Новости раздела

Наиль Маганов поможет Сергею Когогину создать «камазовского Терминатора»

В проект беспилотника минобразования России уже вложило 300 млн рублей

Наиль Маганов поможет Сергею Когогину создать «камазовского Терминатора»
Фото: realnoevremya.ru/Сергей Афанасьев

Сегодня в автограде с визитом на КАМАЗ побывал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Удивительна была заявленная цель визита: демонстрация беспилотного автомобиля. Побывавший на «Ремдизеле», где и состоялась презентация беспилотника, корреспондент «Реального времени» пообщался с министром и гендиректором ПАО «КАМАЗ» Сергеем Когогиным (прибывшим, к слову, с Наилем Магдеевым на электромобиле «Тесла») о достижениях как российского автопрома, так и автогиганта.

Инициатива Путина или инновации между Сциллой и Харибдой

Напомним, что в начале декабря в послании Федеральному сбранию РФ президент РФ Владимир Путин обозначил, что одним из приоритетов госполитики стала программа мер по поддержке развития в России перспективных отраслей (Национальная технологическая инициатива (НТИ)).

Модель дорожных карт НТИ представили Путину в июле этого года. Одним из направлений НТИ стал AutoNet (распределенная сеть управления автотранспортом без водителя). Стараясь шагать в ногу со временем, на официальном сайте НТИ заверяют, что, создавая новую систему управления инновациями, «нужно пройти между Сциллой советской административно-командной системы и Харибдой американской модели венчурной экономики»: «НТИ не предполагает вкачивания триллионов рублей в лоббируемые проекты. Мы не планируем строительство монументальных сооружений или ведение пропаганды с центрального телевидения».

Как Когогин возглавил «Авторобот»

При чем здесь КАМАЗ? Дело в том, что руководителем самого проекта AutoNet (точнее рабочей группы) стал Сергей Когогин, а замруководителя — зам Когогина по развитию Ирек Гумеров. Третьим стал директор ФГУП «НАМИ» — научный руководитель рабочей группы AutoNet — Максим Нагайцев. Работу по этому направлению (по-русски проект также называют «Авторобот») ведут тоже в трех направлениях.

Во-первых, создание «умных помощников водителя, которые могут затормозить автомобиль в случае опасности и осуществляют адаптивный круиз-контроль». Во-вторых, создание машин с дистанционным управлением. В-третьих, создание системы, позволяющей «машине работать в режиме автопилота, когда водитель имеет необходимость отвлечься на некоторое время от управления грузовым автомобилем». При этом еще до июльской презентации дорожных карт в феврале этого года стало известно о намерении автогиганта создавать такой грузовик совместно с российским разработчиком IT-решений Cognitive Technologies (занимается поставками IT-решений в госсекторе). Поначалу горизонт планирования ограничивался аж 2025 годом: тогда должны выпустить первый такой беспилотник. Стали известны и первые параметры грузовика (техзадание проекта). Машина должна работать в любых погодных условиях, распознавая пешеходов и автомобили, дорожные знаки, светофоры. В феврале Когогин оценивал суммарные затраты в 17-18 млрд руб., предложив государству выступить соинвестором проекта. А Cognitive Technologies умудрилась уже получить на проработку научной части в области «машинного зрения» 300 млн рублей. Причем — как раз от минобрнауки. В ведомстве уверяли, что проект «КАМАЗа-беспилотника» прошел конкурсный отбор среди подобных проектов.

Первые удачные испытания и первые наработки в системе распознавания

В июне стало известно уже о начале «предполигонных испытаний» первого беспилотного автомобиля КАМАЗ-5350 на челнинском полигоне. Тогда грузовик самостоятельно сбрасывал и набирал скорость, тормозил, поворачивал и трогался с места. Скорость испытываемого автомобиля не превышала 10 км/ч. Для испытаний серийный КАМАЗ-5350 оснастили двумя компьютерами, тремя радарами, четырьмя видеокамерами и одним лидаром (оптическим сенсором, испускающим лазерные лучи). Они подтвердили качество сборки и работу всех систем. В сентябре стало известно, что к проекту присоединился Фонд «Сколково» («в качестве площадки для поиска и развития соответствующих технологий» и «ВИСТ Групп». Также прошли испытания на трассе закрытого полигона в подмосковном Ногинске. Горизонт планирования был сокращен уже до 2020 года. Еще позднее в медиа появились сообщения о создании компанией Cognitive Technologies технологии, «позволяющей автороботу видеть и понимать участников дорожной сцены по тем же принципам, как это делает человек»: по мнению разработчиков, это позволяет более эффективно распознавать дорожную сцену.

По-видимому, после такой многомесячной обкатки образец решили показать и Ливанову, ставшему вольно или невольно куратором проекта.

«Руль — на всякий случай. В целях безопасности»

Множество журналистов местных, региональных и федеральных СМИ прибыли на «Ремдизель» за полчаса до прибытия высокопоставленного чиновника. Вместе с нами прибыл и некий человек от «Татнефти» (что он тут делал, выяснилось позднее). На испытательной площадке стояло три КАМАЗа: пожарной, красно-белой расцветки, зеленоватый фургон и «нефазовский» оранжево-белый. Какой из них беспилотник, стало ясно не сразу. Кто-то ставил на зеленый фургон, кто-то — на «пожарную машину». Корреспондент «Реального времени», пытаясь выяснить, для каких коммерческих целей автогиганту в кризис понадобился беспилотник, узнал у одной из сотрудниц, что «скорее нужны инновации и разработки, которые будут сделаны, чтобы произвести опытный образец»: «Вот Валеев (главный конструктор КАМАЗа, директор НТЦ, — прим. ред.) говорил, что по большому счету КАМАЗу беспилотник не нужен, нужны технологии, которые будут разработаны для него в итоге. Эти технологии затем могут пойти и на уже существующие серийные образцы». Другие камазовские «спецы» были не так откровенны.

Так, за пару минут откровенного разговора инженер успел сообщить, что в кабине установлен Wi-Fi-передатчик, на который посылаются сигналы с антенны. «Вон там стоит», — указал он на треножник рядом с оранжево-белым КАМАЗом, выставленный на улицу (чтобы, видимо, хорошая была связь). На беспилотники компании «Скайнет» из известных фильмов про терминаторов все это явно пока не походило. «А руль-то зачем? Если машина и правда беспилотник?» — полюбопытствовали мы. «Руль — на всякий случай. В целях безопасности», — нашелся инженер. На еще один наш вопрос, какова дальность приема Wi-Fi в беспилотнике, инженер задумался (от дальности приема зависит же многое: одно дело — управлять КАМАЗом со спутника, другое дело — на расстоянии 100 метров от передвижной установки связи) и пошел спрашивать у товарища. Товарищ откровенности нашего интервьюера удивился и попросил особенно не распространяться об уже достигнутых новшествах и проблемах, стоящих сегодня перед умами КАМАЗа. На этом наш откровенный инженер замолчал, предложив задавать такие каверзные вопросы вышестоящему руководству.

Когогин на «Тесле» и застрявший в гоночном грузовике министр образования

И как нарочно — к площадке подъехал кортеж. Мы, конечно, бросились к автомобилю, из которого, однако, вышли лишь сам Сергей Когогин и мэр Челнов Наиль Магдеев — оба радостные и даже, можно сказать, счастливые. Почему — стало ясно, когда собравшиеся узнали в автомобиле электромобиль «Тесла»: таким образом, Когогин с Магдеевым испытали на себе, что значит передовые инновации, пусть, увы, пока и не отечественной разработки. Одновременно на площадку въехал узнаваемый «КАМАЗ-Мастер». «А чего вы нас снимаете — министр-то в кабине КАМАЗа!» — улыбнулся Когогин. И точно, в кабине сидели трое: водитель, сам министр — в центре — и какая-то девушка (впоследствии оказалось — пресс-секретарь министра). Водитель, привычный к высоте гоночной кабины, легко вышел, а вот у министра с девушкой возникли проблемы. Девушка просто так спрыгнуть, конечно, не могла или же побоялась высоты (высота над землей не меньше метра!). Не мог покинуть ее и министр (то ли как джентльмен, то ли выход со стороны водителя был попросту невозможен). Иными словами, минут на 5-10 министр, которого «камазовцы» решили прокатить по доброте душевной еще и на гоночном грузовике, а не только на беспилотнике, — застрял… Когогин присутствия духа не терял, дирижируя высадкой чиновника на камазовскую землю: «Погодите, — умолял он окруживших теперь уже «КАМАЗ-Мастер» журналистов. — Надо девушку как-то спустить!» Подчиненные бросились искать подручные средства. Когогин обернулся к Магдееву, наблюдавшему сценку с не меньшим интересом, чем остальные, и прокомментировал философски: «Не зря говорят: женщины на корабле к проблемам!» Наконец, девушку спустили сообща двое мужчин — на руках, а Дмитрию Ливанову поднесли подставку: министр решил не рисковать и выбирался из гоночного грузовика спиной вперед.

Прошла еще пара минут, пока министр и остальные приходили в себя, живо обсуждая неожиданно возникшие трудности (а Ливанову, между прочим, предстояла еще краткая поездка на беспилотнике), и осматривали внешний облик трех оставшихся после отъезда гоночного авто грузовиков, мало чем отличающихся от обычных. Перед испытанием Ливанов рассказал прессе собственно о причине поездки в Челны: ею стало ознакомление с образцом камазовского беспилотника, реализованного в рамках проекта «Автонет» Национальной технологической инициативы (НТИ). Для него и других беспилотников Ливанов даже обещал создать полигон, который будет расположен недалеко от Челнов (то есть недалеко от основной площадки реализации «Автонета»). Источник финансирования в федеральном бюджете есть (сумму, однако, министр не назвал), конкретная стоимость полигона определяется. Ливанов также намеревается создать федеральный центр интеллектуальной робототехники — в том числе и для реализации проекта беспилотного автомобиля: «Интеллектуальная робототехника предполагает создание роботов с обратной связью, с искусственным интеллектом». При этом министр отметил, что КАМАЗ выбран ключевым исполнителем проекта «Автонет», но весь проект на нем замкнут не будет: создадут консорциум, который будет включать и промышленные предприятия, и научные организации, ведущие технические университеты — но центр все равно будет в Челнах.

Пока речь идет о гражданских целях, но военные не исключены

— Преимущественно для какого использования будет разрабатываться «беспилотник»? Гражданских или военных целей? — поинтересовался корреспондент «Реального времени» у министра.

— Речь идет только о гражданских целях, о грузовом транспорте на базе КАМАЗа…

— МЧС, пожарные службы?

— Да. Ну, естественно, потом спектр применения может быть расширен (то есть военные цели не исключены, — прим. ред.).

Смысл самого проекта НТИ в том, чтобы обеспечить технологическое лидерство нашей страны, то есть разработать у нас в РФ те технологии, которые на горизонте 10-20 лет будут определять развитие человечества в целом

Прочитав на сайте НТИ о том, что в НТИ нет задач импортозамещения или модернизации существующих отраслей, мы не могли не уточнить позицию министра по этому вопросу:

Касательно импортозамещения: вообще все отечественные разработки будут? Или иностранные комплектующие тоже?

— Смысл самого проекта НТИ в том, чтобы обеспечить технологическое лидерство нашей страны, то есть разработать у нас в РФ те технологии, которые на горизонте 10-20 лет будут определять развитие человечества в целом, — заверил нас Ливанов. — Поэтому, конечно, речь идет о разработке самых современных технологий (и главное — завтрашнего дня!), российских именно.

— То есть сама интеллектуальная начинка таких беспилотников будет российская полностью? Грубо говоря, «мозги» машин?

— В основном, конечно, речь идет о разработке российских программных продуктов и российских технологий, — уверенно заявил министр.

Он также рассказал, что пока о стоимости машин-беспилотников — как и о серийном производстве — речь не идет, речь идет пока «о разработке прототипов». Само же министерство образования и науки отвечает за финансирование исследований, необходимых для реализации проектов НТИ, за подготовку кадров, профориентацию со школьной скамьи и программы вузов для подготовки кадров высокого уровня.

— Сейчас речь идет о том, что есть прогноз: к 20-25 году — оценки расходятся — беспилотники выйдут на дороги общественного пользования, для чего придется решить целый ряд проблем, от безопасности на дорогах до нормативных проблем. По каким правилам будет осуществляться доступ таких авто на дороги и т.д.

Тем не менее Ливанов поделился скептическим мнением, заметив, что «опытные образцы у нас работают хорошо, а когда дело доходит до серийного производства — иногда бывают и трудности».

КАМАЗ тратит на разработки свои деньги

Пока министр готовился к испытаниям, мы решили все-таки узнать хотя бы у Когогина, на каком расстоянии беспилотник сегодня вообще управляем. Гендиректор, улыбнувшись, совершенно, казалось, искренне и откровенно ответил:

— Ну, вот на точку Wi-Fi, мы так поняли, идет сигнал с того передатчика (показали мы на этот раз Когогину тот самый треножник, который показывали нам). А дистанция-то максимально какая?

— Понятия не имею! Даже не знаю, — откровенно ответил гендиректор КАМАЗа. — Да и дело не в Wi-Fi. Wi-Fi — это только на первых этапах разработки и испытания. Потом вообще без Wi-Fi будет (впоследствии мы выяснили, что техзадание пока предполагает дальность сигнала в 1 километр, — прим. ред.).

— А КАМАЗ как тратит деньги на эти разработки? Собственные или федеральные средства? — также полюбопытствовали мы.

— Ну, пока мы тратим собственные.

— И сколько уже потрачено, если не секрет?

— Немало, — нервно засмеялся Когогин (но суммы предпочел не называть).

Министр протестировал беспилотник на скорости 60 км/ч

К слову, Когогин вновь скорректировал горизонт планирования: теперь точка выхода беспилотников на общие дороги — 2022 год. Осталось, таким образом, 7 лет до камазовского «Терминатора». Само испытание было очень осторожным. Во-первых, в первую поездку по кругу полигона Ливанова, конечно, не пустили, решив для начала проверить все системы. Грузовик успешно завелся, проехался с водителем (или лучше сказать — штурманом: руля он не касался), остановился. Следующий круг предложили сделать и Ливанову. Тот в кабину забрался легко (машина серийная, а не гоночная, проблем с высадкой и посадкой потому гораздо меньше). И оценил уже в кабине все возможности беспилотника совершать маневры типа «змейка», разворотов, остановки перед препятствиями, распознавать дорожную разметку и т.д. В отличие от предыдущих испытаний сегодня беспилотник (с Ливановым в кабине!) достиг вроде бы скорости 60 км/ч. Одним из любопытных испытаний стала поездка по кругу двух грузовиков: впереди — тот зеленый фургон, о котором мы говорили выше, сзади — беспилотник с Ливановым. Беспилотник один в один повторял маневры впереди идущего авто и даже газовал именно в том месте, где газовал ведущий грузовик (а это может пригодиться, например, для колонны грузовиков). Как сообщили нам позднее, беспилотник ныне тестируют и по заданным компьютерным программам, и на управление траекторией по связи, и т.д. Вышедший министр, которого тут же окружили камазовские «спецы» и журналисты, выглядел немного обалдевшим:

— Потрясающе, конечно! Я лично следил внимательно: водитель не касался ни руля, ни педалей. Это было здорово!

В ближайшие годы беспилотная модель, сообщила пресс-служба автогиганта, будет оснащена рядом дополнительных параметров и характеристик, а текущие показатели усовершенствованы до возможности детектировать пешеходов вне зависимости от направления их движения, а время, отведенное для обнаружения опасности и реакции на нее, составит не более 0,3 секунды. Также предусматривается возможность обнаружения на дороге практически любых препятствий, включая животных, в том числе и собак, что качественно выделит российское решение на фоне существующих сегодня зарубежных аналогов. Кроме того, вечером в гендирекции КАМАЗа прошло совещание с Дмитрием Ливановым, на котором обсудили этапы реализации проекта по созданию семейства беспилотников на базе шасси КАМАЗ. В пресс-службе автогиганта также сообщили, что оказывать организационное и финансовое содействие проекту будут некое ООО «Союз-Агро» и… ПАО «Татнефть» (первая компания, возможно, также имеет отношение к нефтяникам).

4/33
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев


Сергей Афанасьев, фото автора

Новости партнеров