Новости раздела

Туризм в Татарстане: если нет легенды, ее надо выдумать

Власти пообещали всеми силами «удержать» турецких инвесторов отеля Rixos

По итогам года власти Татарстана прогнозируют рост въездного туризма до 15%, несмотря на введение визового режима с Турцией — главным «поставщиком» иностранных туристов в республику. По словам чиновников, туроператоры уже начали приспосабливаться под новые законы рынка и переориентируются на новые направления и внутренний туризм. При этом Татарстан продолжает делать ставку на туристов из Азии и России, прорабатывая для них специальные маршруты и придумывая специальные «фишки» даже там, где их нет.

Визы отпугнут турецких туристов

За последний месяц российская туриндустрия лишилась своих главных «кормушек» — Турции и Египта. Аналогов этим направлениям по удобству и дешевизне нет, признают эксперты, а с учетом кризиса и роста курсов валют многие чуть более дорогостоящие альтернативы большинство туристов просто не сможет себе позволить. Острую туристическую тему обсудили с журналистами глава Госкомитета по туризму РТ Сергей Иванов и председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Рафис Бурганов. Как рассказал Иванов, объем платных услуг за 9 месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 13% и составил, по данным Татарстанстата, 8,4 млрд рублей. «Но эта цифра включает в себя только расходы на проживание и экскурсионные услуги. Но все мы понимаем, что в реальности она в 2 раза больше, туристу нужно где-то питаться, он покупает сувениры, тратит деньги на развлечения… Ждем, какая цифра будет по итогам 2015 года», — говорит он. Наибольший рост по оборотам — в гостиничной сфере, порядка 18%. «Это говорит о том, что загрузка растет, средний чек проживания растет. Привлекательность бизнеса становится выше, география существенно расширилась, много гостей благодаря чемпионату мира по водным видам спорта приехали из тех стран, из которых раньше не приезжали», — поясняет Иванов. По его данным, рост посещаемости основных музеев-заповедников за 2015 год вырос на 22-43%: Казанский кремль, например, в прошлом году принял 1,45 млн человек, а в этом — уже 1,65 млн.

Лидируют по количеству въезжающих туристов Турция (12,3 тыс. человек за 9 месяцев, но в основном едут через Москву), Китай, Германия, США, Италия. По количеству денежных средств, потраченных в республике, на 1 месте стоит Китай. Отвечая на вопрос «Реального времени» о снижении турпотока из Турции, Иванов ответил, что республика готовится к этому: «Ожидаем снижение турпотока, так как было принято решение ввести визовый режим с Турцией. Безусловно, количество туристов уменьшится, но насколько — покажет время».

Власти Татарстана постараются не упустить инвесторов Шамовской больницы

Что касается туристического бизнеса из Турции в Татарстане, то здесь у властей тоже есть опасения. Напомним, российская «дочка» турецкого холдинга ОА «Полистрой Иншаат Тааххют Санайи Ве Тиджарет Аноним Ширкети» — ООО «Полистройкапитал» в декабре 2014 года заявила о намерении реконструировать многострадальный казанский памятник архитектуры — Шамовскую больницу — в отель мирового бренда Rixos, вложив в это 20 млн евро. «Я думаю, что этот проект будет реализован. Во-первых, он принципиально важен для нашей республики, а во-вторых, это мировой известный отельный бренд, и мы постараемся сделать все, чтобы его сохранить. Пока проект идет плюс-минус в плановом режиме», — сообщил Иванов, но точной информации предоставить не смог. Это же касается и других турецких проектов, продолжил мысль Бурганов, отвечая на вопрос о строительстве второй очереди деревообрабатывающего завода турецкого Kastamonu в ОЭЗ «Алабуга». «Бизнес всегда держится до последнего, пока не увидит, что перспективы нет, может и в ноль, и в минус работать. Будь то Kastamonu, будь то наши предприятия в Турции. Особенно, когда такие деньги вложены, бизнес будет стараться, чтобы ситуация пошла в нужное русло», — считает депутат. Турецкие авиалинии тоже смогут пережить временное снижение пассажиропотока, однако останутся в Татарстане, несмотря на убытки, уверен он. Бурганов напомнил, что санкции правительства не касаются регулярных рейсов, а стамбульский аэропорт является хабом для многих европейских перелетов.

Темпы роста турпотока в Татарстан сохранятся?

При этом общий пассажиропоток казанского аэропорта за 9 месяцев этого года упал на 9%, но внутренние перевозки выросли на 8%. «В деловом сегменте в целом было снижение, но рост 8% говорит о том, что он произошел в области турпоездок», — полагает Иванов. Объемы въездного туризма в Татарстан по итогам года вырастут на 14-15% по сравнению с прошлым годом (в 2014 году Татарстан посетило 2,5 млн туристов, что на 16% больше показателей 2013 года, — прим. ред.), прогнозирует глава госкомитета. В 2016 году такая динамика сохранится, считает он. Основная масса туристов в Казань — из других регионов, но кроме российского рынка республика определила для себя несколько зарубежных рынков, где активно продвигается: Китай, ОАЭ, Финляндия, прорабатывается рынок Ирана. Но, по словам Бурганова, туристов из каждой страны нужно завлекать особенно. Например, Татарстан разработал специальный «Красный маршрут» для китайцев, связанный с историей СССР. «Делая ставку только на «Красный маршрут», мы можем провалиться. Молодежи постоянно надо подкидывать что-то, что их заинтересует», — считает он. Бывший министр по делам молодежи, спорту и туризму поделился своим опытом работы в правительстве: «Я однажды был подвергнут очень серьезной критике со стороны Минтимера Шариповича (Шаймиева — первого президента Татарстана, — прим. ред.). И в сердцах я ему сказал про один объект, что там нет легенды. А он говорит: «Рафис, если нет легенды, ее надо придумать». И у этой отрасли есть свои законы. Так тебе расскажут про какую-то вещицу, что думаешь, как же здорово. Или как в песенке про луковицу рассказывают, что без их лука Россия бы давно рухнула. Мы должны так же себя вести — благо, у нас есть, про что рассказывать. Наверное, многие процессы инертны. Казалось бы, икона Казанской Божьей Матери здесь обретена, но в той же португальской Фатиме, где проживает всего 50 тысяч человек, ежегодно до 7 млн туристов. Конечно, мы эти процессы должны побыстрее развивать, но это требует затрат. А когда привозишь людей в Булгар и Свияжск, понимаешь, что главное — довезти».

Власти туроператорам: господдержки не будет

С выездным туризмом дела обстоят не столь радостно, но, судя по всему, чиновники все-же смотрят на ситуацию с оптимизмом. Как доложил Иванов, за 2015 год в Турцию вылетело из Татарстана на анталийское побережье порядка 235 тыс. человек, в Египет — порядка 80 тыс. человек. Однако убытки туроператоров он назвать не смог. «С моей точки зрения, поскольку по Турции то решение, которое было принято, было принято задолго до начала туристического сезона, это позволит операторам минимизировать убытки и переориентировать свои маршруты на другие страны: европейское Средиземноморье, Израиль, Иордания, Азия. Что касается Египта, то операторы общаются с отельерами, у каждого — свои условия, контракты. Поддержки отрасли выездного туризма не будет, поскольку ни у России, ни у Татарстана таких механизмов нет и основная наша задача — привлечение туристов в Татарстан», — пояснил он. При этом спикеры признали, что господдержки туроператоров не будет, и в условиях рыночной экономики каждый выживает, как может. «Когда у нас идет снижение потребления металла, металлургические заводы страдают. И говорить о том, что все пропало, мы не можем. Экономика регулирует эти процессы, для кого-то они драматические, для кого-то, наоборот, площадка, чтобы подняться. Неизбежно сокращение объема туристических услуг, и кого-то ждет закрытие. Но в то же время будут появляться новые фирмы, может, не чисто туристические. Сейчас идет перераспределение капиталов, где-то избыток может быть, и он будет направляться на создание более мощных турагентств», — констатировал Бурганов горькую правду. При этом многие туркомпании переориентируются на внутренний туризм, добавляет Иванов: в федеральном реестре туроператоров состоит 90 компаний из Татарстана, которые занимаются внутренним или въездным туризмом, а 3 года назад их было 25. «А мы что только ни делали, чтобы переориентировать их на внутренний туризм», — радуется Бурганов. Но он отметил, что парламент будет стараться облегчить жизнь туроператорам, которые останутся на рынке и стремятся улучшить предоставляемые услуги.

Однако ж, люди привыкли путешествовать, констатируют спикеры. «С одной стороны, туризм — абсолютно эластичный товар, от него отказываются просто…» — начал мысль Иванов. «Женщины вот так сейчас не кивали, не хотят отказываться», — улыбаясь, перебил его Бурганов, оценив реакцию зала на ремарку главы госкомитета. «Раньше говорили, что люди всегда будут рождаться, есть и умирать, и эти бизнесы никогда не умрут. Теперь к этому можно добавить и путешествия», — согласился Иванов.

Дина Валиуллина

Новости партнеров