Новости раздела

Портрет татарстанского учителя в цифрах: усталая женщина «далеко за 45»

Если ничего не менять, через 15 лет в большинстве школ некому будет преподавать русский язык, математику, физику, химию и биологию

Портрет татарстанского учителя в цифрах: усталая женщина «далеко за 45»
Фото: Максим Платонов/realnoevremya.ru

Министерство просвещения России опубликовало статданные об обеспеченности школ учителями. «Реальное время» проанализировало опубликованную информацию о педагогах страны с «раскладкой» по регионам, полу и возрасту. Выводы оказались неутешительными — если ситуация не изменится, следующее поколение татарстанских школьников некому будет учить. Подробнее о «противоестественном» старении школьных педагогов республики, отсутствии молодой смены и «бреши» в преподавании предметов, без которых обречены на провал не только попытки развивать в России и республике производство, но и планы по развитию медицины и образования, — в нашем материале.

На смену старшему поколению идет вчетверо меньше педагогов

Проанализировав статистику Минпросвещения, которая содержит данные на начало 2022/2023 учебного года, поневоле приходишь к выводу, что портрет татарстанского учителя выглядит заметно более грустным, чем «среднестатистический» портрет учителя российского. Это немолодая женщина, которая постоянно перерабатывает, поскольку ведет более полутора ставок, и стремительно движется «на выход» из школы.

Данные об общем количестве учителей в Татарстане и России, а также о количестве учителей-предметников представлены в таблице ниже. «Реальное время» приводит сведения о численности предметников, что называется, исходя из потребностей текущего момента — для того чтобы «поднять» промышленность, а также подготовить необходимое количество врачей и учителей, нужно обеспечить поступление в вузы на профильные специальности абитуриентов, знающих физику, математику, химию и биологию, а чтобы преподавать эти предметы качественно, надо знать русский язык, на котором преимущественно ведется преподавание в большинстве российских вузов.

realnoevremya.ru
Фото: realnoevremya.ru

В Татарстане большинство учителей, преподающих эти «стратегические» предметы, на сегодня уже перешагнули 45-летний возраст, а значит, в течение ближайших 15 лет в подавляющем большинстве прекратят профессиональную деятельность (перешагнувших 65-летний рубеж учителей в татарстанских школах на сегодня менее 3%). А на смену им идет вчетверо меньше педагогов, и это в среднем, а на селе — вдесятеро меньше, что дает повод говорить о грядущей катастрофе.

Особенно трагичной видится ситуация с преподаванием химии, физики, математики и русского языка. Причем на селе картина еще более удручающая, чем в городе.

realnoevremya.ru

И хотя в целом по России тоже все отнюдь не гладко, однако средние показатели лучше, чем у нас по региону. К примеру, в РФ учителей старше 45 лет в городах насчитывается 54,9%, тогда как в РТ их 56%, а на селе их в среднем по России 59,2%, тогда как у нас — 66%. Относительно безмятежной выглядит только ситуация с учителями иностранных языков, но только пока. Пока на селе и в городе доля возрастных педагогов не превышает трети от общего их количества. Однако если в городах идущих им на смену молодых если не достаточно, то хотя бы не пугающе мало, то на селе вся надежда лишь на нынешнее «среднее поколение»: авось не разбегутся в ближайшие 15 лет.

Фото: realnoevremya.ru

Перерабатывают все

Но «старение» учителей — это все же пока проблема будущего. А беда сегодняшняя — это элементарная нехватка все тех же предметников. «Реальное время» сравнило численность реальных работников и количество фактически занятых ставок (их и в России, и в Татарстане, и в городе, и в деревне меньше, чем количество вакантных должностей).

realnoevremya.ru

В Татарстане процент вакантных ставок ниже, чем в среднем по России, но очень мало учителей, которые работают на полторы ставки. Перерабатывают все! Ну либо кто-то ведет одну, а кто-то от 1,75 ставки и больше. Как в результате учат совместители, легко понять на реальном примере из жизни рядовой казанской школы.

— Я во второй четверти пропустила часть уроков биологии по уважительной причине — участвовала в спортивных соревнованиях, — рассказала «Реальному времени» с разрешения матери ученица 9-го класса одной из казанских школ (Ф.И.О. и номер школы имеются в редакции). — Подходила к учительнице, просила объяснить непонятные места в учебнике. Она сказала, что времени со мной заниматься персонально у нее нет. Меня вызывали к доске, потом была контрольная работа — я получила тройку и двойку. В четверти выходило твердое «два», а я ведь биологию люблю, и до этого у меня были хорошие оценки. И очень хотела исправить оценку. Я позанималась с репетитором, просила учительницу дать мне проект, вызвать к доске, дать возможность исправиться — на все был один ответ: «Мне некогда».

Фото: realnoevremya.ru

Социальный лифт едет мимо сельской школы

В татарстанских сельских школах вакантных ставок больше, чем в городе, при этом процент совмещения выше, чем в среднем по России. Как в этих условиях в ближайшем будущем создать равные стартовые возможности детям из сельской и городской местности — загадка. Тем более непонятно, как обеспечить возможность заскочить в социальный лифт талантливому ребенку из татарстанской сельской семьи, который в результате «оптимизации» сельских школ вынужден ежедневно проводить по нескольку часов в школьном автобусе и вставать в несусветную рань, чтобы на этот автобус сесть.

И это не единственная проблема села: в отдаленных сельских школах не только учить, там руководить учебными заведениями порой некому.

— Шесть лет назад я переехала в один из районных центров Татарстана и оставила свое резюме в местном отделе образования, — рассказала «Реальному времени» учитель английского языка Фания С. — Сразу меня взять не рискнули ни в одну школу: человек я была новый, ничего про меня не знали. А когда я уже пару лет проработала на скромной должности в райадминистрации, в одной из сельских школ оказалось вакантным место директора, и мне его предложили, несмотря на отсутствие у меня, рядового учителя, такого опыта. Но тогда уже отказалась я: опыта такой работы у меня не было, при этом деревня была отдаленная, общественный транспорт туда не ходил, а автомобиля у меня нет. На туманное обещание местных властей выделить машину с водителем я не могла положиться, поскольку сегодня машину дали, а завтра что-то случилось — и ее нет, а ответственность за работу школы была бы в любом случае на мне.

Фото: Максим Платонов/ realnoevremya.ru

«Надо вернуть уважение к учителю»

— Главная причина нехватки учителей — неуважительное отношение государства к учителю, — говорит директор казанской школы «СОлНЦЕ» Павел Шмаков. — О каком уважении к педагогу может идти речь, если в законе закреплена норма, позволяющая уволить без объяснения причин даже директора школы? Я не говорю про общество, в котором также нет уважения к учителю. У меня учителями были мама, бабушка, я помню их рассказы о том, как в деревне перед учителем шапку ломали — это был очень уважаемый человек. А сейчас?

Другая, не менее веская причина, по которой учителя бегут из школ, говорит он, чисто экономическая:

— Менеджер в торговле даже в Казани имеет зарплату от 60—70 тысяч рублей, программист — от 100 тысяч, а заслуженный, имеющий огромный стаж и опыт учитель за 40—50 тысяч должен брать 1,75—2 ставки. Это нормально? А молодой, без стажа и опыта должен трудиться за 15 тысяч рублей — о каком энтузиазме, о каком наставничестве может идти речь, захотят ли молодые учителя оставаться в школе?

Однако, по мнению Шмакова, «точка невозврата» пока не пройдена:

— Никогда не поздно исправить ситуацию!

От «Земского учителя» до «учителя на колесах»

«Реальное время» обратилось в татарстанское Минобрнауки за комментарием по поводу ситуации, сложившейся в школах республики. Мы попросили, в частности, пояснить, за счет чего планируется решать проблему нехватки учителей в ближайшие годы и на перспективу, достаточно ли для решения проблемы нехватки учителей на селе программы «Земский учитель», если нет, то какие еще пути решения видят в МОН РТ? Мы также спросили, как планируется решать проблему «старения» учителей» и насколько, по мнению министерства, высокий уровень совмещения учительских ставок влияет на качество обучения и на конкурентоспособность выпускников татарстанских школ при поступлении в вузы, а впоследствии — в ходе освоения (или неосвоения) ими вузовских программ.

— В целом потребность республики в учительских кадрах обеспечивается за счет выпускников учреждений высшего и среднего профобразования, — заверили в министерстве. — В 2022/2023 учебном году прибыло более 1 000 молодых специалистов, из них более 400 — в образовательные организации Казани. Также министерство и образовательные организации ежегодно привлекают студентов вузов, обучающихся по педагогическим направлениям и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения. В прошлом учебном году в школах и детских садах республики работали 438 студентов, в 2022/2023 учебном году — 445.

Фото: realnoevremya.ru

В Минобрнауки также сообщили, что имеющиеся вакансии в начале учебного года закрываются за счет распределения нагрузки среди действующих учителей, привлечения педагогов по совместительству и учителей, имеющих подготовку (переподготовку) для преподавания по смежным учебным предметам, а также работников пенсионного возраста. И добавили, что «с целью закрытия вакансий учителей начальных классов используется «двойное классное руководство», при котором учитель ведет параллельно два начальных класса».

Также борьбу с кадровым голодом ведут путем целевого обучения будущих педагогов:

— В Татарстане с 2016 года реализуется проект стипендиальной поддержки подготовки будущих учителей по дефицитным предметам, в первую очередь для сельской местности… В 2022/2023 учебном году участниками проекта являются 631 студент КФУ, 39 студентов Елабужского института КФУ и 75 студентов НГПУ. При успешной сдаче сессии студенты получают ежемесячную стипендию в размере 15 тысяч рублей, обязуясь по окончании вуза отработать в школе не менее пяти лет. В 2022 году состоялся второй выпуск по этой программе, все 150 молодых учителей трудоустроены в школы республики.

Одним из путей решения проблемы кадрового дефицита с января 2023 года стала реализация программы предоставления жилья «Социальная ипотека» по целевой квоте — в 2023 году выделено 70 квот. По программе «Земский учитель» за три года, по данным Минобрнауки, в сельскую местность прибыло 32 учителя.

Если сложить все цифры, приведенные в ответе министерства, получается, что в начале 2022/2023 учебного года по различным программам в городские и сельские школы в Татарстане было привлечено 1 627 учителей — и при этом разница между числом учительских ставок и численностью учителей (без учета совместителей) в школах республики составила 2 318. Именно столько учителей, получается, не хватает, чтобы они могли работать без перегрузки — так, чтобы хватало времени и сил на качественное обучение детей. Но вместо этого сельские учителя вынуждены мотаться по деревенским дорогам, закрывая бреши.

— Решить проблему в сельской местности позволяет так называемый проект «Мобильный учитель», когда педагогу одной из школ выдают автомобиль или на собственном транспорте он осуществляет совместительство в соседних школах района, — рассказали в Минобрнауки.

А школьников уже сегодня пытаются мотивировать получить профессию учителя:

— С 1 сентября 2022 года открыты 173 класса психолого-педагогической направленности в 151 школе республики. При реализации деятельности психолого-педагогических классов используется научно-методический потенциал педагогических вузов и педколледжей. На летний период 2023 года запланировано проведение летних образовательных смен психолого-педагогической направленности на базе ИФМК КФУ, НГПУ, Казанского, Арского, Нижнекамского, Набережночелнинского, Мензелинского педагогических колледжей. Планируется, что выпускники таких классов должны стать основными претендентами на целевое обучение.

Фото: realnoevremya.ru

Соглашаясь, что процент совместителей в татарстанских школах выше, чем в среднем по России, в министерстве настаивают, что «тем не менее качество образования в республике значительно выше» — на том основании, что четыре школы из Татарстана вошли в топ-50 лучших школ России с уклоном в технические и естественные науки, а «результаты ЕГЭ выпускников общеобразовательных организаций в течение всех лет выше среднероссийских».

— Повышению качества образования также способствует реализация федерального проекта «Цифровая образовательная среда», — подчеркнули в ведомстве, отвечая на вопросы «Реального времени». — В 2022 году в нем участвовали 52 образовательные организации. Сегодня на федеральном уровне апробируется информационная система «Моя школа». Она призвана обеспечить равный доступ к качественному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам на всей территории страны. В Республике Татарстан на высоком качественном уровне ведется методическое сопровождение деятельности учителей. С 01.03.2022 года изменена система оплаты труда муниципальных методистов. Сегодня в среднем она составляет 43 тысячи рублей.

Наш «рецепт молодости»

— Самые «возрастные» в Татарстане — учителя физики, химии, математики, биологии, русского языка и литературы, с чем это связано и как планируется решать проблему этого перекоса? — поинтересовалось «Реальное время».

— Старение педагогических кадров общеобразовательных школ проявляется во многих регионах, — ответили в министерстве. — Решение задачи поддержания оптимальной структуры педагогических кадров заключается в увеличении контрольных цифр приема абитуриентов в вузы на педагогические специальности и по целевым договорам… Необходимо учитывать, что пенсионный возраст в 2023 году составил у мужчин 62 года, у женщин — 57 лет. С целью омоложения педагогического состава образовательных организаций приказом Министерства образования и науки утвержден Комплексный план мероприятий по выполнению основных принципов закрепления молодых специалистов в общеобразовательных организациях Республики Татарстан.

В Минобрнауки предлагают поддержать учителя, что называется, конкретно:

— Необходимо вести меры стимулирования молодых учителей на государственном уровне, а не на уровне отдельных регионов, предоставлять жилье, хотя бы на время работы в школе, с последующей возможностью оформления в собственность — например, через 10 лет непрерывной работы в школе, предоставлять учителям отсрочку от армии.

«Отказаться от подушевого финансирования и выкинуть на помойку ВПР»

В 2023 году, объявленном в России Годом педагога и наставника как раз с декларированной целью восстановить уважение к профессии учителя, Минобрнауки уже отметилось инициативой сделать не обязательными, а лишь непонятно как «учитываемыми» результаты испытаний выпускников школ по русскому языку — с тем чтобы принимать абитуриентов в вузы на инженерные специальности и направления по результатам ЕГЭ по математике, физике и информатике. Если решение будет принято, то оно в будущем может позволить «исправить» ситуацию с нехваткой учителей русского как в целом в России, так и в Татарстане. Правда, открытым останется вопрос, насколько потом инженеры новой волны сумеют внятно выражать свои мысли и обосновывать проекты, поскольку без знания языка описание сложных технологических процессов может превратиться в текст Михаила Задорнова: «Положь колдобину со стоpоны загогулины и два pаза деpгани за пимпочку, опосля чего долбани плюхалкой по кувыкалке».

С другой стороны, недавно Совет при президенте РФ по русскому языку выступил с прямо противоположной по смыслу инициативой — ввести обязательный экзамен по русскому языку для выпускников всех вузов. Что опять же говорит о недоработке по этой части на уровне школы.

Фото: realnoevremya.ru

А российский блогер Mr.Teacher недавно выложил на платформе «Дзена» «Сумасшедшие 5 пунктов спасения российской школы» — он предлагает отказаться от подушевого финансирования школ (для того чтобы учитель не гнался за часами, а гнался за качеством), ввести презумпцию правоты учителя (чтобы его уважали и дети, и родители — и не мешали учить тех, кто хочет учиться), «выкинуть на помойку ВПР и прочую диагностику» (чтобы не тратить учебное время на то, что учебой не является) и оставить диагностику «либо переводными экзаменами, либо в форме ЕГЭ или ОГЭ», при этом « всякие псевдопредметы выкинуть из школы», а разработку учебных программ возложить на российский Минпрос, сэкономив таким образом время и силы учителей для главных задач.

Инна Серова
ОбществоОбразованиеПроисшествия Татарстан Город КазаньМинистерство образования и науки Республики ТатарстанХадиуллин Ильсур ГараевичШмаков Павел АнатольевичСОШИ «СОлНЦе»
комментарии 11

комментарии

  • Анонимно 14 мар
    Действительность ещё страшнее.
    Феминизм победил в средней школе и побеждает в высшей - мужчин в образование и науке практически не остаётся.
    Катастрофа...
    Ответить
  • Анонимно 14 мар
    Z-России ничего кроме патриотизма и не нужно!
    Ответить
    Анонимно 14 мар
    Кто о чем, а известно кто - о бане. "Антизетчики" у нас о чем пекутся? О либеральных ценностях, которые диктуют глубокий пиетет перед правами неграмотных недорослей и, соответственно, низведение учителя до уровня прислуги. Так что "поздравляю вас, гражданин, соврамши".
    Ответить
    Анонимно 14 мар
    все верно этой школы быть не должно
    Ответить
    Анонимно 14 мар
    ага, вперед в период пещерного человека
    Ответить
    Анонимно 17 мар
    Вы патриот какой Родины? Американской?
    Ответить
  • Анонимно 14 мар
    уже сегодня очень чувствуется нехватка учителей, особенно в сезон гриппа. Дети рады - уроков меньше, а родителям тревожно
    Ответить
  • Анонимно 14 мар
    печальный портрет, конечно. Через 15 лет на ютюб математику будут учить
    Ответить
  • Анонимно 14 мар
    Совсем недавно за работу в сельской местности была надбавка 25%, теперь её нет
    Ответить
    Анонимно 14 мар
    мда, совсем никакого стимула
    Ответить
  • Анонимно 14 мар
    Ну, конечно, кому нужна низкооплачиваемая , конфликтная работа.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров