Новости раздела

Анатолий Ливада: «Мне интересно, как инвестор сам у себя может похищать средства?!»

Застройщика «ФОНа» оставили в СИЗО, несмотря на возражения прокуратуры РТ и бизнес-омбудсмена РФ

Анатолий Ливада: «Мне интересно, как инвестор сам у себя может похищать средства?!»
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Новым московским адвокатам главы ГК «ФОН» и представителям аппарата уполномоченного по правам предпринимателей РФ сегодня не удалось добиться освобождения Анатолия Ливады под домашний арест. Солидарность защиты и обвинения в этом вопросе не произвела впечатления на Верховный суд РТ. Обвиняемый в мошенничестве на 2 млрд рублей бизнесмен, который, как выяснилось, свидетелям не угрожал и «документы не ел», оставлен в СИЗО. На суде адвокатами был засвечен факт — 10 из 13 проведенных следствием экспертиз свидетельствуют… о невиновности Ливады. Подробнее — в материале «Реального времени».

На очереди — Генпрокуратура?

Историю «посадки» Анатолия Ливады его защитники намерены вынести на заседание межведомственной рабочей группы Генпрокуратуры РФ. «Этот случай — вопиющий для всей страны», — считает московский адвокат застройщика Дмитрий Григориади. По итогам заседания в Верховном суде РТ его вывод удручает: «Все-таки с независимостью суда здесь [в Татарстане] есть некоторые сложности… и решение должно приниматься все-таки первыми лицами региона».

При рассмотрении апелляций на очередное продление ареста директору ГК «ФОН» дольщиков не было. Их не звали. Следователь ГСУ МВД по РТ Марина Проноза пришла самостоятельно. Большую часть мест в зале заняли представители прессы. Тройка новых адвокатов заняла места напротив представителя прокуратуры РТ Альберта Ахметшина, правда, на этом процессе он был не оппонентом защиты, а скорее союзником.

«Этот случай — вопиющий для всей страны», — считает московский адвокат застройщика Дмитрий Григориади (слева). realnoevremya.ru/Ирины Плотниковой

После подключения по видеосвязи камеры СИЗО-2 арестованный Анатолий Ливада попросил суд допустить к делу общественного защитника Алексея Громовенко из аппарата бизнес-омбудсмена РФ, как специалиста по защите прав содержащихся под стражей предпринимателей. Подобное ходатайство заявлялось и в Вахитовском райсуде Казани 8 августа, но было отклонено. Верховный суд РТ, выяснив, что Громовенко статуса адвоката не имеет, к защите его не допустил, дав понять, что по закону общественный защитник может быть допущен лишь на стадии рассмотрения уголовного дела по существу.

Тем не менее суд приобщил новый документ из аппарата Бориса Титова — разъяснения, что коль преступление Ливады «совершено в сфере предпринимательской деятельности», то меру в виде содержания под стражей применять к нему нельзя. Со дня «посадки» бизнесмена в марте 2017-го этот аргумент звучал неоднократно.

«Только за время следствия была решена проблема более 2 тысяч дольщиков»

По ходатайству защиты в Верховном суде РТ огласили протокол заседания первой инстанции в части «допроса следователя адвокатами». Так, защитники на суде отмечали, что 10 из 13 строительных и бухгалтерских экспертиз по делу «ФОНа» подтвердили невиновность их клиента. Следователь этот факт не оспаривала, но подчеркивала — не все назначенные экспертизы завершены.

— На допросе следователя были получены исчерпывающие пояснения, что никакого противодействия и воспрепятствования со стороны Ливады не было. На протяжении более чем полутора лет следствия он являлся на все вызовы, меру пресечения не нарушал, — сообщил суду адвокат Дмитрий Гаврилов, добавив, что строительство тем временем продолжалось. — Только за время следствия была решена проблема более 2 тысяч дольщиков, а после ареста следствие фактически парализовало работу ООО «ФОН»…

По ходатайству защиты в Верховном суде РТ огласили протокол заседания первой инстанции в части «допроса следователя адвокатами». realnoevremya.ru/Максима Платонова

Гаврилов считает, что оснований для отправки Ливады в СИЗО не было, и связывает эту меру с выпуском интернет-передачи Андрея Караулова, в котором подозреваемый бизнесмен затронул «проблемы строительной отрасли РТ». Также адвокат обратил внимание, что суд первой инстанции не отразил в решении ни позицию прокуратуры, которая с продлением ареста vip-строителю не согласилась, ни мнение просивших изменить меру пресечения дольщиков «ФОНа».

«Печальная ирония заключается в том, что права потерпевших на данном этапе поддерживает прокуратура — гособвинение. И прокуратура, выражая волю в том числе и потерпевших — настоящих и будущих, и совершенно здраво оценивая и деяние [Ливады], и его опасность, поддерживает мнение защиты, считая, что избрание более мягкой меры пресечения отвечает и интересам потерпевших», — выступил адвокат Кирилл Горовацкий. Он также упрекнул суд в том, что на заседания по аресту Ливады потерпевших никто не зовет и их мнением не интересуется.

По мнению защитника Дмитрия Григориади, райсуд построил свое решения на предположениях следствия о том, что может натворить Анатолий Ливада на свободе: «А фактов о том, что он давил [на свидетелей-потерпевших], скрывался, уничтожал [доказательства], ел документы, как нам следователь сказал, нет!»

Ливада: «Как инвестор сам у себя может похищать средства?»

Не стал молчать и сам арестованный. Заявил, что как предприниматель — категорически против своего содержания под стражей. По мнению Ливады, следствию перед возбуждением дела стоило бы внимательно изучить контракт на строительство ЖК «МЧС». «По контракту заказчиком выступает МЧС РТ, землю передало Росимущество, а фирма «ФОН» являлась инвестором. Мы должны привлекать средства — заемные, кредитные и средства дольщиков», — напомнил Анатолий Ливада.

— Но когда «завелось» дело — следователь не посчитал нужным опросить заказчика и опросить Росимущество, которое в течение двух лет не могло узаконить землю под строительство, — продолжил обвиняемый. — А мы, как инвесторы, свои функции выполняли — привлекали свои средства и оплачивали работу подрядчика. И мне интересно, как инвестор сам у себя может похищать средства?!

Марина Проноза попросила оставить решение суда в силе, отметив: «оснований для избрания иной меры пресечения не имеется».realnoevremya.ru/Васили Ширшовой

Судья перебил: «Мы не рассматриваем вопросы виновности-невиновности». И застройщик завершил свое выступление в прениях упоминанием о неких проблемах со здоровьем: «Возраст мой не такой маленький — 53 года. Каждому мужчине присущи определенные заболевания».

Слово следователю Марине Пронозе суд предоставил без ходатайств с чьей-либо стороны. И она попросила оставить решение суда в силе, отметив: «оснований для избрания иной меры пресечения не имеется». Адвокат Григориади зацепился за эту фразу и парировал: «Их изначально не было! Предположения [следствия] не отпали или догадки не отпали?»

Представитель прокуратуры РТ Альберт Ахметшин заявил о поддержке доводов защиты и обвиняемого о необходимости избрания иной меры пресечения. Он попросил о домашнем аресте. О том же просил и Ливада в последнем слове. Сказал: «Мое желание завершить строительство остается. Вопросы, которые связаны с дольщиками, мы обязаны выполнить». Сдержать это слово в СИЗО он не сможет.

Ирина Плотникова

Новости партнеров