Новости раздела

Автофорум TIAF: «Мы обречены на дружбу с ЕС и другими...»

Думы «Даймлер» об уходе из России, новые «секретные» модели Ford в «Алабуге» и о том, когда падающие зарплаты — это хорошо

Автофорум TIAF: «Мы обречены на дружбу с ЕС и другими...»
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Авторынок России в 2015 году упал на 35%. При этом падение могло бы быть существенно сильнее без господдержки, считают в правительстве, поэтому готовы продлить меры поддержки и на 2016 год. Однако такие показатели отрасль не испугали: автопроизводители уверены, что рынок больше падать не будет, но для этого им нужно переориентироваться на экспорт техники за рубеж: КАМАЗ нацелился на рынки Ирана и Дальнего востока. А концерн Ford Sollers готовится к запуску новых моделей в Татарстане. Подробнее — в репортаже «Реального времени» с форума TIAF.

В 2016 году авторынок может упасть еще на 5%, но господдержка сохранится

Подробное обсуждение ситуации на авторынке России и планов на 2016 год состоялось в Казани в рамках международного форума автомобилестроения TIAF. Ситуация по итогам прошлого года оказалась неутешительной: падение по сравнению с 2014 годом составляет более 35%, объем авторынка в РФ составил 1,7 млн штук. При этом, по оценкам директора департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга РФ Александра Наумова, если бы не было господдержки, это количество составило бы всего 1,1 млн в год, а если эти меры не будут продлены в 2016 году, падение рынка могло бы составить до 800 тыс. автомобилей в год.

«Мы рассчитываем продолжить меры господдержки. Прежде всего, это обновление парка колесных транспортных средств, программа льготного лизинга, кредитования, стимулирования спроса на автобусы для ЖКХ, которые работают на газомоторном топливе, субсидии на закупку городского электротранспорта. В блоке промышленных субсидий в этом году добавляется новая мера по обновлению парка машин скорой медицинской помощи. Поменяется механизм по стимулированию спроса техники для ЖКХ на газомоторном топливе», — рассказал он.

Сегодня загрузка производственных мощностей отрасли составляет где-то 40%. «Ниже мы опуститься ни в коем случае не можем. Для этого надо удержать спрос на авторынке на уровне не ниже прошлого года, это наша цель — оптимизировать производственные мощности за счет концентрации мер поддержки вокруг производств с высокой степенью переработки и, конечно же, создать условия для роста производства и экспорта автомобильной техники», — призвал Наумов. По его словам, благодаря девальвации рубля и организации глубокой переработки российские продукты становятся очень конкурентоспособны на международных рынках, в итоге открываются перспективы для партнерства с Европой и Азией, Латинской Америкой.

«Мы обречены на дружбу с Европой и другими странами, потому что сегодня ни один автомобиль в мире не может быть сделан в рамках одного государства, даже в Германии идет закупка китайских и турецких компонентов», — объявил он.

Гендиректор Ассоциации европейского бизнеса (представляет интересы около 600 европейских компаний) Франк Шауфф подтвердил, что в прошлом году рынок снизился почти на 36%, а с начала 2014-го спрос на автомобили упал почти на 50%. 2016-й станет не менее сложным, считает он: комитет автопроизводителей прогнозирует сокращение рынка примерно на 5% при условии обеспечения господдержки. «Тем не менее даже при таком значительном падении российский рынок остается важным и интересным в долгосрочной перспективе. В кризис есть шанс развивать новые контакты и, когда поднимается экономика, работать с прибылью», — ободрил аудиторию Шауфф.

Казань не случайно принимает форум уже второй раз: машиностроение занимает 20% в структуре экономики Татарстана: из 1,856 трлн рублей ВРП отрасль производит продукции на 370 млрд. Всего в автокластере РТ более 200 предприятий, которые в прошлом году произвели продукции более чем на 34 млрд рублей. Ситуация в Татарстане тоже непростая, признал министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов. «Но те, кто запустят сегодня новые проекты, попадут в фазу роста. Потому что падение неизбежно сменится восходящим трендом», — обратился он к аудитории и по традиции призвал инвестировать в Татарстан.

«Никто еще не работает засучив рукава день и ночь»

Для подтверждения того, что инвестировать в республику надо, слово взяли крупнейшие автопроизводители. Так, исполнительный директор и первый вице-президент СП Ford Sollers Адиль Ширинов пересказал слова президента РТ Рустама Минниханова, что в будущем в любом случае в экономике будет все хорошо и «к этому «хорошо» нам нужно быть готовыми».

Напомним, компания имеет производственные мощности в ОЭЗ «Алабуга» и в Набережных Челнах, где выпускает семь моделей техники, а также завод двигателей. Он объявил, что в 2015 году Ford Sollers завершил первый этап четырехлетней стратегии инвестпрограммы в Татарстан объемом $1,5 млрд. В прошлом году компания запустила в России производство пяти новых моделей, трех из них — в Татарстане: это Fiesta, Explorer и обновленный Transit. «Нас интересует не просто сборка, а локализация всех этапов в России».

