Новости раздела

Рынок фитнеса Татарстана: засилье лоукостеров, потеря корпоративных клиентов и падение рентабельности

Эксперты «Реального времени» проанализировали нынешнюю ситуацию и перспективы на рынке индустрии здорового образа жизни

«Реальное время» продолжает знакомить читателя с состоянием рынка фитнес-центров в Татарстане. Мы уже рассказывали о стоимости фитнеса в Казани и в Набережных Челнах. А также опубликовали материал о владельцах крупнейших фитнес-центров в регионе. Сегодня мы подводим итоги 2016 года в отрасли, а владельцы и управляющие клубов рассказывают о проблемах, перспективах и вызовах.

Фитнес-2016: тренировка на «Казань Арене» и ушедший из комбината «Здоровье» Dynamite Gym

Прошедший год оказался для рынка фитнеса Казани неоднозначным. С одной стороны, в городе открывались новые фитнес-центры, а некоторые сети говорили о планах по увеличению своего присутствия, но реализовать их пока не успели.

Из успешных реализаций стоит отметить стадион «Казань Арена» и сеть X-Fit. В конце 2015 года стало известно, что руководство «Казань Арены» нашло оператора для фитнес-центра на территории стадиона. Им стал X-Fit, принадлежащий Игорю Лукашову. Сеть X-Fit, таким образом, открыла второй клуб на территории Казани. Известно, что изначально на территории стадиона предлагали открывать объект сети «Максимус», однако руководство сети не устроили логистика и планировка. Открытие планировалось на площади в 2 тысячи «квадратов», эксперты тогда оценивали вложения в 50—100 млн рублей, отмечая, что площадь эта — небольшая для фитнес-центра с бассейном. Фактически, впрочем, площадь фитнес-клуба, согласно данным исследования «Реального времени», оказалась почти в два раза больше, чем планировалось — 3,5 тысячи кв. м.

Кроме того, в планах на 2016 год различные сети называли расширение действующих и открытие новых клубов сети. «Максимус», например, говорил о планах открытия двух новых фитнес-центров — в ЖК «Золотая подкова» на улице Павлюхина и на пересечении улиц Четаева и Мусина. В отношении последнего рассматривалась возможность и наличия бассейна. Новостей об открытии фитнес-центров в 2016 году не поступало.

По словам президента федерального холдинга «Алекс Фитнес» Алексея Ковалева, компания подписала достаточно большое количество новых проектов, которые уже запущены в работу: в прошлом году было подписано порядка 20 тыс. кв. м площадей под новые клубы, которые откроются в 2017 году. «Татарстан — очень привлекательный регион для развития, и на данный момент мы рассматриваем несколько площадок в разных районах», — говорит он.

Не поступало новостей и о декларировавшихся планах двух других казанских фитнес-клубов: «Планеты Фитнес» (сеть, работающая в Татарстане под этим именем, говорила о планах по открытию узкосегментных клубов) и «Корстона» (в конце 2015 года сообщалось, что гостиница собирается увеличить площадь фитнес-клуба на крыше башни в два раза — с 600 до 1 200 кв. м). Впрочем, в апреле 2016 года исполнительный директор «Планеты Фитнес» Сергей Крюков давал «Реальному времени» большое интервью, где планы по открытию новых клубов не назывались.

В 2016 году, с другой стороны, произошли и негативные события. Например, ушел с рынка один из старейших игроков рынка фитнес-услуг Казани — клуб Dynamite Gym, располагавшийся в здании комбината «Здоровье» на Булаке. Проблемы у клуба начались в мае, когда на оборудование клуба был наложен арест, а сам Dynamite Gym закрылся из-за следственных мероприятий. Окончательно же клуб прекратил работу в августе, когда владелец здания разорвал договор аренды.

В сентябре неприятная история случилась с клубами Maximus. Татарстанское управление ФАС завело дело в отношении юрлиц клубов из-за заявления жителя региона, который был недоволен пришедшим рекламным сообщением, полученным без его на то согласия. 21 ноября УФАС признало рекламу незаконной.

Ушел с рынка один из старейших игроков рынка фитнес-услуг Казани — клуб Dynamite Gym. realnoevremya.ru/Ирины Плотниковой

В Казани распространены все сегменты, а Челнам не хватает «премиума»

Большинство опрошенных экспертов сходятся во мнении, что конкуренция на рынке фитнеса в Казани высока. При этом в Казани представлены все сегменты фитнес-центров. По словам Виктора Пчельникова, управляющего сети фитнес-клубов «Максимус», это — сегмент «премиум» (к ним относятся клубы с премиальным набором услуг и хорошим размещением), «бизнес плюс» (клубы, предоставляющие набор услуг «выше среднего»), «middle»-класс и «лоукостеры». Сеть «Максимус» Пчельников относит к сегменту «Бизнес плюс».

При этом он отмечает широкое распространение недорогих фитнес-клубов формата «лоукостеров»: «Это — фитнес-клубы, работающие с массовым сегментом потребителей и имеющие ограниченный круг предлагаемых опций. Если такие клубы будут соответствовать всем стандартам сервиса и развивать клиентоориентированность, то у данного сегмента есть большие перспективы занять значимую долю рынка».

Ситуация с развитием различных сегментов фитнес-индустрии несколько отличается в Набережных Челнах. Так, Александр Рыженков, коммерческий директор сети фитнес-клубов «Сильная арена» в Набережных Челнах, отмечает, что на сегодняшний день в городе не хватает фитнес-клубов сегмента «Премиум», а вот остальные сегменты переполнены. «В ближайшем году появления новых фитнес-клубов не стоит ожидать. Совсем недавно, в сентябре прошлого года, открылся большой клуб площадью 2 500 квадратных метров. Думаю, на данный момент в городе достаточно клубов», — говорит он, добавляя, что новым игрокам на рынке будет тесно.

Ковалев считает, что важно разграничивать дорогие, средние и недорогие форматы, но это — формальное разграничение по стоимости карты, а с точки зрения «премиальности» важно понимать, что она выражается не в стоимости абонемента, а в таких показателях, как профессионализм обслуживающего персонала, количество рекреационных зон в клубе, качество услуг, которые данный клуб предоставляет.

«Мы часто видим, что в разных регионах, премиальные по уровню услуг клубы, в том числе и в нашей компании, продают абонементы по средней цене. И вместе с этим наоборот: высокие по цене клубы по многим факторам совершенно не дотягивают до премиального уровня. Российская фитнес-индустрия развивается семимильными шагами, ведь буквально четыре-пять лет назад у нас недорогого сегмента практически не существовало. Сейчас мы уверенно движемся в сторону развитых зарубежных фитнес-рынков, — делится своим видением глава «Алекс Фитнес». — Если мы посмотрим на США, то недорогих предложений там порядка 80%. Полагаю, российская модель рынка будет больше похожа на европейскую, в которой примерно 45% — недорогой сегмент, 40% — средние качественные фитнес-клубы и около 10—15% — премиум. Так или иначе, любая сегментация отражает, конечно, интересы самого общества. Ситуация в Казани в этом плане приблизительно отражает ситуацию на российском фитнес-рынке в целом».

Не все компании стали экономить на фитнесе для сотрудников

Говоря о тенденциях рынка, участники индустрии отмечают высокую конкуренцию, с которой приходится бороться. Ее признают почти все участники рынка. Многие их них конкуренцию пытаются компенсировать уникальными или слабо распространенными программами, создавая достаточно «узкие» фитнес-центры. Представители фитнес-центров, впрочем, не всегда говорят о том, что создание «целевого» клуба обычно обходится значительно дешевле, чем создание полноформатного клуба, тем более — с бассейном. Цены же в таких «уникальных» фитнес-клубах зачастую не ниже, чем в полноценных универсальных центрах.

Если на заре развития фитнес-индустрии в России среднестатистический посетитель приходил покрутить педали на велотренажере, то теперь большинство клиентов подбирает себе персональные программы тренировок в зависимости от индивидуальных целей. И сама индустрия перешла на качественно новый этап: чтобы привлечь клиентов, нужно предлагать полный спектр как непосредственно спортивных, так и сопутствующих услуг.

Аделя Хубутдинова, помощник руководителя спортивного клуба CrossFit PIONEER, говорит, что их фитнес-клуб специализируется на кроссфите. Она отмечает растущую популярность направления и говорит, что посещаемость центра за последнее время выросла примерно в три-четыре раза. По ее словам, меньше в этом сегменте заметен и важный негативный фактор для фитнес-центра — сезонность. «Клиенты приходят круглый год — люди, занимающиеся кроссфитом, заинтересованы в круглогодичной тренировке», — говорит она.

Другие участники рынка, впрочем, не говорят о росте популярности фитнеса, что, в общем, неудивительно в условиях затянувшегося экономического кризиса. Виктор Пчельников из клуба «Максимус» отмечает, что спрос за последнее время практически не изменился, а вот частота потребления услуг возросла: «В сравнении с прошлым годом регулярность занятий клиентов увеличилась. Сейчас среди населения стала формироваться определенная культура потребления услуг фитнеса: посещение занятий в клубах стало входить в привычку клиентов», — говорит он.

Эксперты, кроме того, отмечают изменяющуюся структуру спроса. Так, по словам Натальи Галимовой, директора фитнес-центра «Эпицентр», набирает популярность сегмент «семейного фитнеса» — когда в фитнес-центр приходят целыми семьями. А вот сегмент корпоративного фитнеса практически исчез: «Мы работаем и с корпоративными клиентами, однако за последние годы их доля снизилась на 80%. В стране кризис, компании экономят на расходах, в том числе и на фитнесе сотрудников».

Инвестиции: от миллиона до 120

Интересно, что говоря об инвестициях, необходимых для открытия клуба, участники рынка называют очень разные цифры. Очевидно, это объясняется тем, что под «фитнес-центрами» представители того или иного сегмента понимают кардинально разные заведения. Напомним, оценивая стоимость открытия X-Fit с бассейном в «Казань Арене», эксперты называли суммы в пределах 50—100 миллионов рублей (а на тот момент площадь клуба предполагалась почти в два раза меньше, чем оказалось впоследствии).

Примерно о таких же суммах говорит и Александр Рыженков, коммерческий директор сети фитнес-клубов «Сильная арена» в Набережных Челнах. Он приводит в пример недавно возникший в городе клуб, при открытии которого владельцами была заявлена сумма инвестиций в 150 миллионов рублей. По словам Рыженкова, значительно увеличивает стоимость фитнес-клуба (как в плане инвестиций, так и в плане стоимости годовых карт) наличие бассейна.

Значительно меньшие суммы называют представители других фитнес-центров. Наталья Галимова (клуб «Эпицентр») указывает, что сумма инвестиций на открытие фитнес-клуба зависит от многих составляющих: «Это может быть фитнес-клуб на арендованных площадях или в собственном здании, на строительство или приобретение в собственность которого требуются большие вложения. Клуб может предлагать комплексные услуги, а может состоять только из тренажерного зала или организовывать только групповые занятия. Могу предположить, что, если открывать полноформатный клуб с несколькими тренажерными залами на арендованных площадях, как минимум потребуется 7 миллионов рублей. В то же время, если в клубе, к примеру, есть только один небольшой тренажерный зал, то можно уложиться и в 1 миллион рублей».

Аналогичные суммы называет и Аделя Хубутдинова (CrossFit PIONEER): «Чтобы открыть клуб кроссфита, необходимо как минимум 3 миллиона рублей. Одной из основных статей расходов являются поиск и аренда подходящего помещения. Следующая крупная статья расходов — фонд заработной платы и приобретение оборудования. Тренажеры для кроссфита обходятся дешевле классических, однако все же на их приобретение необходимо заложить довольно крупную сумму инвестиций».

При этом в последнее время объем инвестиций для открытия клуба увеличился, а вот его рентабельность снизилась. Связано это, естественно, с ростом курса валют. По словам Виктора Пчельникова (сеть «Максимус»), цены на тренажеры сильно поднялись, и планка входа на рынок повысилась. «Сейчас, несмотря на укрепление курса отечественной валюты, стоимость оборудования осталась на прежнем уровне. В то же время, фитнес-центры не стали повышать цены на клубные карты, их стоимость остается практически неизменной. Планка входа на рынок, соответственно, осталась на том же высоком уровне», — говорит он.

— Фитнес-рынок в России в последние годы выглядит достаточно уверенным, но назвать его насыщенным на 100% нельзя. Естественно, в регионах проникновение фитнеса значительно меньше, чем в столице. Если в Москве этот показатель находится в диапазоне от 11 до 13%, а в Санкт-Петербурге — 9—11%, то в таких городах-миллионниках, как Казань он составляет около 5—7%. Однако мы видим, что спрос превышает предложение, и Казань представляется нам очень перспективным в плане развития фитнеса городом, — считает президент федерального холдинга «Алекс Фитнес» Алексей Ковалев.

Помимо сложностей, связанных с финансовым положением в стране, Пчельников отмечает и изменения, связанные с работой фитнес-тренеров. С 2017 года вступили в силу правила, в соответствии с которыми все фитнес-тренеры должны иметь документ об образовании, иначе они не будут соответствовать профессиональным стандартам. Представитель «Максимуса» говорит, что в клубе это нововведение восприняли положительно: «Мы поддерживаем данную инициативу, ведь она направлена на улучшение качества фитнес-услуг. Без сомнения, ввиду этих изменений, на рынке труда фитнес-инструкторов может быть переломный момент. Однако для обеспечения более качественных услуг фитнес-клубов это необходимая мера».

Есть свое видение на ситуацию с новыми стандартами и у Ковалева:

— Введение стандартов во многом является плюсом, так как способствует общему повышению уровня квалификации сотрудников отрасли. Стандарты нужны, как и в любой другой сфере, так как позволяют объективно оценивать качество предоставляемых услуг.

Он рассказал, что холдинг «Алекс Фитнес» также проводит обучение на базе собственного Национального университета фитнеса (негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования). НУФ также участвует в разработке проектов национальных стандартов Российской Федерации, регулирующих правовое поле фитнес-индустрии.

Максим Матвеев, Лилия Хафизова
АналитикаБизнесУслуги

Новости партнеров