Новости раздела

«Я не хочу, чтобы государство лезло в digital, оно, скорее всего, будет слоном в посудной лавке»

Почему татарстанские digital-агентства не могут вырасти в крупные компании

«Государство поддерживает только IT и игнорирует digital», — пожаловались представители digital-агентств во время круглого стола, который проходил в рамках фестиваля «Кампус-2016» и был посвящен развитию малого и среднего бизнеса в сфере IT в РТ. Даже те меры поддержки, которые существуют, могут помочь только крупным игрокам с многомиллионным оборотом, уверены предприниматели. О том, кто еще мешает развиваться этому рынку и чем digital отличается от IT, читайте в материале «Реального времени».

«Но мы не сможем подойти к вам, потому что мы непонятно что делаем»

Как бы странно это ни прозвучало, круглый стол, который проходил в рамках digital-фестиваля, начался с вопроса, что такое digital и чем он отличается от IT. Пожалуй, и любознательному читателю будет полезно разобраться, в чем же отличие между этими новомодными понятиями. IT — это веб-разработка сайтов и внутренней автоматизации, тогда как к digital можно отнести рекламу, поисковую оптимизацию, СММ, seo, пояснил Алексей Ежиков, директор по развитию группы проектов RUWARD. Если же говорить совсем просто, если IT — это производство нового продукта, то digital — в большей степени маркетинг.

Правда, как выяснилось, сами представители digital-агентств обижаются, когда четкое деление между IT и digital начинает проводить государство.

— Законодательством четко определено, что является инновационной деятельностью — это разработка научно-технического продукта. То есть должна быть разработка уникального продукта, если мы говорим о резидентстве в рамках режима особой экономической зоны. Когда речь идет просто о создании сайтов, чисто маркетинговой составляющей, не идет разговора о создании уникального продукта, здесь становится все сложнее, отметил Денис Исмагилов, начальник отдела по привлечению инвесторов АО «ОЭЗ «Иннополис».

Его слова подтвердил и Ленар Халиков, руководитель бизнес-инкубатора IT-парка: резидентами IT-парка могут стать только компании, деятельность которых на 75% связана с разработкой ПО. Конечно, такая позиция не могла не встретить сопротивления.

— Если вы как основной критерий выделяете наличие инновации, технологии, то, например, в нашем секторе digital тоже ведь есть исследовательские работы. Например, когда мы занимались рекламной кампанией для такого бренда, как Heineken, мы проводили research по распознаванию изображения. Но мы не сможем подойти к вам, потому что мы непонятно что делаем, с горечью отметил Максим Бусарев, руководитель продакшн-компании SmartHead. На это замечание Ленар Халиков посоветовал отделять такие разработки в отдельные направления, которые смогут рассчитывать на господдержку.

«Я не хочу, чтобы государство лезло в digital, потому что оно будет слоном в посудной лавке»

Но тут прозвучала совсем уж крамольная мысль — а не лучше ли будет для рынка, если государство перестанет вмешиваться в его дела?

— Я не понимаю, зачем государство притягивает функции, ему совсем не свойственные. Я не хочу, чтобы государство лезло в digital, потому что оно, скорее всего, будет слоном в посудной лавке, — парировал Ярослав Швецов, ведущий эксперт компании Digital Mission.

Ярослав Швецов: «Я не понимаю, зачем государство притягивает функции, ему совсем не свойственные. Я не хочу, чтобы государство лезло в digital, потому что оно, скорее всего, будет слоном в посудной лавке». Фото vk.com/campus_fest

Когда были озвучены ставки, по которым предлагается арендовать офисы в государственных технопарках, руководители digital-агентств вообще усомнились в том, существует ли господдержка, о которой так много говорят. К примеру, аренда помещения в IT-парке в Набережных Челнах стоит от 350 рублей за кв. м, в Казани — от 880 рублей за кв. м. Что касается Иннополиса, здесь ставка в среднем составляет 500-600 рублей за кв. м. К тому же преференции, которые предоставляются в Иннополисе, больше подходят для гигантов, как, например, «Барс групп», добавляют представители digital-агентств. Вот только на вопрос о том, на какую же конкретную поддержку претендует малый и средний бизнес, айтишники ответить не смогли.

«Зачем нужен digital, когда есть нефть»

Еще одна проблема, с которой приходится сталкиваться — неграмотность клиента, который зачастую не знает, что ему нужно, и приходит к разработчикам с просьбой «сделать сайт», тогда как в отдельных случаях достаточно провести пиар-кампанию в соцсетях. Чтобы продемонстрировать, насколько плохо татарстанцы представляли, что такое IT, еще в недавнем прошлом, Ленар Халиков вспомнил историю открытия IT-парка в Набережных Челнах. По его словам, в 2012 году к нему в соцсетях обращались с просьбой дать VIP-карту — в сознании многих IT-парк ассоциировался с ночным клубом. Правда, затем аналогии проводиться стали иные — бизнес-платформу стали считать аквапарком. И только теперь, по словам Халикова, население стало понемногу понимать, что собой представляет эта площадка, хотя до сих пор находятся те, кто приходят с просьбой «сделать сайт».

Тут из зала последовала критика — почему нельзя просвещать клиента, ведь в конечном счете он приносит в компанию свои кровно заработанные деньги. По словам Юлии Кузнецовой, директора digital-агентства SODA, она первым делом пытается «обучить», но сталкивается с тем, что ее начинают воспринимать как студента, который не знает даже азов создания сайта.

Игорь Зильберг: «Чтобы что-то развивать, должно быть больно в одном месте, должны быть проблемы, которые хочется решать. А если у нас государство помогает, нефти много, денег много, на каждом шагу бутики, зачем этим бутикам думать, что такое сайт». Фото include.club

Но Игорь Зильберг из SmartHead уверен, что digital-агентства в Татарстане не могут вырасти в крупные компании потому, что сами клиенты зачастую не заинтересованы в продвижении своего товара.

— Почему нет компетенции у нас как у исполнителей, а у наших заказчиков нет компетенции заказчиков? Потому что никому не надо. Чтобы что-то развивать, должно быть больно в одном месте, должны быть проблемы, которые хочется решать. А если у нас государство помогает, нефти много, денег много, на каждом шагу бутики, зачем этим бутикам думать, что такое сайт. Они приходят за сайтом не для того, чтобы у них был сайт, а потому что он есть у соседнего бутика, а еще он должен быть указан на визитке, — заметил Зильберг.

Гуландам Зарипова

Новости партнеров