Наиль Магдеев: «Есть определенные предпосылки оживления внутреннего спроса на продукты КАМАЗ»
Экономика автограда уже упала почти на треть: средняя зарплата челнинцев к сентябрю снизилась на 12%, товарооборот — на 18%
В третьем квартале 2015 года Челны смогли сократить отставание от республиканской экономики (в июле по индексу производства оно составляло 30%) на 10% — в первую очередь, впрочем, «благодаря» падению самой экономики РТ. Несмотря на рост производства в отдельных компаниях автограда, ситуация остается нелегкой — во многом потому, что доля КАМАЗа в налоговых доходах автограда составляет 19,62%, у остальных же — единицы, а продажи автогиганта упали к сентябрю на 40%. В Челнах отмечают традиционный рост объема СМР (не исключено, что во многом благодаря инфляции), тогда как розница просела уже почти на 20%, а к концу года может упасть и на треть. Таковы неутешительные итоги сегодняшнего доклада главы экономического блока мэрии Наталии Кропотовой. Наиль Магдеев выразил надежду на оживление внутреннего спроса КАМАЗа (продажи в третьем квартале чуть подросли на 13%) и участие города в федеральных и республиканских программах.
Пробьет ли КАМАЗ печальную планку 2009 года в 23 тыс. произведенных грузовиков?
На сегодняшнем деловом понедельнике городская администрация отчиталась за 9 месяцев этого года по экономическим и финансовым показателям автограда.
Показатели эти, конечно, продолжают не радовать, но, если верить ответственным за экономическое развитие и бюджет Челнов чиновникам, все не так плохо, как могло бы ожидаться, «и есть надежды». Так, в своем докладе замруководителя исполкома Наталия Кропотова, куратор экономического блока мэрии, отметила положительную тенденцию увеличения доли КАМАЗа на внутреннем рынке на 12% до 56% (всего было в этом году произведено 17 324 машины — по данным самого автогиганта, «свыше 18 тыс. авто»). Тем не менее, если сравнить все же данные по производству с аналогичным периодом прошлого года, то в первые 9 месяцев 2014 года КАМАЗом было произведено 23 тыс. машин (что уже тогда было на 13,5% меньше, чем за аналогичный период 2013 года). Всего в 2014 году КАМАЗ произвел 38 800 грузовиков. Если же взглянуть на динамику производства за последние годы, то окажется, что до докризисного периода 2008 года, когда были максимальные показатели (51 тыс. машин), КАМАЗ не добрался даже в 2011 году: 42 763 — 2013 год, 45 189 — 2011 год, 32 172 — 2010 год, 23 062 — 2009 (кризисный) год. Собственно, конец года покажет, оказался ли 2015 год аналогичен кризисному для автопрома 2009 году по показателям или планку в 23 тыс. произведенных машин команда Сергея Когогина все же умудрится не пробить.
Кроме того, с Кропотовой не согласны и на самом КАМАЗе, где отмечают, что продажи компании по сравнению с 9 месяцами прошлого года к сентябрю 2015 года сократились на 40%. Единственное, в чем с экономистами мэрии на автогиганте солидарны, так это в наметившихся положительных тенденциях увеличения продаж в III квартале на 13% (что лишь дало сократить плановое годовое снижение с 53 до 40%). Увеличение же доли рынка на этом фоне может значить немного (даже если не брать во внимание вероятность вытеснения с рынка зарубежных производителей в силу санкций и эффект девальвации): грубо говоря, доля в 56% от большого автомобильного «арбуза» — это одно, а от маленького, каким рынок автопрома является к настоящему моменту, — совсем другое.
Челны отыграли 3% ИПП и сократили отставание от экономики РТ с 30 до 20%
По словам Кропотовой, в Челнах в кризис больше всего упало производство в строительной индустрии и в автопроме. Индекс промышленного производства в итоге за 9 месяцев этого года составил 73% (по РТ он равен более 90%). По итогам первого полугодия, напомним, ИПП Челнов составил 70,6%, а ИПП Татарстана — 99,2%. То есть в итоге производство даже чуть отыграло свое падение (тогда как республика, напротив, просела почти на 10%), но лишь на 3%, и теперь Челны идут с отставанием от республики около 20%. И это несмотря на наблюдающийся рост производства на предприятиях «Челны-хлеб», «Челны — холод», «Булгар пиво» и КБК. Эти же предприятия были названы и в числе «растущих» по итогам первого полугодия. Еще одни июльские отличники — КСМ и «Ак Барс Металл» — на этот раз отчего-то названы не были…
Доля КАМАЗа в налоговых доходах автограда — 19,62%, у остальных — единицы
Все это вполне понятно, учитывая, что основное наполнение бюджета по налоговым доходам автоград осуществляет за счет КАМАЗа. Подробнее о втором и третьем ключевых докладах этого понедельника — главы финблока Альфинур Галиакберовой и начальника ФНС по Челнам Лилии Гатиной — читайте в следующем материале. Однако для доказательства приведем цифры с «картинки», показанной Гатиной: доля КАМАЗа в налоговых доходах кризисного 2015 года все равно составляет 19,62%, с большим отрывом от него идет тот же КБК, у которого доля — всего 2,28%, у остальных компаний — и того меньше. Иными словами, как бы ни росли другие предприятия, пока не будет роста на КАМАЗе, ждать исполнения бюджета по налоговым доходам не приходится.
В Челнах ждут постановления правительства РТ о придании городу статуса ТОРа
Понимание, что зависимость от КАМАЗа надо как-то снижать, в мэрии, разумеется, существует. И уже неоднократно заявлялось властями о последовательной диверсификации городской экономики. Кропотова лишний раз упомянула, что в результате в промзоне сегодня начинают строиться заводы по переработке мяса АПК «Камский» на 5,3 млрд рублей инвестиций, металлургический завод «Темпо» на 5,1 млрд рублей инвестиций и вводится 3 и 4 этапы производства искусственного сапфира на 4,7 млрд рублей. В планах — расширение КИП «Мастер»: увеличение его площадей до 1 млн кв. м, что должно дать дополнительно 4 тыс. рабочих мест. В апреле заработает китайская компания «Хайер» по производству холодильников в объеме 1000 шт. в день. Наконец, в сентябре стартовал проект компании «Колуман» (навесное оборудование для автопрома — не совсем, понятное дело, диверсификационный проект, но тем не менее) на 1,5 млн долларов инвестиций. По словам чиновника, диверсификации и экономическому развитию должна помочь и реконструкция дорожной инфраструктуры в промзоне, и получение автоградом статусатерритории опережающего развития (заявка МЭР РФ одобрена, теперь в мэрии ждут лишь выхода постановления правительства). Это должно помочь реализовать вышеупомянутые проекты в промзоне, увеличить объемы производства компаний и диверсифицировать экономику города к 2025 году на 18,5%, создав дополнительно 10 рабочих мест. Кропотова рассказала и о поддержке МСБ за 9 месяцев этого года. По программе Лизинг-грант 7 компаниям выделили 13 млн рублей. На второй этап этой программы поступило уже 40 заявок на сумму в 60 млн рублей. По программе субсидирования оборудования «50/50» еще 7 компаниям было выделено 17 млн рублей.
Причина роста объема строительных работ — инфляция?
Объем строительно-монтажных работ в автограде составил за 9 месяцев 2015 года 17,6 млрд рублей, что на 6,3% больше, чем за аналогичный период 2014 года. Введено было в итоге 158,7 тыс. кв. м жилья при плане в 340 тыс. кв. м. Судя по предыдущим показателям (по итогам первых 6 месяцев), строительный рынок автограда все-таки кое-как, но выбрался из ямы. К июлю, напомним, показатели СМР автограда упали на 8% (до 8,7 млрд рублей — с 8,9 млрд в I полугодии 2014 года), при этом за полгода была выполнена лишь треть работ.
Напомним, в прошлом году за первые 9 месяцев объем СМР составлял 15,2 млрд рублей, в 2013 году за тот же период –14,8 млрд. Тут, впрочем, не мешало бы учитывать еще и инфляцию. В прошлом году к сентябрю она составляла 6,28% (то есть реальный объем СМР был равен 14,24 млрд), в этом году к сентябрю инфляция уже составляет 10,39%, то есть реальный объем СМР составил 15,7 млрд рублей. Очевидно, что большие объемы СМР связаны и с ростом цен на стройматериалы (в частности, на металл). Отчасти они могут быть связаны и с тем, что тот же капремонт автоград закончил в этом году еще в августе, начав его в ноябре прошлого года (см. наш материал с заседания горсовета). Если программа капремонта на 2016 год будет также, как хочет того Наиль Магдеев, начата осенью этого года, возможно, к концу 2015 года объемы СМР вырастут еще серьезнее.
Розница автограда к концу года может упасть на треть
У потребительского рынка в отличие от строительного показатели заметно хуже. Так, товарооборот за 9 месяцев этого года составил 92,2 млрд, а это лишь 82% к 2014. Напомним, по итогам первого полугодия, по данным той же Кропотовой, розничный товарооборот составлял 70,4 млрд рублей, формально выше прошлогоднего — 66,8 млрд — но, как признала тогда же Кропотова, в сопоставимых ценах составил всего лишь 91,8%, то есть розница к июлю упала на 9,2%. В третьем квартале, судя по всему, розница окончательно спикировала вниз, добавив к прежним 9% еще минус 9% — итого минус 18%. Если тенденции не изменятся, к концу года розница просядет вообще на 30% по сравнению с 2014 годом.
Выросшая безработица в этом году сохранила нынешние темпы на уровне 0,95%
Напомним, по итогам первого полугодия уровень безработицы составил 0,95% (2 563 человека официально безработные), но в него не включается так называемая временная и неполная занятость — те же камазовцы числом 23 тыс. человек, на временные работы которых федеральный центр выделил 997,5 млн рублей. При этом на конец июня прошлого года уровень безработицы все равно был ниже — 0,73%. К сентябрю 2015 уровень безработицы остался, кажется, на том же уровне: 0,95%, официально число безработных — 2 564 человека (рост численности к тому же уровню прошлого года на 380 человек). Опять же он не учитывает неполную занятость тех же 24 тыс. камазовцев, «находившихся до временных работ под угрозой увольнения». В 2014 году к сентябрю уровень безработицы составлял 0,71%, то есть даже уровень формальной безработицы вырос на треть.
Реальная средняя зарплата челнинцев к сентябрю упала на 12%
Напомним также, что к июню 2015 года реальный размер средней зарплаты челнинцев снизился на 6% к 2014 году, составив 26,7 тыс. рублей. К 1 сентября средняя зарплата составила 27,3 тыс. рублей, что с учетом роста цен меньше на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Мэрия, по словам Кропотовой, работая по легализации серых зарплат, уже получила более 70 обращений граждан «по вопросам несоблюдения сроков выплаты заработной платы». В результате принятия комплекса мер по снижению неформальной занятости было заключено более 17 тыс. трудовых договоров, и в итоге сбор НДФЛ увеличился на 34 млн рублей, а Пенсионный фонд получил дополнительно 11,5 млн рублей страховых взносов.
Команда Магдеева надеется на оживление внутреннего спроса КАМАЗа
Наиль Магдеев, комментируя информацию Кропотовой, был на сей раз менее эмоционален, чем в июле (тогда он страшно опечалился отставанием города по производству от общереспубликанских показателей), и более оптимистичен. По его словам, ситуация хотя и сложная, но не безвыходная: надеется мэр на оживление внутреннего спроса автогиганта:
— Есть определенные предпосылки оживления внутреннего спроса на продукты КАМАЗ. Понятно, что руководитель отдельного города и публичной компании не могут повлиять коренным образом на внутренний спрос, но это не говорит о том, что нужно соглашаться с позицией сегодняшней и состоянием дел, которое имеет место быть в экономике. Если бы не усилия руководства РТ и КАМАЗа, результаты 2015 года в плане определенного оживления спроса через федеральные программы, в том числе средства, полученные по программе временной занятости, — ситуация была бы намного хуже! — заявил мэр.
По словам Магдеева, есть определенные резервы и ресурсы по участию города в программе моногородов. В итоге в конце года Челны получили более 800 млн рублей на реконструкцию дорог в промзоне («Реальное время» писало об этом). Задача челнинских властей, как ее видит себе мэр, — дальше активно работать по федеральным и республиканским программам, «чтобы поправить наши дела».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.