Узбекские татары: знаменитые просветители, первые печатники и строители-комсомольцы
История татарской диаспоры в одной из крупнейших стран Средней Азии
Узбекистан и Татарстан связывают давние исторические и культурные связи. На прошлой неделе среднеазиатскую республику посетили две делегации из Казани: сначала вице-премьер РТ Василь Шайхразиев в сопровождении ученых, а затем — президент Татарстана Рустам Минниханов. В связи с этим историк и колумнист «Реального времени» Булат Хамидуллин, побывавший на днях в Бухаре и Самарканде, в сегодняшней авторской колонке рассказывает о татарской диаспоре Узбекистана и ее видных деятелях.
Как мы знаем, в конце прошлой недели президент Республики Татарстан Рустам Минниханов приезжал в Республику Узбекистан для участия в первом Форуме межрегионального сотрудничества между Россией и Узбекистаном. Первым делом после прибытия в Ташкент он решил увидеться с представителями татарской диаспоры Республики Узбекистан. Встреча прошла в Кабинете министров Республики Узбекистан и была достаточно подробно освещена в СМИ нашей республики.
Татарская диаспора Узбекистана
На сегодняшний день в Узбекистане проживает одна из крупнейших татарских диаспор — общее количество татар РУ превышает 200 тысяч человек, из них около 150 тысяч проживает в Ташкенте и Ташкентской области. С Узбекистаном татар и Татарстан связывают многовековые многогранные исторические, политические, экономические, научные, культурные и иные взаимоотношения. Доподлинно известно, что уже в начале X века, в 920—921 годах, было организовано посольство правителя Волжско-Камской Булгарии Алмуша в Бухару и Багдад. Его возглавил булгарский бек Абдаллах ибн Башту. Волжская Булгария на всем протяжении своей истории имела тесные дипломатические и экономические связи с Хорезмом. В XIII—XV веках предки современных татар и узбеков (а также казахов, ногайцев и т. д.) были основным городским и кочевым населением могущественной Золотой Орды, политическими наследниками которой являлись татарские ханства от Крыма до Сибири, а также Узбекское ханство. Правителями всех этих государств были Чингизиды-Джучиды. Позднее татарские купцы и дипломаты (например, оренбургский купец, один из руководителей «Ташкентского каравана» 1741—1742 годов Шубай Арсланов, российский дипломат, возглавлявший посольство в Бухаре в 1780-е годы Мендияр Бекчурин и многие другие) сыграли важную роль в налаживании политических и торговых отношений России с Кокандским и Хивинским ханствами и с Бухарским эмиратом. В XVIII—XIX веках многие татары, в том числе будущие всемирно известные татарские богословы и религиозные деятели, ученые и просветители Габденнаср Курсави, Шигабутдин Марджани, Утыз Имяни, Мурад Рамзи и др., получили образование в медресе Бухары и Самарканда.
Волны переселенцев-татар с Поволжья были отмечены в Узбекистане уже с середины XVI века после утери татарами в 1552 году Казани и в 1556 году Астрахани. В качестве постоянных жителей татары Поволжья стали селиться на территории современного Узбекистана в конце XVIII века. Так, например, самая большая татарская община, аул Ногай-Курган, возник на рубеже XVIII—XIX веков в окрестностях Ташкента, ныне он находится в городской черте в Сергелийском районе на юге Ташкента. Здесь более 200 лет совместно живут татары и узбеки, причем татары сохраняют свой родной язык, традиции и обычаи, поддерживая активную связь с исторической родиной.
В 1870-х годах в Ташкенте образовалась Татарская слобода (махалля), которая находилась вблизи Бешагачских ворот. Улица вдоль арыка Анхор получила название «Татарская» (ныне улица Тураба Тулы). Во второй половине XIX века в Ташкенте действовали татарские мектебы, медресе и мечети. В европейском квартале Ташкента была построена татарская соборная мечеть (разрушена в 1929 году), рядом располагался торговый пассаж «Братья Яушевы». Большая масса татар-выходцев из Волго-Уральского региона осела на территории Узбекистана в советский период, чему способствовали голод 1921—1922 годов, коллективизация, строительство новых промышленных объектов в 1950—1980-е годы и т. д. По переписи 1989 года, в Узбекистане татары составляли 2,36% от общей численности населения (тогда татар было 467,8 тыс. человек), а на сегодняшний день, повторюсь, это одна из крупнейших татарских диаспор за рубежами Российской Федерации.
Распределение татар по регионам Республики Узбекистан (сведения предоставлены Представительством РТ в Республике Узбекистан)
№ | Город, область | Количество (тыс. чел.) |
1 | Ташкент и Ташкентская область | 150 |
2 | Джизак и Джизакская область | 5,5 |
3 | Самарканд и Самаркандская область | 1 |
4 | Бухара и Бухарская область | 7,5 |
5 | Навои и Навоийская область | 7 |
6 | Ургенч и Хорезмская область | 2 |
7 | Карши и Кашкадарьинская область | 6 |
8 | Фергана и Ферганская область | 2 |
9 | Остальные | 100 |
Татары внесли большой вклад в становление и развитие узбекской национальной культуры. Так, например, первые узбекские печатные книги были изданы в типографии Казанского университета, Шагимардан Ибрагимов перевел с арабского на узбекский язык книгу «Тысяча и одна ночь», явился автором первой печатной книги на узбекском языке («Календарь на 1871 год»), Ш.Б. Биккулов участвовал в организации в Ташкенте и Хиве первых узбекских национальных типографий. Татары-джадиды открыли десятки узбекских школ. Значительная работа проводилась по организации периодической печати (газеты и журналы «Асия», «Киняш» («Совет», — прим. ред.), «Улуг Туркестан», «Шураи Ислам». Кстати, ежегодно в Узбекистане 27 июня отмечается День печати — в честь выхода в свет 14 июня 1906 года первой узбекской газеты «Тарракий» («Прогресс»), главным редактором которой был известный татарский общественный и политический деятель Исмаил Габитов. Одновременно в собственно татарских дореволюционных периодических изданиях (газета «Вакыт» («Время», — прим. ред.), журнал «Шура» («Совет», — прим. ред.) и др.) широко освещались насущные проблемы тюркоязычных народов Средней Азии.
В послеоктябрьский период татары занимали ответственные посты в органах власти и государственного управления Бухарской Народной Советской Республики и Туркестанской АССР (А.К. Акчурин, А.В. Алимбеков, Ш.Г. Ахмадиев, Г.С. Баимбетов, М.К. Будайли, И.Г. Габитов, Ю.И. Ибрагимов, К.Х. Исмаев, Ф.Ф. Султанбеков, К.А. Хакимов, Н.Х. Хусаинов, Б. Шегабутдинов). Татарские деятели культуры (Байкины, З. Баязитский, Ф. Ильская, Г. Камал, Ф. Камалова, Н.Н. Сакаев, Ш.Г. Шамильский и др.) способствовали становлению узбекского национального театрального искусства. Многие из них в 1919—1920 годах работали в Ташкентском татарском театре.
Татарские работники просвещения, в том числе педагоги, внесли большой вклад в подготовку кадров узбекской национальной интеллигенции. В 1918—1925 годах ими были разработаны учебники и программы для узбекских школ Туркестанской Республики. В Узбекистане преподавали С.Н. Бикбулатов, Г. Буби, М.Т. Муштариев, Г. Файзи и многие другие татары. До 1937 года во всех городах республики функционировали общеобразовательные татарские школы (в том числе в Ташкенте — им. Ш. Марджани, им. Г. Ибрагимова, им. М. Вахиди, им. К. Насыри), а в Ташкенте работал Татарский институт просвещения.
В 1920—1923 годах в Бухаре выходила газета «Бухара ахбары» («Бухарские новости», — прим. ред.), в Ташкенте в 1919 году — журнал «Шарык» («Восток», — прим. ред.), в 1921 году — журнал «Кызыл юл» («Красный путь», — прим. ред.), в 1923 году — журналы «Бэйналмилял», «Магариф атнасы» («Неделя просвещения», — прим. ред.), «Очкын» («Искра», — прим. ред.) на татарском языке.
В Союзе писателей Узбекистана работала татарская секция, которая включала несколько десятков писателей. Кстати, отмечу попутно, что в советские годы мой папа — Лирон Хамидуллин — проделал огромную работу (как переводчик и составитель книг) по пропаганде узбекской и каракалпакской литературы в ТАССР и наоборот — татарской литературы в Узбекской ССР и Каракалпакской АССР. В советские годы татары играли видную роль в деятельности творческих организаций, учреждений науки и образования Узбекской ССР, принимали активное участие в развитии промышленного потенциала республики. В годы Великой Отечественной войны 18 героев Советского Союза и пять полных кавалеров ордена «Слава» были татарами-узбекистанцами, воевавшими с фашистами.
С Узбекистаном связаны жизнь и деятельность большого количества известных татар. О многих из них имеется достаточно подробная информация в 6-томной «Татарской энциклопедии». Это, например, артистка балета Галия Измайлова, архитектор Мидхат Булатов, живописец Чингиз Ахмаров (у меня есть его картина акварелью, подаренная мне в честь рождения моего сына Тахира), живописец и скульптор Баки Урманче, кинодраматург Роза Хуснутдинова, писатели Явдат Ильясов, Рауль Мир-Хайдаров, композиторы Румиль Вильданов и Энмарк Салихов, огромное количество ученых, спортсменов и т. д.
В 1990 году в Ташкенте был образован Татарский общественный культурно-просветительный центр. С 1992 года в Ташкенте работает постоянное представительство РТ в Узбекистане, в 1998 году была образована Национально-культурная автономия узбеков Казани, в 2001 году зарегистрирована Национально-культурная автономия узбеков РТ (в 2002 году — около 5 тыс. человек), между нашими братскими республиками подписаны соглашения, проводятся перекрестные Дни культуры и т. д. и т. п. В настоящее время в Узбекистане ежегодно проводятся татарские национальные праздники, празднуются дни памяти знаменитых татарских писателей, поэтов, видных общественных деятелей: Г. Тукая, М. Джалиля, Г. Исхаки, С. Садыковой, Р. Яхина и др. В центральном Дворце «Туркистон» торжественно отмечаются Дни Татарстана.
За 2017 год товарооборот между Татарстаном и Узбекистаном вырос в 2 раза по сравнению с предыдущим годом и составил 92,7 млн долларов. А за первую половину 2018 года внешнеторговый оборот составил 41,3 млн долларов. Узбекистан интересует не только продукция нефтехимической промышленности Татарстана, большой интерес вызывает и продукция татарстанского машиностроения. К примеру, ныне парк автомобилей КАМАЗ на территории Узбекистана составляет почти 14 тыс. единиц.
Научный десант из Казани
15—17 октября Бухару и Самарканд посетила делегация нашей республики во главе с заместителем премьер-министра РТ, председателем национального совета «Милли шура» Василем Габтелгаязовичем Шайхразиевым.
16 октября в Бухаре с участием ученых и специалистов из Татарстана состоялся круглый стол, посвященный 200-летию выдающегося татарского ученого и просветителя Шигабутдина Марджани. Отмечу, что в 1838—1849 годах он обучался в медресе «Кукельташ» и «Мир Араб» в Бухаре, «Ширдар» в Самарканде, одновременно брал уроки у авторитетных на Востоке богословов и изучал самостоятельно в библиотеках и архивохранилищах труды выдающихся представителей мусульманской науки и литературы. Здесь Марджани написал несколько трактатов, в том числе о методах обучения естественным наукам, увлекся сбором и копированием древних и средневековых письменных исторических источников и историографической литературы, сведения которых позднее активно использовал в своих научных исследованиях (подробнее обо всем этом я писал в журнале «Tatarica» в №1 2018 года, со ссылками на труды исследователей жизнедеятельности нашего великого богослова и ученого).
В рамках этого же визита прошли теплые встречи с татарской общественностью Бухары (16 октября) и Самарканда (17 октября), где В.Г. Шайхразиев рассказал собравшимся о современном Татарстане, работе Всемирного конгресса татар, о плодотворном сотрудничестве с татарами Узбекистана, подарил краткую иллюстрированную энциклопедию «Татарстан», энциклопедию «Габдулла Тукай» (подготовленные сотрудниками ИТЭР АН РТ и ИЯЛИ АН РТ) и другие книги. Руководитель татаро-башкирского общества Бухары Равиль Исхаков рассказал нам о работе Татаро-башкирского национально-культурного центра Бухары и Бухарской области, а председатель самаркандского областного культурного центра татар и башкир Ахмед Субханкулов — о деятельности татар Самарканда. На этих встречах обсудили также многие иные вопросы, касающиеся татарской диаспоры Узбекистана.
Энциклопедия «Татары Узбекистана»
В 2017 году Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан, сотрудником которого я являюсь, издал краткую иллюстрированную энциклопедию «Татары Казахстана». В 2018 году наш институт в рамках государственного задания Республики Татарстан и при поддержке Исполкома Всемирного конгресса татар начал работу по подготовке научно-справочного издания «Татары Узбекистана», выход которого планируется в ближайшие годы. Книга «Татары Узбекистана» будет представлять собой систематизированный свод знаний о татарской диаспоре Узбекистана, о взаимосвязях Татарстана и Узбекистана. В нем большое место займут статьи об истории татар Узбекистана, местах их компактного проживания, обычаях и обрядах, национальных праздниках, о культурных, конфессиональных и общественно-политических организациях, биографические статьи о видных татарских государственных, общественных и военных деятелях, ученых, писателях, деятелях культуры и искусства, спортсменах, своей жизнью и творчеством связанных с Узбекистаном (в прошлом и в настоящем), а также о выдающихся татарах и татарстанцах, внесших значительный вклад в развитие научных, культурных, экономических и политических связей между Узбекистаном и Республикой Татарстан.
Эту информацию татарская диаспора Узбекистана получила из уст заместителя премьер-министра Республики Татарстан, председателя национального совета «Милли шура» Василя Шайхразиева, вице-президента Академии наук РТ, заместителя председателя национального совета «Милли шура» Дании Загидуллиной и Булата Хамидуллина (который также подарил собравшимся энциклопедию «Татары Казахстана»). Хотелось бы подчеркнуть и особо отметить, что данная информация нашла самый положительный отклик — руководители татарских общин Бухары и Самарканда Равиль Исхаков и Ахмед Субханкулов, известные историки Бухары и Ташкента Роберт Альмеев и Ринат Шигабдинов, иные присутствовавшие на встречах в Бухаре и Самарканде татары (писатели, художники и т. д.) выразили готовность активно участвовать в этом научном проекте. Ведь подобного рода издания позволяют татарскому народу познакомить всех со своей многогранной культурой, наследием, сохранить его и передать потомкам.
В заключение я хотел бы пожелать новых экономических и культурных достижений и процветания Республике Узбекистан и татарской диаспоре Узбекистана!
Справка
Булат Лиронович Хамидуллин — историк, писатель, переводчик.
- Член правления Союза писателей РТ, кандидат исторических наук, руководитель Центра изучения татарской диаспоры Института татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ (ИТЭР), выпускающий редактор журнала «Поволжская археология».
- Автор идеи иллюстрированных книжных серий «История татар» и «История татар в лицах», книг «Из глубины столетий», «Народы Казанского ханства», «Хазары и их вассалы глазами современников» и др.
- Автор более 200 публицистических и научных статей, в т. ч. для Большой российской энциклопедии.
- Лауреат международной премии им. Кул Гали, заслуженный работник культуры РТ, лауреат Государственной премии РТ в области науки и техники.
комментарии
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/117588-istoriya-tatarskoy-diaspory-uzbekistana
Ну что ж вы цепляетесь все к Булгарии. Ну было такое образование когда-то, но какое оно имеет отношение к нам, татарам? Сгинуло оно в летах, перевернулась страница. Тем более в статье сделана попытка раскрыть родственные связи двух народов сегодня, который когда-то был единым. Это узбеки и татары, Узбекистан и Татарстан.
Точные данные о численности населения Волжской Булгарии отсутствуют. Лишь ал-Балхи упоминает, что число жителей Булгара и Сувара составляло по 10 тыс. человек в каждом. По приблизительным и, возможно, завышенным расчётам Алексеева, численность населения Волжской Булгарии могла достигать 1,5-2 млн человек.
Основу населения Волжской Булгарии составили тюркоязычные племена. Первые сведения о таких племенах даёт Ибн Русте. Он сообщает, что «болгаре делятся на три отдела: один зовётся берсула, другой — эсгель, а третий — болгар». Упоминаются эти племена и у автора «Худуд ал-Алама»: «бахдула, ишкиль и булгар». В сообщениях Ибн Русте и других авторов приведены и не совсем верно истолкованы сведения из записки Ибн Фадлана, сообщающего о баранджарах и царе Аскале. Во второй половине X в. из этих этнонимов продолжает фигурировать только «булгары». Помимо непосредственно булгар, имелись значительные поселения армян и русов[9][10].
В письменных источниках IX–X веков перечислены булгарские племена, которых объединил хан Альмас (Алмуш) — это болгары (племена берсула, есегель, болгар), эсегель, бажяняк, суваз, мадьяры-тюрки, баранжар, гузы, башхарт[6].
Впоследствии булгары фактически восстановили своё государство с последней столицей в Иске-Казань. В XV веке единым культурно-политическим центром волжских булгар и перенесённой столицей стала Казань, а новым названием прежнего государства стало Казанское ханство.
После образования Золотой Орды волжские болгары (булгары) стали одним из основных компонентов в этногенезе современных казанских татар и чувашей.
Во второй половине XIX — начале XX веков различные татарские общественно-политические движения, прежде всего представители ваисовского движения[24], продвигали идеи «возрождения булгарской идентичности» татарского народа и булгарской государственности[25].
Первым выразителем идей булгаризма среди казанских татар стал Б. Ваисов (1810—1893), называвший себя потомком пророка Мухаммеда и правителей Волжской Булгарии[26][27].
На рубеже XX—XXI веков идеология, получившая название «булгаризм», вновь стала распространяться среди татар благодаря деятельности «необулгаристов», а также современным открытиям, свидетельствующим о тесной связи волжско-камских булгар и современных татар.
Аналогичные идеи возникли среди общественно-политических движений чувашского народа. В новейшее время высокую активность проявило Общество изучения местного края. Неоднократно как чувашскими, так и татарскими активистами выдвигались предложения о переименовании Чувашии и Татарстана в Волжскую Булгарию[28][нет в источнике].
Каза́нские тата́ры — одна из основных этнических групп, составляющих татарский народ. Говорят на среднем диалекте татарского языка кипчакской группы тюркских языков. Этническую основу казанских татар составили тюркские (булгары, половцы и др.) народы, а также представители именьковской культуры.
После завоевания в 1236 году Волжской Булгарии монголами и ряда булгарских восстаний 1237 и 1240 годов Волжская Булгария входит в состав Золотой Орды. Позже после распада Золотой Орды и возникновения на её месте ряда независимых ханств, на булгарских землях образуется Казанское ханство. В результате консолидации части булгар с другим кыпчакским, а также отчасти финно-угорским населением края формируется народ казанских татар.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/117588-istoriya-tatarskoy-diaspory-uzbekistana, напримере г. Булгара, до того как стать столицей ЗО жила в землянках и уничтожала своих выдающихся соплеменников, подвешивая на деревьях. А при ЗО появились каменные Минареты, бани с теплыми полами и прочие блага. Если ваша мама из Пестречинского района и из татар-кряшен, почему вы считаете, что она "казанская татарка". Я думаю, что предки татар-кряшен - это ногайские татары. Кстати, у меня мама тоже была из Пестречинского района, татарка - кряшенка.
Вы за территориальное деление на штаты-губернии?
А как же 100-летние образования "ленинских" национальных республик?
ВИКИПЕДИЯ
С шестидесятых годов XIV века, со времён Великой замятни, произошли важные политические перемены в жизни Золотой Орды. Начался постепенный распад государства. Правители отдалённых частей улуса приобрели фактическую самостоятельность, в частности, в 1361 году обрёл независимость Улус Орда-Эджена. Однако, до 1390-х годов Золотая Орда ещё оставалась более или менее единым государством, но с поражением в войне с Тамерланом и разорением экономических центров начался процесс распада, ускорившийся с 1420-х годов.
В начале 1420-х годов образовалось Сибирское ханство, в 1428 — Узбекское ханство, затем возникли Казанское (1438), Крымское (1441) ханства, Ногайская Орда (1440-е) и Казахское ханство (1465)[33]. После смерти хана Кичи-Мухаммеда Золотая Орда прекратила существовать как единое государство.
Пора заключить договор об экономическом и культурном сотрудничестве с этой республикой. Включить туда и пункты сохранения и развития там татарской диаспоры, татарской культуры, татарского языка. Рахимов раз в 10 побывал в Узбекистане, добивался каких-то условий для тамошних башкир, а наши - ни разу. В результате от 700 тысяч татар Узбекистана сейчас осталось только 200 тыс с небольшим. А вот уйгур там всего-навсего 70 тысяч, у них там есть и собственный театр, и школы, и радио-теле каналы, и газеты и т.д. Потому что есть договор между Узбекистаном и Синьзян-Уйгурским автономным районом. А на 700 тысяч татар нет ни одной школы, ни одного часа радио или телепередач, ни одной газеты и т.д.