Новости раздела

В поселке Залесный узаконили самовольную постройку мечети «Маулид»

Здание реконструировали, но с разрастанием «Салават купере» микрорайону нужен уже третий мусульманский храм

В поселке Залесный узаконили самовольную постройку мечети «Маулид»
Фото: скриншот realnoevremya.ru сайта google.com/maps

Приход мечети «Маулид» в казанском поселке Залесный отстоял право собственности на культовое сооружение. До сих пор оно считалось самостроем, как и многие Дома Аллаха, построенные в республике в 1990-х — начале 2000-х годов на пожертвования местных прихожан. Это первый этап на пути легализации строения: «Нам еще предстоит оформить в собственность часть земельного участка», — сообщил «Реальному времени» имам-хатыб мечети Радик Фазлиев. Подробности — в нашем материале.

Более 30 лет мечети в Залесном

Мусульманская организация — приход казанской мечети «Маулид» — потребовала от исполкома Казани признать за ней право собственности на самовольную постройку. Речь о здании самого культового сооружения, расположенного на ул. Селянской, 23 в поселке Залесный. К спору привлекли специалистов Росреестра, Росимущества, казанского Комитета земельных и имущественных отношений. Отстаивать мечеть на судебные заседания приходил лично ее имам-хатыб Радик Фазлиев.

Как выяснилось в арбитраже, земля под строительство мусульманского молитвенного сооружения была выделена решением исполкома Казанского городского совета народных депутатов Татарской ССР еще в 1991 году. Приход получил участок площадью 0,35 га по ул. Селянской. Позднее, в 2000 году, мэр Казани своим постановлением отменил то решение, выделив под эти цели лишь 0,079 га. К тому времени мечеть уже была построена и функционировала 8 лет.

Как выяснилось в арбитраже, земля под строительство мечети была выделена еще в 1991 году. realnoevremya.ru/Максим Платонов

Согласно техническому паспорту, ее здание имеет общую площадь 271 кв. м. В этом году местный приход попытался получить разрешение на ввод в эксплуатацию, но исполком Казани отказал ввиду отсутствия документов на строительство.

— Мечеть открылась в 1992 году. В прошлом году мы провели реконструкцию. Это было требование администрации — ввести в эксплуатацию все здания мечети. Многие мечети в таком же положении, как у нас, и, может быть, даже в худшем положении, потому что самовольные постройки были, — рассказал имам-хатыб мечети Радик Фазлиев.

Сейчас мечеть «Маулид» находится во владении и пользовании более 30 лет. Имуществом приход пользуется открыто и добросовестно, в соответствии с его религиозным назначением, несет бремя его содержания, указали в суде. Мечеть строилась на благотворительные пожертвования прихожан.

Микрорайон растет, нужна еще одна мечеть

По делу назначили судебную техническую экспертизу, которую доверили провести эксперту КГАСУ Вадиму Рожкову. Согласно его отчету, здание мечети соответствует градостроительным правилам, санитарно-эпидемиологическим нормам, требованиям технических регламентов и пожарной безопасности, а также не создает угрозу жизни и здоровью граждан и не нарушает права и интересы других лиц.

Как установил суд, культовое сооружение возвели на земле, которую приход получил под стройку мечети. Она представляет собой здание, имеющее бетонный ленточный фундамент, кирпичные стены, деревянные перекрытия, крышу из оцинкованного железа, полы из линолеума, пластиковые окна.

В прошлом году в мечети «Маулид» провели реконструкцию. скриншот realnoevremya.ru страницы мечети «ВКонтакте»

По федеральному законодательству в России гарантируется свобода совести и вероисповедания, в том числе право совершать богослужения, а религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованных гражданами, организациями или переданных государством.

Поскольку мусульманский храм соответствует всем требованиям и нормам, суд решил удовлетворить иск. Приход закрепил за собой право собственности на мечеть «Маулид».

— У нас еще не вся земля оформлена. Так что это один из этапов был — сначала узаконить постройку мечети. А теперь нам предстоит заняться землей. Потому что для нашего вида деятельности этой земли, которая у нас есть сейчас узаконенная, не хватает. Будем увеличивать размеры участка, — сообщил имам мечети.

«Маулид» — не единственная мечеть в Залесном, 5 лет назад здесь начали строить и сдали в прошлом году еще одну — «Ахмадзаки».

«Маулид» — не единственная мечеть в Залесном, 5 лет назад здесь начали строить и сдали в прошлом году еще одну — «Ахмадзаки» (на фото). предоставлено realnoevremya.ru пресс-службой раиса РТ

Поселок растет, прихожан с каждым годом прибавляется. Пока не возвели еще один Дом Аллаха, на пятничный намаз в «Маулид» приходило много людей, вместить всех не получалось:

— Собиралось по 400, даже 500 человек бывало, на улице читали, пока не было мечети «Ахмадзаки». Сейчас более или менее разгрузились, в этом плане проще. Редко, когда по пятницам люди на улице стоят. Но в целом человек 200—300 собирается. Так что еще мечеть нужна, однозначно. «Ахмадзаки» построили в «Салават купере-2», а для прихожан «Салават купере-1» обязательно нужна еще одна мечеть — третья в поселке, потому что район растет, и мечеть должна быть в шаговой доступности, — убежден Радик Фазлиев.

Казанские культовые самострои

В татарстанской столице местному духовенству не раз приходилось отстаивать в суде культовые сооружения. Такова процедура легализации любых самовольных построек. К примеру, в июле в казанской мечети «Билял» добились признания права собственности на комплекс зданий. Узаконить мусульманский храм и часть его сооружений приход пытался давно, неоднократно обращался в исполком Казани, но в итоге решить дело удалось лишь в арбитраже.

Для прихожан «Салават купере-1» обязательно нужна еще одна мечеть — третья в поселке. realnoevremya.ru/Динар Фатыхов

Еще ранее, в апреле, ДУМ Татарстана добилось права собственности на здание мечети в поселке Аметьево. Камнем преткновения в споре стало здание тахаратхана (специальное помещение для совершения прихожанами омовения, — прим. ред.). Оказалось, что его возвели с нарушением градостроительных требований. Получив отказ в разрешении на ввод здания в эксплуатацию, приход обратился к служителям Фемиды, которые поддержали его в споре с чиновниками.

Прошли через суды и представители Татарстанской митрополии, чтобы узаконить ряд самовольно построенных христианских храмов. В частности, в 2019 году исполком признал незаконной постройкой Казанское подворье Раифского Богородицкого мужского монастыря, возведенное на месте разрушенного в 1929 году храма Московских чудотворцев. Епархии также отказывали во вводе сооружения в эксплуатацию, пока суд не признал за ней право собственности на здание.

Позитивную тенденцию по легализации культовых самостроев в Казани эксперты только приветствовали. Это позволит решать насущные проблемы приходов, считает руководитель компании «Татюринформ» Марат Камалов:

— Эти храмы построили, в них проходят службы и обряды. Казалось бы, все хорошо, но они не могут ни воду подвести, ни электричество, поскольку это самострои. Возникают десятки вопросов, которые связаны с эксплуатацией и учетом этих зданий. Поэтому тот факт, что сейчас приходы массово подают иски, чтобы узаконить постройки мечетей и церквей, — это хорошо, я приветствую. Надеюсь, исполком Казани не возражает, потому что он сам должен быть заинтересован в том, чтобы навести в этой сфере порядок.

В картотеке татарстанского арбитража можно насчитать несколько десятков подобных дел. Религиозные организации пытаются придать храмам Казани правовой статус.

Василя Ширшова
ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров