Новости раздела

Формирование исторической памяти и коллективного сознания: мусульманская средневековая историография

Формирование исторической памяти и коллективного сознания: мусульманская средневековая историография
Фото: иллюстрация из «Таварих-и гузида Нусрат-наме»/скриншот realnoevremya.ru страницы дзен-канала «Татарский Мир»

Историческое сознание у тюркских народов зачастую формировали письменные источники, авторы которых на заказ создавали героический ореол вокруг тех или иных персонажей. Подробнее об этом на примере двух исторических сочинений постзолотоордынского периода рассказывает в дзен-канале «Татарский мир» кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Лилия Байбулатова.

Говоря о мусульманской средневековой историографии, следует разделять ее условно на две группы — «Всеобщая история» и «История о героях».

Всеобщая мусульманская историография — это действительно история как наука. Как ее представляли мусульманские историографы. История для них была царицей наук, справедливым судьей, которая все расставит по местам, покажет ошибки прошлого и сформирует коллективное сознание. История о героях находится немного в тени всеобщей истории, однако она так же в полной мере отражает ситуацию с исторической наукой своей эпохи.

История о героях так же бывает разной, в зависимости от цели написания. Здесь хотелось бы поговорить об истории, которая написана на заказ, а заказ поступает от представителей власти. Такая история формирует особое историческое сознание. На первый взгляд, здесь описаны в хронологическом порядке какие-либо события, но вчитавшись, видим, что все эти события обрамляют лишь главного героя, придают ему ауру героизма, могущества.

Страница рукописи из списка «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека. скриншот realnoevremya.ru страницы дзен-канала «Татарский Мир»

Обратим внимание на два исторических сочинения. Первое — «Таварих-и гузида Нусрат-наме», второе «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека.

Первое сочинение было создано в начале XVI века, посвящено оно Мухаммед Шейбани-хану, второе написано в начале XVII в. и основным героем здесь является, по общепринятому мнению, касимовский хан Ураз Мухаммед, но это вопрос спорный и об этом немного позже.

Что объединяет эти два произведения? Оба они написаны в постзолотоордынский период, в обоих произведениях использованы переводы из «Джамиат-таварих» Рашид ад-Дина, толчком для их создания послужило историческое событие. Для первого — это завоевание Мавераннахра Мухаммедом Шейбани, для второго — восшествие Ураз Мухаммеда на трон Касимовского ханства. Не менее важным объединяющим признаком является язык, на котором они написаны, это — тюркский. Несмотря на то, что написаны они в разных регионах, с разной культурной традицией, с разницей в век, тем не менее при наличии у современного читателя багажа арабо-персидских заимствований, в большей степени арабских, язык их вполне понятен татарскому читателю. Однако главная объединяющая особенность — формирование необходимого исторического сознания, так называемая коммеморация.

Лилия Байбулатова
ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров