Новости раздела

Ильдар Халиков: «Мы очень многое сделали для жителей республики и в то же время почему-то забыли о врачах и учителях»

Николай Никифоров предложит правительству снизить на 30% госпошлину за услугу, оформленную в электронном виде

70% всей бюрократии к ЧМ-2018 загонят в интернет

Сегодня на заседании в кабмине РТ под председательством премьер-министра республики Ильдара Халикова обсудили вопросы внедрения системы электронных услуг. Глава минсвязи РТ Роман Шайхутдинов отчитался о текущем положении и представил план работы. В мероприятии участвовал и директор департамента развития электронного правительства министерства связи РФ Владимир Авербах.

Роман Шайхутдинов напомнил, что в Татарстане государственные услуги переводятся в электронный вид с 2010 года. В арсенале «Электронного Татарстана» уже более 220 услуг и электронных сервисов. Было объявлено, что к 2018 году 70% услуг должны быть переведены в электронный вид.

Далее последовала статистика: за 10 месяцев текущего года оказано более 46 миллионов услуг, в республике разработан обновленный план перевода услуг, в который вошли услуги с наибольшей статистикой по количеству подаваемых заявлений в бумажном виде. А еще в плане 35 услуг, из них 13 переводятся в электронный вид впервые, а 22 будут оптимизированы… Одним словом, круть.

Но Роман Александрович, понимая, что административная машина работает только в определенных условиях и в случае применения неких мер воздействия, предложил назначить ответственными за перевод услуг в электронный вид 9 отраслевых министерств РТ. Тут было приведено в пример ведомство Энгеля Фаттахова. Оказалось, что министерством образования был разработан типовой регламент оказания услуги по постановке ребенка в очередь на место в детском саду, который в последствии утвердили в 43 районах и двух городских округах РТ.

Чаще всего по интернету записываются к врачу

Услуги федеральных органов власти в план не включены, так как их перевод в электронный вид проводится министерством связи и массовых коммуникаций на федеральном портале госуслуг.

Объем заявлений в бумажном виде на 35 самых популярных видов услуг в РТ остается большим. Более 50% — блок социальной защиты, более 20% — архивы, 11% — семья, 9% — образование, 8% — труд и занятость, 1% — строительство.

По плану, на первом месте стоит работа с министерством здравоохранения РТ, так как запись на прием к врачу остается самой востребованной услугой. На данный момент доля записи через портал госуслуг составляет 25,4%.

Большое значение уделяется и услугам, предоставляемым министерством труда, занятости и социальной защиты. Доля заявлений по услугам минтруда составляет более половины от общего количества заявлений. «При реализации услуг наша задача — полностью обеспечить электронную подачу заявлений без необходимости личного посещения отделения социальной защиты», — отметил Шайхутдинов.

Охотничий билет и рекламные щиты выдадут из интернета, но в будущем

Шайхутдинов призвал перевести в интернет выдачу охотничьих билетов, разрешений на установку рекламных конструкций, оформление муниципального имущества и оформление семейного участка в постоянное пользование.

Ответственным ведомствам при переводе услуг в электронный вид необходимо в соответствии с представленным календарным планом заполнить паспорта услуг, разработанные министерством информатизации и связи. Затем их нужно согласовать с министерством экономики и министерством связи РТ. Итоговый паспорт услуги будет утвержден на заседании рабочей группы «Открытый Татарстан» в феврале 2016 года.

Главной целью реализуемого плана, по словам Шайхутдинова, является полный перевод услуг в электронный вид. «Необходимо отказаться от практики требовать у гражданина посещения органов власти для подтверждения документов или личности гражданина после подачи электронного заявления».

Также поставлена задача определить пилотный район для полного перевода услуг в электронный вид. Какой из глав или мэров станет этим счастливчиком, министр раскрывать не стал.

