Новости раздела

Самую старую деревянную мечеть Казани ждет масштабная реконструкция

Единственный уцелевший в городе мусульманский храм из дерева оценили эксперты

Мечеть «Раджаб» — единственный сохранившийся исторический деревянный мусульманский храм Казани — готовят к масштабной реконструкции. Культовое сооружение дореволюционных лет было признано объектом культурного наследия «Заводская мечеть, начала XX века» и принадлежит к еще одному достоянию купца Ивана Алафузова. Как выяснило «Реальное время», реставраторы рассчитывают не просто обновить старинное здание, но и вернуть ему первоначальный облик.

Как Иван Алафузов построил казанским рабочим мечеть

В Казани по заявке ДУМ РТ провели государственную историко-культурную экспертизу проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Заводская мечеть, нач. XХ в.» по адресу ул. Энгельса, 20/39. Как рассказал «Реальному времени» один из экспертов, участвовавших в этой работе, замдиректора по научной деятельности Института международных отношений КФУ Рафаэль Валеев, в мечети уже проводили одну реставрацию, но она была связана с восстановлением минарета, снесенного при закрытии храма в 1930 году. Теперь же, как сообщили в пресс-службе Духовного управления мусульман республики, предполагается масштабная реконструкция храма.

Заказчиком экспертизы выступила компания «Строй Мир Реконструкция», которая, к примеру, занималась реставрацией одного из зданий Казанской консерватории, а также корпусов КГАСУ.

О самом храме подробно рассказывают в своей книге «Фирма Алафузова (вторая половина XIX — начало XX века): греческая мечта на российской земле» казанские историки Лилия Габдрафикова, Бахтияр Измайлов и Радик Салихов — «Реальное время» публиковало отрывки из этого издания.

Изначально храм называли по-другому — мечеть Ягодной слободы, Заводская, Пятивременная (Бишвакытлы мәчет). Стояла она на углу улиц Смоленской и Царевококшайской. Помимо того, что это единственная сохранившаяся деревянная мечеть Казани, она еще и единственная историческая мечеть Заказанья (к примеру, от двух храмов в Бишбалте не сохранилось ничего).

Как пояснил «Реальному времени» директор Института истории имени Марджани Радик Салихов, название «Пятивременная» указывает на то, что сначала это была не соборная мечеть, а просто место для обязательных пяти богослужений в день, вести которые мог не назначенный мулла, а любой авторитетный представитель прихода: «В ней нельзя было проводить пятничные праздничные молитвы. Потом она стала соборной».

История мечети берет начало с 1897 года, когда в существовавшем на тот момент фабричном доме льнопрядильной фабрики Ивана Алафузова для рабочих-татар администрация торгово-промышленного общества устроила молельню, выделив на это 3 тысячи рублей. Тогда на казанских предприятиях в Ягодной слободе работали около 30—40% татар. Для них были открыты и русско-татарские классы при фабрично-заводском училище.

Официальный мусульманский приход при предприятиях Алафузова был образован указом Казанского губернского правления 2 октября 1910 года, тогда же здание приобрело обновленный вид. Муллой был избран крестьянин деревни Старая Кулатка Хвалынского уезда Саратовской губернии (сейчас это Ульяновская область) Хисамутдин Хуснутдинович Яфаров, учившийся в Амирхановском медресе при мечети «Иске Таш» в Новотатарской слободе. За службу он получал жалование в 300 рублей.

Через год при мечети открылась школа. Любопытно, что в 1915-м муэдзином здесь должен был стать некий Нурулислам Идиатуллин, однако его призвали в армию, несмотря на прошения рабочих к командующему войсками Казанского военного округа. В документе говорится, что тогда на фабрике работало почти 900 мусульман.

Фото из акта экспертизыФото из акта экспертизыФото из акта экспертизыФото из акта экспертизы
1/4
  • Фото из акта экспертизы
  • Фото из акта экспертизы
  • Фото из акта экспертизы
  • Фото из акта экспертизы

От Заводской — к «Раджаб»

Мечеть закрыли постановлением Президиума ТатЦИК от 6 февраля 1930 года. Скорее всего, именно тогда и был спилен минарет.

Хазрата Хисамутдина арестовали в декабре 1937 года, осудили за антисоветскую религиозную агитацию и расстреляли 30 декабря 1937-го в Казани, похоронен он на Архангельском кладбище, реабилитирован посмертно 26 ноября 1959 года.

Здание было превращено в общежитие-пансионат ЖКУ. Тогда у него появился кирпичный цоколь, после пожара в середине прошлого века здесь пришлось заново пересобирать сруб и, вероятно, уровень кровли — появилось новое фронтонное окно с простым наличником.

После обращения верующих, при поддержке руководства Казанского льнокомбината, 24 мая 1993 года здание передали в пользование общины Кировского района «Раджаб» — по ней же мечеть получила новое название. С тех пор здание — редкий образец деревянной архитектуры в районе, стремительно обрастающем многоэтажками на фоне исчезающих средовых домов.

С 2017 года имамом мечети работает Миннавхат Сагиров, который сменил Миннуллу Арсланова — тот до смерти возглавлял приход более 20 лет.

О сумме, которая требуется на реставрацию, говорить рано, смета не озвучена, объяснили в храме. К примеру, сами работники мечети несколько лет назад объявляли сбор средств — всего лишь 1,5 млн рублей: «Крыша течет, фундамент весь полопался, трещины в стенах по всему периметру мечети», — рассказали они нашему изданию. Судя по акту экспертизы, сумма будет более серьезной.

Фото из акта экспертизыФото из акта экспертизыФото из акта экспертизыФото из акта экспертизы
1/4
  • Фото из акта экспертизы
  • Фото из акта экспертизы
  • Фото из акта экспертизы
  • Фото из акта экспертизы

Ученые отметили перекосы частей несущих конструкций здания, косвенно свидетельствующих о неравномерных осадках фундаментов; износ бутового фундамента; аварийное состояние элементов сруба, неудовлетворительный вид дощатой облицовки фасада, крыши, окон, дверей, систем вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации, электроосвещения, пожаротушения и сигнализации. Пол иногда идет изгибами, потолок — в трещинах.

Также эксперты, в частности, рекомендовали установить кованое ограждение с двустворчатыми воротами, убрать поздние хозяйственные постройки и благоустроить территорию, вынеся за пределы строения комнату для омовений с туалетом. Вопросы вызывает и внешний вид храма — поскольку в середине прошлого века здание пережило пожар, тогда фасад обшили характерной для того времени «елочкой», которая теперь требует замены, чтобы мечеть приобрела исторический вид.

Радиф Кашапов
ОбществоИстория Татарстан Духовное Управление Мусульман Республики ТатарстанИнститут истории им. Ш.Марджани АН ТатарстанаСалихов Радик РимовичГабдрафикова Лилия РамилевнаИзмайлов Бахтияр Искандерович

Новости партнеров