Новости раздела

Медиасообщество предложило Netflix подумать над российской пропиской

Идею замглавы «СТС Медиа» по регулированию рынка видеосервисов, озвученную в Казани, поддержал зам Никифорова

Недавно вышедший на российский рынок видеохостинг Netflix представляет для него угрозу, потому что не платит налогов на территории РФ, считает президент «Медиа-Коммуникационного Союза», заместитель генерального директора «СТС Медиа» Сергей Петров. Для решения проблемы он предлагает коллегам проработать законодательные механизмы, чтобы обязать компанию перерегистрироваться в России. Пока же доля Netflix в России ничтожна, однако его российские аналоги, такие как IVI и «Амедиатека», составляют уже многомиллиардный рынок.

Мешают импортозамещению

Крупнейший онлайн-кинотеатр Netflix угрожает российскому импортозамещению — такое мнение высказал президент «Медиа-Коммуникационного Союза», заместитель генерального директора «СТС Медиа» Сергей Петров 2 февраля, выступая на заседании коллегии Республиканского агентства «Татмедиа». По его словам, компания занимает 36% рынка в США и может в дальнейшем поглотить своих конкурентов, получив возможность глобального доминирования. В России уже нужно начать работу над решением проблемы, считает президент медиасоюза. «Такие новые игроки, как Netflix, становятся обладателями большого объема потребления, эта компания в США контролирует 36% рынка и ежедневно анализирует действия 37 млн пользователей. Это становится новым ресурсом и новой валютой, которая в ближайшее время будет конвертироваться и здесь», — заявил он.

Напомним, стриминговый канал Netflix 6 января начал работу в 130 новых странах, в том числе и в России. Он основан в 1997 году в США и работает по подписной модели. По данным самой компании, на конец 2015 года у нее более 75 млн подписчиков по всему миру, ее выручка составляет $6,8 млрд, а чистая прибыль — $122,6 млн за 2015 год. Наиболее известные собственные сериалы сервиса — «Карточный домик», «Сорвиголова», «Восьмое чувство» и др. Сериалы Netflix являются также и самыми дорогими на рынке США. Для сравнения, по данным американских СМИ, одна серия «Восьмого чувства» стоит $12 млн, а популярнейшая «Игра престолов» обходится в два раза дешевле, $6 млн за серию.

Рынки надо регулировать

— Сообществу индустриальному еще предстоит определить, какие это формы должны быть. Пока нет готового законопроекта, те или иные инициативы обсуждаются. Я думаю, что вполне возможно, просто компании должны будут иметь в России зарегистрированные представительства, чтобы стать налоговыми резидентами России и страна получала бы от этого возможности для укрепления развития отечественного контента, — рассказал «Реальному времени» о своем видении Петров. Он отметил, что высказывает мнение не как замглавы телевизионного холдинга, а как президент медиасоюза.

По его словам, в США Netflix контролирует 36% рынка доходов от видео. Пока его доля в России очень мала, но всего рынок в сфере платного онлайн-контента в России оценивается в 22 млрд рублей по итогам прошлого года. Аналогами Netflix на российском рынке он назвал сервисы IVI, «Амедиатека», Tvzavr, Мegogo, Тvigle, а также крупнейшую площадку «Видеоморе», которую запустила «СТС Медиа». Петров полагает, что проблема не только в Netflix, она системная: в целом зарубежных игроков на рынке много, поэтому отрасли нужно понять, как подобные рынки регулировать.

Что интересно, заместитель Николая Никифорова поддержал идею Петрова. Видеосервису Netflix нужно получить лицензию СМИ и вещателя для работы в России, заявил замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин. Он назвал аргументы представителей отрасли на получение сервисом лицензии вещателя «достаточно убедительными».

В целом «Медиа-Коммуникационный Союз» зафиксировал «взрывной» рост популярности онлайн-видео — 68% за прошедший год. Быстро растет и роль так называемого «второго» экрана: 49% владельцев смартфонов и 65% владельцев планшетов смотрят видео на них. Их доля уже 28%, но при этом доля «большого» экрана, то есть телевидения, уменьшается незначительно: традиционному ТВ просмотр онлайн не угрожает, считает Петров. Это обуславливается возрастом основных потребителей контента — они молодеют. «Этим молодым людям — 15-35 лет, они максималисты, они ищут максимум информации за минимум денег. Они хотят потреблять контент когда и где угодно и рассматривают мобильные гаджеты как главное средство для развлечений. При этом устройства дешевеют. Для потребителя 25+ среднее количество используемых экранов — 2,4, притом что у поколения 45+ — 1,6», — говорит Петров. При этом кино и сериалов россияне стали смотреть на 16% больше, чем годом ранее.


«Джентльмены удачи» не готовы платить

Быстро растут и новые сегменты, такие как Smart TV: в 2015 году темпы роста составили 12%. Отметим, что именно на Smart TV и на приставках доступен контент онлайн-кинотеатра Netflix. Согласно докладу Петрова, сейчас идет создание единой системы потребления видеоконтента, где традиционные СМИ, такие как телевидение, интегрируются с онлайн-сервисами и телевизионный контент можно смотреть с любого устройства, в любое время и в любом объеме. Именно такая форма подачи информации позволит традиционным медиа выжить в условиях кризиса. Так, количество онлайн-просмотров за 2015 год выросло на 37%, а переход традиционных СМИ на взаимодействие с онлайн-моделью, по данным докладчика, увеличивает их просмотры на 64%.

Главной проблемой на пути развития онлайн-сервисов Петров считает колоссальные объемы пиратства в России: пиратское потребление в стране составляет более 80%. Иногда россияне становятся «пиратами» несознательно. «В России не принято получать платный контент. Мы опросили людей, сколько из них считает себя убежденными «пиратами» и не готовы платить никогда. Оказалось, всего 4%, а причиной они назвали большое количество бесплатных доступных развлечений», — говорит докладчик. По его мнению, часто пользователь даже не осознает, что потребляет пиратский контент, потому что просто не понимают сути и выгоды платных сервисов. В этих условиях Петров назвал «недостаточным» объединение игроков рынка при достаточной законодательной базе по борьбе с пиратством.

В «СТС Медиа» распространили информацию, что высказывания Петрова про сервис Netflix не являются официальной позицией компании, а «отображают ту дискуссию, которая сейчас идет в отрасли». «Мы всегда выступали за всестороннее сотрудничество, в том числе и с иностранными партнерами, и за здоровую конкуренцию на рынке. Безусловно, все инициативы подобного масштаба требуют детальной проработки, поэтому сейчас говорить о том или ином варианте развития ситуации преждевременно», — цитируют СМИ официальное сообщение компании.

  • Виктор Попов

    Виктор Попов директор по онлайн-маркетингу Tvigle

    Как первый легальный видеосервис на территории России, мы согласны с позицией Сергея Петрова о том, что западные компании должны иметь свои представительства на территории РФ. С точки зрения государства, это будет означать получение дополнительного дохода от налогов, с точки зрения пользователей — поддержку на родном языке и возможность вернуть свои средства в случае каких-либо сбоев при оплате. Netflix, безусловно, очень сильный игрок на международной арене, но в России сложилась своя культура потребления контента. Более того, ценовая политика сервиса на данный момент не конкурентоспособна. Что касается Tvigle, то мы не соперничаем c Netflix. Более 90% контента мы предоставляем по рекламной модели, бесплатно для зрителей. Также мы ориентированы в первую очередь на российские и советские фильмы и сериалы. Единственный на текущий момент сериал «по подписке» у нас — это «Ходячие мертвецы» от Fox.
  • Марина Сурыгина

    Марина Сурыгина генеральный директор онлайн-кинотеатра Tvzavr.ru

    Эта мера поставит все сервисы в одинаковые налоговые рамки, что логично. В том виде, как сейчас, Netflix не имеет никаких конкурентных преимуществ перед отечественными игроками. Во-первых, сервис появился в России позже отечественных игроков, когда рынок уже занят. Во-вторых, с высокой ценой подписки — от 8 евро (650 рублей). Для сравнения Tvzavr – 249 рублей, «Амедиатека» – 499 рублей в месяц. В-третьих, вышел с маленьким каталогом (даже «Карточный домик» они не могут показывать) и без перевода на русский язык. В-четвертых, у Netflix отсутствуют российские фильмы и сериалы, которые в нашей стране популярны. И наконец, сервис никак свой продукт на российском рынке не продвигает — ни онлайн, ни офлайн.
Дина Валиуллина, Гуландам Зарипова

Новости партнеров