Новости раздела

Татарстану предлагают войти в тройку лидеров по объему финансирования инновационных проектов

Как можно произвести этилен из метана, как высокооктановые компоненты помогают получить бензин Евро-5 без использования экологически вредных процессов, с помощью каких технологий можно увеличить глубину переработки тяжелых нефтей до 99%, и почему дорожной отрасли Татарстана нужны новые стандарты верхнего слоя дорожных покрытий? Ответы на эти вопросы на заседании, состоявшемся 23 марта, узнали члены Совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», а вместе с ними и корреспондент «Реального времени».

Уйти от сырьевой зависимости

Проект, представленный ведущим научным сотрудником лаборатории гетерогенного катализа Института химической физики им. Н. Семенова Михаилом Синевым, сам он назвал «гарантией сырьевой независимости нефтехимических производств». Технология предполагает прямой синтез этилена из метана. Этилен является базовым продуктом для российской нефтехимии, основой для производства продуктов органического синтеза.

Процесс производства этилена из метана в России начали изучать еще в 80-х гг. XX века. Но к 90-м годам все работы остановились. Сейчас разработки возобновились. Наиболее перспективным и надежным Михаил Синев считает проект московского ЗАО «Шаг». Эта компания ведет работу над получением этилена по технологии окислительной конденсации метана в присутствии окислителя — кислорода в течение 10 лет. И разработчик готов приступить к созданию пилотной установки мощностью несколько тысяч тонн этилена в год. По оценке эксперта, отечественная технология получения этилена из метана может быть создана в течение 3-5 лет.

Президент РТ Рустам Минниханов отметил, что проект очень интересный и актуальный: «Нас это все интересует. Но здесь ошибаться нельзя, надо выбрать правильный путь». Он посоветовал изучить технологию главе «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинату Яруллину и представителям заинтересованных нефтехимических предприятий Татарстана.

Бензин лучшего качества

Следующий проект отличался весьма сложным названием — процесс алкилирования изобутана олефинами на цеолитах. Но, как рассказал заместитель директора Института нефтехимического синтеза им. А. Топчиева РАН Антон Максимов, речь идет о получении высокооктановых компонентов бензина. Этот процесс занял свое место в промышленности США. Ожидается, что к 2030 году компонент бензина, полученный по этой технологии, будет составлять 24,5%, а в России доля компонента увеличится с 3,5% до 15%. Представленный процесс алкилирования перспективен с точки зрения экологии, он не включает экологически вредные производственные процессы с применением серной кислоты, минимизирует выбросы вредных веществ в атмосферу и позволяет получить компонент для бензина стандарта Евро-5 с более высоким октановым числом.

Расчеты, произведенные для Московского НПЗ, показали, что эта технология позволяет снизить капитальные затраты на 10% по сравнению с применяющейся сейчас технологией алкилирования с применением серной кислоты.

От деда к внуку

Еще один проект — с говорящим названием — создание инновационной установки переработки тяжелых нефтей с потенциалом глубины переработки до 99%. По словам генерального директора ООО «Бета-технологии» Леонида Цоя, разработку этой технологии начинал еще его дед.

Презентовавший проект заместитель генерального директора ООО «Бета-технологии» (Москва) Игорь Трушников сообщил, что помимо обеспечения высокой глубины переработки установка позволяет в разы повысить энергоэффективность переработки тяжелой нефти. Суть технологии заключается в физическом воздействии на тяжелые молекулы углеводородов ускоренными электронами и СВЧ-излучением.

Игорь Трушников рассказал, что экспериментальная установка уже создана и она базируется в Сколково. Для дальнейшего развития проекта нужны инвестиции: 80 млн рублей на втором этапе и 1,5 млрд рублей — на третьем. Видимо, в расчете на Татарстан как на потенциального инвестора разработчик призвал республику войти в тройку по инвестициям в инновационные проекты и заняться не импортозамещением, а созданием российских экспортных технологий. Сейчас Татарстан занимает 4 место в России по этому параметру.

Рустама Минниханова перспектива стать главным спонсором инноваций не очень вдохновила. Он заявил, что для республики сейчас более актуальна технология переработки битумных нефтей.

— Вы двигаетесь в правильном направлении. Американцы уже наняли наших специалистов для разработки технологии по переработки битумной нефти, — поддержал идею главы Татарстана Леонид Цой.

— Было бы хорошо, чтобы вы американцев, как Иван Сусанин, по какому-нибудь более сложному пути завели. Это, конечно, шутка, — ответил президент РТ.

Только 3 года

«Это жизненно важная тема для нас. Сейчас верхнего слоя дорожного покрытия едва хватает на 3 года. Надо разрабатывать новые стандарты для дорожных покрытий и искать новые материалы», — так отозвался президент Татарстана о следующем проекте. По поручению президента ОАО «Алексеевскдорстрой» организовало производство полимерно-битумного вяжущего (ПБВ) в составе асфальто-бетонных смесей для повышения срока службы дорожных покрытий. К преимуществам полимера относят повышенную эластичность, расширенный диапазон температуры эксплуатации, повышенную устойчивость к стиранию.

В мае 2014 года «Алексеевскдорстрой» запустил установку по производству полимерно-битумного вяжущего производительностью 20 т в час. На этой установке можно выпускать по 15 тыс. т ПБВ в сезон, этого хватит, чтобы уложить верхнюю конструкцию покрытия на 300 км дорог с шириной проезжей части 8 м. Составляющие ПБВ — обычный битум, пластификаторы, присадки и полимер южнокорейского производства.

За 2 года по новой технологии с применением ПБВ было уложено дорожное покрытие на 10 улицах в Казани, на участке дороги Базарные Матаки — Болгар, на участке федеральной трассы Казань — Оренбург. А всего в течение 2014-2015 гг. — 49 км верхнего слоя дорожного покрытия.

Долговечность дорожного покрытия с ПБВ, по заявлению генерального директора ОАО «Алексеевскдорстрой» Фоата Валиева, на 45% выше, чем стандартного асфальто-бетонного покрытия. А межремонтный срок на дорогах с применением ПБВ увеличивается с 6 до 10 лет.

Президент РТ поинтересовался у представителя министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, на каких улицах были отремонтированы дороги по новой технологии и каково состояние этих дорог сейчас. По наблюдениям минтранса РТ, за год эксплуатации на таких оживленных трассах, как улица Н. Назарбаева, ул. С. Садыковой, пр. А. Камалеева, ул. Гвардейская, произошло истирание дорожного полотна на 1 мм.

Рустам Минниханов поручил министерству транспорта и дорожного хозяйства РТ провести обследование дорог с новым верхним покрытием и думать над созданием новых стандартов верхнего слоя дорог. «Мы не можем каждые 3 года асфальт менять», — обозначил проблему президент РТ.

Евгения Газизова, фото prav.tatar.ru
комментарии 7

комментарии

  • Анонимно 24 мар
    здорово, когда наследники продолжают начатые дела своих отцов или даже дедов!
    Ответить
    Анонимно 24 мар
    еще лучше, когда у них это получается, похвально.
    Ответить
  • Анонимно 24 мар
    в каждой шутке только доля шутки ;) про Ивана Сусанина
    Ответить
  • Анонимно 24 мар
    Зачем разрабатывать какие-то стандарты, если можно просто перенимать опыт? За бугром дорожное покрытие меняют раз в 20 лет, и оно там прекрасно держится
    Ответить
  • Анонимно 24 мар
    люди работают, стараются, производят качественное топливо, а наши заправки бадяжат его, и толку от этих евро стандартов никакого в итоге(
    Ответить
  • Анонимно 24 мар
    предлагают - надо брать
    Ответить
  • Анонимно 24 мар
    неужели проблемы некачественных дорог наконец-то решат? особенно во дворах было бы неплохо
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров