«Алдаровщина»: как башкиры планировали создать чингизидское ханство на Урале и в Сибири
Батыр Исекеев и его борьба. Часть 1

Уфимский историк Салават Хамидуллин, рассказывая в колонке «Реального времени» о башкирском роде Бурзян, упомянул и предводителя восстания Алдара Исекеева. Эта личность для башкир не менее значимая, чем «раскрученный» Салават Юлаев. Сегодня наш колумнист подробнее останавливается на личности отважного батыра и тархана, повлиявшего на ход истории России и Казахстана.
Алдар Исекеев был крупнейшей фигурой башкирской истории XVIII века, хотя в течение этого бурного столетия на историческую арену выходило много других почти эпических персонажей. Это — Тулькучура Алдагулов, Юсуп Арыков, Бепеня Турупбердин, Кильмяк Нурушев, Салават Юлаев и др. Но все они при несомненных качествах военных и духовных лидеров башкирского народа не шли ни в какое сравнение с Алдаром. Знаменитый тархан и батыр был не просто вождем башкирского восстания 1704—1711 годов, но в первую очередь политиком, который вынашивал грандиозные геополитические проекты и ставил целью изменить вектор башкирской истории. Его деятельность оставила неизгладимый след в истории не только Башкортостана, но также Казахстана и России.
Сила и слабость башкирского общества
Башкирское общество на протяжении многих веков своей истории балансировало между двумя типами организации, попеременно трансформируясь то в вертикально, то в горизонтально интегрированную систему. В первом случае возникало государственное образование во главе с правителем, во втором — акефальная («безглавная») полития, состоявшая из нескольких десятков самоуправляющихся кланов. Падишах, малик (царь) и правитель (princeps) Башкирии упоминаются такими авторами, как Рашид ад-Дин, ал-Мас'уди, Иоганка Венгр соответственно, что можно трактовать как наличие государства, хотя само это понятие является неоднозначным. Некоторые исследователи отказывают многим политическим образованиям, например, королевствам германцев, тюркским империям (Тюркский, Хазарский, Кимакский каганаты) и даже Киевской Руси в праве именоваться государствами. По отношению к ним, по их мнению, предпочтительнее использовать термин «полития», которым обозначается более широкий спектр форм политической организации (вождество или чифдом, сложное и суперсложное вождество, государство).
«Государь всей Баскардии», упоминавшийся Иоганкой Венгром в 1320 году, в дальнейшем исчезает со страниц письменных источников. По всей видимости, это было следствием давления внешних факторов, приведших к трансформации властной вертикали в акефальную политию (союз башкирских кланов). Кстати, инволюция государственности и урбанистического уклада в результате междоусобиц и эпидемии чумы в XIV веке наблюдалась на большей части Золотой Орды. В этот период времени исчезают не только ордынские города Сарай, Маджар, Увек, но и города Башкирии (городище Уфа-2 и др.), которые описывал ал-Идриси.
Почему в башкирском обществе исчезла вертикаль власти? По всей видимости, это было связано с резкой депопуляцией Башкирии и падением материального уровня, в результате чего общество оказалось не в состоянии содержать надобщинные структуры (ханский двор, бюрократия, регулярное войско и т. д.). Аналогичный процесс наблюдался в доисламской Аравии. Как пишут А.В. Коротаев, В.В. Клименко и Д.П. Пруссаков, «арабы выработали эффективные средства адаптации к социально-экологическому кризису VI века во многом благодаря массовой трансформации политических структур аравийских государств, протогосударств и вождеств в племенные политические структуры».
В акефальных политиях господствовали демократические начала, имевшие большой потенциал сопротивляемости попыткам подчинить их сверху. В 1709 году казанский губернатор П.М. Апраксин писал Петру I: «О тех башкирцах доношу тебе, государю: народ их проклятой, многочисленной и военной, да безглавной, никаких над собою начал, хотя б так как на Дону подобно атаманы, и таких не имеют, принятца не за ково и чтоб особно послать не х кому…». Другой стороной акефальных политий — положительной или отрицательной в зависимости от угла зрения — было слабое влияние элиты на народные массы и, наоборот, зависимость элиты от них.
Башкирское общество состояло из трех социальных страт: 1) в центре находились свободные общинники или ясачные башкиры, именовавшие себя асаба (от араб. «асабийа»; صَبِيَّة), сверху находились башкиры, несшие ханскую (затем царскую) службу и входившие в сословия тарханов, мурз и служилых татар; 3) внизу находились арендаторы земель асабитов — тептяре и бобыли, которые экономически зависели от первых. Но, самое интересное, башкирская знать также была зависима от общинников, вернее, от общественного мнения.
Б.А. Азнабаев пишет: «…статус тархана сам по себе не гарантировал никаких преимуществ в башкирском обществе, если не был сопряжен с такими свойствами, как лидерские качества, богатство, щедрость и военная удача. В противном случае их привилегии оспаривались сородичами». Например, башкиры-асаба Юрматынской волости сгоняли с родовой вотчины Москова Татигачева, сына служилого князя Татигач-бия, владевшего поместьем в селе Шадки Казанского уезда. Общинники не приняли в расчет заслуги его отца, который в 1609 году принял русское подданство от имени своего клана Юрматы. Таким образом, башкирская элита (князья, тарханы, дуваны, старшины) не имела никаких рычагов давления на общинников (асабитов), что сильно мешало проводить какую-либо политическую линию, которую она считала целесообразной.
Батыр побеждает тархана
Алдар Исекеев, родившийся около 1667 года, происходил из потомственных тарханов Бурзянской волости. Его прапрадед Байсары служил еще во времена ханов. После вхождения Башкирии в состав Московского царства, состоявшегося в начале XVII века, дед Алдара Кадырбек Байбахтин получил тарханную грамоту уже от русских монархов: в 1628 году царь Михаил Федорович повелел «ему Кадырбяшке будучи в тарханех государевы станичные службы и посылочные всякие службы служить с своим братьем с князи и тарханы и дуваня…». Алдар унаследовал титул деда и в качестве тархана принял участие в Крымских походах 1687 и 1689 годов, закончившихся неудачей для русского войска.
Во время Азовских походов 1695 и 1696 годов он опять находился на военной службе и на этот раз прославился своей доблестью и силой. Перед штурмом турецкой крепости Азов по средневековому обычаю был устроен поединок богатырей противоборствующих сторон. Со стороны турецкого гарнизона был выставлен черкесский воин, а со стороны русской армии — Алдар. В указе Анны Иоанновны 1734 года этот факт упоминался в таком виде: «…он, Алдар служил и был в Крымском и в Азовском походех, и в Азовском походе ранен тремя ранами, и выезжал на поединок и убил выезжего напротиву себя Черкешенина, також и поймал собою языка одного Крымчинина, и объявил блаженныя и вечно достойныя памяти Его Императорскому Величеству Петру Великому…».
Вернувшись домой, Алдар-тархан несколько лет почивал на лаврах азовского героя. По меркам тогдашнего времени он был баснословно богатым человеком, имевшим около 8 тысяч лошадей, а также жалованные царем вотчины, не считая долей в общинных землях клана Бурзян и общественном фонде башкирского народа. Кроме того, он имел большой денежный оклад, получаемый из казны. Вероятно, в эти же годы он был избран главой (ага) Бурзянской волости. Однако его безмятежная жизнь вскоре закончилась, так как правление Петра I вызвало череду восстаний на окраинах государства, в том числе в Башкирии. В 1704 году в Башкирию приехали прибыльщики Ижорской (Семеновской, Ингерманландской) канцелярии А. Жихарев и М. Дохов. Главой этого учреждения был первейший на Руси взяточник и казнокрад «светлейший» князь А. Меншиков. Поэтому неудивительно, что прибыльщики произвели, по словам башкир, «ругательственные дела», то есть надругались над их религиозными чувствами и просто здравым смыслом. Например, они установили, что при совершении никаха теперь должен был присутствовать не только мулла, но и поп с целью приобщения башкир к христианству. Не менее абсурдным был так называемый «налог с глаз». Башкиры должны были платить по 2 алтына с черных глаз и по 8 — с серых и голубых. Всего чиновники придумали 72 «новоприбыльные статьи», после оглашения которых этих прибыльщиков, подьячих и толмачей башкиры «били и зашибли и наказ в воду уронили».
Для усмирения начавшихся волнений в феврале 1705 года в Башкирию был отправлен комиссар Ижорской канцелярии по Казанскому уезду А. Сергеев, которому были приданы шесть регулярных полков (четыре солдатских и два драгунских). Он потребовал от выборных башкир подписать бумагу о согласии с 72 «новоприбыльными статьями». Однако те отказались ставить подписи «без мирского согласия». Тогда А. Сергеев решил устроить им «угощение»: «…вина и меду поставя и зелья положа, в неволю поил, кто и век свой меду и вина не пивали, азей (то есть хаджи, — прим. авт.) и муллов и ахунов их поил; а ежели кто не станет пить, тех бив палками и насильно поил, и напившися де лежали без памяти, и лежачих де людей порохом палил, солому огнем зажигал, на руки свечи прилеплял, другим в горсти пороху насыпав огнем палил, а збережась лежалых людей сызнова подняв по неволе поил, хотя поморить (…) всякому пьяному лежачим людям, держав против солнца зеркало свое, рожи и головы жег и, который тронется, еще поил, чтобы поморить…». От такого «угощения» умерло несколько человек.
Бесчинства одного из ближайших сотрудников «светлейшего» князя А. Меншикова вызвало стихийное восстание. На Ногайской дороге Башкирии лидером восставших стал Иман-батыр, а на Казанской — башкир Байларской волости Дюмей Ишкеев, который жил в ауле Димитарлау (баш. «пашня Дюмея») нынешнего Сармановского района Татарстана. На ликвидацию башкирского бунта, а также Астраханского восстания в конце 1705 года был отправлен фельдмаршал Б.П. Шереметев. Астраханцы были довольно легко разгромлены, но с башкирами петровский военачальник предпочел договариваться через знакомых ему по Шведскому походу башкирских тарханов, воевавших под его началом в 1701—1705 годах в Лифляндии. В письме к канцлеру Ф.А. Головину он выражал свои опасения: «…вторично подтверждая, доношу Вам, что больше надобет от башкирцев опасения иметь, нежели от астраханцев. Вам известно, сколько их много, и каракалпаки с ними, и до самой Сибири все орды. Унимать их будет с трудом. Не надобет их слишком злобить, пóлно нам покуда шведов».
В марте 1706 года их выборные встретились с фельдмаршалом в Астрахани, откуда во главе с Дюмеем Ишкеевым они были отправлены в Москву для изложения своих претензий царю. Однако, казанский воевода Никита Кудрявцев написал донос «светлейшему», в котором указывал: «ослаба» башкирам со стороны Б.П. Шереметева неприемлема, и князь Меншиков принял соответствующие меры. Царь, рассмотрев дело башкирских послов, отписал канцлеру Ф. А. Головину: «Воров башкирцов, которых в Посольский приказ прислал с Низу господин фельдмаршал Шереметев, Дюмейка Ишкеева с товарищи, для подлинного розыску отошли в Казань, к Никите Кудрявцеву». Тем самым Петр I передал судьбу челобитчиков на рассмотрение самого объекта их исковой жалобы, то есть попросту подписал башкирским посланцам смертный приговор. По приезде домой Дюмей Ишкеев был немедленно схвачен и казнен. Неправосудная расправа с Дюмеем не только убедила весь башкирский народ в бессмысленности апелляций к верховной власти, но и в том, что именно с ее одобрения А. Сергеев глумился над национальными и религиозными чувствами башкир. Алдар Исекеев долгое время оставался внешне безучастным и до последней возможности проявлял сдержанность, находясь перед сложнейшей дилеммой. В конечном итоге он сделал выбор в пользу поддержки своего восставшего народа. Батыр, то есть неформальный народный лидер, победил в нем тархана — «служилого башкирца» и государева человека.
Источники противоречат друг другу: одни сообщают о привезенном хане-кубанце, то есть из Кубанской ногайской орды, подвластной Крымскому ханству; другие пишут о привозе хана из «Киргиз-кайсацкой орды», то есть из Казахского ханства. Третья версия изложена одним из потомков сибирского хана Кучума, султаном Муратом Кучуковым, находившимся в качестве аманата в Джунгарии: «…приехали из Сибири башкирцы в ево в Чагана-Раптана (джунгарский хунтайджи Цэван-Рабдан, — прим. авт.) владенье для торговых промыслов, и из тех башкирцов владенья отца ево Бечим Кайбулин и другие башкирцы, человек с 3 (…) говорили ему, что де им уфинцам чинятся великие налоги от прибыльщиков, которые сидят в Казани из боярских людей и другие худые люди, и в казанских пригородах, и на Уфе, и от тех налог быть им тут под державою великого государя не мочно (…), а ему бы Мурату над ними башкирцами быть салтаном, для того, что у них башкирцов особаго владельца не выбрано». Слова султана Мурата, что прибывшие в Джунгарию башкиры были из «владенья отца ево», являются указанием на их подданство хану Кучуку, отцу Мурата, избранному правителем Башкирии во время восстания 1662—1667 годов. Таким образом, султану Мурату как представителю династии Кучумовичей-Шибанидов и потомку «природных» сюзеренов башкир было предложено занять вакантное место хана, пустовавшее более 30 лет. Он согласился и вместе со своим племянником Ибрагимом отправился из Джунгарии в Башкирию.
Сражение под Юрактау
По прибытии в Башкирию они пребывали в Бурзянской волости — в вотчинах тархана Алдара. Об этом вскоре узнали в Уфе и на поимку «хана-кубанца» (власти полагали, что Мурат и Ибрагим приехали с Кубани) было отправлен отряд во главе с князем Иваном Ураковым. Произошел бой, в результате которого Ураков был вынужден отступить обратно в Уфу. Рубикон был перейден, поскольку Алдар поднял оружие на «государевых людей», поэтому ему ничего не оставалось, как перейти к решительным действиям. Он привез Кучумовича Ибрагима под Уфу на речку Берсувань (Чесноковка), где с незапамятных времен происходили всебашкирские съезды. Там прозвучала его предвыборная речь, так как в эгалитарном башкирском обществе невозможно было действовать, не получив поддержки большинства. Башкир Сызгинской волости (по озеру Тургояк) Ялпай-батыр, присутствовавший на съезде, по возвращении домой предупредил русское население: «…сказывайте своим русским людем, чтобы русские люди жили с великим опасением и береглись воинских людей, у нас башкирцы думают думу недобрую (…). Стоит де наш царь Салтан под Уфинским городом на речке Чесноковке в 3 тысячах [человек] и с Ураковым у него Салтана был бой, и прислал де к ним в вотчины башкирские свое знамя и коня, и велит под знамя нам башкирцам всем збиратца, и притти к себе в войско под Уфинский город на Чесноковку речку: и хочет Уфинский город взять и уездные деревни вырубить, и хвалитца идти на сибирские слободы и деревни, и говорит де такие речи, я де ваш прямой царь и не берет де меня ни огонь, ни вода, и хочет в сибирских слободах и деревнях жить, хлеба и сена все вытравить. И с Ногайской де дороги башкирцы все ушли к нему Салтану в войско под Уфинский город…». Политическая программа «прямого царя», вернее, стоявшего за его спиной Алдара, прозвучала четко и ясно: реставрация чингизидского ханства на Урале и в Сибири со всеми вытекающими последствиями. После этого Ибрагим-султан (по чингизидской «табели о рангах» титул султана соответствовал принцу) был провозглашен ханом Башкирии.
Приготовления башкир стали известны правительству. В Уфе был спешно сформирован усиленный полк (1 300 человек) из местных и казанских служилых людей, во главе которого был поставлен казанский дворянин и «полководец» П.И. Хохлов. Из Казани были высланы пехотный и драгунский полки С. Аристова и И. Риддера. Кроме того, на помощь прибыл 5-тысячный башкирский отряд, сформированный в волостях по реке Ик («Ицкие волости»), под командованием тархана Кучума Тулякаева из рода Тамъян. Таким образом, правительственные силы насчитывали более 8 тысяч воинов против 3 тысяч Алдар-батыра. У последнего не было никаких шансов на победу. Однако уфимский воевода допустил серьезный тактический просчет, которым не преминул воспользоваться взбунтовавшийся герой Азовского похода.
16 ноября 1707 года, не дожидаясь прибытия подкреплений из Казани, Лев Аристов приказал уфимскому полку Хохлова выступать в одиночку, вероятно, по причине ограниченности условий для постоя такого числа войск. Через три дня в Уфу пришли казанские полки С. Аристова и И. Риддера, которые выступили вслед за уфимцами. По пути следования все три полка должны были соединиться, но не успели. Отряд Кучум-тархана шел параллельно уфимцам. 4 декабря 1707 года близ горы Куш-тау (шихан Куштау северо-восточнее современного Стерлитамака, — прим. ред.) полк Хохлова встретился с 3-тысячным отрядом Алдар-батыра.
К этому времени посланцы последнего уже успели переговорить с Кучумом о том, чтобы он, если и не перешел на сторону повстанцев, то хотя бы выступил посредником в переговорах с Хохловым. Как рассказывал казак Петр Губарев, «Кусюм батырь с войском пришед к ним в степи и говорил их полководцу Петру Иванову сыну Хохлову (…), что де воевать полно и с Айдаром де батырем помиритесь; и хотел де он Кусюм их уфинцов с ним Айдаром мирить». Затем обе стороны обменялись заложниками (аманатами): Хохлов дал Кучуму 50 уфимцев, а Кучум дал Хохлову 50 башкир.
После этих слов Хохлов, видя неоднозначность ситуации, повернул обратно в сторону Уфы. Однако пройти он успел лишь несколько верст до следующей горы Юрак-тау (шихан Юрактау, — прим. ред.), где был атакован башкирами: «…и на дороге де Кусюм батырь да Айдар батырь с войском своим, Кусюм с пятью, Айдар с тремя тысячами, стали их Уфинской полк из ружья бить и учинили на дороге с ними бой; и на том де бою их уфинцов побили и снаряд 5 пушек и мелкое ружье, и всякие воинские припасы побрали до приходу к ним уфинцам с Уфы 2 казанских полков…»
Опоздавшие к сражению казанские полки были атакованы на марше и также обращены в бегство. Вместе с двумя сотнями выживших уфимцев они укрылись за стенами Соловаренного (Курпеч-Табынского) городка. Упоминавшийся выше пленный татарин Булак Акбулатов показывал, что «на тех боях Иманко батырь и иные многие знатные башкирцы побиты, а Кусюмко батырь ранен, а редовых башкирцов побито много». Весть о победе Алдар-батыра над тремя полками регулярной армии, один из которых были полностью уничтожен, разнеслась по всему Уралу, Поволжью и Западной Сибири. Началось поголовное восстание башкир, вошедшее в историю под названием «Алдаровщины», «Алдаровской войны» или «Алдар-Кусюмовского бунта».
Продолжение следует
Справка
Салават Ишмухаметович Хамидуллин — историк, к.и.н., журналист.
- Родился в городе Стерлитамак в 1968 году.
- Образование: Башкирский государственный университет (исторический факультет).
- 1990—1991 годы — корреспондент газеты «Истоки».
- 1991—1995 годы — редактор молодежной редакции Республиканского ТВ, руководитель творческого объединения «Молодость».
- С 1995 года — корреспондент программы «Башкортостан», редактор ТО «Гилем», ТО общественно-политических программ, начальник отдела познавательных и исторических программ, руководитель редакции познавательных программ студии БСТ.
- Автор и телеведущий телепроектов «Историческая среда» и «Клио».
- Автор ряда документальных фильмов, книг и научных публикаций об истории Башкортостана и башкирских родов. Колумнист «Реального времени».
- Лауреат Государственной премии РБ им. С. Юлаева, Республиканской премии в области журналистики имени Ш. Худайбердина. Победитель международных и республиканских телефестивалей.
комментарии
Но русские крестьяне оказались в очередной раз мужественнее.
Вот загадка.
Что заставляло и помогала русскому крестьянину побеждать в многочисленных войнах всех противников - от гордых шведов до бесстрашных самураев?
Зачем этот русский крестьянин не щадя жизни многие века отстаивает и осваивает огромные территории от Тихого океана до Белого моря и от Белого моря до Каспийского моря?
Вот загадка.
Кто и что ему в этом помогает?
Вряд ли только одна жена....
Что заставляло и помогала русскому крестьянину побеждать в многочисленных войнах всех противников"
Самому-то не противно?
Огромные территории осваивают, со времен династии романовых, регулярная армия и преступники из купцов, мастеровых и ремесленных людей (см. указы романовых).
Что заставляло и помогала русскому крестьянину побеждать в многочисленных войнах всех противников - от гордых шведов до бесстрашных самураев?/
Отгадка проста, побеждали отставшие в развитии народы, побеждали с помощью поддержки Запада. Война с развитыми народами шла плохо, навалом бесплатных крестьян, в основном.
Согласен с вами, русские в России и есть кочевой народ (кочевники): за пару веков откочевали с берегов реки Яузы к берегам Тихого океана в поисках куска хлеба и лучшей доли...
Победа одержанная подлостью равноценна поражению
К первой переписи в СССР 1926 года нас осталось в России 712 000 (семьсотдвенаднаць тысяч) башкир.
При чем тут "белые" США ??? !
А сколько нас было до восшествия романовых на престол!
А в вашей голове есть что-нибудь кроме фейков сочинителей "великой" истории, которая обновляется в начале каждого столетия?
В 1919 году, после объединения республики Башкурдистан с Советской Россией, россия отправила Башкирскую Армию на польский фронт, а детям и женщинам в Башкирии устроила разгул бандитизма, в 1920-1921 годах устроила голодомор, в 1921 году ввела запрет на башкирский язык, к 1940 году навязала синтетический "башкирский письменный язык" на основе татарского языка с руссизмами, советизмами, интернационализмами и объявила башкир, по признаку татарского языка, тюркоязычным народом...
Ещё один становый Андерсон ...
Аноним 13:16, о чем-то тихо сам с собой рассуждает.
А можно, интереса ради, пояснить, о чем это вы?
==============
В то же время XIX-век принес резкое увеличение численности башкир: если в 1800-году насчитывалось около 160 тысяч башкир, то в 1897-году их число перевалило за один миллион.
Дело в том, что по закону 1832-года о перераспределении земель башкирам-вочинникам разрешалось иметь по 40 десятин земли на каждого члена семьи мужского пола, прицущенникам из военного сословия-по 30 десятин, людям гражданского сословия из татар, марийцев, чувашей и т. д. -по 15 десятин.
Записавшись в башкиры, можно было рассчитывать получить гораздо больший земельный надел. Поэтому немало представителей других народов края стали именоваться "башкирцами, в числе коих находятся мещеряки, вотяки, мордва, чуваши и черемисы"
(В. Н. Витевский).
=============
И восстали все как один 160 тыщ, чтобы за что-то бороться и за просто так.
Кстати. Статистика Российской Империи, того времени, не учитывала служилых и разных дикарей.
Теперь все поняли: почему батырА поголовно себя в воины записывают?
И приготовьте свои уши для дальнейшей лапшички в продолжении.
Почти наверняка, будет рассказана байда, как бытЫр подбросив яйцо попал в него стрелой из лука. За что тут же был пожалован обалделым царём самолично в дворянство.
Люди живота своего не жалели всю жизнь, а тут за одно яйцо и сразу из кочевника прыганул в дворяне.
И такой хринотенью, у батырОв, забиты все вагоны и тележки.
Без байды: от чего вы, такие великие, до сих пор страна третьего мира? И грабили, и убивали коренные народы, а все нищие и нищие...
Так что все ваши притенении адресуйте к татарским создателям.
ОнЕ у вас, по гарантии, может чё где внутрях заменят или отЛигулируют.
Вы, наверно, сбегли от процедур, и вас теперь с собаками ищут?
Дело в том, что Иван Грозный, подписывая с Башкирами договор о военном союзе взял на себя обязательство от имени России о неприкосновенности башкирских земель и исполнял эти обязательства.
Дело в том, что династия романовых к 1730 году разработала программу в которой значилось: не допускать башкир к умножению, довести башкир до крайней нищеты, найти политический повод истребить башкирский народ, ... чтобы более башкир не бояться, а богатства себе приумножить. Эту программу усердно исполнял каждый романов.
Дело в том, что пафосное сочинение об истории россии на земле Урала фейк чистой воды.
В России существовала процедура вхождения малых народов под подданство русского престола: составлялся договор об этом, подписывался, составлялась программа освоения новых земель (см документы российской империи).
Покажите мне документ "о просьбе под руку" подписанный Иваном Грозным с Башкирами или забудьте свой бред.
При Иване Грозном на протяжении всех восточных границ России от Северного Урала и до Каспийского моря по ту сторону границ жили башкирские народы. У Ивана 4 не было ни людских, ни материальных ресурсов воевать с башкирами на такой длиннющей линии фронта. По этой причине Иван Грозный предложил Башкирам военный союз, взял на себя обязательства и исполнял их: неприкосновенность башкирских земель, владение башкирами своими землями, сохранение башкирами своей религии.
Все было наоборот: не башкиры пришли к Ивану 4, а Иван 4 к Башкирам.
Башкиры не были подданными русских царей.
Вначале, по байкам становых академиков, татары с нуля от фонаря собрали Русь, всё организовали и настроили так, что всё фунциклировало как песочные часы.
Поэтому надорвавшись от таких непосильных трудов татары поголовно и переключились на отдых на природе - вернувшись к кочевой беготне за стадами КРС.
Поэтому, эти татары, в их бухгалтерской ведомости первыми и записаны.
Остальные же все разномастные батырА, уже все вытворяли на готовом татарском фундаменте, и тоже рвали свои жилы, горбатясь на романовских царей, чтобы у русских было самое огромное и богатое государство.
Поэтому все такие, остальные, к кассе за татарами очередь занимайте.
Эту гипотезу теперь надо раздуть томов на восемь-десять. И все дела.
Точно так, а может и больше. История Башкирского народа еще не написана.
Ее, историю Башкирского народа, еще писать и писать: объективную, грамотную, такую какая она была на самом деле.
Сочинения "великих" тюркологов, историков, исследователей и путешественников с фамилиями "шляхты" - не в счет. Умозрительные сочинения пришлых народов о Башкирах не может быть принята за истину в последней инстанции.
Мы, Башкурты, не латиняне, не вымерший народ. Свою историю мы напишем сами. Все впереди.
Позади остались времена, надеюсь, когда империя и большевики не допускали башкир к изучению и изложению своей истории.
И ещё разом начнёте стряпать свою историю: про то, как голозадые кочевники из родоплеменного строя, минуя все этапы общественного развития, намылились сразу свои империи рисовать, тут то ваши шаровары и треснут.
В вас столько злобы, неприязни и раздражения - чистый вражина треклятый..., вы не можете быть заинтересованным собеседником.
Но все же:
- вас обманули, что башкиры кочевники - мои предки занимались отгонным коневодством;
- вас обманули, что у башкир был родоплеменной строй - у нас была военная демократия с выборным Лидером общества, который назывался Батыр, была процедура выбора, инаугурации, самоотвода, перевыборов, внешняя атрибутика власти. Институт Батыров был ликвидирован к середине 18 века Леонтием Соймоновым путем убийств Батыров по одному во время официальных встреч.
- вас обманули - башкиры стояли на более высокой ступени общественного развития. Вы до сих пор не можете организоваться в демократическое общество, чтобы не пытались сделать социализм, коммунизм, либерализм все заканчивается шарнирами крепостного права.
- вас обманули и во многом другом - от того вы и злобствуете.
Согласно "РеЭстру башкирским землям..." нас было 58 ырыу.
Башкирские народы делятся на ырыу, как шотландцы - на кланы, вайнахи - на тейпы.
Ничего-то вы про нас не знаете. Как это вас угораздило?
Ваши же СМИ всегда цифирь гнали не меньше 150 племен.
===========
Ой, а с вами калякать одно удовольствие.
Вы такой сразу становитесь психованный, когда вас в вашу же брехню личиком макают.
Мухи и бабочки на свет летят и роем вокруг вас кружат. )))
Никаких тюркских башкир нет, башгирд - самоназвание венгров-маджар в средние века.
Джувейни. “Башгирды есть венгры-христиане в Венгрии”, “Башгирды – это синоним келеров, то есть венгров”; “Башгирды –многочисленный народ христианского исповедания, который, говорят, живет рядом с франками”.
Абу-ль-Фида «башгирды живут на берегах Дуная по соседству с германцами»
Аль-Казвини «башгирды живут между Константинополем и и Болгарией».
Башкиры имеют древне-иранские корни: язык древне-иранский, произношение древне-иранское, традиции древне-иранские, священные тексты и мировозрение древне-иранское. С тюрками жили по соседству и это еще надо посмотреть что тюрки заимствовали у нас.
Свою историю пытаются состряпать с пафосом и заносчивостью только группы людей находящиеся на начальной стадии этногенеза. Полагаю это вы.
На земле есть древние народы, которым нет нужды сочинять себе историю. Мы, башкурты, знаем кто мы есть, когда появились на этом свете, где сформировались в этнос, как жили.
У башкир есть первопредок Урал, у шумер - Гильгамеш, у иудеев - Авраам, у карело-финов - Калева.
Кто ваш Первопредок?, где появился на этом свете?, как жил?, что оставил и завещал вам - своим потомкам?
============
Эт вы так пафосно, не про жутко древнючий пяти ТЫЩНЫЙ эпос с летающими львами с Урала, загнули, который в прошлом веке один забулдыга с нуля за пару дней состряпал?
Он,похоже, чё сам видел про то и писал, сильно видать был выМпивши.
Для добропорядочных читателей:
-только коммуняки большевистского разлива могут глумиться над древними священными текстами из-за своего дремучего невежества;
-только начитанный человек понимает в ряду каких текстов стоит "Урал Батыр".
-Буз есть летающий персонаж текста;
-Лев есть наземный обитатель и спутник Урала. Кстати, в 2015 году из Кот-тау в Мелеузовском районе были вывезены останки пещерного льва, который жил 20-40 тысяч лет тому назад.
Современная наука не в состоянии еще определить истинный возраст "Урал Батыра".
Для злобствующих невежд:
-не надорвитесь от непосильных потуг!
Для добропорядочных читателей:
===============
Еще одна любопытная деталь – Урал-батыр и другие герои эпоса передвигаются, время от времени, на летающем льве. Это конечно тоже мифический образ, но откуда предки башкир, жившие в районе Поволжья и Южного Урала, могли знать о львах хотя бы и не летающих?
По официальной версии Урал-батыр был записан в 1910 году Мухаметшой Бурангуловым, но никто и никогда не видел его первоначальной рукописной записи.
Скептики возражают – записи никуда не терялись потому что их просто не было. А Мухаметша Бурангулов и был настоящим автором Урал-батыра. Так неужели он просто выдумал все рассказы о славных подвигах батыра и вообще образ главного персонажа, а все его рассказы это просто стилизация под древне башкирский эпос, которого у предков башкир просто не было.
Журналист и общественный деятель Карим Яушев предположил, что эпос Урал-батыр не может считаться подлинно народным произведением, а является литературным сочинением писателя Бурангулова.
Одна из версий – он делал это по заданию советского руководства Башкирии, которая стремилась создать новую историю башкирского народа. Правда потом за это же и пострадал — его объявили националистом.
Впервые на башкирском языке Урал-батыр был напечатан в 1968 году. А на русском и того позднее – семь лет спустя.
+++++++++++++++++
Для злобствующих невежд:
-не надорвитесь от непосильных потуг! урал-батыр.рф
Для добропорядочных читателей:
==============
«Урал-батыр» согласно официальной версии был записан в 1910 г. известным башкирским фольклористом и писателем М. Бурангуловым (1888-1966)
Подлинник (рукописная запись) не сохранился (либо его не было вообще, либо он пропал во время многочисленных арестов М. Бурангулова как «врага народа»).
Считается, что это сводный текст сказания. Как сообщал М. Бурангулов, записанные от указанных кураистов варианты он систематизировал и объединил в один. Однако, каков был принцип составления единого текста, неизвестно. Таким образом, М. Бурангулов нарушил основополагающие текстологические принципы подготовки фольклорного произведения к печати и поэтому его «текст» не может иметь научной ценности.
Впервые «Урал-батыр» был издан с сокращениями на башкирском языке в журнале «Агидель» (1968. № 8). Первая полная публикация на башкирском языке – в кн.: Башкирское народное творчество. Уфа, 1972. Т. 1.
Выпущено множество исследований об «Урал-батыре», защищены диссертации, сняты фильмы, изготовлены комиксы, проводятся «международные» конференции.
Однако это все равно не даст ответа на многие загадки, связанные с происхождением памятника. Они, вероятно, кроются в политике и усилиях советской власти по конструированию единого башкирского народа, предпринимавшихся в 1920-е гг.
Если отбросить официальные политические и наукообразные нагромождения, то относительно сюжета «эпоса» можно сказать, что «Урал-батыр» – это скорее всего либо литературное сочинение (стилизация под подлинный фольклор) писателя М. Бурангулова, либо переработанная и сведенная им в некий единый текст запись отдельных фольклорных произведений юго-восточных башкир. В обоих случаях это не может считаться подлинно народным произведением. Произведения фольклора с аналогичным сюжетом у других групп башкир не встречаются.
Попытка представить «Урал-батыр» как общебашкирский памятник культуры – поздняя политизация, стремление уравнять это сомнительного происхождения произведение с «Илиадой», «Одиссеей», «Манасом» и др. в целях доказать, что уже в древности имелась единая башкирская нация с единой культурой. В действительности же большинству башкир эти фольклорные сюжеты не знакомы, они имеются (и имеются ли?) только у юго-восточных башкир. В устных беседах с коллегами крупный покойный исследователь Р. Г. Кузеев говорил, что за 50 лет экспедиций по сбору этнографического материала у башкир он ни разу не слышал от них об этом «эпосе».
Исхаков, историк
++++++++++++++++++++++++++
Для злобствующих невежд:
-не надорвитесь от непосильных потуг!
http://journalufa.com/2947-ural-batyr.html
М.Бурангул, 22 лет от роду, сочинивший, по вашим утверждениям, такой текст должен был в свои 22 года быть географом, историком, философом, поэтом и Пророком. Мессией. За высокую оценку личности М. Бурангула спасибо.
Древний священный текст, согласно древне-иранским традициям, хранила отдельная каста людей - хранителей, знавшая текст наизусть. Считайте текст Урал Батыра башкирскими септуагинтами.
Большевики вслед за романовыми продолжали зачистку башкирских земель от башкирского народа и преуспели в этом. Отлучив народ от древних священных текстов большевики проводили духовное истребление башкир. М. Бурангул поплатился за эти тексты своей жизнью (тюрьмы и ГУЛАГ), а его семья - лишениями.
Если вы профессиональный историк, то должны были знать, что напрашиваются аналогии: страна царя Катила есть Элам, страна царя змей - Мидия... Браво М. Бурангулу, он в 22 года знал историю и традиции древних доисторических государств !!!
Лично для меня ваш Кузеев не авторитет: он был исправный слуга своих господ, не знал башкирского языка, не мог быть принят в башкирской глубинке, не располагал к открытости и откровениям.
Мне, башкурту, не имеет значение как вы и иже с вами относитесь к Урал Батыру. Неприятие древних священных текстов башкир мне понятно, так делают все у кого нет своей древности.
Еще раз: в тексте Урал Батыр летающий персонаж - Буз. Лев ходил пешком по земле и возил на себе наездника Урала.
++++++++++++++++++++++++++++
Мирча Элиаде (Mircea Eliade) - ученый, писатель, историк религии.
Родился 9 марта 1907 года в Бухаресте (Румыния)
==============================
С ума ж можно сойти!!! )))))))))
Эпос был написан М. Бурангуловым в 1910 году.
В это время Мирчи Элиаде ещё ходил под стол и сидел на горшочке, ибо ему было только ТРИ годика, а его работы уже легли в основу эпоса?! )))))))))))
Для бытрОв, такая брехня - естественное состояние ихнего организма.)))
Так обычно батырА всегда делают.
Пишут какую-нить хринотень, типа, онЕ инопланетяне.
Если их за фаберже сразу не хватают, то эта брехня становится первоисточником и на неё уже начинают ссылаться, когда следующую брехню стряпают.
На этой методе состряпана вся история бытырОв, в том числе, и их пяти тыщный эпос с летающими львами.)))
---------------------------------------------wikipedia
Бурангулов Мухаметша Абдрахманович родился 15 декабря 1888 года в деревне Верхне-Ильясово Юмран-Табынской волости Бузулукского уезда Самарской губернии.
В 1901 году окончил Старо-Юлдашевскую земскую школу, а в 1907 году медресе села Каргалы.
В 1912—1916 гг. учитель в Каипкуловской сельской школе Оренбургской губернии.
С сентября 1938 года работает в Институте истории, языка и литературы. ... смог систематизировать и собрать ... в том числе эпосы «Урал-батыр»,
+++++++++++++
Видали, как при царе в земской школе и сельском медресе учили!?
Пацан, по окончании, уже всё знал и в 22 года к 1910 году всё уже написал.
А собрать и систематизировать, уже самим написанное, смог только в 1938 году!!!
Выходит, он вообще не соображал когда писал, если только спустя 28 лет смог в это написанное врубиться и разобраться.
=================== “Свадьба в Малиновке
-- Ты же вундеркинд!
— А что это такое?
— А чёрт его знает.”
--------------------------------------------- Почему аборигены съели Кука
А дикари теперь заламывают руки,
Ломают копья,ломают луки,
Сожгли и бросили дубинки из бамбука.
Переживают,что съели Кука.
==================
Милейший, на каком языке и на чём хоть были написаны эти ваши древнейшие тексты, ибо их всё равно никто и никогда в подлинниках не видел?)))
Поэтому можете врать напропалую, но с языком и буквами, это вам будет трудно расхлебать.)))
----------------
Эпос Идигей еще не забывайте. Тоже им же записан.
Поэтому рукописей никаких не сохранилось, ибо их просто изначально не было.
Рукописи 1910 года пропали после очередного визита НКВД в дом М. Бурангула. Тогда же к жене М.Бурангула приходил этнограф З.Шакиров и просил отдать ему рукописи.
Полагаю рукописи искать следует в архивах НКВД. Да кто ж туда пустит...
Читайте Р. Бредбори "451 градус по Фарингейту".
Причём напечатанная рукопись - почему-то никуда не пропала и вообще никого не интересовала, пока в 1968 году, вдруг, не всплыла из глубин и её тут же опубликовали.)))
Да уж... Что американцу фантастика, то башкиру факт национальной истории.
Ибо даже вы, так и не Шмогли рассказать: какими буквами и чьими словами были записаны все дрёвнючие основополагающие становые документы? )))
Голубчик, чтобы у разумного человека появилось желание поддерживать с вами диалог приобретите грамотное правописание и избавьтесь от злобного ехидства.
Каждому по уму его и способностям...
Нельзя так относиться к начальству.)))
Конечно, Такие тексты не пишутся богами на скрижалях.
Все ж это напечатали в Европе на тогдашних первых печатных станках.
Все отличия от Библии только в названии и ФИО главных героев.
==============
Милай, вы если книжки ни читаете, то поспрашайте хоть у студентов педвуза или у своих жрецов.
Если онЕ вам врать не будут, то подтвердят, что мусульманство отделилось от христианства лет 600-700 тому назад.
Даже всё казанское ханьё, перед штурмом города, молилось в христианских храмах, ибо тогда религии ещё не разделились. Есть запись в казанской летописи.
На православном христианском царском оружии рядом с крестами суры из Корана. Одеяние монаха также содержит оттуда цитаты. Внизу православных крестов, на шпилях церквей, находится полумесяц...
Сам же этот букварь был напечатан в Европе, когда появились станки.
А толкать туда-сюда даты и века, это любимое занятие ушлых историков.
Справедливости ради: Иван Грозный после завоевания Казани издал указ - ставить под православным крестом полумесяц в знак вечной памяти о завоевании Казани. Этот указ действует и поныне, еще не отменен.
Церкви в Казани, до завоевания Иваном 4, были не русские, а кипчатские, тех, кто называется себя "крашен", то есть "крещенный".
==================
Стал быть, их насильно окрестили ещё до Ивана Грозного?!
Кто это сделал?
================
Вы же сами знаете, что это брехня.
Зачем вы это тиражируете?)))
++++++++++++++++
...крест с полумесяцем на куполе владимирского Дмитриевского собора (1194-1197 гг.); этот крест сохраняет свою первоначальную форму.
...на миниатюрах так называемого Служебника Антония Римлянина начала XIV в., Федоровского евангелия 1321-1327 гг., Симоновской псалтыри второй четверти XIV в., хроники Георгия Амартола середины XIV в., Сильвестровского сборника XIV в., Часослова 1423 г. Кирилло-Белозерского монастыря, Псалтыри 1424 г. Кирилло-Белозерского монастыря, сборника до 1426 г. Кирилло-Белозерского монастыря, Лествицы конца XV в.; на клеймах киевской иконы Николы Зарайского начала XIV в. (Третьяковской галереи), новгородской иконы Николы с житием из церкви Бориса и Глеба ХIV-XV в. (Новгородского музея-заповедника) и на иконе Николы Можайского из Троице-Сергиева монастыря начала XV в. (Третьяковской галереи).
...Крест с полумесяцем можно встретить и на каменных резных крестах — Перынском кресте XIV в., кресте церкви Рождества Богородицы на Молоткове XIV в....
...аналогичную конфигурацию на посохе апостола Петра, изображение которого представлено на Великом Сионе XII в. из новгородского Софийского собора, а также на посохе Иоанна Предтечи на миниатюре Симоновской псалтыри XIV в....
... в древности (до XIV века) такие кресты были распространены и в Литве (ныне Беларуси)
... крест с полумесяцем представляет собой одну из древнейших форм креста на русских храмах.
Мусульманство с 578 года по 1180 было христианской сектой, ибо «мусульманство – это протестантизм Восточной Церкви».
Император Лев III Исаврянин (717-741) в послании Омару II замечает, что христиане его времени владели уже многими житиями Мухаммада, «написанными христианскими епископами еще при жизни самого Пророка». Византийцы перевели на греческий язык Коран и считали его неотъемлемой частью православия.
Русь еще долго была правоверно-православной, пока в 1666 году не произошло «исправление книг», когда старые писания (собственно, тексты Корана) не были изымаемы, а новое Писание (Библия, переведенная с еврейского и латинского, а не с греческого, к тому же) не начала навязываться силой.
...Так постепенно у старообрядцев вышел из употребления непонятный по языку Коран и вошло Евангелие. Вот только обряды многие старообрядцы сохранили мусульманские. В старину перед молитвой старообрядцы производили омовение, причем если не было под рукой воды, то омовение совершали землей или речным песком.
Дальше сами читайте ЗАГАДКА КРЕСТА С ПОЛУМЕСЯЦЕМ
Ну почему же насильно! Правобережные кипчаки, т.е. те кипчаки кто жил за правым берегом Изел со времен Дешт-и-Кипчак были христианами (манихеи) еще во времена Золотой Орды. Иван 4 насильно крестил только завоеванные народы среднего течения правого берега Волги. Крашены к моменту завоевания Казани уже были добровольные крещенные христиане.
Символ "лунница" из раскопок времен и территории Дешт-и-Кипчак не луна, не полумесяц - это совсем другая история. Это точно не русская традиция. Это точно не имеет никакого отношения к монотеизмам: ни к христианству, ни к исламу.
На обширных просторах нашей федерации, собранной из исконных земель коренных народов, следы христианства не означают присутствие русских, наличие древних, узнаваемых, но непонятных вам символов не означает присутствие православия.
==============
Православные кресты с полумесяцем внизу на шпилях церквей построенных на месте пустырей, по которым изредка транзитом пробегали нарисованные от балды, после 1917 года, нац чудаки, почему-то считающие только себя исключительно коренными жителями абстрактных образований, это и есть нынешняя православная Россия.
...то, что вы называете полумесяц, и то что в русской традиции называют лунница...
============
Ясно дело, что для татарина, полумесяц, то для русского, лунница.
А внешне, эти религиозные символы, абсолютно ничем ни отличаются.)))
Только вместо звезды, у татарина, на этом месте крест, у русского.)))
Голубчик, а вы большой чудак!
Во-первых, Россия светское государство.
Во-вторых, православие самая молодая религия из завезенных на территорию современной России.
Во-первых, Россия светское государство.
Во-вторых, православие самая молодая религия из
=========================
Об чём и речь, мил-дарь!
Поскольку, по вашим же словам, православие - молодая религия, то у правоверных и вовсе грудничок будет, который только недавно отпочковался от православия.
Ваше проблема в том, что заимствуете чужие древние символы, но не знаете их сакрального смысла: то, что вы называете "лунница" и продвигаете, как древний славянский оберег, проистекает не из луны и/или полумесяца.
Эти религиозные символы "лунница" и "полумесяц" абсолютно отличаются друг от друга по смысловому содержанию, имеют разное происхождение, значение и прорисовку. Иван Грозный, видимо, знал смысл того и другого символов. А после завоевания Казани один символ поменял на другой, похожий по графике. Мы же все знаем, что символ "крест" в том числе был заимствован христианской церковью из предыдущих религий.
Как утверждают ученые: ничто ни откуда не берется и никуда не девается или если в одном месте убудет, то в другом месте прибудет.
Христианство и мусульманство выросло из иудаизма.
Ветхий Завет был вывезен из древне-иранского плена вместе с белой и черной магией.
Буддизм и иудаизм выросли из учения Заратуштры ...
Так что все учения есть непрерывная канва Жизни от сотворения мира.
Фактически. это Диснейленд, состряпанный англичанами с нуля.
Поэтому цари туда и не ездили, а вот Крым периодически навещали, как религиозные паломники.
Опять будем Крым - наш?
Крым - скифский, греческий, турецкий, ..., - колыбель человеческой культуры и межэтнических отношений.
Это еще вопрос кто строил христианские храмы в Крыму, скорее всего "правобережные" кипчаки, которые еще в конце 19 века на Донбасе писали свои христианские молитвы арабской вязью. И что?
В период рассвета Византии на территории Крыма было пять православных епархий: Боспорская, Херсонесская, Сугдейская, Готская и Фульская.
Ой-ой-ой! Что же это такое???
Христианская религия появилась в мире после Никейского собора в 325 году нашей эры. Христианские секты появились в Иудее среди ессеев еще до рождества христова. Православие, известное в мире как ортодоксальное христианство, появилось после раскола Римской империи на восток и запад.
И что? Была ортодоксальная Византийская церковь в Крыму. И что? Там хоть одно русское слово есть?
Там же греки жили, саки, кипчаки. Какое отношение это имеет к РПЦ? У алчности до безумия есть где-нибудь границы?
Это факт, что Крым был православным задолго до появления там каких-либо татар.
И всё.
==============
Об чём и речь!!!
С вами никто даже и спорить не собирается.
А "Мусульманство с 578 года по 1180 было христианской сектой, ибо «мусульманство – это протестантизм Восточной Церкви»."
Ребята, не все золото что блестит. Не все православие что ортодоксальное христианство.
==============================
Дети, дяденька выше, наконец-то написал "золотые слова".
Об чём ему уже два дня и долбим про православие, что оно не всё было чистым православием, но всё было ХРИСТИАНСТВОМ.
"Мусульманство с 578 года по 1180 было христианской сектой, ибо «мусульманство – это протестантизм Восточной Церкви»."
===============
Сэр, а брехня становых академиков, это, для вашего чувства, бальзам?
Вы вообще, чем тогда чувствуете то?
Ибо Человеческому Разуму, изначально, противна такая галиматья.
===========================
— А вот, Василий Иванович, мужики сомневаются, ты за большевиков аль за коммунистов?
— Я за интернационал!
— Василий Иванович, а ты за второй или за третий?
— Чего за второй?
— Интернационал.
— Ну, за тот, за который нужно. А Ленин в каком?
— В Третьем, он его и создал Третий Большевистский.
— Ну и я за Третий.
Дорогой собеседник, смотри 12 комментов выше с фразы "... в чем отличия Корана от Библии ...".
=========================
Мусульманство с 578 года по 1180 было христианской сектой, ибо «мусульманство – это протестантизм Восточной Церкви».
Император Лев III Исаврянин (717-741) в послании Омару II замечает, что христиане его времени владели уже многими житиями Мухаммада, «написанными христианскими епископами еще при жизни самого Пророка». Византийцы перевели на греческий язык Коран и считали его неотъемлемой частью православия.
Русь еще долго была правоверно-православной, пока в 1666 году не произошло «исправление книг», когда старые писания (собственно, тексты Корана) не были изымаемы, а новое Писание (Библия, переведенная с еврейского и латинского, а не с греческого, к тому же) не начала навязываться силой.
Христианство, тоже, воспринимали иудейской общиной, по-первой.