Новости раздела

Разиль Валеев: «Сейчас татарская речь очень сильно загрязнена»

Что народный поэт республики и советник Ильшата Аминова сделает для сохранения и развития родного языка Татарстана

Разиль Валеев: «Сейчас татарская речь очень сильно загрязнена»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Народный поэт Татарстана, депутат нескольких созывов Верховного Совета и Государственного Совета республики, Разиль Валеев в начале осени был приглашен на новую должность — советника генерального директора телерадиокомпании «Татарстан — Новый Век». Как общественный деятель и татарский писатель собирается помогать руководителю главного национального канала республики Ильшату Аминову в преддверии года родных языков и переписи населения, выясняло «Реальное время».

— Разиль Исмагилович, вы недавно стали советником гендиректора телеканала ТНВ. Какие первые шаги наметили, на что уже обратили внимание?

— Да, я на новом месте всего третий месяц... Еще не считаю, что полностью погрузился в тему. Но телевидение для меня — знакомое явление. Впервые я оказался в студии в 1967 году, будучи еще студентом. В 90-е я в течение семи лет вел передачи о выдающихся деятелях литературы, искусства, религии. Я считаю, что воздействие телевидения, его необходимость для татарского народа высоки. Понятно, что информационное пространство с каждым годом сильнее завоевывает интернет, но много татар живет в деревнях, там телевизор активно смотрят, его всеобщая аудитория — средний возраст, часть молодежи.

В первую очередь я должен внести свои предложения касательно татароязычных передач или передач о татарском народе. Я начал работу с «ШАЯН ТВ». Потому что все начинается с детства. Человек, народ, также и телевидение. Главная цель канала — повышение национального самосознания у детей. Необходимо искать таких детей, помогать им. Я замечаю, что многие молодые журналисты приходят сейчас на телевидение через «ШАЯН ТВ». Многое на канале сделано, хотя он официально работает всего 2 года.

Я постоянно смотрю и изучаю их передачи. И хочу обратить внимание на несколько тем. Во-первых, это татарская речь.

Сейчас татарская речь очень сильно загрязнена. Это касается и других языков, включая русский. Но у татар это особенно заметно. Мы с рождения живем в русской среде, что влияет на способ мышления, построение фраз, предложений, произношение.

Я выписывал, как сейчас говорят по-татарски на телевидении. К примеру, говорят «концерт бирәбез» (даем концерт), а надо «концерт куябыз». Также сейчас звучит «бармакка бармак сукмый» (палец о палец не ударит), звучит вроде и по-татарски, но правильнее будет «кыл да кыймылдатмый». В деревне если такое сказать, бабушки-дедушки не поймут. Это же калька. Многие у нас говорят «кәрәзле телефон» (сотовый телефон), а у турок — «кесә телефоны». Соты-кәрәз у нас бывают только у пчел. Путают «шифаханә», «сырхауханә», «хастаханә» — что из них что? Больница, санаторий, поликлиника — все у нас хастаханә. Я думаю, что хастаханә — это больница (в ней болеют стационарно), поликлиника — сырхауханә, а уж шифаханә, где поправляют здоровье, — это санаторий.

Я начал работу с «ШАЯН ТВ». Потому что все начинается с детства. Человек, народ, также и телевидение

Что сразу бросается в глаза — говорят «бәрәңге чистарту», чистить картошку. У татар картошка не грязная, что ее чистить? Надо «бәрәңге әрчү». То же про «кар чистарту» — и снег у нас тоже чистый, так что правильнее будет «кар көрәү». Опять же — у нас, у татар, не садятся за компьютер («компьютер артына утыру»), у нас садятся к нему («компьютер янына утыру»). Не за руль, а к рулю («рульга утыру»).

Я с журналистами часто такое обсуждаю, чтобы язык стал правильнее. Это не только я, мы приглашаем на помощь и других ученых-специалистов, например, Рузаля Юсупова, Ильдара Низамова. Старшее поколение хорошо знает язык, особенно те, кто работает в этой области. Так что мы устраиваем и впредь будем устраивать их встречи с журналистами, чтобы хранить язык в чистоте.

— Какие еще задачи на будущее?

— Нам надо искать талантливых ребят, прививать им национальное самосознание. Вот прошли конкурсы «Балачак җыры», «Сәйлән». Они очень нужны. Я смотрю и восхищаюсь этими талантливыми детьми. Но работы предстоит много. Детский песенный репертуар очень беден, они в основном поют песни взрослых, одеваются и ведут себя почти как они. Да, красиво поющих, танцующих, талантливых надо искать. Но надо искать и других — талантливых математиков, биологов, историков и других. И постепенно шаг за шагом создавать татарскую элиту.

Старики, к сожалению, уходят, начиная с Ильгама Шакирова, Миркасыма Усманова, а кто придет им на смену?

Я много слушаю наших музыкантов, но в них национальный дух пропадает. Это не только нам свойственно. У русских также имеется тяга к западному. В этом плане у меня есть давняя мысль. Когда татарский народ потянулся к джадидизму в начале XX века, то он повернулся спиной к восточной культуре, хотя мы в ней воспитывались тысячу лет. Вся наша культура потянулась к Западу. Но мы ведь очень близки к Востоку и сейчас. Вы сами знаете, что в музыке у нас много общего с Кореей, Японией, Китаем. Но у нас не было никогда фестиваля китайской или корейской музыки. Такие вещи хотелось бы донести до детей. Нужно знать и западную культуру, и восточную.

Возвращаясь к телевидению: по моему, у нас слишком много песен и танцев, к сожалению, не всегда высоко профессиональных, качественных. Но мы при этом забываем активно учить детей думать, размышлять. Я часто слушаю «Эхо Москвы» и другие московские передачи — там столько интересных передач, научных, политических, исторических, которые учат мыслить.

Кроме того, нам нужна популярная история. Вот мы часто говорим, что есть фундаментальный семитомник истории татар. Это очень хорошо, это — наше богатство. Но сколько человек его прочитало? Семьсот из семи- или десятимиллионного татарского народа? Да, он нужен, но нам нужно работать для всего народа.

Для этого нужны книги по популярной истории. Таких мало. В области религии мы просто почти невежды. У русских есть «Занимательная Библия» для детей и другие издания, у нас такой священной мусульманской книги и в помине нет.

Нам надо искать талантливых ребят, прививать им национальное самосознание. Вот прошли конкурсы «Балачак җыры», «Сәйлән». Они очень нужны. Я смотрю и восхищаюсь этими талантливыми детьми. Но работы предстоит много

— В 2021 году пройдет перепись населения. Башкирский телеканал «БСТ» ведет активную работу в этом направлении. Чем ему может ответить ТНВ?

— В этом плане в первую очередь надо повышать качество и увеличить количество таких передач ТНВ, после просмотра которых хотелось бы быть и чувствовать себя татарином. В первую очередь надо больше говорить о лучших представителях, знаменитых деятелях нашего народа. Ведь у нас есть 1000-летняя богатейшая история. Наш благотворительный фонд «Җыен» выпускает серию книг о выдающихся людях «Шәхесләребез», вышло уже более 60 изданий. Вот о героях этой серии можно было бы рассказать на телевидении простым, доходчивым языком.

Что касается башкир, их историки сейчас активно работают. А наши как будто находятся в спячке, надо бы их разбудить.

Мы часто говорим: многие татарские писатели, ученые, композиторы, певцы приехали в Казань из Башкортостана. Почему же их родная деревня вдруг стала башкирской? Возьмем, например, Илишевский район, родина выдающихся деятелей татарской культуры и науки, что на границе двух республик, теперь некоторыми псевдоучеными считается башкирским районом, а его жители башкирами.

