцы отлично владеют искусством непрозрачного намека. Если шесть лет назад эти люди пообещали вам перегрузку, то сколько не жми на красную пластмассовую кнопку муляжа, перезагрузки отношений с США не будет.
Только перегрузка. Только Хиллари. Только The Donald.Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Надежда Кеворкова — российский журналист.
- Работала репортером в Ливане, Афганистане, Пакистане, Иране, Ираке, Иордании, Турции, Судане, Сирии, Газе, Палестине, на Северном Кавказе и Дальнем Востоке, в Азербайджане, Грузии, Эстонии, Украине, Молдавии, на Кубе, в Европе и США.
- В 1998 году была спецкором «Независимой газеты» в США.
- В 2001 году по приглашению Госдепа как спецкор «Новой газеты» посетила ряд штатов, в том числе Аляску.
- В 2008 году в качестве спецкора «Газеты» посещала объявившую независимость индейскую резервацию Лакота.
- Освещала акты городской герильи и акции антиглобалистов, «оранжевые» революции, события «арабской весны», караваны «Флотилии свободы».
- Многократно была в секторе Газа во время блокады.
- В 2010 году была номинирована на премию International Women of Courage.
- В августе 2006 года ее фотографии участвовали в фотовыставке в Москве, посвященной 33-дневной атаке на Ливан.
- Обозреватель Russia Today, автор статей в «Газете», «Огоньке», «Русском Newsweek» и других СМИ.
- Автор книги «Палестина. Сопротивление», 2014 год, Москва. Второе дополненное издание книги размещено на сайте kevorkova.com.