Кому достались молочные активы Вагиза Мингазова?
Министр сельского хозяйства РТ об итогах года, почти распроданных активах «Вамина» и пока безрезультатной работе с иностранными инвесторами
Традиционную пресс-конференцию министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Марата Ахметова в честь Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности сегодня омрачила эвакуация в связи с сообщением о бомбе в здании Дворца земледельцев. Тем не менее зловещий голос о том, что всем необходимо покинуть помещение, прозвучал аккурат после окончания общения с министром, поэтому пресс-конференции волна лжесообщений не коснулась. Подробности с мероприятия — в материале «Реального времени».
Назад в прошлое
— В этом году достигнута именно та цифра, к которой мы шли долгие годы, и вернулись к достойному для Татарстана показателю валового сбора зерна через 5 лет после 2011 года, — с этих слов министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов, расположившийся во главе стола на фоне торжественной надписи, гласившей, что урожай в Татарстане в этом году составил 5 000 000 тонн зерна, начал свой подробный рассказ об итогах сельскохозяйственного года.
Те самые 5 млн тонн урожая министр назвал не только результатом труда, но и результатом везения с погодой, сразу же пояснив, что самокритичность связана с тем, что и в прошлые годы татарстанские аграрии трудились и тратили ресурсы на урожай не меньше, чем в этом году.
Подробнее об итогах сельскохозяйственного года Марат Ахметов рассказывал буквально неделю назад. Сегодня снова прозвучала проблема нерентабельности бизнеса — низкие закупочные цены установились как на зерно, так и на сахар. «У нас страна такая: много хлеба — проблема, нет хлеба — еще хуже проблема», — прокомментировал ситуацию министр.
Учитывая уборку кукурузы, спикер предполагает, что общий урожай по зерновым составит 5,25 млн тонн, если очень повезет с погодой — 5,3 млн. Рекордным, по его словам, будет год и по сахарной свекле, урожай которой составит под 3 млн тонн, что на 300 тысяч тон выше прошлого года. От нее, кстати, отказываться не собираются, несмотря на низкие цены на рынке.
Опасность нодулярного дерматита и последствия птичьего гриппа
Хорошие результаты в республике показало и животноводство, которое приросло на 5% по сравнению с прошлым годом — до 1,8 млн тонн молока и 500 тысяч тонн мяса.
И это несмотря на угрозы, которым подверглись животные: еще с конца прошлого года не раз появлялись новости то об африканской чуме, то о ящуре. Как выяснилось, сейчас в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РТ до сих пор озабочены гуляющим по соседним регионам вирусом нодулярного дерматита, поражающим крупный рогатый скот.
На прививки от заболевания планируется выделить от 10 до 12 млн рублей.
«Это может быть серьезной проблемой, поскольку мы имеем более миллиона голов крупного скота», — отметил министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов в ответ на вопрос «Реального времени».
По его словам, особая опасность исходит от соседей: Самары, Саратова, Оренбурга и Ульяновска. К ним министр отнес и Башкортостан.
По подсчетам министра, вакцинация коснется примерно 850 тысяч голов скота. В этом году процедура будет осуществляться за счет бюджета республики. На следующий год, по словам Марата Ахметова, израсходованные на вакцинацию деньги будут заявляться в федеральный бюджет.
В свою очередь, африканская чума в Татарстан все-таки просочилась — болезнь единожды зафиксирована на частной ферме в Нурлатском районе.
Что касается птиц, то министр с сожалением констатировал, что птичий грипп стороной республику не обошел. Напомним, что, по оценкам начальника отдела инфекционных болезней животных ГУ ветеринарии РТ Александра Козлова, эпидемия на птицекомплексе «Лаишевский» принесла предприятию ущерб в 150 млн рублей.
— Там завершаются карантинные мероприятия. Единственное, осталось решение проблемы, куда девать корма, — у них был зерновой запас 1 200 тонн. Мы планируем эту фабрику запустить заново, — рассказал о последних новостях спикер.
Правда, в лице старого собственника или нового — пока непонятно. Министр сельского хозяйства, продолжая отвечать на вопрос «Реального времени», рассказал, что сейчас идут переговоры с потенциальным новым инвестором с расчетом дальнейшего наращивания мощностей птицефабрики. Однако о какой именно компании идет речь, спикер пока решил умолчать.
Минсельхоз заинтересован в сохранении агрофирмы «Зай»
Зато он прокомментировал затянувшийся спор между агрофирмой «Зай» и аэродромом «Бегишево», где последний пока одерживает победу. По словам Ахметова, конфликт разрешит суд — здесь, с одной стороны, министерство заинтересовано в продолжении работы агрофирмы, а с другой — в обеспечении безопасности жизни людей, пользующихся аэропортом.
— Может быть, удастся найти решение и, сохраняя комплекс, перевести его в максимально закрытый режим, чтобы там по разным причинам не накапливалось птиц. Мне пока трудно сказать, насколько эти вопросы разрешимы, но будем наблюдать, какие еще решения будут по другим судебным инстанциям, — отметил министр.
Без иностранных инвесторов и с татарстанскими шампиньонами
После почти часового общения за чашкой чая Марат Ахметов продолжил, как всегда открыто и дружелюбно, отвечать на вопросы уже особо любопытных журналистов, которые окружили его с диктофонами. Он рассказал о том, на какой стадии находятся ранее обсуждаемые проекты с иностранными партнерами.
По его словам, проводится множество встреч как с китайской стороной, так и с арабскими, вьетнамскими, турецкими инвесторами. Однако «рублем» пока никто из них за сельское хозяйство республики не проголосовал.
Например, с партнерами из Турции обсуждалась возможность создания в Татарстане тепличного проекта, однако турки попросили бюджетную компенсацию в 40%, на что республика оказалась не готова идти.
До сих пор не наблюдается активных действий и со стороны жителей Поднебесной.
— Вроде бы площадка с инфраструктурой есть, но пока с деньгами заходить не хотят. Совместное предприятие они создали, президент специально слетал туда — подписывали соглашение. Эта часть — очень серьезная гарантия со стороны республики, но пока они вкладывать не начали, — говорит Ахметов.
Среди новых проектов в республике спикер назвал обсуждаемый комплекс по производству шампиньонов, который находится в ОЭЗ «Алабуга». Однако к этому проекту инвесторы со стороны отношения не имеют, поскольку реализует его татарстанская компания IGS Agro.
Почти все активы «Вамина» распроданы
Не обошли стороной журналисты и уже годами волнующий всех неравнодушных вопрос по поводу реализации активов «Вамина». Марат Ахметов бегло, по памяти рассказал о том, кому и за сколько они были проданы.
Непроданными на данный момент остаются только два актива разорившейся империи — Тюлячинский маслодельно-молочный комбинат и Апастовский молкомбинат. Казанский молкомбинат был реализован за 1,16 млрд рублей удмуртской компании «КОМОС ГРУПП», у которой, по словам министра, большие планы по развитию в Татарстане. Уже сообщалось, что предприятие вложит в модернизацию производства 1,5 млрд рублей.
Сабинский маслодельно-молочный комбинат примерно за 120 млн рублей буквально месяц назад купил «Башмилк», у которого тоже очень амбициозные планы на свои новые активы. Актанышский завод сухого обезжиренного молока достался белорусской компании «Эксимторг» за 105 или 110 млн (точную сумму Ахметов по памяти назвать не смог). С ним в придачу был отдан неработающий Альметьевский молкомбинат.
Мамадышский сыродельно-маслодельный комбинат ушел за 350 млн рублей, Арский молкомбинат — за 180 млн, Балтасинский — от 330 до 360 млн, Буинский — за 120 млн рублей, Алексеевский молочно-консервный комбинат вместе с Печищинским комбинатом хлебопродуктов — за 250 млн рублей. Пока не решена судьба Аксубаевского маслодельного завода, покупку которого сейчас рассматривает «Красный восток».
В свою очередь, «Татагролизинг» со всеми долгами «Вамина» еще не рассчитался — по словам Марата Ахметова, кредиты до конца пока не погашены.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.