По словам Ширинова, за 2015 год компания почти в два раза увеличила свою долю на рынке легковых автомобилей России — с 1,5 до 3,4%. Это произошло за счет расширения производственной линейки: теперь у Ford представлены модели во всех сегментах. При этом покупатели постепенно переходят на более дешевые автомобили, признал он: в 2015 году эта «миграция» составила порядка 30%. Но сам рынок автомобилей, вероятно, в этом году останется на уровне 1,3-1,6 млн автомобилей, считают в компании. «Мы не остановимся и будем выпускать новые продукты, максимально адаптированные для России», — заявил Ширинов. Позже, отвечая на вопрос «Реального времени», он отметил, что речь идет о новых моделях автомобилей и что он рассматривает Татарстан как наиболее вероятный регион для этого (напомним, у компании еще есть производство во Всеволожске, — прим. ред.). Что это будут за модели и когда производство может появиться, он умолчал.

Ширинов считает, что многие автопроизводители сейчас слишком сильно надеются на господдержку, но при этом ее распределение не всегда справедливо. Нельзя ориентироваться только на объемы продаж, нужно учитывать и уровень локализации, и инвестиции, которые компания делает в экономику. В противном случае разрыв между компаниями будет еще больше, говорит докладчик. «Нельзя, чтобы компании ходили с протянутой рукой за субсидиями. Они должны быть бонусом. Это сложный период времени, но никто еще не работает засучив рукава день и ночь. Все еще плывут по течению и думают, что завтра нефть станет подороже. Но не надо надеяться на чудо», — говорит Ширинов.

Сам Ford Sollers максимально намерен увеличить свою локализацию в России: по итогам года она составит минимум 45% как по заводу двигателей, так и по производству автомобилей. Спикер уверил, что независимо от уровня господдержки компании снижать производство она не намерена, хотя загрузка мощностей компании не превышает 40%. Он признался, что в таких условиях компания даже «очень досконально» рассматривает возможность размещения на своих мощностях производств других марок. «Иначе это тупик, и говорит он о том, что ты каким-то образом должен поднимать вопрос о целесообразности наличия этих мощностей. Они не могут простаивать», — заявил он.

«Были мысли, что надо закрыть компанию»

На рынке грузовых автомобилей ситуация еще сложнее. Как рассказала финансовый директор совместного производства «Даймлер Камаз Рус» (бывшее «Мерседес-Бенц Тракс Восток», — прим. ред.) Оксана Карахова, с 2012 года рынок постепенно снижался, а с 2014 по 2015 год и вовсе упал на 42,8%. В своем выступлении она заявила, что одна из основных задач компании в условиях кризиса — уменьшение импорта запчастей из Германии и Японии. «Мы в начале пути, но у «Даймлера» и КАМАЗа большие планы на российском рынке и по инвестициям, и по стратегии. В России не трудно работать, в России немножко все по-другому», — заявила она.

Карахова признала, что в начале 2015 года никто не знал, что компании предстоит пережить. «Но для нас кризис оказался шансом. Независимо от того, что пирог, который мы делим, уменьшился, мы вышли победителями по части доли рынка. До этого на рынке «большой семерки» (Scania, Volvo, Mercedes, MAN, Iveco, Renault, DAF) мы были на четвертом месте, а в 2015-м стали на втором», — заявила она.

«Существует такой фактор, как цикличное обновление автопарка. Этот цикл, согласно статистике, составляет где-то 5 лет. И если 2015-2016 годы — с минимальными объемами (сейчас очень модно слово «дно»), то в 2017 году тренд снова пойдет вверх, и мы ожидаем обновления парка», — отмечает она. По ее прогнозам, объем рынка грузовиков «большой семерки» в 2016 году останется на уровне 2015 года — порядка 9 тыс. единиц. «Мы, конечно, не представляли, что такое будет твориться. При таких экономических индикаторах были мысли, что надо закрыть компанию. Но мы до сих пор живы, наша компания успешна, у нас большие планы по локализации. Менеджмент видит потенциал России и смотрит на перспективы автомобильного рынка не в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной», — подытожила Карахова.

КАМАЗ потерял треть производства, но удвоил продажи в дальнее зарубежье

Директор ВТК «КАМАЗ» Рафаил Гафеев подтвердил тенденцию спада продаж грузовиков. «Почти трехкратное падение рынка с 2012 года не могло не сказаться на результатах работы компании: за три года КАМАЗ потерял чуть более трети своего производства. Мы считаем, что по итогам прошлого года тенденция падения стабилизировалась и достигла дна. И в этом году даже планируем обеспечить небольшой рост», — заявил он.

Гафеев назвал нынешние времена «нормальной ситуацией», потому что рост рынка в прошлые годы обеспечивался не кропотливой работой, а высокими ценами на нефть. Несмотря на общее падение рынка тяжелых грузовиков, доля КАМАЗа на нем выросла на 10% и достигла 51%, а в этом году автопроизводитель рассчитывает поднять ее до 54-55%. Во многом успехи обусловлены господдержкой отрасли: по программе субсидирования замены автопарка КАМАЗ реализовал более 6,7 тыс. автомобилей, по субсидированию лизинговых схем — более 1,7 тыс. единиц техники. А девальвация рубля позволила КАМАЗу обойти конкурентов из-за рубежа по цене. КАМАЗ начинает обращать серьезное внимание на корпоративных клиентов», — рассказал он.

Изменение курса валют сказалось и на продажах техники за рубеж: реальный экспорт по прошлому году вырос почти на 20%, до 6 тыс. единиц техники. Почти в два раза увеличили долю продаж в дальнее зарубежье, в основном за счет продажи с использованием инструментов Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (более $15 млн, или 7% в структуре продаж). На этот год у КАМАЗа стоит цель довести эту сумму до $33-35 млн. «Но недавно мой коллега приехал с очень крупным контрактом из Африки, и, я полагаю, мы эту цифру увеличим даже в 6-7 раз», — рассказал он. Этими инструментами компания пользуется на рынках Латинской Америки, Азии, СНГ и даже Европы, куда с помощью литовского дилера планируется вывести 4-6 новых моделей. Всего же в 2016 году КАМАЗ намерен довести экспорт до 7 тыс. штук.

Одновременно курс доллара привел к снижению продаж в СНГ: в Казахстане, например, спад составил более 30%, и было продано чуть более 2 тыс. машин. В дальнейшем экспортная стратегия до 2020 года ориентируется на Дальний Восток. «Наиболее близким по срокам реализации» он назвал рынок Ирана, который стремительно развивается после отмены международных санкций. «Не секрет, что во все годы санкций самолеты Франкфурт — Тегеран были заполнены западными бизнесменами. Они никогда не снимали руку с пульса экономики Ирана. Мы позитивно рассматриваем наши перспективы, тем более что до начала санкций у нас там было производство и мы туда поставили более 2 тыс. автомобилей». Сейчас же компания намерена обновлять свой автопарк и предлагает российским производителям поучаствовать в замене более 17 тыс. единиц автобусов, рассматривается в том числе и газовая техника. Кроме Ирана, в КАМАЗе надеются на Индонезию, Латинскую Америку, Египет, Узбекистан. Кроме того, КАМАЗ активно занимается развитием газобаллонной техники: было реализовано более 500 автомобилей и до 900 автобусов.

В 2015 году КАМАЗ произвел на 28% меньше автомобилей — свыше 28 тыс. грузовиков на общую сумму порядка 80 млрд рублей. А за все время работы завода с конвейера челнинского автогиганта сошло более 2 млн автомобилей. Но, несмотря на кризис, компания продолжает инвестиции в новые направления: она развивает газовые двигатели, беспилотные грузовики, проект электробусов. В этом году в планах компании — выпустить более 30 тыс. автомобилей. КАМАЗ продолжает удерживать лидерство в классе тяжелых грузовиков в Казахстане, Якутии, Туркменистане, а в целом у компании более 30 стран поставки.

Рынок ждет, когда синусоида спроса пойдет вверх

В заключение о своих новых проектах рассказали участники рынка из зала. Так, СП «Русал» и израильского концерна Omen High Pressure Die Casting, компания VolkhOR, планирует в этом году запуск небольшого завода по производству автокомпонентов из алюминия мощностью от 1,2 тонн в год с планами на дальнейшее расширение. НПЦ «Пружина» из Ижевска планирует в 2016 году открыть производство пружинной подвески для автопрома и видит в числе своих будущих клиентов «Форд Соллерс». Под Казанью откроется производство рулевых колес с каркасом из цветных сплавов, в основном алюминия и магния. А в « Иннокаме» появятся инжиниринговый центр прототипирования и промышленного дизайна, испытательно-сертификационный центр по автокомпонентам и центр термообработки.

«Больше и больше сталкиваюсь с тем, что в России падают зарплаты по отношению к доллару, но российские продукты стали более востребованы на Западе, реально конкурентоспособны. Но то, что я сейчас услышал — по-моему, все понимают, что тяжело, и я поражаюсь тому, что отдельные компании реально начинают заниматься развитием бизнеса. Все равно мы все развиваемся по синусоиде, и если приближаемся к нижнему ее пределу, то бизнес будет возвращаться», — завершил дискуссию на все той же позитивной ноте управляющий директор AZ Enterprize Алекс Загускин.

1/84
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
Дина Валиуллина, фото Романа Хасаева

Новости партнеров