Новости раздела

KazanSummit-2015: потеря дешевых западных денег сдвинет исламский банкинг в России с мертвой точки?

Российские банкиры опасаются, что новые финансовые продукты могут оказаться не востребованы. Наглядный пример — Казахстан

В ходе работы форума KazanSummit-2015 стали известны некоторые детали готовящегося в Совете Федерации и Государственной думе законопроекта, который должен дать возможность банкам использовать методы исламского финансирования, исключающего ростовщичество. В частности, из определения предлагается убрать слово «исламский», чтобы не добавлять в финансовые инструменты религиозный контекст, тем более что и в христианстве отношение к процентному кредитованию близко к мусульманскому. Тем временем, как выяснил побывавший на форуме корреспондент «Реального времени», кроме Сбербанка темой заинтересовались и другие крупные банки.

Поправки или новый закон

Уже много лет обсуждающиеся вопросы исламского финансирования наконец стали обретать формы законодательных инициатив. В ходе работы секции, посвященной законодательным аспектам банковской системы, на KazanSummit-2015 была презентована концепция проекта закона, который, согласно задумке авторов, должен открыть возможность банкам использовать исламские инструменты.

В мае ряд СМИ сообщал о законодательной инициативе депутата Государственной думы Дмитрия Савельева, который предлагал внести поправки в закон о «О банках и банковской деятельности», однако, как рассказала «Реальному времени» участвующая в разработке нового законопроекта профессор МГИМО Ирина Ярыгина, речь идет не о поправках, а именно об отдельном законопроекте.

Ирина Ярыгина: «Наша концепция заключается в том, что мы предлагаем в Российской Федерации активизировать деятельность финансовых институтов особого типа, которые будут выполнять партнерские функции и в рамках соответствующего законодательства осуществлять торговое финансирование, инвестиционную деятельность»

— Действующее законодательство очень трудно менять, оно настроено на организацию регулирования деятельности кредитных институтов, процентных отношений, связанных с максимизацией прибыли. Наша концепция заключается в том, что мы предлагаем в Российской Федерации активизировать деятельность финансовых институтов особого типа, которые будут выполнять партнерские функции и в рамках соответствующего законодательства осуществлять торговое финансирование, инвестиционную деятельность, — рассказала «Реальному времени» Ирина Ярыгина.

Уже идет согласование проекта закона

При этом документ уже готов и сейчас проходит стадию обсуждения в рабочих группах, причем процесс идет параллельно и в Совете Федерации, и в Госдуме, поделился с «Реальным временем» советник заместителя председателя Совета Федерации Андрей Бакланов. Несмотря на то, что пока говорить о том, что документ готов к внесению в парламент, еще рано, оценки сроков, когда это произойдет, более чем оптимистичны.

— Сейчас речь идет о том, чтобы тот проект, который сделала Ярыгина, прошел необходимые дополнительные согласования с другими ведомствами (министерством финансов, другими банковскими структурами), был одобрен коллегами из Государственной думы, с которыми мы проводим совместные заседания. И после этого закон будет в установленном порядке представлен для рассмотрения. Это минимум месяцы.

Банк-партнер или исламский банк

Правда, скорее всего, слово «исламский» из определения терминов уберут. В ходе выступления на форуме на эту тему довольно однозначно высказался заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Андрей Журавлев:

— Считаем, что возможное усиление существующего законодательства в этой области — не какая-то уступка требованиям исламских стран, а один из методов оздоровления нашей финансовой системы, отход от спекулятивных финансовых моделей, ведущих к периодическому перегреву экономики. В условиях России мы вряд ли должны акцентировать религиозную и национальную специфику в сфере деловых отношений. Разделение по этнорелигиозному признаку и замкнутые схемы деловых связей нам ни к чему. Вместе с тем не стоит препятствовать желанию групп населения иметь дополнительные морально детерминированные финансовые инструменты.

Стоит отметить, что, например, в Турции также не принят термин «исламский банкинг», вместо него используется понятие «банк-партнер».

Депутат Государственной думы от Татарстана Александр Сидякин подтвердил «Реальному времени», что в стенах парламента действительно обсуждается тема исламских финансов. При этом депутат высказал мнение, что, учитывая кризис, вопрос привлечения инвестиций стоит остро, и заверил, что законодательная инициатива будет изучена и поддержана.

Потребность в зарубежном кредите открыла дорогу

Как стало известно «Реальному времени» из источников, близких к подготовке внедрения исламских финансов, тема получила активное развитие после введения санкций и ограничения российским банкам доступа к иностранному заемному капиталу. В рабочей группе по разработке законопроекта принимают участие высокопоставленные руководители Банка России, ВТБ и Внешэкономбанка. Крупные банки надеются после снятия законодательных ограничений получить доступ к дешевому кредиту на ближневосточных и азиатских рынках — в таком случае система, возможно, заработает, рассказал источник «Реального времени».

Примечательно, что если крупные банки уверены в возможности использования исламского финансирования для собственных нужд, то с непосредственным внедрением этого вида отношений в российскую реальность есть сомнения. В настоящий момент изучается рынок, однако эксперты опасаются, что в стране просто не найдется достаточного числа потребителей под данный вид финансовых инструментов. Российскими экспертами как негативный оценивается опыт внедрения исламского банкинга в Казахстане: специалисты считают, что там расцвета этого вида финансовых отношений не произошло.

К этому можно добавить, что Сбербанк уже несколько лет занимается темой исламского финансирования: в декабре 2012 года было подписано соглашение о сотрудничестве «Сбербанка России» с компанией Invest AD (управляющей активами суверенного фонда Абу-Даби), а в апреле 2013 года Банк Татарстана заявил о сборе проектов под исламское финансирование — правда, сообщений о привлечении инвестиций через этот инструмент так и не было опубликовано.

Александр Третьяков, фото Романа Хасаева
Справка

Исламские банки заключают с клиентом соглашение о сотрудничестве и становятся партнерами по тем или иным видам сделок. Например, банк финансирует развитие бизнеса компании и получает оговоренную часть полученной ею прибыли в течение оговоренного срока. В рознице кредитование заменяет куплю-продажу: банк продает клиенту нужный товар (машину или квартиру) в рассрочку, но по цене выше рыночной. Такая деятельность запрещена российским банкам на законодательном уровне.

Новости партнеров