«Татпотребсоюз» поучаствует в реанимировании аналога «Даров природы»
Российский союз потребительских кооперативов «Центросоюз» осенью запустит собственный коммерческий проект — сеть кооперативных магазинов под названием «Гастроном Центросоюза», своего рода советский аналог «Даров природы». Как выяснило «Реальное время», поставки продукции в новую сеть будут осуществляться и из Татарстана.
Поставки из Татарстана планируются
Первые три пилотные точки «Даров природы» площадью 250-300 кв. метров откроются в Москве, и по одной — в подмосковных Мытищах и Новосибирске. В открытие пилотных реплик советских «Даров природы» (к слову сказать, был такой магазин и в Казани в районе Кольца) кооперативы планируют направить 50 млн рублей. Инвестором выступит сам Центросоюз. Поставщиками продуктов будут как сельхозпроизводители, так и переработчики.
По словам председателя совета Центросоюза Евгения Кузнецова, концепцию магазинов можно описать следующими словами: традиции, наследие, опыт. Это ассортимент, сформированный не по принципу минимальной цены или наибольшей «раскрученности» товаров, а по принципу их естественного, натурального состава, традиционной рецептуры и технологии производства.
Отметим, что Татарстан также входит в совет Центросоюза в лице потребительской кооперации «Татпотребсоюз» (объединяет 65 потребительских обществ и 60 обществ с ограниченной ответственностью). Первый заместитель председателя правления «Татпотребсоюза» Олег Земсков, комментируя «Реальному времени» перспективы ритейл-проекта «Дары природы», объяснил, что «поставка продукции татарстанских производителей в гастрономы Центросоюза планируется через закупку продукции у хозяйств, сам вопрос поставки продукции и участие татарстанских производителей в процессе рассмотрения».
Несостоявшееся воскрешение «Океана» для татар-мясоедов
Напомним, что несколько лет назад в России, в том числе и в Татарстане, была предпринята попытка возродить еще один советский бренд — сеть рыбных магазинов под названием «Океан». В 2010 году генеральный директор ГУП РТ «Татрыбхоз» Хайдар Гарифуллин презентовал один из пяти планируемых к открытию рыбных магазинов под названием «Океан» по аналогии с «Океаном» советских времен. Концепция нового формата «Океана» заключалась в продаже рыбной продукции по низкой цене за счет прямых поставок без участия посредников. Тогда в презентации магазина принимал участие приглашенный московский гость — глава федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний, который заявил, что намерен сделать из Казани рыбную столицу. Но особенно татарстанцам запомнились его слова о том, что «в татарской столице рыбу есть не принято, а предпочтение татары отдают только мясу», вызвавшие недоумение у местных чиновников.
Хотя впоследствии амбициозным планам по возрождению «Океана» не суждено было сбыться: «Татрыбхоз» обанкротился, а магазин «Океан» за неимением другого поставщика просто закрылся. Неужели слова Крайнего про татар-мясоедов оказались пророческими?
Аналог в виде агропромпарка
Перспективы «кооперативного» проекта «Реальное время» попросило оценить экспертов.
Камияр Байтемиров — председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана:
— Открытие подобных сетей — хорошее начало, но надо не забывать о плохом конце, который был в начале перестройки. Поэтому, если мы говорим о сельскохозяйственном потребительском кооперативе, то это будет сопряжено с тем, что поставщики должны быть пайщиками этого магазина, и этот магазин обязательно должен быть кооперативным, то есть не какого-то юрлица под названием «Три бублика». Мы можем опять потратить государственные ресурсы, а через некоторое время все это потерять. Поэтому основой создания такого логистического центра должна служить организационно-правовая форма — «Сельскохозяйственный потребительский кооператив» на основании ФЗ № 193. А если будем опираться не на сельскохозяйственный, а потребительский кооператив, то он переживает не лучшие времена и держится только на административном ресурсе. Мы же говорим не об административном ресурсе, а о саморегулируемой организации, где есть тот, кто реализует, и есть конечный потребитель нашей продукции — покупатель. Переработчиком же является тот, кто реализует кооператив, поставщиком — сельхозтоваропроизводитель. Вот тогда будет реально работать эта система и логистика движения товаров от поля, как говорили раньше, до прилавка.
Инвестиций в 50 млн рублей недостаточно для открытия 5 магазинов с указанной площадью. Это стоимость 10 рефрижераторов. Судя по всему, мы должны будем давать свою продукцию этим магазинам бесплатно, а потом ждать, когда продадут или вылетят в трубу? Мы эту школу проходили. Кооператив должен сначала у крестьян закупить продукцию, переработать и потом уже выставить на реализацию.
Что касается аналогов этого проекта, то похожая площадка была создана — это агропромпарк. Поскольку он был создан на государственные средства, то государство сочло правильным командовать. Это поучительный пример, когда руководствуются тем, что мы предоставили место для торговли — торгуйте, а логистики движения товаров там нет. И организационно-правовая форма данного парка — ООО. Поэтому мы вернулись к обыкновенному рынку, которых в Казани несколько десятков.
Да и взаимоотношения сельхозтоваропроизводителя и Центросоюза оставляют желать лучшего. Неужели те, кто этим занимаются, не учитывают уроки прошлого или настоящего? В низовых структурах этого Центросоюза нет того отношения, которое характерно для сельскохозяйственного потребительского кооператива. Они превращаются в простого перекупщика, который по старой системе закупает сельхозпродукцию и на этом взаимоотношения заканчиваются, не учитываются интересы сельхозпроизводителя. Центросоюз закупает продукцию не по той цене, которая интересна сельхозпроизводителю, а той, которая действует на рынке. Хотя здесь никто не договаривается, вследствие чего образуется нездоровое отношение.
Центросоюз с осени должен договариваться с сельхозпроизводителем, что и в каких объемах должен сеять последний. Для сельхозпроизводителя крайне важно, сколько произвести, по какой цене он будет продавать, какую прибыль получит, а не работать по системе «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что».
Леонид Рахимов — директор «Грин хилл реалти»:
— Предыдущие «Дары природы», по аналогии с которыми создается новая сеть, были успешно закрыты. Но вообще, проект очень важный и нужный для тех, кто думает о здоровье. Потому что продукты, растущие в естественных условиях, очень отличаются от продуктов, выращиваемых промышленно-индустриальным способом. Это влияет на здоровье человека и на продолжительность жизни. Все продукты, которые есть сейчас в магазинах, выращены на гормонах и антибиотиках. И каждый кусочек свинины или лосося сокращает жизнь человека.
Все продукты, выращенные в естественных условиях — неважно, в дикой природе или фермерами, — без использования какой-то химии, очень востребованы определенной прослойкой людей, которые следят за своим здоровьем — ведут ЗОЖ, не пьют, не курят, занимаются спортом. Поэтому ценовая политика будет не просто выше среднего, а очень высокой.
Что касается поставок, то продукты только поначалу будут поставляться из России — сейчас санкции немного ослабят, будут поставляться и из Германии, и из Польши.
Фото: sibterra.info (на постере), zauralonline.ru, inkazan.ru, evening-kazan.ru, tps.tatarstan.ru
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.