«Все начинается с энтузиастов»: как в Татарстане зарождался автоспорт
От гонок на ипподроме до чемпионов России и Европы: этапы становления современного автоспорта в республике
Татарстан заслуженно носит неофициальный титул одной из столиц автомобильного спорта России. Здесь расположен автоспортивный комплекс, входящий в восьмерку крупнейших в стране. В республике воспитана плеяда сильных пилотов: Владимир Чагин, Фирдаус Кабиров, братья Айрат и Радик Шаймиевы, отец и сыновья Джаудат, Ирек и Радик Миннахметовы, отец и сын Ильхам и Ильдар Рахматуллины, Валентин и Эдуард Николаевы, Ильгизар и Айрат Мардеевы, Дмитрий Брагин, Тимур Шигабутдинов, Тимур Тимерзянов, Андрей Каргинов и целый ряд других спортсменов, имена которых хорошо известны не только по всей России, но и далеко за ее пределами. Набирают опыта и веса автоспортивные клубы. Одна из сильнейших команд России — «ТАИФ Моторспорт» — в 2023 году встретила свое 20-летие целым рядом ярких побед. В материале «Реального времени» — об истории становления и развития автоспорта в Татарстане, увлеченных людях, благодаря которым это стало возможным, дне сегодняшнем и планах на обозримое будущее. Часть первая.
Автоспорт в России был всегда
Но только не везде, и далеко не во все времена к нему было столь пристальное внимание властей. Еще до Октябрьской революции в Российской империи проводились в том числе международные автогонки. В первые годы Советской власти состязания на автомобилях посчитали буржуазным пережитком. Однако уже в эпоху НЭПа вновь возродились автопробеги и гонки. Яркий пример тому описан в творении Ильфа и Петрова «12 стульев».
Настоящую популярность автоспорт в СССР приобрел во второй половине 1930-х, когда автосостязания стали не только гонкой ради победы, но еще и серьезной проверкой на прочность для продукции советского автопрома.
Великая Отечественная война прервала развитие советского автоспорта. Но уже в 1946-м он вновь начал набирать размах. Иметь свои команды считали делом чести все автомобилестроительные предприятия. Строили гоночные машины и многочисленные энтузиасты-любители. А к началу 1960-х в Советском Союзе стали появляться и первые специальные гоночные трассы. К слову, именно тогда в СССР и зародились кольцевые гонки. К этому же периоду относится начало стремительного и повсеместного развития автокросса на грузовиках и картинга. В Татарской АССР эти первые шустрые машинки появились именно в 60-х, а к началу 70-х были открыты уже десятки секций при крупных предприятиях, отделах ДОСААФ, школах. А в октябре 1970 года в поселке Дербышки напротив Дома культуры состоялось первенство Казани. Интересный момент: тогда картинг был спортом взрослых. А вот сегодня — это лучшая школа для воспитания будущих пилотов-чемпионов с детства.
В Татарстане автоспорт тоже появился не в новейшей истории республики. Было несколько этапов, и первый из них — в период СССР. Мало кто помнит, но в 1971 году в казанском поселке Мирный проходили соревнования по автомобильному спорту. В том же году на площадке перед Центральным стадионом разыгрывали лидерство этапа по автомобильному двоеборью автогладиаторы общества «Спартак». Что такое настоящая скорость, помнит и Юдинский карьер, где проходили гонки, приуроченные к 50-летию образования комсомола Татарстана.
Одна из легенд советского автоспорта — мастер спорта СССР Сергей Петрухин, выступавший за казанское ДОСААФ и ставший в 1986 году серебряным призером Советского Союза по ипподромным гонкам, а в 1992-м взявший серебро на чемпионате СНГ по автокроссу. В автомобильном многоборье блистал еще один автоспортсмен из столицы Татарстана — Гали Валиуллин. А самым статусным, наверное, в те времена оказался чемпионат СССР по автокроссу на багги, что состоялся в Набережных Челнах. Там вне конкуренции был заслуженный мастер спорта России и Татарстана, первый чемпион республики по зимним кольцевым гонкам (1978 г.), а позже — восьмикратный чемпион России по кроссу на багги и первый директор фонда развития автомобильного спорта в Набережных Челнах — Фарит Бадретдинов.
В период перестройки и позже, когда произошла смена политического курса и Советский Союз ушел в историю, сложная экономическая ситуация в стране не располагала к развитию автоспорта. Пожалуй, единственным исключением можно считать созданный в 1988 году «КАМАЗ-мастер». В этом году челнинские грузовики дебютировали на ралли «Ельч», проходившем в Польше. Профессиональная команда в 1991 году дебютировала в ралли «Париж — Дакар», а в 1996-м впервые выиграла эту гонку, взяв первую в истории Татарстана высшую европейскую награду в автоспорте и с тех пор став настоящим законодателем мод в этой дисциплине.
Новая эпоха
Этой порой для татарстанского автоспорта стала середина 1990-х.
— Первым клубом (сегодня по праву — легендарным) был «Намус», в котором занимались Асгат Сафаров, Радик Рамазанов, Андрей Сахаров, возглавлявший тогда Фонд безопасности дорожного движения, — в одном из интервью «Реальному времени» рассказал Адель Муллахметов, имеющий непосредственное отношение к автоспорту республики, а в свое время еще и возглавлявший автодром «КазаньРинг Каньон».
Впрочем, что касается именно хронологии событий, то здесь с Аделем Муллахметовым несколько не согласна одна из легенд татарстанского и российского автоспорта — мастер спорта международного класса, чемпион России по автокроссу, сооснователь клуба «Сувар» Ильхам Рахматуллин.
— Первым автоспортивным клубом в современной истории Татарстана был все-таки «КАМАЗ-мастер». А на легковых спортивных автомобилях в республике гонять начинали именно мы, — рассказал он. И вот как это было:
— Мы поехали с моим другом Айратом Шаймиевым в Тольятти на «Серебряную ладью». И после этой «Серебряной ладьи» он говорит: «А можно прокатиться на спортивной машине»? Я договорился со своими друзьями-гонщиками, они ему дали машину на три круга. Но потом его еле остановили. Ему так понравилось! А когда мы возвращались, буквально в машине было принято решение создать свой клуб. Пригласили в то время нашего корифея автоспорта — Сергея Петрухина. Затем пригнали три машины товарные, разобрали их, вварили туда дуги, и с этого все пошло. Это был, наверное, конец 1995 года. А в 1996-м мы уже официально зарегистрировали клуб, который назвали «Сувар».
Для самого Ильхама Рахматуллина дружба с техникой началась с детства: и отец, и родной брат — шоферы I класса. Но вот чтобы стать именно профессиональным пилотом, как признался он сам, сперва и в мыслях не было. Потом судьба все сама расставила по местам:
— Я прокатился на гоночной машине по зимнему ипподрому и выиграл даже эту гонку — заезд организаторов. А в то время еще без шипов ездили. Но ничего — удержал машину. А еще в Челнах был «Интердиректор» так называемый — там МТЦ КАМАЗа организовывал гонку. Там тоже одну гонку проехал — уже полноценно на Челнинском ипподроме. А потом уже с Айратом, когда сами создали клуб, и вот на этой волне все пошло. Потом к нам присоединились и Рустам Нургалиевич — клуб «Тимерхан», потом «Чингисхан» — Джаудат Мидхатович. А потом уже такой бум пошел! И челнинцы взбудоражились, и Нижнекамск клуб создал... Хороший состав был. Мы без тольяттинцев даже проводили свои гонки, — поделился воспоминаниями Ильхам Рахматуллин.
А вскоре в Татарстане появилась первая профессиональная трасса для автомобильных гонок. Она была построена по инициативе Рустама Минниханова (на тот момент — главы Высокогорского района РТ).
— Фанат и нашей республики, и этого вида спорта — Аркадий Николаевич Дадаев, не буду перечислять все его звания. Скажу только, что он заслуженный тренер России, один из тех, кто буквально «на колене» рисовал эту трассу. В Высокогорском районе был карьер, и вот там-то и было решено разместить трассу. Рустам Нургалиевич принял решение о выделении земли, Айрат (Шаймиев, — прим. ред.) дал технику… мы все с интересом наблюдали за строительством, потому что обычно мы на соревнования выезжали куда-то, а тут — в Казани, у себя, такая трасса, которая давала возможность тренироваться. Она фактически вместе с началом нашего увлечения автоспортом появилась, — рассказал об одном из ключевых событий становления автоспорта в Татарстане Ильхам Рахматуллин.
Сам Рустам Минниханов в комментарии «Реальному времени» о своей роли в появлении первой в республике гоночной трассы скромно умолчал. А вот о том, что с автомобилями дружит с детства, рассказал:
— Это увлечение с детства. Мой отец ездил на ГАЗ-69-А. Я часто помогал ему с этой машиной, во время ремонта подмечал для себя разные детали. А уже в старших классах сел за руль первого мотоцикла. Так что после школы твердо решил связать свое будущее с техникой и поехал поступать в Казанский сельскохозяйственный институт, выбрав профессию инженера-механика.
Долго проработать по профессии не получилось — судьба распорядилась иначе: республике были нужны сильные управленцы. Но тяга к реву моторов и скорости никуда не пропала.
— В 1995 году под Казанью была построена трасса «Высокая Гора», на которой стали проходить российские и международные соревнования. В республике была создана Федерация автомотоспорта Татарстана. В этот же период, в 1996 году, я начал заниматься гонками профессионально. Конечно, переход от любителей был непростым. Плотный тренировочный процесс, совсем другие физические нагрузки, а также более высокая конкуренция на трассе. Но этим мне и нравится автоспорт. Здесь необходимо постоянно совершенствовать свое мастерство, сохранять концентрацию, объективно оценивать свой опыт и опыт соперников. Основа успеха — это результат работы всей команды. Инженеры, механики — каждый из них делает свой вклад в победу на треке, — уверен мастер спорта международного класса, неоднократный чемпион России, раис Татарстана Рустам Минниханов.
— Автокроссовая трасса на Высокой горе была открыта Рустамом Нургалиевичем в июне 1996 года. Я тогда еще работал в Арске — председателем райпотребсоюза. И вот тогда я и сел впервые за руль на этой трассе. Потом прошло немного времени, он получил назначение министром, а я возглавил Высокогорский район, — вспоминает еще одна легенда татарстанского и российского автоспорта, мастер спорта международного класса, призер чемпионата Европы по автокроссу, чемпион России, основатель гоночной команды «Чингисхан» и одноименного картинг-клуба Джаудат Миннахметов.
За тем, как проходят тренировки и соревнования, внимательно наблюдал Радик Шаймиев. Математический склад ума и умение видеть картину в целом вскоре привели к тому, что и он оказался за рулем гоночного автомобиля.
— За руль впервые сел еще пацаном совсем — нас отец в деревню отправлял. Мы каникулы только там проводили. Отец у нас — молодец, жестко воспитывал: всегда говорил, что только из работающего человека может толк выйти. В 4-м классе уже сам деньги зарабатывал: УАЗ, ГАЗ-51. Но автоспортом вообще не увлекался. В детстве все было по-другому: футбол, дзюдо, потом единоборства, армия. А потом брат с друзьями начали гоняться. Я думаю: что они там делают? Первый год просто стоял и смотрел, как они это делают. А потом смотрю — едут они неправильно. Тут инерционные вещи существуют: точка входа, апексы, выходы — где надо нажимать уже, а они ломают эту траекторию. Я начал внутри сам себе вопросы задавать: значит, ты тоже можешь это попробовать, раз ты так рассуждаешь. Ну и полез. Был это 1997 или 1998 год. Первая гонка организаторов — там дали машину попробовать. Увлекся, поехал, — рассказал о том, как состоялся его вход в автоспорт, мастер спорта международного класса, чемпион Европы по автокроссу Радик Шаймиев.
И это было началом становления еще одной живой легенды татарстанского, российского и мирового автоспорта.
«Победишь себя — победишь всех!»
В этом уверен МСМК Радик Шаймиев. Жизненный девиз для себя он определил, еще когда уходил в армию, и ни разу не разочаровался в нем. А еще он уверен: можно восхищаться теми, кто достиг вершин, причем неважно, в чем: искусстве, бизнесе, спорте, но вот цели для себя каждый должен ставить сам. И перед собой же держать ответ за успехи и неудачи. А еще не бояться выходить из зоны комфорта.
— Развиваться надо всегда. И всегда есть куда расти. Вопрос лишь в нашем собственном эгоизме: очень легко сидеть на одном местном уровне, говорить, что мы достигли всего, и, не задумываясь особо, продолжать штамповать одинаковые результаты. А я говорю: «Идите и посмотрите — есть быстрее люди, заставь себя изменить привычную обстановку!» Мы всю жизнь себя успокаиваем и не хотим покидать привычных границ. Но стоит выйти из зоны комфорта, чтобы понять, что ты далеко не самый лучший… Ищите лучших и пытайтесь превзойти их. Вот тогда не будет этой пресыщенности жизнью. А лучшие есть всегда, — утверждает гонщик.
К слову, именно так Радик Шаймиев однажды и попал на чемпионат Европы — в поисках новых задач и новых возможностей:
— Я в автоспорте зашел сначала в автокросс. Потом шипы и все такое пробовал. Но мне были интересны инновации — хотелось нового. На нас Тольятти, можно сказать, тренировался. Сколько КПП переломали, пока хорошие — секвентальные — коробки не получили (смеется). А потом смотрю — ребята наши из «Сувара» пытаются в Европе результата добиться. Покупаем у немца одного «Тойоту Королла» — это бывшая раллийная, чемпионская машина. Из международного классического ралли. Правда, забежать в чемпионат Европы получилось с полпути — на чемпионате России в Самаре была неудачная завязка: меня прижали к борту, и это были знаменитые кадры, когда я задними колесами на крыше машины соперника стою. Восстановились — и поехали туда. Пропустив три или четыре этапа, с ходу большее количество первых мест взяли и бронзовыми стали. Я ребятам сказал: следующий год — мой. Чемпионом стану. И на следующий год я становлюсь чемпионом. А потом понимаю, что если я это делаю легко, то надо дальше загружать себя. И как раз немец, который обслуживал «Тойоту», говорит: «А попробуй ралли». И в 2003 году, после чемпионства, я начал пробовать. И вот, я так скажу: я заболел, похоже, на всю жизнь. Удивительная дисциплина. Ее пробовали великие чемпионы, такие как Михаэль Шумахер, Валентино Росси... Я его видел даже на трассах. Это — королева спорта. Чтобы там побеждать — надо очень много знать и уметь думать. Так мы, наверное, стали единственным экипажем из Татарстана, который начал там выступать.
Постоянное самосовершенствование, работа над живостью ума и способностью одновременно решать несколько задач — вот один из ключевых секретов успеха. Не только в гонках — в жизни, уверен Радик Шаймиев.
К советам опытного товарища и отчасти наставника прислушивается еще один известный пилот из Татарстана — мастер спорта международного класса, президент одного из сильнейших автоспортивных клубов России «ТАИФ Моторспорт» — Тимур Шигабутдинов. Этим летом клуб встретил 20-летний юбилей. Причем отпраздновал его победой на домашнем этапе G-DRIVE Всероссийских соревнований по кольцевым гонкам СМП РСКГ Туринг.
А начиналась история «ТАИФ Моторспорт» как раз в 2003-м — когда Радик Шаймиев добился первых побед в Европе и начинал новый этап своей автоспортивной карьеры — в классическом ралли. Но о том, какую роль он сыграл в становлении нового клуба, тогда еще носившего имя «MX-Автоспорт», и лично Тимура Шигабутдинова как пилота, — в следующей части цикла.
Реклама АО «ТАИФ».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.