Не нужно автоматизировать бардак

В ходе выступления Шайхутдинова у премьер-министра возник ряд вопросов. Первый вопрос связан с оказанием услуг для подведомственных учреждений и организаций. «Как мы будем учитывать и внедрять этот показатель? Нужно понимать, что мы очень многое сделали для жителей республики и в то же время почему-то забыли о директорах школ, главных врачах, директорах интернатов, которые сегодня, к сожалению, половину своего рабочего времени тратят на совершенно ненужные справки и бумажки. Мы им также должны облегчить работу», — заметил Халиков. Шайхутдинов в ответ на замечание пообещал на следующем заседании правительства предоставить информацию по этому вопросу.

Второй вопрос возник относительно внедрения не только федеральных и республиканских электронных услуг, но и муниципальных. Премьер-министр попросил включить в работу потребности на уровне муниципальных услуг и обратился к главам районов и городов:

— Те районы и те города, которые готовы выступить в качестве пилотных в данном проекте — здесь имеется ввиду предоставление муниципальных услуг населению, — мы ваши заявки и предложения выслушаем.

По его словам, в части внутренних услуг подобная работа поможет систематизировать и отказаться от целого ряда документов. Здесь премьер-министр выделил министерство здравоохранения, министерства образования и министерство труда и социальной защиты, которым он предложил не просто «автоматизировать бардак», но и оценить, нужна ли им подобная бюрократия.

«Открытый Татарстан» как готовый продукт

На данный момент в Татарстане подготовлена вся инфраструктура для внедрения программы. Дабы не тратить бюджетные средства на разработку новых порталов, Халиков предложил использовать готовый продукт «Открытый Татарстан», которому министерство автоматизации и связи готово оперативно оказать необходимое содействие. Таким образом, он предложил на базе уже существующих разработок создать «Открытое министерство здравоохранения», «Открытое министерство образования» и так далее.

— Есть готовый продукт, и прошу по нему поработать. Директор школы тоже человек, гражданин республики Татарстан. Ему приходится писать гораздо больше, чем обычному жителю республики. Забюрократизировали мы его еще больше. Давайте и этот слой охватим настолько, насколько это вообще возможно, — вернулся к предыдущему вопросу Халиков.

Нововведение Никифорова и скидки на госпошлины

Следующим докладчиком стал директор департамента развития электронного правительства министерства связи и массовых коммуникации РФ Владимир Авербах.

По словам спикера, ответственность за исполнение указа президента разделили между федеральными органами исполнительной власти и регионами. Министерством информатизации и связи РФ также были подготовлены методические рекомендации для регионов для достижения поставленного результата.

Отдельно он затронул тему методов стимулирования граждан на пользование электронными услугами.

— Мы также сейчас внесли предложение в правительство о том, что на сайте электронных услуг госпошлина будет меньше на 30%, однако окончательного решения я сейчас не скажу, но наша позиция минфином поддерживается, — заметил Авербах.

Возможно, это изменение пойдет в Налоговый кодекс. Уже сейчас при заключении сделки в Росреестре посредством электронной цифровой подписи покупатель получает скидку в 30%. Эта история распространяется на покупателей и продавцов, у которых есть цифровая подпись, но подобных случаев сейчас не много. По словам Авербаха, вышесказанным предложением министерство связи и информатизации РФ стремится расширить подобную практику.

Чиновник также напомнил, что приоритет отдается максимально удаленным операциям. К примеру, позволяющим получить социальные пособия удаленно, предоставить все документы через федеральный или региональный портал госуслуг, а недостающие документы запросить через вневедомственное электронное взаимодействие или перечислить пособие в случае его утверждения на карту гражданина.

Из новых тенденций — федеральный концентратор. Так, Республика Татарстан выиграла от министерства связи РФ субсидию на создание концентратора услуг на федеральном портале госуслуг. Концентратор — это типовая форма подачи заявления, к примеру, о регистрации брака. Субъект подключается к федеральной программе, и впоследствии форма становится типовой для всех регионов.

Также проводится работа по размещению виджетов с федеральных порталов на региональные. Среди нововведений — переход федерального портала на третью версию, а также новый проект с Никифоровым, который предполагает введение электронного варианта вынесения постановлений МВД и заказных писем по судебным задолженностям. Пилотный проект будет запущен в этот понедельник в Московской области. Если он пройдет успешно, планируется внести изменения в законодательство.


«Вы случайно потеряли в одном из регионов более 46 миллионов живых услуг»

В своем выступлении Авербах также затронул тему популяризации электронных услуг. По его словам, согласно социологическим исследованиям, популяризация идет на уровне 50%. Чиновник уверен, что преимущества использования электронных услуг необходимо объяснять в органах власти и многофункциональных центрах, куда приходит человек.

Региональную статистку пользования электронными услугами федералы оценивают по двум показателям: количество поданных электронных заявлений через портал госуслуг и доля граждан в Единой системе идентификации и аутентификации. Последний — это логин и пароль, определяющие доступ к федеральным услугам: получению загранпаспорта, прописки, временной и постоянной регистрации и так далее.

При этом по единому порталу госуслуг наблюдается двукратный рост, портал прирастает на миллион человек в месяц, также заметен двукратный рост оказываемых электронных госуслуг и востребованности электронного межведомственного взаимодействия.

Татарстан, по оценке Росстата, находится среди регионов по популярности электронных услуг в лидерах, однако здесь не учитывается региональный портал услуг. Как заметил Халиков: «Вы случайно потеряли в одном из регионов более 46 миллионов живых услуг, которые оказаны живым людям». Он также попросил систематизировать статистические данные. Авербах на замечание ответил, что в последующие несколько месяцев начнется подготовка общей статистики.

Из 86 видов услуг в электронном виде — только 11

Министр труда, занятости и социальной защиты населения РТ Эльмира Зарипова в своем докладе отметила, что на сегодня министерство предоставляет 86 видов услуг, из которых в сфере труда — 11, в сфере соцзащиты — 75. В электронный вид в сфере труда и занятости переведено 2 услуги, в сфере соцзащиты — 9. За 10 месяцев этого года министерством предоставлено 106 тысяч услуг, из которых порядка 38% — в электронном виде. В 2016 году в планах у министерства — добавить в перечень электронных услуг еще 5. В первую очередь это касается услуг по детским выплатам.

Зарипова отметила важность межведомственного электронного взаимодействия. Из 35 СМЭВов на сегодня возможно использование только 14. Нужно выстроить систему взаимодействия с органами ЗАГС, благодаря чему получится закрыть еще порядка 31 услуги.

Требуется взаимодействие и с другими регионами — к примеру, в части получения сведений о месте рождения за пределами республики. Это бы позволило перевести 5 услуг по детским выплатам в электронный вид и сократить количество документов, которые нужны для получения остальных 86 услуг.

Помимо СМЭВ используют в работе портал госуслуг и систему социального регистра. Уменьшить обращение граждан в органы соцзащиты также позволяет СМС-информирование.

Среди проблем Зарипова выделила невстроенную работу межведомственного взаимодействия по линии ЗАГСа, пенсионного фонда и налоговой службы, что затрудняет ведение достоверного учета.

Министр также отметила, что отдельного внимания требует актуализация информационной базы, что, к примеру, в части получения данных о школьном образовании позволило бы оптимизировать затраты. Возник вопрос и по части организации системы электронного образования, так как база данных в муниципалитетах на сегодня актуализирована только на 90%.

«Тогда что это за услуга? Это вред, зло»

Завершая заседание, Ильдар Халиков озвучил несколько моментов относительно внедрения системы электронных услуг. «Нам очень важно вовлечь в этот процесс все население. Чтобы не получалось, что мы создаем сайты для себя. Это в первую очередь должно быть для населения». Министр уверен, что, не популяризируя систему, не рассказывая о ней людям, правительство впустую потратит деньги и программы не будут работать.

— Я иногда приезжаю в субъекты, мне говорят, что у них есть портал электронных услуг. Хорошо, сколько человек им воспользовалось? Говорят: «А мы не знаем». Тогда что это за услуга? Это вред, зло. Потратили государственные деньги, и никто им не пользуется. Лучше бы тогда вообще просто сидели, счеты с тетрадками и карандашами купили. Так тоже можно оказывать услуги, — возмутился Халиков.

Отдельно премьер-министр попросил не тратить государственные деньги на разработку новых программ, а использовать существующие, которые минсвязи РТ готово предоставить абсолютно бесплатно.

Мария Горожанинова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров