Новости раздела

В поисках света под фонарями: на казанских улицах не видно ни зги

Почему ежегодные траты сотен миллионов рублей на освещение татарстанских дорог не приносят видимого результата

В поисках света под фонарями: на казанских улицах не видно ни зги
Фото: realnoevremya.ru/ Максим Платонов

Казанские водители жалуются на плохое освещение дорог, которое не позволяет разглядеть ни ямы, ни пешеходов на переходах. На восстановление уличного освещения в населенных пунктах Республики Татарстан в этом году было заключено 12 госконтрактов в общей сложности на 216 млн рублей, и такие затраты на улучшение освещения производятся ежегодно. «Реальное время» разбиралось, почему с наступлением темноты на столичных дорогах при горящих светильниках не видно ни зги, какие требования предъявляются к освещенности улиц и пешеходных переходов и как они у нас выполняются.

«Ловушки» в темноте

— Вчера вечером чудом не сбил пешехода на зебре в центре города! — возмущался Ленар С. в разговоре с корреспондентом «Реального времени». — Просто не увидел мужчину в черной одежде на фоне черного мокрого асфальта, хотя зрение у меня нормальное. На тротуаре вообще было темно, хоть глаз выколи, а на дороге почему-то почти ничего не видно, хотя фонари вдоль нее горели. Фары его осветили, когда он уже на проезжую часть шагнул, в последний момент. Хорошо, я ехал медленно и успел затормозить. Но седых волос у меня наверняка добавилось.

Больше всего Ленара в этой истории возмутил тот факт, что улица, как он выразился, «считается освещенной», но при этом на ней темно:

— Как так получается, что фонари горят, а свет до дороги не доходит? Неужели так должно быть? Существуют, наверное, какие-то нормы?

Просто не увидел мужчину в черной одежде на фоне черного мокрого асфальта. realnoevremya.ru

Страдают от плохой освещенности улиц и сами пешеходы. Жительница Казани Наталья Николаева рассказала, что в центре города, но вдали от туристических маршрутов в темноте едва не поломала ноги, и тоже на «освещенной» улице:

— Тротуар вдоль жилых домов разбитый — ямы да кочки. Вдоль дороги столбы с фонарями есть, но от этих фонарей нет никакого толка. Идешь, словно на ощупь, в мутном сумраке. Ну я в такую «ловушку» и попала носком ботинка и растянулась в грязи. И больно было, и обидно.

А автор этого текста в темноте под фонарями на Сибирском тракте между Компрессорным заводом и пересечением с улицей Журналистов поймала колесом одну из двух легендарных выбоин рядом с решеткой ливнеприемника. Их заделывают по жалобам водителей каждый год по два раза — весной и осенью, но так «хорошо», что они появляются снова. И создают серьезную опасность для движения — достаточно вспомнить, как в мае 2017 года на этом же участке, но на встречном направлении перевернулась, угодив колесом в плохо закрывающийся канализационный люк, «Лада Гранта» — тогда только чудом никто не пострадал.

Страдают от плохой освещенности улиц и сами пешеходы. realnoevremya.ru/Динар Фатыхов

Травмоопасное время — когда на улицах зажигаются фонари

— За 9 месяцев 2023 года в Татарстане в темное время суток было зарегистрировано 209 ДТП, в которых погибли 30 пешеходов и 186 получили ранения, — сообщил «Реальному времени» начальник отдела пропаганды БДД УГИБДД МВД по РТ Рамиль Ахтамзянов. — По сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечен рост количества ДТП на 4,5% и числа раненых на 6,3%, при этом число погибших снизилось на 11,8% процента.

На пешеходных переходах за январь — сентябрь 2023-го зарегистрировано 291 ДТП, в которых погибли 10 пешеходов и 289 получили ранения. Это меньше, чем за аналогичный период 2022 года: количество ДТП снизилось на 7,3%, число погибших — 16,7%, число раненых — на 8%. Почти 60% из общего количества наездов на пешеходов произошло на нерегулируемых переходах — там, где водитель должен издали увидеть и пропустить пешехода. Получается, не видят?

В 2022 году, согласно отчету ГИБДД, на пешеходных переходах в темное время суток под колеса попали 52 ребенка, один из них погиб, остальные получили ранения. Львиная доля таких ДТП — почти 70 % — произошла на нерегулируемых переходах.

В 2022 году, согласно отчету ГИБДД, на пешеходных переходах в темное время суток под колеса попали 52 ребенка. realnoevremya.ru/ Динар Фатыхов

За 6 месяцев 2023-го на переходах было уже зарегистрировано 37 ДТП с детьми-пешеходами: один погиб, 39 получили травмы. На нерегулируемых переходах произошло 25 ДТП, один ребенок погиб, 27 пострадали. Соотношение между общим количеством наездов и количеством наездов на нерегулируемых переходах сохранилось.

— Наиболее травмоопасным днем недели для детей и подростков является вторник. Время суток — с 15.00 до 16.00, — сообщили в ГИБДД.

Это то самое время, когда осенью и зимой становится темно и зажигаются фонари, под которыми ничего не видно.

Операция «реанимация»

В начале августа замруководителя исполкома Казани Игорь Куляжев объявил, что на 50 улицах столицы республики появится новое освещение — установят более 600 новых опор и светодиодных энергосберегающих светильников. На тот момент работы велись на девяти улицах и были выполнены на 20%, сейчас процент выполнения наверняка больше.

Работа по освещению казанских дорог ведется ежегодно, к примеру, в 2020 году Куляжев сообщал об установке 1 300 опор и 1 700 светильников на 70 казанских улицах. А в 2022 году — об установке 7 159 светильников, в том числе — 1 304 светоточек в рамках строительства и реконструкции автодорог. Всего в Татарстане на освещение дорог в 2022-м потратили 212 млн рублей.

Успешный подрядчик из Балтасей

В текущем году, как следует из данных на сайте госзакупок, в республике только на «реанимацию» дорожного освещения должно быть истрачено 216 млн рублей. Речь идет о тендере МУП г. Набережные Челны «Предприятие автомобильных дорог» на поставку светильников и проводов стоимостью 11,12 млн рублей, который выиграло ООО «Татэлектромаш», и 12 тендерах ГБУ «Современные энергосберегающие технологии и инженерные коммуникации» на 205 млн, в борьбе за которые победило ООО «Глобус строй».

realnoevremya.ru/Динар Фатыхов

Согласно данным сервиса «СПАРК-Интерфакс», это успешное балтасинское предприятие со среднесписочной численностью на конец 2022 года 11 человек, принадлежащее Эльмиру Садыкову, заработало на госконтрактах с Главным управлением инженерных сетей РТ и ГБУ «Современные энергосберегающие технологии и инженерные коммуникации» за последние два года 659,8 млн рублей, причем основная доля этой суммы приходится на подряды на электромонтажные работы. При этом компания, основанная в 2018 году, до 2020-го была «спящей», а затем начала приносить бенефициару заметную прибыль (чистая прибыль по итогам 2021-го превысила 3,5 млн рублей, по итогам 2022-го — 2,2 млн).

Осветите «зебру!»

Как получается, что при непрекращающейся работе исполкома Казани над улучшением освещенности столичных дорог, на них не видно ни зги, остается загадкой. И если плохо освещенная дорога — беда, то плохо освещенный пешеходный переход — практически гарантированная трагедия.

За рубежом, например, в Германии, «зебры» уже давно освещают дополнительно: фонарем сверху, свет от которого охватывает всю площадь перехода, либо световыми гирляндами, протянутыми над переходом. Причем устраивая такую подсветку, там заботятся, чтобы водитель хорошо видел еще и тротуар перед переходом — и тех, кто может резко шагнуть, а то и выехать на проезжую часть на велосипеде или самокате.

О важности такого подхода в организации пешеходных переходов автору этого материала еще в 2015 году говорил занимавший тогда должность главного специалиста отдела безопасности дорожного движения Дирекции финансирования научных и образовательных программ БДД РТ Рауль Тинчурин. Но 8 лет назад мы с ним сумели найти в Казани лишь одну идеально освещенную улицу — Кремлевскую, и с тех пор ситуация не изменилась. Хотя подобные переходы появились во многих российских городах — от Омска до московского Строгино.

В 2022 году переход со специальной подсветкой появился в московском Строгино. скрин realnoevremya.ru видео сайта t.mos.ru/mostrans

«Освещение наземных пешеходных переходов должно обеспечивать пешеходам безопасное пересечение проезжей части и возможность видеть препятствия и дефекты дорожного покрытия, — гласит ГОСТ Р 55706-2013, который устанавливает требования к освещенности проезжей части дорог и тротуаров. — Норма средней освещенности должна быть в 1,5 раза выше, чем на пересекаемой проезжей части. Повышение уровня освещенности достигают уменьшением шага опор, установкой дополнительных или более мощных осветительных приборов со стороны водителя. На дорогах с двусторонним движением осветительные приборы устанавливают перед перекрестком относительно обоих направлений движения».

11 переходам дадут дополнительный свет

«Реальное время» обратилось в исполком Казани с вопросами, на каких городских «зебрах» установлены дополнительные опоры освещения, сколько в городе имеется таких по-настоящему безопасных переходов и планируется ли их оборудование в будущем.

— Все пешеходные переходы в Казани устраиваются в соответствии с ГОСТ 32944-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования» и обеспечены необходимым освещением, — ответили в исполкоме. — Опоры освещения ставят вдоль улиц с определенным интервалом так, чтобы не оставалось неосвещенных зон. При выполнении капитального ремонта дороги могут быть устроены новые переходы, и они делаются только в освещенных в достаточной степени местах. В прошлом году 13 пешеходных переходов осветили дополнительно — на пересечениях улиц Карла Маркса и Фукса, Бондаренко и Волгоградской, Серова и Баруди, проспекта Победы и Ломжинской, проспекта Ибрагимова и Гагарина, проспекта Амирхана и Чуйкова, напротив дома №3 по Ломжинской, напротив домов №51 и 55 по Адоратского, №3 по улице Давыдова, №26 по проспекту Амирхана, №1 по Ямашева и №17 по улице Вагапова.

Дополнительное освещение в Казани устанавливается на участках повышенной концентрации ДТП. realnoevremya.ru/Максим Кокунин

В исполкоме напомнили, что в рамках реализации программы «Ремонт дорожно-уличной сети г. Казани» в 2023 году осуществляется установка 583 опор, 911 светильников, 18 км воздушных линий и 7 км кабельных линий. Стоимость этих работ — 100 млн рублей. Кроме того, в рамках строительства и реконструкции автодорог осуществляется монтаж 3 461 новой светоточки общей стоимостью 320 млн рублей. Общий объем финансирования работ по строительству и реконструкции наружного освещения в городе, по данным исполкома, в 2023 году составит около 700 млн рублей.

— Дополнительное освещение в Казани устанавливается на участках повышенной концентрации ДТП по заявкам районных администраций на основании предписаний ГИБДД, — рассказали в Казгорисполкоме. — В целях повышения безопасности дорожного движения в 2023 году на 76 аварийно-опасных участках проведены комплексные мероприятия, в том числе обустройство проекционных пешеходных переходов на шести участках. До конца года планируется обустройство еще 40 проекционных пешеходных переходов на нерегулируемых участках и дополнительного освещения над 11 пешеходными переходами.

«Реальному времени» сообщили адреса перекрестков, где планируют ярче осветить «зебры», — это пересечения улиц Горького и Гоголя, Маршала Чуйкова и Адоратского, Технической и Модельной, Академика Сахарова — Галии Кайбицкой, Академика Парина — 1-й Калининградской, Чехова и Лесгафта, Сибгата Хакима и Декабристов, Центрально-Мариупольской и Беломорской (у дома №37в), Деловой и 25-го Октября, Аделя Кутуя и Красной Позиции, а также в районе остановки «Сады» на Гвардейской.

«Слепой» город — это характеристика его руководства»

В соответствии с ГОСТ Р 55706-2013, нормы освещенности и равномерности освещения дорог зависят от их категории. Яркость дорожного покрытия должна быть в пределах от 0,2 до 1,6 Кд/кв. м, причем в городе — не ниже 1,6 Кд/кв. м. А нормы освещенности автодорог варьируются от 4 Лк до 20 Лк. При соблюдении этих условий, какова бы ни была категория дороги, водитель сможет заблаговременно увидеть как дефекты дорожного покрытия, так и пешехода на нем. Что касается освещенности тротуара, примыкающего к проезжей части, то ее среднее значение должно быть не менее половины значения средней освещенности на покрытии ближайшей к тротуару полосы движения.

— В городе должна обеспечиваться освещенность дорог не менее 10 Люкс, — говорит эксперт «Реального времени» — представитель Федерации автовладельцев России Дмитрий Золотов. — Современные светильники рассеянного света должны хорошо освещать большую зону вокруг себя, однако если раньше фонари устанавливались на высоте максимум 4 метров, что способствовало хорошему освещению дороги, то сейчас их вешают на 6-метровые опоры, и их свет просто не доходит до поверхности асфальта.

Есть и еще одна проблема, отметил Золотов. В светильниках старого образца, которых в Казани еще много, устанавливают лампы далеко не самого последнего поколения и в светильниках очень часто отсутствует защитное стекло:

— Лампы в них из экономии устанавливают с энергопотреблением ниже, чем это требуется по нормам. В результате они светят, но дорогу не освещают. А на новых дорогах, которые подрядчики сдают с освещением, соответствующим требованиям стандарта, замена светильников на дешевые и более слабые происходит после передачи дорог в эксплуатацию — по мере того, как они перегорают.

И это, подчеркнул, собеседник издания, не голословные утверждения:

— В Иваново и Уфе активисты ФАР проверяли освещенность дорог с люксометром, который предварительно прошел проверку. И оказалось, что в 90 процентах случаев поток света не соответствовал ГОСТу.

Оказалось, что в 90 процентах случаев поток света не соответствовал ГОСТу. realnoevremya.ru

Есть и еще один процесс, который ухудшает ситуацию с освещенностью дорог — это, как ни странно, их реконструкция. Дмитрий Золотов напомнил, что обычно после расширения дороги, на которой светильники установлены с одной стороны, противоположная ее сторона тонет во тьме, а при расширении дороги с освещением по обеим сторонам свет перестает доходить до середины дороги.

— Я обращался по поводу плохой освещенности дорог и отсутствия освещения на ряде улиц к главе Чеховского района Московской области, и он ответил мне, что не может изменить ситуацию, потому что на это не хватает денег, — говорит представитель ФАР. — Такая же история и в Казани, и в целом по Татарстану. Но разве это нормально, когда из-за экономии и нерационального использования бюджета в городе создается опасная для жизни и здоровья людей ситуация, когда они могут погибнуть на неосвещенной дороге или искалечиться в темноте на плохом тротуаре? Почему-то же находятся средства на освещение Кремлевской набережной, туристических объектов — разве безопасность жителей не важнее? Освещение в населенном пункте — это своего рода маркер уровня его достатка, качества жизни жителей и качества работы властей. «Слепой» город — это характеристика его руководства!

1/17
  • Динар Фатыхов
  • Динар Фатыхов
  • Динар Фатыхов
  • Динар Фатыхов
  • Динар Фатыхов
  • Динар Фатыхов
  • Динар Фатыхов
  • Динар Фатыхов
  • Динар Фатыхов
  • Динар Фатыхов
  • Динар Фатыхов
  • Динар Фатыхов
  • Динар Фатыхов
  • Динар Фатыхов
  • Динар Фатыхов
  • Динар Фатыхов
  • Динар Фатыхов
Инна Серова
ПроисшествияИнфраструктураВластьОбщество Татарстан Исполнительный комитет города КазаниГород КазаньФедерация автовладельцев России Представительство в Республике ТатарстанКуляжев Игорь ВладимировичУправление ГИБДД МВД по РТ

Новости партнеров