Если бы эти деятели культуры, искусства и науки вышли бы в эфир и рассказали о родных краях, что их отцы-матери, деды-прадеды — татары! Ведь ТНВ смотрят и в Башкортостане. Да, во всем этом есть большая политика, на которую мы не можем повлиять, но мы можем что-то сделать у себя.

Скажем, мы в международной писательской организации «ПЕН-клуб» для распространения среди татарского населения выпустили брошюру «Мы — татары» на двух государственных языках, где нашли место мысли великих людей России и мира о татарах, стихи, прозаические отрывки о татарах. Конечно, такой работой должны заниматься и Конгресс татар, и другие организации.

— Часто ТНВ и «ШАЯН ТВ» критикуют, что они мало работают с интернетом. Ребенок привык включать мультфильмы в любое время, а не только по расписанию. Как я понимаю, все упирается в авторские права. К тому же большинство этих фильмов — не татарские, а иностранные.

— Да, для ТНВ это очень дорогое удовольствие. Выложить одну серию мультфильма стоит 800 тысяч рублей. «ШАЯН ТВ» всего 2 года, но они перевели уже 7 тысяч анимационных фильмов. Все-таки это очень много, для переводного производства. Вроде и полезно, дети смотрят. Я сажаю внука, включаю «ШАЯН ТВ», он смотрит, потихоньку учит язык и из телевизора. Но сегодня нам нужны именно татарские мультфильмы. Да, есть вопрос финансов. Но у меня есть надежды: все-таки президент лично канал открывал, держит его на постоянном контроле, гендиректор Ильшат Аминов каждый день изучает что с каналом происходит, дает советы, постоянно оказывает помощь. Да, ныне у республики с бюджетом дела сейчас не очень. Но денег никогда не хватает. И для детей их не стоит жалеть.

Конечно, качество местных мультфильмов вызывает вопросы, но надо создавать условия для их роста. «ШАЯН ТВ» не может сам создавать мультфильмы, но есть «Татармультфильм» и другие организации.

Фото: realnoevremya.ru
Сегодня нам нужны именно татарские мультфильмы. Да, есть вопрос финансов. Но у меня есть надежды: все-таки президент лично канал открывал, держит его на постоянном контроле, гендиректор Ильшат Аминов каждый день изучает что с каналом происходит, дает советы, постоянно оказывает помощь

— У вас уже есть четкая стратегия развития на следующий год?

— Я только начал работу, думаю, до нового года изучу татарские передачи и представлю свои предложения руководству. А стратегию создает и определяет профессиональный коллектив и руководство ТНВ.

— Татары живут не только в Татарстане и Башкортостане. Нужен ли для других землячеств, диаспор особый подход?

— Да, с одной стороны, в Татарстане возможностей больше, есть свои госструктуры. В Башкортостане процесс идет сложно. Вероятно, там некоторые представители власти нас и не ждут. Но возможности найти нужно и можно. Через тех же писателей: если кто-то из них захочет устроить встречу на родине, кто ему запретит? Если в Башкортостане живет более миллиона татар, то нельзя искусственно уменьшать их численность. Перепись — это проверка, испытание на прочность для народа. Сейчас на нас идет давление в плане школ, родного языка. Тяжелее всего работать с татарами из независимых государств. В Узбекистане — полмиллиона татар. Если, скажем, принимать тамошних молодых татар в наши вузы на льготных условиях, они возвращались бы обратно с татарским самосознанием в душе. Да, когда руководство стран, регионов подписывает соглашения о сотрудничестве, всегда в них имеются пункты о национальной культуре, образовании. Но они не особо-то выполняются, это касается и Башкортостана.

— А что с сибирскими татарами, мишарями? Казалось бы, уже хорошо, что они не запишутся русскими.

— Перед каждой переписью начинается одно и то же. Помню, этнолог Валерий Тишков перед прошлой переписью представил более 40 видов татар с определенным статусом, названием. Я ему письмо писал от лица Госсовета, его ответ был достаточно сухим и расплывчатым.

Мы не можем выступать против наличия подгрупп, у каждой из них есть свои особенности, своя региональная гордость. Но они должны быть внутри, в составе большого, единого татарского народа.

Радиф Кашапов
ОбществоОбразованиеКультураИстория БашкортостанТатарстан Валеев Разиль ИсмагиловичТелерадиокомпания НОВЫЙ ВЕК
комментарии 59

комментарии

  • Анонимно 20 ноя
    Язык - живой организм, он развивается и меняется.
    Нужно радоваться, что появляются новые формы.
    Если держаться за старое, то татарский так и останется никому не нужным сельским языком с ограниченным словарным запасом.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Речь же шла о оборотах кальках.
    Зачем использовать калькированный вариант, если есть свой полноценный аналог?
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    если бы был свой оборот, не использовалась бы калька
    Сила языка в способности адаптировать слова чужого языка для себя, а не в топтании на месте.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    а язык не топчется на месте, он развивается, ищет более интересные пути, чем тупое копирование.
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Плохо ищет язык новые формы, поскольку плохая речь от плохого мышления. И правильно все сказал Разиль Валеев, только вот «компьютер янына утыру» не совсем правильно, в свете "рульга утыру", по логике "санакка утыру" должно быть.
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    Я тоже часто слушаю Эхо Москвы. Почему у нас татар нет таких умных передач? Была передача кажется Черное-белое называлась, по ТНВ, куда приглашали известных людей и они очень интересно рассказывали. Почему закрыли эту передачу? Точка опоры - это передача, где ни один вопрос не доводится до нормального ответа. Это шоу, которое наверно раздражает не только зрителей, но и в первую очередь участников. Есть Рафаэль Хакимов, который вообщем-то создал и отстоял Институт Истории, есть интересная умная молодежь - Руслан Айсин, Айрат Файзрахманов, есть множество достойных людей, что-то сделавших для республики - почему нельзя создать умную передачу? Почему этих умных людей так мало показывают по ТНВ? Зачем показывают глупые индийские сериалы?
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    В Эхо мск есть небольшое время для региональных новостей.
    В основном рассказывают, как замечательно в РТ, ну или о каком-нибудь безобидном инциденте, ЖКХ, но не о политике.
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    /Почему этих умных людей так мало показывают по ТНВ?/
    Умные неудобны. Это старая истина. Но интернет это может лечить.
    Ответить
    Анонимно 24 ноя
    Нашел кого причислять к "умным". Умные люди так говорят как они
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Как-то взял в руки пакет с овощами в магазине и почитал по казахски и по русски и там было кызанак - помидор, запомнилось, как-то в Спб довелось купить татарское мороженное с надписью тун,дырма, запомнилось. Нужны маленькие инициативы, микроинициативы их легко воплощать, а эффект есть все-таки. В эпоху атомизации общества и отношений микроинициативы, микроблаготворительность и прочие микроактивности могут иметь эффект казалось бы микро, но не совсем.
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    Все языки заимствуют чужие слова, это результат технического прогресса и глобализма, со временем останется один язык, и это явно не язык стран бывшего СССР, кто бы что бы не делал...
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Философский вопрос...
    Но пока именно так и движемся.

    Языки РФ должны помогать друг другу - только так у них появляется шанс выжить.
    Пока существует русский язык будет существовать и татарский.
    И наоборот.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Эсперанто...
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Пробовали марксисты перевести народы Красной России и СССР перевести на эсперанто - чтобы быстрее Мировую марксистскую революцию совершить.
    Даже часть алфавитов народов Красной России перевели на латиницу.
    Но рабочие Западной Европы и США, увидев какие злодеяния совершили красные диктаторы Ленин и Троцкий, отказались поддержать тиранов.

    Но вполне допускаю, что будет какой-то искусственный язык на основе английского и китайского.
    Но хочется сохранить все языки, в том числе и татарский, и русский.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Название этому явлению Англо-Сакское Иго . Где над Великой Британией никогда не заходит Солнце .
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    /со временем останется один язык/
    Это из серии телевидение убъёт радио, интернет убъёт телевидение и т. д.
    Ответить
    Анонимно 22 ноя
    А разве мы это не наблюдаем. Радио - только когда едешь в машине, телевизор у многих просто фон, новости (куда же без них) - по интернету.
    Телевидение строит свою работу по указке, в том числе и таких поэтов, с их взглядами, представлениями о том как нужно, они то точно знают. А по интернету сам выбираешь, что и кого читать и слушать.
    Ответить
    Анонимно 24 ноя
    Ещё пример, люди продолжают ездить на велосипедах, ходя появились мотоциклы, на мотоциклах, хотя появились автомобили или беспилотники не отменят пилотируемые полёты.
    Ответить
    Анонимно 25 ноя
    Несмотря на несметное количество разных транспортных средств, человек не перестаёт ходить пешком.
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    Пушкин А.С. и Тукай тоже были народные поэты как Валеев?
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Жил бы Тукай сейчас, не получил бы ни одной премии от чиновников, а советником Татмедиа сам бы не стал.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Советником Татмедиа сегодня является известный поэт Равиль Файзуллин.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    как велика его читательская аудитория?
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    У Файзуллина большая аудитория.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    он и пара его родственников?
    я о таком "поэте" даже не слышал
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    слушайте, что вы шыр надан в области татарской поэзии - это мы уже поняли. У Равиля Файзуллина объемная история изданий на многих языках мира.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    я в совершенстве владею двумя языками.
    Ни на одном из них "народного поэта" не знают.
    Verstaden, du Arschloch?
    Ответить
    Анонимно 22 ноя
    Мало владеть языками, неплохо было бы вам владеть при этом знанием литературы, в том числе и поэзии. Вы, наверное, владеете лишь разговорным языком. А умение читать - совершенно другая область, другое богатство.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Они были еще более народными. Но тогда не было Татарской республики и таких официальных званий.
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    Они и народные, и великие гении.
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    "Но сколько человек его прочитало? Семьсот из семи- или десятимиллионного татарского народа? Да, он нужен, но нам нужно работать для всего народа".

    Скоро перепись - нужное дело.
    Появится определенность.
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    Так поезжайте обратно в деревню...
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    Ну наконец-то, стали признавать, что призыв дореволюционной татарской интеллигенции: "Приобщайтесь к западной культуре!", дал не тот урожай, на который они рассчитывали...
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    Для этого нужны книги по популярной истории. Таких мало.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/194426-razil-valeev-stariki-k-sozhaleniyu-uhodyat-a-kto-pridet-im-na-smenu

    Печатайте книги Г.Р. Еникеева "Наследие татар", "Корона ордынской империи", "По следам черной легенды" и будут у вас книги с правдивой историей в каждой татарской семье и не только.
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    Сейчас татарская речь очень сильно загрязнена.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/194426-razil-valeev-stariki-k-sozhaleniyu-uhodyat-a-kto-pridet-im-na-smenu

    Так переходите на татаро-кряшенский! У них самый чистый татарский язык. А то кыстыбый, кыстыбый. Нет -кузекмяк! Да и эчпочмак делать разучились, раньшеэто было творение, а сейчас маленький засохший пирожок с потрохами внутри!
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Какой кузЕкмяк? Кыстыбый = кузикмяк (куз + икмяк)
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    оппппечатка, уважаемый...
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    никого не надо обвинять в дальнейшем развитии татарского языка, кроме татарских капиталистов,из за наживы вовлекших татарский народ в международный капиталистический оборот.
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    Русский язык на самом деле неояз. Достаточно искусственное образование конца 18 начала 19 веков. Его весьма условно отнести к славянским языка. На сомом деле он является винегретом образованным из славянских, финоугорских и тюркских наречий на основе церковно-болгарского языка. Он переусложнен различными лишенными реального смысла согласованиями, что тормозит умственное развитие.
    Отсюда:"Должен высказать свой печальный взгляд на русского человека — он имеет такую слабую мозговую систему, что не способен воспринимать действительность как таковую. Для него существуют только слова. Его условные рефлексы координированы не с действиями, а со словами"
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Если судить по написанному тут вами - то у некоторых носителей - точно с мозговой системой беда
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    какая феерическая русофобская ахинея
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    языки живые,развиваются вместе с временем.
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    Разилю Валееву большое спасибо за данное интервью. Зур рахмэт! За предметность разговора. Правильно он говорит о больших деятелях, ставших ими в Татарстане, но совершенно не умеющих и не хотящих защищать татар со своих родных аулов Башкортостана. Кто они, почему боятся? Их там сделали ручными из-за всяких почетов, благ? Также татарские певцы родом из Башкортостана. Куркаклар! Главное для них-угодить, пиар.
    Насчет грамотности, загрязненности татарского языка. Первое что бросается мне в глаза- это сочетание " кызганычка карши"- "к сожалению". К моему изумлению, так говорил даже Роберт Миннуллин, сейчас говорит Зульфат Хаким. Но ведь это калька с русского, причем некрасивая, причем удваивающая количество слов. Ведь слово "кызганычка" прекрасно звучит, при этом придает еще больше оттенков татарской речи. Я сам воспитывался в русской среде, русской поэзии ( это сейчас я овладел татарской речью и восторгаюсь татарской поэзией, которая по образности , возможно, превосходит русскую поэзию), ощущаю нюансы русского языка. Поэтому меня даже коробит, что у татар после Габдуллы Тукая ( а он , конечно, гений, он преображал язык) нет поэтов-реформаторов, наподобие Владимира Маяковского. Вот эта тяга только к правильному литературному татарскому языку, по моему, не совсем правильна, будто создали одну избитую колею, и все. И вообще сочетание "литературный татарский язык" неправилен с точки зрения художественной литературы (он может быть правилен только на казенном официальном языке). Взять изумительные шедевры-произведения Михаила Шолохова. Там ведь сплошной неправильный "русский литературный язык". И какое обогащение произошло русского языка! Также должно быть с татарским языком, он должен быть не литературным, а языком, сверкающим всеми гранями, образным, логичным, точным в выражении всех нюансов речи татар.
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    /Первое что бросается мне в глаза- это сочетание " кызганычка карши"- "к сожалению". К моему изумлению, так говорил даже Роберт Миннуллин, сейчас говорит Зульфат Хаким./
    Ассимиляция порабощает сознание в первую очередь, наблюдается деградация даже у творческой элиты. Нужно волевое усилие - прямая линия в духе.
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    Все языки загрязнены, русский - особенно. Но, это, как говорится, проблема Москвы. А проблему татарского языка решают, в том числе, и люди с ТНВ. Спасибо вам за это.
    Радиф, мне нравятся Ваши материалы. Корректно, ненавязчиво, деловито, без радикализма рассматриваете языковые вопросы республики.
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    Разилю Валиеву прежде чем обвинять татарстанских историков в спячке, нужно повнимательнее разобраться в вопросе. Башкирские "историки" о которых он пишет - это не ученые, а политтехнологи, работающие целенаправленно с особым финансированием. Это пропагандисты. Не надо из наших профессиональных историков делать таких же болтунов. У каждого должно быть свое дело. Вот он упомянул семитомник "История татар". Значит ученые Татарстана сделали свое дело. А теперь, милости просим поэты, писатели, журналисты пишите на его основе популярные материалы. Работайте с населением. А то ждете от ученых спасения от всех бед. Вы же тоже в конце концов поэт, популяризируйте нашу историю доступным и красивым языком. Не находитесь в спячке.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    нынешний историк не может просто разбирать историю. Он должен быть деятелем. Как и архитектор должен защищать наследие, как поэт должен стоять на страже слова. Просто наблюдателем уже быть нельзя.
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Так не наблюдайте. Идите в бой. Или пороха хватает, чтобы переложить работу на чужие плечи. Поэт первым должен быть в популяризации истории. Он мастер слова и обладает талантом убеждения. Но, к сожалению в нашему случае пожт занимается пустым морализаторством. И как всегда ничего не делает.
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Вы правы в том, что с историей татар люди более-менее знакомы по историческим романам наших писателей Нурихана Фаттаха, Мусагита Хабибуллина, Вахита Имамова и других. К сожалению, мало знакомы с трудами ученых, потому что они в большинстве своем не читабельны, написаны трафаретным суконным языком. Конечно, есть редкие исключения как популярные книги Рафаэля Хакима, Султана Шамси(кстати, он писатель), Нуруллы Гарифа в стиле "занимательной истории". Но их очень и очень мало.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    "Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав".
    А где тогда наши политехнологи? В наше время мы все должны стать политтехнологами. В том числе и ученые. Клин только клином вышибают.
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Так станьте им. Политехнологом. Всего вашего порыва хватает, чтобы кого то поучать. Оставьте ученых в покое. С себя начните
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Они давно уже в покое...
    Да, у нас были настоящие ученые как Миркасим Усманов, Абрар Каримуллин, Равиль Фахрутдинов и др. Сегодня из маститых остался один Индус Тагиров. А остальные пока еще всего лишь подмастерья.
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Мы не историки, мы не ученые, у нас другие профессии. Каждый должен заниматься своим делом и заниматься профессионально!
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Поэзия и историческая наука - две совершенно разные области творчества. Каждый должен обработывать свой сад, сказал один мудрый человек.
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    Раз и Файзуллин советник Татмедиа, то это место кормушка для творческих отставников, как Связьнефтехим для чиновников.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Дедушка старый, что вы хотите. 77 лет.
    Ответить
  • Анонимно 22 ноя
    Наш Казанско- Татарский язык- Жокующий!
    Надо вернуть жоканое, нашему Казанскому Языку!
    Жоканье это Красиво!
    Это по Золото- Ордынски!

    Мы все Казанские!
    Мы все Казанлы!

    Ҡоъзанлы-Нығоъй! "
    Это с точки зрения , Золотоордынский, Родоплеменной Системы!
    Где Все Асы это Көпщаки!
    "Колесники Золотой Орды!"
    "Страны Колес!"
    И, где все ""Көпщаки- Асы"" это Ногай!
    Это -Су-Асы,
    это- Буре-Дурт-Асы...
    Су-Асы Жокуют!
    -Жоълоъ Жоърғоън Белән, Жоъбоъноъп Жоътоъмоън!
    Буре-Дурт-Асы Йокуют!
    -Йоълоъ Йоърғоън Белән Йоъбоъноъп Йоътоъмоън!
    Но! И те и другие! Щокуют!
    С половецким щоканьем!
    -Щай Ищаляр!
    В отличии от Волжских Болгар, и Карачай-Балкаровцев ,
    которые Тчокуют и Тцокуют !
    Это Көпщакская Орда!
    "Көпщак" это колесо будет!
    По Казанлы-Крымлы-Ногайский
    Ответить
    Анонимно 24 ноя
    Поддерживаю!!!
    Ответить
  • Анонимно 04 дек
    Надо создать неологизмы для татарского языка. Надо отчистить татарский язык от славянизмов которые были заимствованы до 10 века и после 10 века до настоящего времени также как отчистили румынский язык. Надо создать неологизмы-синонимы жаргонных слов мира для татарского языка. Надо отчистить татарский язык от персидских арабских индийских слов. Надо создать неологизмы-синонимы интимных слов мира для татарского языка. Надо создать неологизмы для татарского языка непереводимые слова которые нельзя будет перевести на другие языки. Надо создать неологизмы двусмысленные слова для татарского языка. Татарский язык должен быть лексически богатым и стилистически развитым языком.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров