Новости раздела

Татары в Республике Тыва

Татары в Республике Тыва
Фото: скриншот realnoevremya.ru страницы дзен-канала «Татарский мир»

Львиная доля татар в России проживает в Поволжье и Приуралье — около 4 млн человек. В то же время часть татарского населения представлена во всех регионах страны. К примеру, немало татар живет в Сибири. Как живет небольшая татарская диаспора в одном регионов этого округа — Республике Тыве — в дзен-канале «Татарский мир» рассказывает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела новейшей истории Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Валерия Кан.

Сегодня мы расскажем о татарах, проживающих в Туве. Их немного, всего 352 человека по переписи 2010 г., но как у каждого народа, проживающего за пределами исторической родины, своя история и судьба. Маленькая республика в центре стала для татар второй родиной, по словам лидера татарской общины Анны Мухамеджановны Потаповой. Татары и тувинцы имеют тюркские корни, их языки тоже имеют много общего.

Тува находится в составе Сибирского федерального округа. Отдаленное и труднодоступное положение, наряду со слаборазвитой транспортной инфраструктурой, способствует сохранению ее уникальной природы, этнической культуры и языка тувинцев.

Татары и тувинцы имеют тюркские корни, их языки тоже имеют много общего. скриншот realnoevremya.ru страницы дзен-канала «Татарский мир»

Братский народ

Тувинцев в России не так много: по переписи 2010 г. — 263,9 тыс. человек. В отличие от других народов, тувинцы предпочитают жить на территории своей республики — 249 299 человек, за ее пределами — 14 601. Среди тувинцев выделяют субэтническую группу тувинцев-тоджинцев (1 856 чел.), представители которой традиционно занимались оленеводством.

Тувинцы составляют 82% от общей численности населения региона, вторая по численности этническая группа — это русские (около 50 тыс. чел. или 16,3%). Представителей других национальностей всего 5 124 чел. (1,7%), их численность и представительство сократились: в 2002 г. было 112 национальностей, в 2010 г. — 87. Больше других — хакасов (887 чел.), киргизов (628 чел.), армян (512 чел.), украинцев (493 чел.), татар (352), бурятов (313 чел.), узбеков (253 чел.). Большая часть этих групп занята в торговле, строительстве, а также в общественном питании.

Татары живут здесь с 1933 г., в основном прибывали вместе с семьями по долгу военной службы. скриншот realnoevremya.ru страницы дзен-канала «Татарский Мир»

По долгу службы и зову сердца

Татарская группа, несмотря на малочисленность, одна из самых активных в Туве. Татары живут здесь с 1933 г., в основном прибывали вместе с семьями по долгу военной службы. Тува имеет протяженную границу с Монголией, работает пограничный отряд ФСБ России, с 2014 г. — 55-я отдельная мотострелковая (горная) бригада Минобороны РФ. Показательным в этом плане является судьба Эльзы Мухтабаровны Зиннатовой. Прибыли с мужем по долгу военной службы, после его смерти остались с сыном в Туве. Сын женился на тувинке, образовалась прекрасная интернациональная семья. Для тувинцев, как и татар, семья и семейные узы — на первом месте, поэтому куда-то уезжать молодожены не планируют.

Около четверти татар проживают в столице — в Кызыле, собираются чаще. Средний возраст татарского населения — зрелый, ближе к старости. Многие представители татар известны в республике, достигли высот в профессиональной деятельности.

Продолжение следует...

Валерия Кан
ОбществоИсторияКультура Татарстан
комментарии 38

комментарии

  • Анонимно 17 ноя
    "Татары живут здесь с 1933 г., в основном прибывали вместе с семьями по долгу военной службы."
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/296006-tatary-v-respublike-tyva

    Диаспора казанцев - булгар. Надо отвыкать уже от слова "татары" (монголы). Все остальные бывшие "татары" давно уже отказались: азербайджанцы, например.

    Непростая история слова "татары" в качестве якобы этнонима (самоназвания) поволжских болгар/булгар описана (на основании многих исторических источников и работ советских ученых) в научно-популярной книге филолога Абрара Гибадулловича Каримуллина "Татары: этнос и этноним".
    И это его вывод: "Самоназванием татар Поволжья и Приуралья является "булгары". Какими бы традициями, аргументами, ссылками ни отстаивалось имя "татары" как самоназвание, оно противоречит исторической действительности, сути этноса, вело (и ведет) к искажению подлинной истории ... Оно, навязанное как средство ..., вошло в сознание, стало как бы истинным этнонимом, хотя и поныне нередко оскорбляет мысли, чуства народа."
    "... в "Дивану лугат ит-турки" Махмуда Кашгари, относящегося к 1072 году, как образец языка булгар приведены два песенных четверостишия, которые понятны современному читателю без всякого перевода."
    "... имеется достаточно оснований утверждать, что современный татарский язык - это тот же булгарский язык, его прямое, непосредственное продолжение, мало в чем отличающийся от языка VIII-IX веков, претерпевший несущественные изменения в процессе естественного развития." (А. Каримуллин "Татары: этнос и этноним". Казань, Татарское книжное издательство, 1988). Книгу эту не издавали более 10 лет и напечатали только в период гластности.

    Получается, что Г. Тукай, стихотворение которого (подстрочный перевод) ясно показывает, что он считал себя булгаром, а не "татарином" (ордынцем), писал все свои стихи на булгарском (булгар тюркИ), а не на "татарском":
    "На земле российской народ мы древний и известный,
    В его истории мы чисты как зеркало без пятен,
    С русскими испокон веков живем мы в дружбе,
    Учась друг у друга, перенимая опыт, обычаи, слова."
    (Г.Тукай Эсэрлэр, т. 3. Казан, 1955, с.243.)
    Но Тукаю, как и многим другим приходилось в 20-м веке пользоваться официальным словом "татары".

    Выводы научной сессии:
    «Современные татары по своему происхождению не имеют никакого отношения к монголам, татары являются прямыми потомками болгар, этноним татары в отношении их является исторической ошибкой». Борис Греков (1882-1953), академик, историк и общественный деятель, директор Московского института истории.
    Материалы научной сессии АН СССР 1946 года вышли под названием "Происхождение казанских татар". Казань. 1948 г.
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    Персеверация — болезнь, навязчивое повторение какой-либо фразы
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    Сейчас очень легко фразы повторять: скопировал и вставил. Прогресс, однако.
    А по сути написанного выше, значит, не согласны. Не удивительно, сколько людей - столько мнений.
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    Пральна, Земля плоская.
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    Мое мнение такое: одной из мер профилактики коронавирусной инфекции является сокращение посещений мест скоплений людей.
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    Л. Гумилев: "Все, что мы видим, — этнично. Потому что этнос — это способ вести себя, приемлемый для ваших соседей. Каждый человек должен себя как-то вести, то есть он принадлежит к какому-то этносу."
    История булгар в Поволжье показывает, что наш этнос ценит жизнь не только свою, но и всех других. Именно поэтому Казань была выбрана ОИС как молодежная столица мира.
    И несмотря на то, что пока не удалось еще избавиться от прозвища "татары", булгары не озлобились, а человечны.
    На стр. 98 научно-популярной книги ученого-филолога Абрара Гибадулловича Каримуллина "Татары: этнос и этноним" заголовок главы называется: "О живучести прозвища "татары". (Абрар Каримуллин "Татары: этнос и этноним". - Казань: Татарское кн. изд-во, 1988.- 128 с.)
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    "Булгары" это прозвище,переводное от "мятежники,бунтовщики"(историк А.Х.Халиков так говорил). Назвать славян сакалиба(именьковские племена) мятежниками("булгарами") могли только хазары,веть цари сакалиба хотели отделится от хазаров.

    Настоящее название славян Поволжья САКАЛИБА. Поетому в Казане,в Болгаре,Биляре,Спасском районе,Лаишевском,Алексеевском много славян. 90 процентов.
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    Прозвище не "татары",а "булгары"!!!
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    На стр. 98 научно-популярной книги ученого-филолога Абрара Гибадулловича Каримуллина "Татары: этнос и этноним" заголовок главы называется: "О живучести прозвища "татары". (Абрар Каримуллин "Татары: этнос и этноним". - Казань: Татарское кн. изд-во, 1988.- 128 с.)

    А, например, бывшие кавказские "татары" избавились от этого прозвища, как только предоставилась такая возможность, и они - азербайджанцы.
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    Для кого? Для принципиальных ордынцев - да.
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    Татар по переписи населения РФ пять миллионов, а "принципиальных булгар" десять человек,в одном домике уместятся. Это их право,пусть хоть эльфами назовутся эти сказочные антитатары.
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    А это как посчитать ...
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    /Персеверация — болезнь, навязчивое повторение какой-либо фразы/
    Повторение - мать учения, основа схоластической методологии познания.
    Ответить
  • Анонимно 17 ноя
    Молодцы татары Тувы, не забывают свои корни, чтут веру и память предков!
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    Молодцы булгары Тувы (казанские "татары")!
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    В статье ни слова о "булгарах" Республики Тува, т.е. Сколько не говори - халва, во рту слаще не станет, старая народная тюркская поговорка.
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    Но Земля плоская!
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    "Татары живут здесь с 1933 г., в основном прибывали вместе с семьями по долгу военной службы."
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/296006-tatary-v-respublike-tyva

    В советское время прибывали татары по долгу военной службы, то есть Вы хотите сказать, что к казанским "татарам" (булгарам) эти татары вообще отношения не имели? Тогда, о ком статья, ведь в 1933 году "татарами" называли именно булгар-мусульман, переименованных в 1920 году в "татар"?
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    Да откуда угодно могли прибыть в Туву в 1933 году татары из Монголии, из Бурятской кавбригады, из Пензы, из Иркутска, с Алтая или из Красноярска
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    // то есть Вы хотите сказать, что к казанским "татарам" (булгарам) эти татары вообще отношения не имели? //

    Так точно. Самые первые Тыву переселенцы татары мешаре из Уфы и Ульянска.
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    Нет у татар булгарской идентичности.
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    И не русские они
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    "татары. (Историческое). Этот термин, как название народа, имеет скорее историческое, чем этнографическое значение. Татар, как отдельного народа, не существует" (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб, 1901, т.64, с. 671).

    Карамзин: «Ни один из нынешних народов татарских не именуют себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей».

    Л.Н. Гумилев: "…потомки этих булгар, составляющие значительную часть населения Среднего Поволжья, по иронии судьбы называются именем «татары», а их язык «татарским». Хотя это не больше чем камуфляж." (Корни нашего родства // Известия. - 1988. - 13 апр.)
    Ответить
  • Анонимно 17 ноя
    булгар означава бунтовник, метежник, размирник

    палхар = бунтовщик (Н.И. Ашмарин. Словарь чувашского языка: В 17 т. — Казань, Чебоксары, 1928—1958гг.)

    Альфред Хасанович Халиков
    КТО МЫ - БУЛГАРЫ ИЛИ ТАТАРЫ?
    Об имени булгар-болгар

    По поводу этимологии имени болгары-булгары существует множество предположений. Наиболее предпочтительным считается объяснение, что имя булгар-болгар означает "мятежник, бунтовщик, повстанец"
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    "Когда булгар начали именовать татарами и их язык начали называть татарским? ... в этом процессе не последнюю роль играло отношение господствующих представителей народа, давшего название."
    (Абрар Каримуллин "Татары: этнос и этноним". - Казань: Татарское кн. изд-во, 1988.- 128 с.)
    Ответить
    Анонимно 27 ноя
    Шигабутдина Марджани, хорошо знавшего несколько восточных языков, но недостаточно хорошо знавшего русский язык, кто-то убедил, что слово "татары" - вполне себе хорошее слово и он стал продвигать это слово. А народ еще 100 лет сопротивлялся этому слову-прозвищу, тождественному в русском языке слову "монгол".
    Вот, например, народная пословица про монгол-захватчиков:
    "Татар белен каберен янэшэ булмасын" - "Избавь от соседства с татарином и на том свете".
    Эту пословицу и еще 5 пословиц и поговорок о татарах, которые монголы, привел в своей научно-популярной книге "Татары: этнос и этноним" ученый-филолог Абрар Каримуллин. Книгу не издавали более 10 лет, и напечатали только в период гластности в 1988 году.

    "... Казанские же татары, называя себя по вере мусульманами или по происхождению булгарами, не уважают для себя названия «татарин»." (Гайнетдин Ахмеров *Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете.— Казань, 1903 //. Предания и исторические данные о мишарях)

    А потом было недобровольное переименование в 1920 году. И только в перестройку ученый Л.Н. Гумилев мог написать даже в центральной газете: "…потомки этих булгар, составляющие значительную часть населения Среднего Поволжья, по иронии судьбы называются именем «татары», а их язык «татарским». Хотя это не больше чем камуфляж." (Корни нашего родства // Известия. - 1988. - 13 апр.)
    Ответить
  • Анонимно 17 ноя
    Большинство татар там- из раскулаченных
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    А из каких регионов?
    Ответить
  • Анонимно 17 ноя
    «Татар бәхте өчен мин җан атармын.
    Татар бит мин, үзем дә чын татармын.»

    Г. Тукай
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    Золотые слова .
    Ответить
    Анонимно 01 дек
    Тукай прекрасно знал, что слово "татары" не родное, но вынужден был использовать это официально принятое слово, потому что после 1905 года в империи усилилась слежка за всеми и за иноверцами также. "Татар" (булгар/мусульман) подозревали в пантюркизме из-за языка "тюрки", в панисламизме - из-за того, что мусульмане, а группу последователей суфия Багаутдина Ваисова власти посчитали сектой.
    Ответить
  • Анонимно 17 ноя
    И тогда: на каком языке говорят татары Тувы? И считают ли они Габдуллу Тукая (который считал себя булгаром) своим поэтом?

    "... имеется достаточно оснований утверждать, что современный татарский язык - это тот же булгарский язык, его прямое, непосредственное продолжение, мало в чем отличающийся от языка VIII-IX веков, претерпевший несущественные изменения в процессе естественного развития." (А. Каримуллин "Татары: этнос и этноним". Казань, Татарское книжное издательство, 1988). Книгу ученого-филолога не издавали более 10 лет и напечатали только в период гластности.

    А Г. Тукай, стихотворение которого (подстрочный перевод) ясно показывает, что он считал себя булгаром, а не "татарином" (ордынцем), писал все свои стихи на булгарском (булгар тюркИ), а не на "татарском":
    "На земле российской народ мы древний и известный,
    В его истории мы чисты как зеркало без пятен,
    С русскими испокон веков живем мы в дружбе,
    Учась друг у друга, перенимая опыт, обычаи, слова."
    (Г.Тукай Эсэрлэр, т. 3. Казан, 1955, с.243.)

    Из стихотворения, посвященного общественной библиотеке булгар-мусульман в г. Казань в 19-м веке, закрытой при участии полиции с изъятием всей старинной литературы, приобретенной суфием Багаутдином Ваисовым. Дом суфия вместе со школой и библиотекой был разрушен татарами-ордынцами.
    Габдулла Тукай:
    Доказательства представим, что достойны жизни мы,
    Чтобы спорить перестали с нами чуждые умы.
    Пусть увидят, что на свете ещё булгары живут,
    Пусть увидят наше счастье, сами к счастью повернут.
    Перевод В. С. Думаевой-Валиевой

    Слово "татары" не родное, а пришло к нам из русского языка, а в русский - из китайского и западных (как tartar). Тукай это прекрасно знал, но вынужден был использовать официально принятое слово "татары", потому что после 1905 года в империи усилилась слежка за всеми и за иноверцами также. "Татар" подозревали в пантюркизме из-за языка "тюрки" и в панисламизме из-за того, что мусульмане, а группу последователей суфия Б. Ваисова власти посчитали сектой.
    Ответить
  • Анонимно 17 ноя
    до чего ж неправильные блюда с точки зрения нутрициологии в национальных кухнях
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    Пей воду из под крана, слащавый нутрициолог, "правильные блюда" ешь из ананасов и рябчиков
    Ответить
  • Анонимно 18 ноя
    Духовная грамота Ивана III от 1504 г.: «А дети мои, Юрьи з братьею, дают сыну моему Василью съ своих уделов в выходы в ординские, и въ Крым, и в Азтарахань, и в Казань, и во Царевичев городок, и в-ыные цари и во царевичи, которые будут у сына моего у Василья въ земле, и в послы татарские, которые придут къ Москве, и ко Тфери, и к Новугороду к Нижнему, и къ Ярославлю, и к Торусе, и к Рязани къ Старои, и к Перевитску ко князи Феодоровскому жеребью рязанского, и во все татарские проторы, въ тысячю рублев» (Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. М.-Л., 1950. № 89. С. 362).


    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Л.Н. Гумилев: "…потомки этих булгар, составляющие значительную часть населения Среднего Поволжья, по иронии судьбы называются именем «татары», а их язык «татарским». Хотя это не больше чем камуфляж." (Корни нашего родства // Известия. - 1988. - 13 апр.)
    Ответить
    Анонимно 23 ноя
    "Сами татары называют себя булгарами, ставя себя в самую непосредственную связь с этой народностью." (Спасский Н. А. «Очерки по родиноведению», 1912 г.)

    C.Х. Алишев, док.ист.наук: «История Казанского ханства» Казань 2003г. стр.12: «На территории Золотой Орды народ с именем татары не проживал, так называемый язык татарский не сохранился, археологические находки и другие свидетельства («татар» - прим.) отсутствуют».
    Стр. 14: «Сам народ до 1917 г. противился называть себя татарами. Писатели, поэты и другие деятели, под произведениями подписывая свое имя добавляли тахаллус «аль Булгари».

    А слова "татары" (монголы) и "татарский" первыми по отношению к булгарам/болгарам Волжско-Уральского региона начали применять православные миссионеры, начиная с середины 16-го века (после взятия Казани).
    "Своим упорством против всех усилий миссионеров и властей татары навлекли на себя даже настоящее гонение, о бедствиях которых хранятся у них озлобленные предания даже доселе. Епископ Лука Конашевич насильно брал их детей в свои школы, ломал их мечети ... разобрал остатки уважающихся татарами булгарских сооружений." (П.Знаменский. Казанские татары. Казань, 1910, с.. 36).
    Ответить
    Анонимно 23 ноя
    Если народный поэт Г. Тукай считал себя булгаром (но ему, как и многим другим, приходилось в 20-м веке пользоваться официальным русским словом "татары"), то получается, что в 21-м веке (уже при демократии) все татары - это булгары. А если некоторые не хотят называться булгарами - тогда, кто же эти татары? Ведь у славян (и не только) слово "татары" уже с 13-го века означает монголы/враги/чужаки.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров