Новости раздела

Сергей Крюков, «Планета Фитнес»: «На казанском рынке демпинг и переманивание клиентов»

Реально фитнесом в Казани занимается всего 4% населения, а чиновники завышают этот показатель в интересах госпрограмм в несколько раз, считает руководитель одного из ключевых игроков этого рынка — исполнительный директор сети клубов «Планета Фитнес» Сергей Крюков. В интервью нашему изданию он рассказал, как кризис повлиял на отрасль, какие клубы поменяли владельцев, сколько стоит открыть фитнес-клуб в столице Татарстана и как конкуренты охотятся на корпоративных клиентов.

«В 2015 году наблюдалась смена клубами собственников»

— Сергей Леонидович, как вы считаете, на данном этапе развития фитнес — это мода или же потребность?

— На данном этапе развития фитнес-индустрии в стране мы можем констатировать, что фитнес — это уже потребность. Возможно, в каких-то городах России, где еще не так развита данная отрасль, единичные операторы, выходящие на рынок, будут считаться как модные, потом это уже перерастет в потребность.

— Какие тенденции наблюдаются на рынке фитнес-услуг на сегодняшний день? Как изменился спрос в 2015 году в сравнении с 2014 годом?

— Все годы рынок рос. Темпы роста были активнее во внекризисные годы и замедлялись в кризисные. 2008-2009 годы были кризисными, но рынок все-таки продолжал расти, хоть и замедленными темпами. В принципе, то же самое демонстрируют и 2014-2015 годы. По количеству открывающихся клубов в регионе можно сказать, что рынок в 2014 году рос активно. В 2015 году рост рынка значительно замедлился. Если говорить об изменении количества клубов, могу сказать, что за счет крупных и средних клубов оно точно не увеличилось. В 2015 году наблюдалась смена клубами собственников. Каждый такой случай индивидуальный, при этом есть общая и единая причина такой ситуации — экономический кризис. Кризис заставляет игроков становиться более эффективными в своей деятельности, что делается не только за счет оптимизации бизнес-процессов, но и за счет смены арендаторов, собственников. Это своеобразная форма повышения эффективности бизнеса. На данном этапе пока не понятен результат таких преобразований, так как прошло недостаточно времени для какого-то анализа и оценки результатов.

— Какова, по вашему мнению, доля казанских клубов, которые пошли на такие меры?

— Если говорить о клубах, сменивших собственников, здесь доля очень небольшая, таких случаев лишь несколько. На подобного рода меры пошли не крупные клубы, а фитнес-центры сегментов «эконом» и «эконом+».

Всего 4% населения казанцев занимаются фитнесом — Челны Казань тоже догнали

— Как вы оцениваете объем рынка фитнес-услуг в Казани? Какой процент горожан, на ваш взгляд, регулярно занимается фитнесом?

— Четыре процента всего населения, довольно мало.

«На данном этапе развития фитнес-индустрии в стране мы можем констатировать, что фитнес — это уже потребность». Фото orange-fit.ru

— А если сравнивать аналогичный показатель прошлых лет, к примеру, пятилетней давности?

— На уровне одного процента. Более того, доля населения, занимающегося фитнесом, равная 1%, все еще сохраняется во многих городах России. Здесь я говорю не о городах-миллионниках, а о тех, численность населения которых на уровне 500 тыс. человек.

— Относительно Татарстана, можно ли к таким городам отнести Набережные Челны?

— В Набережных Челнах активнее рост, особенно в последние 2 года, там более 1% населения занимается фитнесом.

— Если сравнивать Казань с Набережными Челнами, можно ли сказать, что в автограде культура фитнеса менее развита?

— Если в предыдущие годы было заметно, что Набережные Челны имеют некоторое отставание в развитии культуры фитнеса, то в последние несколько лет, в особенности в последний год, можно сказать, что Челны Казань догнали.

— Какая картина складывается, если сравнить долю населения, занимающегося фитнесом, количество фитнес-клубов в Казани с крупными городами Приволжского федерального округа, такими как Уфа, Нижний Новгород и др.?

— В этих городах также активно развита отрасль, и по количеству фитнес-клубов и по доле населения, занимающегося фитнесом, я думаю, они на том же уровне, что и Казань. Отличие заключается лишь в том, что если сравнивая рынок Казани и, к примеру, рынок Уфы, взять клубы одного формата, с одинаковым перечнем предоставляемых услуг и относящиеся к одному сегменту, то средняя стоимость клубной карты в столице Башкортостана будет выше, чем в Казани. В Нижнем Новгороде примерно такая же ситуация.

Почему чиновники завышают процент занимающихся фитнесом и физкультурой

— Наблюдается ли среди казанцев интерес к фитнесу на фоне проведения в столице спортивных мероприятий? Кто является вашим основным клиентом?

— Мы были официальными партнерами Универсиады, чемпионата мира по водным видам спорта, мне прислали предложение на 2016 год о глобальном партнерстве. Я думаю, что смогу, в отличие от других клубов, дать более адекватную оценку. В целом люди стали больше следить за собой, заниматься спортом в фитнес-клубах, на объектах Универсиады, в парках и скверах Казани — это тоже одна из тенденций. Общая активность и заинтересованность повысилась, этому поспособствовали целый ряд событий, не только крупные спортивные мероприятия, проводимые в регионе. У нас созданы шикарные объекты. Другое дело, что они используются не настолько полноценно, как хотелось бы, все-таки в них существует некоторый налет советского уровня эксплуатации.

«В целом люди стали больше следить за собой, заниматься спортом в фитнес-клубах, на объектах Универсиады, в парках и скверах Казани — это тоже одна из тенденций». Фото Максима Платонова

В целом продвижению занятий физкультурой и спортом способствует то, что у нас в регионе проходят крупные соревнования, в то же время правительство России большое внимание уделяет развитию физической культуры и спорта. Если сравнить долю населения, занимающегося физической культурой и спортом в США, где и началась коммерциализация здоровья, с нашими показателями, то можно увидеть, что там данный показатель дошел до 18%. Такая же ситуация и в Европе, а в наиболее крупных городах, таких как Барселона, Лондон, еще больше. Рынок будет расти, он идет по этому пути, и мы это видим. Если раньше мы отставали от Америки на 10 лет, то сейчас, ввиду того, что скорость обмена информацией очень высока, отставание с каждым годом сокращается. Если что-то новое появляется и внедряется в Европе и Америке, у нас уже почти сразу узнается и также применяется на практике.

— Когда же мы сможем догнать Америку?

— Тогда, когда Америка остановит свои темпы роста (смеется). Если же говорить о темпах роста России, могу сказать, что в хорошие, не кризисные годы, рынок показывал рост до 30%. Как сейчас это будет происходить, я прогнозировать не берусь. Есть, конечно, один момент. Мы с коллегами мониторим статистику, предоставляемую государственными органами. Судя по официальным данным, доля лиц, занимающихся фитнесом, физической культурой довольно высокая, что-то около 30%! Прошлой осенью на крупной отраслевой конференции по этому поводу пообщался с представителями организаций, занимающихся этими подсчетами. Они признают проблему неточности статистических данных. Во-первых, названные мной 4% — это те люди, которые платят деньги за услуги фитнеса, государство же, само собой, считает всех: как людей, занимающихся на платной основе, так и людей, посещающих бесплатные секции и кружки, всех школьников, посещающих уроки физкультуры, служащих Вооруженных сил. Оценивая эти цифры, надо понимать, что у нас есть Стратегия-2020, и чиновникам, отчитываясь, надо демонстрировать достигнутые результаты.

«Из-за кризиса порог вхождения в отрасль сильно поднялся»

— Как повлияли санкции на материальное и техническое обеспечение фитнес-клубов? В закупке тренажеров наблюдается ли импортозамещение либо переход на более дешевые аналоги?

— В 2015 году с внедрением новых технологий, конечно, было тяжелее. Мы до сих пор не имеем полного импортозамещения в кардиооборудовании. Все кардиооборудование исключительно импортное. Импортозамещение силового оборудования у нас представлено одним более или менее крупным российским производителем. Остальные мелкие либо только создаются. Из-за кризиса порог вхождения в отрасль сильно поднялся.

— Получается, быстро и легко начать бизнес в фитнес-индустрии сейчас не получится?

— Сейчас уже нет. Предприниматели испытывают самые разные схемы, пробуют и восстановленное на фабриках оборудование либо просто покупают бывшее в использовании. Но такие способы не всегда эффективны и приемлемы, применяются в зависимости от того, на какой сегмент ориентируется фитнес-клуб. Из-за подорожания цен на оборудование сами поставщики ищут приемлемые для обеих сторон предложения и схемы реализации, используют разнообразные схемы рассрочки платежей. Однако такие схемы применяются индивидуально, поставщики так работают только с наиболее крупными, проверенными игроками, взаимодействие с которыми им наиболее интересно.

Повлияло ли повышение стоимости оборудования на стоимость клубных карт?

— Повышение стоимости оборудования может сказаться в двух случаях. Первое — это во время открытия нового клуба, второе — модернизация уже существующего фитнес-центра. Модернизацию оборудования действующего клуба раньше 10 лет никто не начинает. Мы как раз эту модернизацию провели в 2014-м и начале 2015 года.

В хорошие, не кризисные годы, рынок показывал рост до 30%. Как сейчас это будет происходить, я прогнозировать не берусь

— Успели избежать влияния повышения курса валют?

— Можно сказать, да, у нас лишь последний этап модернизации попал под действие повышения курса иностранной валюты. Оборудование, конечно, мы купили на более интересных условиях, чем если бы мы производили модернизацию по сегодняшним ценам. Опыт 2015 года показывает, что никто себе такого не может позволить. 2016 год, я думаю, покажет такую же тенденцию.

В 2015 году темпы роста снизились — число игроков осталось на том же уровне

Каков уровень конкуренции на рынке фитнес-услуг на сегодняшний день? Может ли конкуренция снизиться, учитывая то, что на сегодняшний день порог входа на рынок увеличился?

— Конкуренция на данный момент в Казани и в России в целом достигла определенного уровня. Нельзя сказать, что она очень высокая. Сейчас мы имеем определенную долю рынка, определенное количество занимающихся, количество игроков рынка. Клубы работают на хорошей наполняемости, не пустуют. Другое дело, что по стране прошла волна снижения стоимости клубных карт, вызванная неоправданно низкими ценами у ряда игроков, выходящих на новые рынки, использующих тактику демпинга.

Сейчас, с одной стороны, экономический фактор сдерживает увеличение количества потребителей, с другой стороны, высокие барьеры входа сдерживают увеличение количества игроков. Конкуренция вряд ли снизится, если экономическая ситуация начнет ухудшаться, возможно уменьшение количества занимающихся в клубах, на этом фоне начнется закрытие нерентабельных клубов, а уровень конкуренции в целом сохранится. Если же экономика будет расти, возможен даже этап снижения конкуренции на фоне увеличивающегося количества клиентов, все будет зависеть от того, насколько быстро «оживет» бизнес и будут появляться новые клубы. Мы много общались с коллегами из Татарстана и других регионов, интересуясь влиянием 2015 года на выручку клубов в сравнении с 2014 годом. Сравнение я проводил и с другими отраслями экономики. Если анализировать рынок фитнес-услуг 2014-го и 2015 годов, можно сказать, что темпы роста снизились, количество игроков осталось примерно на том же уровне. С учетом того, что многие отрасли экономики показывали тенденцию к снижению показателей, можно сказать, что 2015 год для фитнес-индустрии прошел хорошо. В основной массе выручка, думаю, сохранилась, а для некоторых игроков она даже и выросла. 2015 год был лучше пессимистичных ожиданий.

Для многих отраслей экономики прошлый год был не самым лучшим, к примеру, для предприятий общественного питания...

— Мы тоже этот момент анализировали, здесь происходила смена потребительских предпочтений. На фоне тяжелой экономической ситуации население в плане проведения досуга меняло свои интересы. Люди теперь могут покушать дома, а не в ресторане, также посмотреть кино дома, а не в кинотеатре, а вот интерес к фитнесу все же остался. Так произошла некоторая переориентация в сфере досуга клиентов.

Не может быть премиум-клуба с дешевым китайским оборудованием, сделанным в «четвертую» смену под брендом Noname

Что вы можете сказать относительно сегментирования фитнес-клубов Казани?

— Несколько лет назад, приезжая в города-миллионники, можно было увидеть клуб на цокольном этаже с фальшокнами, без бассейна, гордо заявляющий, что он «премиум» и имеющий высокую цену за клубные карты. При этом необходимо учесть тот момент, что, возможно, на том этапе развития фитнеса в этом городе это был вполне премиальный клуб, потому что других клубов в городе не было. В нем, помимо озвученных недостатков, в принципе, было довольно хорошее оборудование, адекватный персонал и нормальный набор услуг. Если мы перенесем такой клуб в Казань в том же временном периоде, то у нас такой клуб был бы максимум «бизнес-сегмента». Некоторые клубы, открываясь, заявляют, что они относятся к премиум-уровню. Но нужно понимать, что есть большое отличие между позолотой и золотом.

Поделюсь сегментированием рынка фитнес-клубов Казани с моей точки зрения. Самым высшим уровнем является Luxury-сегмент. «Лучано» относится как раз к этому сегменту. К премиум-сегменту относятся «Планета Фитнес» на Амирхана и «Терра Вита». Определяющим здесь является набор услуг, качество оборудования, качество отделочных материалов, расположение клуба, стоимость клубной карты, квалификация персонала. Не может быть премиум-клуба с дешевым китайским оборудованием, сделанным в «четвертую» смену под брендом Noname. Наш клуб на Хади Такташа мы обновили и позиционируем его как «бизнес плюс». Также мы подняли цены на клубные карты, практически никто в Казани цены в прошлом году не поднимал.

Клубы, относящиеся к сегменту «бизнес», — это однозначно полноформатные клубы с наличием бассейна и также удобным географическим расположением, в том числе в спальных районах Казани. К данному сегменту относятся Olymp, «Максимус» на Баруди, «Планета Фитнес» на Парина и Мусина. Дальше уже идут клубы эконом-сегмента. Это «сухие» клубы с примерно одинаковым набором услуг, с примерно одинаковой ценой клубных карт. Это «Максимус» в Азино, «Х-fit Терра», «Алекс-фитнес». В этих клубах стоимость годовой клубной карты варьируется в пределах 8-10 тыс. рублей. Также есть клубы-студии, клубы для женщин с круговым форматом тренировок, например Fitcurves. Данные клубы сложно сегментировать ввиду очень ограниченного набора услуг.

Есть, конечно, дорогие клубы, напичканные дополнительными услугами, в том числе персональным тренингом, но по своей сути не соответствующие заявленному сегменту. Здесь уже, скорее всего, сложности с позиционированием. Такие клубы вряд ли можно отнести к премиум-классу, они ближе к сегменту «бизнес» и «бизнес плюс». В России мало развит студийный формат, в большинстве своем он более распространен на Западе. Однако важно понимать, что данный формат придет и в Россию. Конечно, у нас сегодня есть студии йоги, боевых искусств, но количество и разнообразие их на Западе значительно больше.

«Клубы, относящиеся к сегменту «бизнес», — это полноформатные клубы с наличием бассейна и также удобным географическим расположением». Фото lodging.ru

— Как вы оцените рынок фитнеса города Набережных Челнов с точки зрения сегментирования рынка? В автограде также есть клубы, позиционирующие себя как премиум, к примеру, OrangeFitness. Насколько я знаю, «Планета Фитнес» также представлена в этом городе.

— В Набережных Челнах рынок фитнес-клубов нормально отсегментировался. «Планета Фитнес» и Orange Fitness находятся в разных сегментах. Orange Fitness работает в сегменте «бизнес» — «бизнес плюс», а «Планета Фитнес» — «бизнес» — «бизнес минус».

Как фитнес-клубы «охотятся» за «корпоративными головами»

Пользуются ли спросом корпоративные программы? Как изменился спрос на них в 2015 году в сравнении с 2014 годом?

— Общаясь с участниками рынка, я пришел к мнению, что в 2015 году доля корпоративных контрактов уменьшилась, это была ожидаемая реакция бизнеса на экономическую ситуацию в стране. Работа с корпоративными программами интересна, однако на сегодняшний день не каждая организация готова начинать покупать корпоративные клубные карты либо продлевать существующие. Начинать намного тяжелее, чем продлевать: либо ты входишь в неизвестное, либо ты, уже зная, идешь на дополнительные расходы.

А какова доля корпоративных контрактов в «Планете Фитнес»?

— Как правило, в клубах, работающих в бизнес-сегменте, доля корпоративных клиентов составляет около 10%.

При этом идет убыль?

— В принципе, такая тенденция начала проявляться на стыке 2015 и 2016 годов. Сейчас бизнес выжидает, и решения по отдельным корпорациям довольно затянутые.

А какие организации являются вашими якорными корпоративными клиентами?

— Не скажу. Объясню, почему. Мы на рынке конкурируем добросовестно, а есть некоторые компании, которые занимаются обратным. Если такие фитнес-клубы узнают о наших корпоративных клиентах, то они тут же посылают к нашим клиентам «ходоков», на первом этапе с демпинговыми предложениями. Не буду произносить названия клубов, но скажу, что на казанском рынке демпинг и переманивание клиентов имеет место быть. Переманивание клиентов — неблагодарное занятие. Это, возможно, легкий способ, но палка о двух концах. Необходимо развивать рынок, не заниматься демпингом, пытаясь перехватить конкурентов. У нас всего лишь 4% населения Казани занимаются фитнесом, нужно работать с остальными 96%. Уже который год наблюдаю за тем, как клубы конкурируют между собой в цене, и мне очень интересно, когда клубы, занимающиеся демпингом, достигнут своего дна в цене. У нас, в Казани, цены и так меньше, чем в крупных городах, таких как Уфа и Нижний Новгород, а в городах поменьше, с численностью населения около 500 тыс. человек, клубы казанского уровня стоили бы значительно дороже. Ряд клубов в Казани по-прежнему конкурируют в цене, да так, что шаг конкуренции уже дошел до 500 рублей. Сейчас они дошли уже до минимальной планки в цене, на уровне которой находятся примерно полгода.

У нас всего лишь 4% населения Казани занимаются фитнесом, нужно работать с остальными 96%

— В какой фитнес-клуб Казани вы пошли бы заниматься?

— Я занимаюсь в своих клубах. Но при этом я все равно нахожусь на работе, поэтому бегаю на свежем воздухе, там я не на работе (смеется). В другие клубы я не иду заниматься, так как мое присутствие в них, как правило, вызывает настороженную реакцию, это может быть расценено неоднозначно.

Стоимость открытия фитнес-клуба без бассейна — от $1 млн

— Как решить вопрос с подбором здания под фитнес-клуб при открытии бизнеса в данном направлении? Лучше строить под себя или же искать подходящее здание в аренду?

— Есть много факторов, влияющих на решение данного вопроса. Значимо, какого сегмента открывается клуб, какой объем свободной денежной массы есть в наличии, есть ли альтернативные источники инвестирования, какие ожидания инвестора по уровню отдачи бизнеса. Тут однозначного ответа нет. Стоимость аренды зависит от временного промежутка, достаточно сравнить цену аренды сейчас и до кризиса. При вопросе о покупке здания также необходимо оценить альтернативные способы использования здания и возможную отдачу от них.

А как «Планета Фитнес» работает с поиском помещений?

— Мы арендуем здания.

— Какой объем инвестиций требуется для открытия фитнес-клуба?

— Если говорить об открытии фитнес-клубов средних ценовых сегментов в экономических условиях до 2015 года, можно сказать, что на арендуемых площадях бизнес можно было начинать, имея $1 млн. Если же клуб будет с бассейном, что, как правило, подразумевает строительство здания, то объем инвестиций сильно увеличивается, в ценах до 2015 года он составлял порядка 400 млн рублей.

— Какова окупаемость средств?

— До 2015 года этот период, в зависимости от ряда факторов, составлял 3-5 лет.

— Открывать какие клубы более выгодно: «сухие» или «мокрые»?

— Все зависит от бизнес-модели, выбранной руководством клуба.

Почему корпоративное обучение лучше госвузов

— Существует ли проблема в работе с кадрами?

— Мы умеем обучать, у нас своя внутренняя структура, занимающаяся обучением. Нам легче привлечь сотрудника, близкого нам по духу и корпоративной культуре, и его обучить. У других игроков данного рынка несколько иная ситуация. Готовых кадров на сегодняшний день на рынке мало. Сейчас кадровый вопрос в разной степени имеет актуальность везде. Спросите собственников любого бизнеса, они скажут, что сложность в подборе кадров есть. Разница заключается лишь в том, что если на инженеров, к примеру, обучают в государственных учебных заведениях, то вот фитнесу не учат. Обучением фитнесу занимаются коммерческие организации, которых не так много в России. При этом уровень образования в них может быть самый разный и не всегда гарантирует качественные знания. Многими уже признано, что учебные заведения многих крупных корпораций дают более качественное, сильное и профессиональное образование, нежели государственные вузы. Это то, к чему необходимо стремиться, я думаю. Да, мы можем сетовать на качество российского образования, однако на практике крупные компании поступают по-другому и организуют свои институты внутреннего корпоративного образования. У многих российских компаний есть внутренние обучающие организации. Если мы хотим быть успешными, надо самим о себе заботиться.

«Сейчас кадровый вопрос в разной степени имеет актуальность везде. Спросите собственников любого бизнеса, они скажут, что сложность в подборе кадров есть. Разница заключается лишь в том, что если на инженеров, к примеру, обучают в государственных учебных заведениях, то вот фитнесу не учат». Фото sportgyms.ru

— Есть ли практика привлечения специалистов из других городов?

— Нормальная практика, когда фитнес-клубы привлекают профессионалов из других городов для обучения своих сотрудников. Что касается рядовых специалистов, то таким поиском мы не занимаемся.

— Вы занимаетесь обучением только внутренних кадров или же работаете и со сторонними организациями?

— У нас этим занимается аффилированная структура, мы сами не обучаем. Раньше у нас была структура, занимающаяся подготовкой как внутренних, так и внешних кадров, сейчас она не относится к «Планете Фитнес».

— Планируете ли вы расширяться в ближайшие годы?

— Расширение в существующем формате полноформатных клубов — отдельно стоящие здания с полным пакетом фитнес-услуг — пока мы не планируем. А вот по другим форматам посмотрим, время покажет, пока рано говорить.

— Помимо Челнов и Казани, какие города привлекательны для открытия фитнес-клубов?

— Нижнекамск, Альметьевск. Решение о выходе в тот или иной город принимается на основе маркетингового анализа, смотрится насыщенность рынка, привлекательность площадей, места. Категорично нельзя сказать.

— Какова ваша рекламная стратегия? Какова доля расходов на рекламу, повлиял ли кризис на данный показатель?

— Я думаю, что мы как минимум сохранили объемы. Мы сменили некоторые каналы рекламы, но в основном не из-за стоимости, а из-за отдачи. Доля рекламных расходов у нас порядка 3%.

В первой половине 2016 года появления новых игроков на рынке не ждут

— Сергей Леонидович, занимаетесь либо занимались ли вы другими бизнес-проектами?

— Помимо того, что я являюсь исполнительным директором «Планеты Фитнес» в Татарстане, я в рамках управляющей компании оказываю услуги управления и консультирования объектами фитнес-индустрии. Однако эту деятельность я осуществляю за пределами Казани и Набережных Челнов. В нашей практике есть самые разные проекты с клубами самых разных сегментов. Есть проекты, созданные с нуля, есть проекты, когда мы заходили в клубы с историей, срок эксплуатации которых насчитывал уже более 20 лет. В том числе благодаря этому я понимаю рынки других регионов и тенденции их развития.

— Каковы ваши прогнозы на дальнейшее развитие рынка фитнеса города Казани?

— Я думаю, в первой половине 2016 года вряд ли произойдет рост количества игроков рынка. Основными игроками рынок мониторится, в том числе и на предмет увеличения количества клубов. Знаю, что ряд объектов нами и другими игроками в Казани оценивался, считались бизнес-планы. На примере 2015 года видим, что ничего нового не появилось, сомневаюсь, что в первой половине 2016 года что-то новое появится, так как нужен определенный период, необходимый для запуска проекта. Во второй половине 2016 года в Нижнекамске должен появиться клуб, однако тяжело загадывать, смогут ли они открыться в срок. На рынке это игрок не новый, существующий фитнес-клуб увеличивает свое присутствие.

«Решение о выходе в тот или иной город принимается на основе маркетингового анализа, смотрится насыщенность рынка, привлекательность площадей, места». Фото lifefitnessrussia.ru

— Насколько мне известно, в Набережных Челнах появился еще один новый игрок — «H2О»…

— Да, этот комплекс открылся недавно, наверное, только неделю начали продаваться. Однако нужно давать четкое определение понятию фитнес-клуба. Мы же не будем относить к фитнес-клубам объекты Универсиады. На этих объектах есть групповые занятия представителей различных спортивных организаций, спортивных школ, здесь работают также отдельные независимые тренеры-инструкторы, клиенты не имеют постоянного доступа в те или иные фитнес-зоны. «H2О», по сути, — это спортивный комплекс при вузе, поэтому я бы не назвал его фитнес-клубом в чистом виде. В дальнейшем рынок будет расти, как только стабилизируется экономическая ситуация в стране. Потенциал есть, это долгий тренд.

Лилия Салихова, фото Максима Соколова
Аналитика

Новости партнеров