Новости раздела

Короткая жизнь мечети на Старом татарском кладбище Казани

История 17-го соборного мусульманского храма Старо-Татарской слободы

Короткая жизнь мечети на Старом татарском кладбище Казани
Фото: pastvu.com

«Реальное время» продолжает рассказывать о знаковых мусульманских храмах столицы Татарстана. Однако далеко не все «дома Аллаха» сохранились до нынешних дней. Одним из любопытных был приход мечети на Старом татарском кладбище (17-я соборная). О меценатах, репрессированных священнослужителях и выборе Галиаскаром Камалом пути драматурга вместо муллы повествуют историки Радик Салихов и Рамиль Хайрутдинов в книге «Исторические мечети Казани», отрывки из которой приводит наша интернет-газета.

Мечеть на Старом татарском кладбище («17-я соборная», здание не сохранилось)

Возникновение этой общины имело точно такие же причины, что и появление на карте города Казаковской махалли. С закрытием старого мусульманского зирата, находившегося между двух слобод, казанское духовенство и предпринимательство озаботились закреплением священной земли за правоверными и строительством на ней новой, семнадцатой по счету городской мечети. Кроме того, значительно увеличившееся в начале ХХ века население Плетеней и Ново-Татарской слободы явно нуждалось в новом культовом здании. Неудивительно, что учреждаемая махалля охватывала самые глухие улочки, своеобразные «выселки»: Новую стройку, Односторонку Малой Симбирской, Односторонку Плетеневской улиц. В 1906 году она объединяла 530 мусульман, 542 мусульманки, 63 домовладельца.

Казанское губернское правление разрешило основать приход и построить деревянную мечеть 1 июня 1905 года. Конечно, бедное население окраин не смогло бы это сделать только своими силами, поэтому на строительство собрали средства богатые купцы и промышленники, проживавшие в других частях Казани. Известно, например, что одним из финансистов этого благотворительного дела был казанский 2-й гильдии купец, меховой торговец Садык Сахипович Хайбуллин (1840—1915). Он даже хотел устроить сюда на место имам-хатиба своего зятя, выпускника медресе «Мухаммадия», известного драматурга Галиаскара Камала. Однако тот категорически отказался, предпочтя карьере духовного деятеля торговлю книгами и канцелярскими товарами.

Галиаскар Камал с женой Бибиайшой и сыном Анасом. Фото: 100tatarstan.ru

Мечеть была возведена в течение года и уже в августе 1906 года здесь стали проводиться богослужения. Ее имам-хатибом стал выходец из д. Кукеево Лаишевского уезда Казанской губернии Мубаракзян Гарифуллович Мансуров (30.05.1871—25.05.1916), окончивший медресе «Халидия» в Казани — указ №5131 от 21 августа 1906 года. Этот мулла являлся человеком прогрессивных взглядов, близким сподвижником Г. Баруди, стремившимся вводить новшества в учебный процесс общинного мектебе. Чуть раньше, 10 июля 1906 года (указ №4242), на должность второго имама был избран уроженец д. Камкино Спасского уезда Казанской губернии Мухамедсафа Тарзиманович Урманчеев (25.04.1858—1921), который 11 марта 1917 года возглавил приход. До этого с 1887 по 1897 годы он служил муллой в том же уезде в д. Новый Балыкуль. Затем из-за болезни М-С. Тарзиманов ушел в отставку и переехал в Казань, где и жил вплоть до избрания священнослужителем мечети на старом кладбище.

Мектебе прихода, официально открытое 11 ноября 1911 года, имело отдельный русский класс, размещалось в специальном здании и получало 500 рублей пособия от городской думы. Здесь 120 шакирдам преподавали тюркский и арабский языки, богослужение, торговое право, хадисы, тафсир, историю ислама, правописание, географию, арифметику и другие предметы. М.Г. Мансурову в учебном процессе помогал мугаллим, выпускник медресе «Халидия», уроженец д. В. Ындырчи Тетюшского уезда Казанской губернии (ныне Апастовский район РТ) Исхак Муштариев.

В начале 20-х годов ХХ века, в период голода и эпидемий, махалля осталась без священнослужителей. В 1921 году духовным наставником местных мусульман стал известный педагог, бывший преподаватель медресе «Мухаммадия» Тагир Ахметзянович Ильясов (Тахир Ильяси), перешедший в 1923 году на такую же должность в мечеть «Марджани».

Воспитанники медресе «Мухаммадия». С. Вахиди — второй слева в третьем ряду. Фото: Центр письменного и музыкального наследия ИЯЛИ / tatarica.org

Новым имамом мечети на старом татарском кладбище оказался не менее известный человек — Саид Габдельманнанович Вахидов (Саид Вахиди. 1.05.1887—1942), получивший соответствующее свидетельство 29.04.1923 года. Он родился в д. Ташбилге Спасского уезда Казанской губернии в крестьянской семье. Учился у себя на родине и в медресе д. Иске Раджаб. В 1905—1911 годах являлся шакирдом казанского медресе «Мухаммадия». Уже в этот период С.Г. Вахидов начал заниматься историческими и археографическими исследованиями. Впоследствии ученый прославился находкой и описанием знаменитого ярлыка Сахиб-Гирей хана. Один из любимых учеников Г. Баруди, он многое сделал для становления новометодного образования. К сожалению, Саид Вахиди не смог долго проповедовать в этой махалле и обучать детей грамоте. В 1928 году его вынудили добровольно отказаться от сана. В 30-х годах ХХ века он был репрессирован и погиб в тюрьме.

Первым муэдзином махалли стал 27 марта 1907 года (указ №1872) крестьянин д. Тюгельбаево Спасского уезда Казанской губернии Киямутдин Камалетдинович Зюльфикаров (4.09.1866—1921). Затем его сменил Мухаметгарей Хайруллин.

Мечеть на Старом татарском кладбище была закрыта постановлением Секретариата ТатЦИК от 23 августа 1931 года. Несколько лет спустя ее здание было разобрано.

Радик Салихов, Рамиль Хайрутдинов
ОбществоИсторияИнфраструктура Татарстан Институт истории им. Ш.Марджани АН РТСалихов Радик Римович

Новости партнеров

комментарии 7

комментарии

  • Анонимно 10 ноя
    Марксизм, как тоталитарная религиозная секта, истреблял все традиционные религии - Ислам, иудаизм, христианство и др.
    Ответить
    Анонимно 10 ноя
    Ну и отлично. Без этого жить проще
    Ответить
    Анонимно 10 ноя
    Проще - если Вы марксист-диктатор и убиваете миллионы ни в чём не повинных людей.
    А сотням миллионов людей при марксистской диктатуре, с её "карательными органами" и системой концлагерей, было "труднее".
    Ответить
  • Анонимно 10 ноя
    "Уже в этот период С.Г. Вахидов начал заниматься историческими и археографическими исследованиями. Впоследствии ученый прославился находкой и описанием знаменитого ярлыка Сахиб-Гирей хана. Один из любимых учеников Г. Баруди, он многое сделал для становления новометодного образования. К сожалению, Саид Вахиди не смог долго проповедовать в этой махалле и обучать детей грамоте. В 1928 году его вынудили добровольно отказаться от сана. В 30-х годах ХХ века он был репрессирован и погиб в тюрьме".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/193304-korotkaya-zhizn-mecheti-na-starom-tatarskom-kladbische-kazani

    На ярлыке хана Сахиб-Гирея очень интересный красной оттиск печати - прообраз ксилографического книгопечатания.
    Ответить
  • Анонимно 10 ноя
    жаль, что не сохранили
    Ответить
  • Анонимно 10 ноя
    В каком году разрешили всю эту религию?
    Ответить
    Анонимно 10 ноя
    Религию не "разрешают" - до религии "дорастают".
    Вы ещё спросите "в каком году разрешили айяон" - айфон изобретают гениальные, творческие люди, верящие в Единого творца.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии