Дело трех подполковников: «Отдел полиции является преступной группой?!»
10 фактов о деле БОП МВД Татарстана, в котором с подачи Следкома добавилось крышевание проституции
Советский райсуд Казани совсем не празднично накануне отметил «День полиции», дав санкцию на посадку в СИЗО офицера МВД, отправив под домашний арест его коллегу и продлив ту же меру пресечения их начальнику. Все трое фигурантов дела БОП — подполковники полиции. Еще двое экс-полицейских в том же чине, как выяснило «Реальное время», признаны свидетелями по данному делу. Правда, свидетельствуют они из-за решетки.
1. 15 томов и 4 фигуранта
Дело челнинского отдела БОП расследуется меньше четырех месяцев, но уже выросло до 15 томов и четырех фигурантов. Еще в июле суд со второй попытки отправил под домашний арест начальника отдела УБОП МВД по РТ Даниля Закирова, но отказался избирать меру пресечения его подчиненному и тезке Данилю Шакирову. В сентябре при продлении срока Закирову следователь Алия Мухъянова называла его «активным участником преступной группы, не все члены которой установлены».
12 ноября в Набережных Челнах сотрудники Управления собственной безопасности МВД РФ и Росгвардии задержали еще двух фигурантов в чине подполковников — это заместители Закирова Азат Садриев и Радик Галиуллин. После домашнего ареста шефа Садриева назначили исполнять его обязанности, Галиуллин сохранил пост зама. Утром 13 ноября в Советский райсуд Казани поступили ходатайства на арест обоих. Но первым в суд из Челнов привезли подполковника Закирова.
2. Время и место гуляний арестанта
За последние 2 месяца Даниль Закиров успел сменить адвоката. Его интересы вчера представлял Марат Заляев. Он просил не продлевать домашний арест полицейскому, а если суд решит иначе — хотя бы изменить время его прогулок. Ранее Закирову разрешили гулять каждый день с 8 до 10 часов и с 17 до 19. Он же попросил сдвинуть график на 7 утра и 13 часов, с разрешением покидать отведенную территорию — чтобы возить детей из Большой Шильны в челнинскую школу и обратно. Впрочем, в изменении условий домашнего ареста судья Эрик Хабибуллин отказал, продлив его срок до 16 января 2018 года.
Новых обвинений в адрес Закирова на заседании от следователя Мухъяновой не прозвучало. Она напомнила: 10 августа подполковнику предъявили обвинения по пяти эпизодам — в одном вымогательстве, двух фактах превышения и двух эпизодах злоупотребления полномочиями. В их числе — применение силы в отношении мензелинского предпринимателя Олега Бармашова, ныне осужденного на 8,5 лет колонии за мошенничество и вымогательство. На заседание по продлению ареста Закирову приехали жена и мать Бармашова. Обе утверждают — в полиции их родственника не только избивали, но и требовали отдать доходный торговый дом «Купец».
На заседании следователь назвала Закирова подозреваемым и в ряде других должностных преступлений. Заявив, что необходимо проверить доводы заявителей Мингареева и Турыгина о вымогательстве денежных средств и подбросе им наркотиков. По словам Мухъяновой, подполковник «занимался преступной деятельностью, пользуясь покровительством руководства МВД Татарстана». А кроме того, «лично оказывал давление на свидетеля Шайхелисламова» — просил его подыскать тех, кто возьмет на себя попытку подрыва здания Набережночелнинской коллегии адвокатов.
Далее суду было озвучено: на свободе человек с навыками и опытом оперативной работы, со знанием тактики и методов расследования и связями в силовых структурах попросту опасен. Поскольку может всеми доступными способами воспрепятствовать установлению истины по своему делу и скрыться.
3. Свидетель из банды «Невзоровские»
В числе свидетелей по делу БОП и лично Закирова прозвучала фамилия Свириденко. По данным «Реального времени», речь идет о подсудимом по делу так называемой банды «Невзоровские» — соучредителе компании «Скиф-3» Владиславе Свириденко. Недавно на процессе в Верховном суде РТ он дал показания против ряда сотрудников УБОП МВД Татарстана. В частности, заявил, что бывший друг давал полицейским в качестве взяток 3 млн рублей и медвежью шкуру, чтобы нераскрытые убийства «повесили» на Андрея Невзорова.
— К делу Невзорова мой клиент никакого отношения не имеет, — ответил за Закирова (которому по условиям домашнего ареста общение со СМИ запрещено) его адвокат Марат Заляев. — Дело расследовали казанские полицейские. С Андрейченко (бывший друг Свириденко, — прим. ред.) Закиров действительно был знаком, где-то в 2000—2001 годах.
4. Обвиняемые в организации проституции «сдали» своего?
Замов Закирова доставили в суд, когда шеф уже уехал. 39-летний и. о. начальника отдела УБОП Азат Садриев, увидев журналистов в зале, тут же замотал лицо шарфом и, не снимая шапки, накинул на голову еще и капюшон. Далее выяснилось — 12 ноября этому полицейскому предъявили обвинение в организации занятий проституцией, наряду с превышением и злоупотреблением. По версии Следкома по РТ, на протяжении последних десяти с половиной лет Садриев, а также «иные неустановленные сотрудники полиции» в составе группы лиц с участием непосредственных организаторов интим-салонов осуществляли «за еженедельную плату покровительство» путем непривлечения к уголовной и административной ответственности и предупреждения о времени и месте оперативных мероприятий по борьбе с проституцией.
Любопытно, что уголовное дело о проституции было возбуждено лишь 12 ноября, перед задержанием Садриева. Хотя некие намеки на неформальные связи полицейских с этой сферой звучали с первых дней расследования дела, а в сентябре с подачи защиты была засвечена расшифровка телефонного разговора с диспетчером такси, который вел некий клиент сауны «Наиком». Причем довольно безобидный вызов такси, со слов защитника, следствие считает чуть ли не доказательством причастности Закирова «к доставке «девушек с пониженной социальной ответственностью». Раньше использовали формулировку — дам легкого поведения.
Из выступления в суде следователя второго отдела Следкома по РТ Рината Кантимирова следовало, что причастность подполковника Садриева к преступлениям подтверждается показанием ряда свидетелей, среди которых Бабаев и Фазлиев. Речь идет, очевидно, о бывшем замначальника челнинского угрозыска Павле Бабаеве и экс-начальнике отделения угрозыска автограда Азате Фазлиеве. Два подполковника МВД в отставке уже больше года находятся в СИЗО по тяжким обвинениям в превышении должностных полномочий, взятках и… организации занятий проституцией. Оба связывают свое уголовное преследование с «неприязнью со стороны сотрудников «шестого» отдела (отдел Закирова, которым ранее руководил нынешний начальник Центра по противодействию экстремизму МВД по РТ Рустем Гарифуллин).
5. Подполковник Садриев: «Меня оговаривают»
Незаконным и необоснованным назвал ходатайство следствия об аресте Садриева его адвокат Руслан Хабибуллин. Он заявил суду, что к материалам уголовного дела приобщены копии допросов тех граждан, которых как раз успешно и разрабатывал Азат Садриев. «Если ему вменяется некое крышевание интим-агентств, а они все изобличены и привлечены к ответственности, то это противоречит выводам следствия», — считает защитник.
Также Хабибуллин вспомнил последнюю очную ставку с неким Еновичем, который лично с Садриевым даже знаком не был, но с чьих-то слов свидетельствует против него. Адвокат также подчеркнул, что значительная часть свидетелей по делу организаторов проституции допрошена еще в апреле — мае 2016 года и за прошедшее с тех пор время никакого давления со стороны Садриева на них не оказывалось.
— Обвинение не соответствует действительности. Свидетели, которых перечислили, проходят подозреваемыми. Мною лично была разработана группа. С 2016 по 2017 год были изобличены 36 человек данной преступной группы. Они меня оговаривают, — заявил суду задержанный полицейский с 19-летним стажем и госнаградой — медалью «За отличие в охране общественного порядка». Но судья Эрик Хабибуллин все же дал санкцию на его арест до 12 января.
6. Главный по «полицейским» делам Константин Замараев
Расследование по делу БОП возглавил следователь второго отдела Следкома Константин Замараев, своего рода куратор следствия в Закамье. В состав группы вошли не меньше десятка сотрудников второго отдела (включая Мухъянову и Кантимирова) и их коллеги из Набережночелнинского МРСО.
Отметим, что параллельно Замараеву поручено следствие по «пыточному скандалу» в Нижнекамске — после предсмертного селфи Ильназа Пиркина Следком возбудил четыре дела на неустановленных полицейских, а трем установленным предъявил обвинение.
Именно Константин Замараев ранее занимался расследованием «молочной войны» в Заинском районе РТ, отправлял на скамью подсудимых по обвинению в вымогательстве и мошенничестве видного челнинского бизнесмена Дамира Бибишева (на днях обвинение запросило для него 15 лет колонии, — прим. ред.) и занимался историей «полицейского налета» на адвокатскую контору.
7. Потерпевшие об угрозах и давлении
На заседание суда из Челнов в качестве потерпевшего приехал Александр Казарян. В перерыве он рассказал «Реальному времени», что его сыну Эрику опера подкинули наркотики: «За то, что они таксовали на вокзале и мешали полицейским, которые поддерживали других таксистов». Со слов Казаряна-старшего, на допросе в ФСБ присутствовавший при обыске сына понятой заявил — изымали некие шарики, а в суде он же сказал про пакетик. «Он пошел на допрос с наушником в ухе, в который ему сообщали, что именно нужно говорить», — утверждает Александр. Правда, по его словам, вскрывшаяся подтасовка на приговор сына, получившего реальный срок, пока никак не повлияла.
В свою очередь Эльза Бармашова подготовила для суда заявление о том, что водворение Закирова под домашний арест не защитило их: «Продолжаются угрозы и давление со стороны 6-го отдела: и. о начальника отдела Садриева А.И., оперативного сотрудника Шакирова Д.К. и других. Опасаюсь за себя и свою семью».
8. «Купца» уценили до 3 млн рублей
По словам супруги Бармашова, средством давления она считает и новое уголовное дело о мошенничестве на мужа, уже рассматриваемое Мензелинским судом, и попытку судебных приставов реализовать ТД «Купец» всего за 3 млн рублей. «Они большое здание, которое стоит миллионов 20, вот в такую сумму оценили!», — возмущается женщина.
К слову, по данным Следкома, некие «неустановленные лица» настойчиво требовали продать то же здание за 5 млн рублей, а после отказа возбудили дело на Бармашова.
9. Алиби подполковника Галиуллина
Отправлять за решетку второго замначальника отдела УБОП МВД Татарстана суд вчера не стал. Ограничился домашним арестом. Возможно, проникся сочувствием к близняшкам-инвалидам задержанного, а возможно, поверил в его алиби.
Радик Галиуллин лицо от журналистов прятать не стал — дал понять, что ему стыдиться нечего. 12 ноября он стал обвиняемым по делу о вымогательстве и превышении должностных полномочий в отношении ныне осужденного владельца «Купца» Бармашова. По версии следствия, при его задержании 2 сентября 2014 года полицейские, в том числе Галиуллин и Шакиров, по устному указанию Закирова применили к Бармашову физическую силу, причинив ему телесные повреждения, а позже продолжили те же действия в служебном кабинете мензелинского РОВД, с целью получить согласие переоформить торговый дом на другое лицо.
Адвокат обвиняемого Эрик Валеев заявил, что у Бармашова есть стопроцентный мотив для оговора полицейского, занимавшегося оперативным сопровождением его дела. Со слов Валеева, все родственники Бармашова сотрудников полиции ненавидят, поэтому свидетельствуют против. Что до четвертого свидетеля Каткова, найденного следствием, то он действительно давал показания против некоего полицейского по имени Радик, но называл его круглолицым, а на очной ставке заявил: Радика Галиуллина видит впервые!
Адвоката также интересовало, почему в ходатайстве следователя речь идет о преступной группе, а в обвинении этой группы нет. Следователь Кантимиров дал понять, что время может изменить этот факт. «То есть любой отдел полиции является преступной группой?!», — изумился Валеев. Его клиент, взяв слово, заявил прямо: обвиняющий его человек сам является преступником, и его вина установлена судом.
— Бармашов — это лицо, которое терроризировало весь город Мензелинск. После его задержания мы слышали только благодарности, — заявил подполковник Галиуллин. — Это человек, который действительно угрожал свидетелям. Забирал полностью все жилье и переселял людей в лачуги без газа, без тепла. Двое умерли, не дождавшись возврата [имущества].
По словам обвиняемого, в задержании Бармашова он лично участия не принимал, поэтому показания того «лживы от начала и до конца». Что до обвинения в вымогательстве «Купца», то Галиуллин уверяет: оперативники всего лишь устанавливали имущество, которым обладает подозреваемый, чтобы было чем компенсировать ущерб потерпевшим. «Вину не признаю, потому что самого события этих преступлений не было», — завершил свою речь подполковник.
P.S. После выхода материала в Следкоме уточнили: озвученные в ходе судебного заседания сведения о возможном покровительстве подозреваемым и обвиняемым со стороны МВД по РТ содержатся в показаниях ряда свидетелей и проверяются следствием.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.