C днем рождения, маэстро! Курбану Бердыеву — 65 лет
За неделю до священного для татар праздника юбилей отмечает «священный» для татарстанских болельщиков тренер «Рубина»
На днях на канале «Матч ТВ» наткнулся на окончание передачи «10 лучших тренеров российской Премьер-лиги». Речь шла об Олеге Романцеве, сделавшем «Спартак» чемпионом СССР и восьмикратным чемпионом России. Жаль, подумал я, застал самый конец передачи, первый номер рейтинга. Но ведущий завершил рассказ об Олеге Ивановиче следующими словами: «Романцев занимает второе место нашего рейтинга. А возглавляет его лучший тренер в истории РФПЛ — Курбан Бердыев». Своими личными мыслями об имениннике делится и поздравляет специалиста с юбилеем известный телекомментатор и постоянный автор «Реального времени» Александр Норден.
Выломанное кресло
Личное общение с Бердыевым у меня пока ограничивается коротким разговором о старинном друге и бывшем тренере Курбана Бекиича по ростовскому периоду его карьеры — Энвере Юлгушове, от которого я передал тренеру привет от жены своего друга, приходящейся Энверу-абы племянницей. Но писал о КББ я много — о его танце в раздевалке «Рубина» после второго чемпионства, о его увольнении (так и помню название своего поста в личном блоге — «С любимыми не расставайтесь») и, конечно же, о «Барселоне», битой в Барселоне, потому что мне несказанно повезло — я был там! И сегодня, поздравляя человека, к которому я (как и все мы, уверен) отношусь с глубочайшим уважением, я хочу «сшить» такое лоскутное одеяло из личных воспоминаний и переживаний, связанных с Мастером. Они будут разрозненными, может быть, непоследовательными, но это мой Бердыев, и, возможно, таким он будет интересен и читателю.
Начну с 1 ноября 2003 года — исторического (а сколько таких исторических дней принес нам КББ) для татарстанского футбола дня, когда ставшая легендарной «коленка Евсикова» подарила «Рубину», впервые очутившемуся в элите российского футбола, первые награды — бронзовые медали. Этот гол, забитый уже в добавленное время защитником ЦСКА в свои ворота, вызвал колоссальный выброс эмоций на Центральном. Я (стыдно до сих пор) в порыве экстаза, причем находясь не на фанатской, а на самой «респектабельной» — Западной трибуне, вскочил и выломал пластиковое кресло. На следующий день в «Вечерней Казани» я прочитал, что таких кресел по арене было выломано не то 300, не то 500, и узнал о сумме причиненного Центральному ущерба.
Я тогда был еще просто болельщиком и делал в журналистике первые шаги. И, как неаккредитованное лицо, не имел права доступа на поле и во всякие заповедные для других смертных помещения. А коллега Александр Егоров имел. И я много лет завидовал ему белой завистью, когда видел заставку телефона, на которой было селфи Саши с ликующим Бердыевым. Мы все видели это ликование «волшебника» издали. А он — вблизи! И как тренер прыгает, становится на колени в молитвенной позе и целует траву. И как обнимается с Сибайей. И воздевает руки в ночное казанское небо. И тогда я впервые подумал, что идет какое-то расхождение с образом «застегнутого на все пуговицы» и перебирающего четки «гуру». Смотрел каждый раз на заставку Сашиного мобильника и сомневался — а тот ли это Бердыев? Правда, при этом каждый раз со стыдом вспоминал и сломанное кресло.
Барселона
20 октября 2009 года, на следующий день после своего дня рождения, я должен был вести интернет-репортаж с «того самого» матча на «Камп Ноу». Репортаж в последний момент отменили (я через месяц восполнил это выкупленное эфирное время репортажем со стадиона «Кубань» с игры уже ставшего второй раз «золотым» «Рубина» с хозяевами), но горжусь и сегодня тем, что персональная кабинка с монитором и гарнитурой у меня в течение двух часов на легендарной арене была и стюард даже предлагал мне смотреть футбол оттуда.
В Барселоне было тепло, я смотрел с трибуны, с самого верхнего яруса и в компании почтенных лет «абонементщиков» «блауграны». На протяжении всех 90 минут они надо мной снисходительно посмеивались: «не радуйся, руссо, вот придет Ибра, и все встанет на свои места». Ибра никуда и не уходил, он сравнял счет, но дальше вышло как-то не по-каталонски, а как-то по-русски или по-татарски, и последним посмеялся я. И попросил растерянных спутников сфотографировать меня в зеленой футболке с фамилией «Базаев» на спине на фоне поля. Помню, в перерыве растерянного и нервно курящего видеооператора Колю Рябцева: «По-моему, я не успел снять рязанцевский гол. Меня убьют». Убить не убили, но побрили — перед игрой Коля обещал постричься наголо, если мы победим. Помню, как нас, казанцев, распирала гордость, когда мы спускались на лифте, полном молчаливых каталонцев, в зал для пресс-конференций. Как потом выбежали на поляну, валялись прямо на нанесенном на траву гербе «Барселоны». Висли на перекладине ворот, целовали сетку, фоткались. И, конечно же, знаменитый жест Бекиича, растиражированный на утро во всех испанских и мировых газетах. А потом в «Спорт-Экспрессе» вышло знаменитое интервью на целую полосу (или даже две) одного из лучших наших спортивных журналистов Евгения Дзичковского с тренером, про которое еще один мастер слова Игорь Рабинер (однажды я в шутку «переименовал» его в «Рубинера») позже напишет: «В нем Курбан Бердыев расписал только что выигранный у команды Пепа Гвардиолы матч как шахматную партию. Я такого не видел нигде и никогда. И это было не красование, а потрясающий анализ, проведенный в абсолютно доступной для болельщика форме».
«Другой» Бердыев
Если не ошибаюсь, то летом 2010-го КББ созвал на базе «Рубина» в Соцгороде большую пресс-конференцию для журналистов. Я уже 4 года как был комментатором, отвел, к слову, репортажи по ТНВ с домашних матчей первого чемпионского сезона 2008 г., что-то пописывал, водил знакомство с Дзичковским, Рабинером и Твалтвадзе, так что мог уже не завидовать Саше Егорову (и кресло вспоминалось все реже). Но речь не об этом. Как Дзичковского поразили откровенность, ясность мысли и общительность Бердыева, так Бекиич и «убил» нас, представителей СМИ.
Это был большой и открытый разговор не только о футболе и не столько о футболе. О футболе и «Рубине» там тоже было. И о том, как при Семаке тренеру можно даже и не приближаться к раздевалке («Сергей там все за меня делает, я спокоен»). И как Рустем Сайманов собирал чемпионский состав. И как он учит своих, в общем то не суперклассных футболистов перестроениям и взаимозаменяемости…Но главное было не в этом. Бекиич много и увлеченно говорил о том, как ему, как верующему мусульманину, тепло и уютно в Казани. Как он хочет, чтобы из академии «Рубина» вышли прежде всего не звезды футбола, а добрые, думающие, отзывчивые к чужому горю ребята. О патриотизме и культуре. О семейных ценностях. И ни слова о том, как травили его столичные и не только СМИ. Как называли футбол в исполнении «Рубина» «автобусным антифутболом». Как пародист и болельщик ЦСКА Грушевский во всеуслышание заявил: «Когда я вижу футбол Бердыева, у меня начинают болеть зубы». И это после того, как во второй чемпионский сезон «Рубин» одержал 10 (!) побед с крупным счетом, что, между прочим, рекорд российских чемпионатов. В беседе наставника с журналистами речь шла только о добре. И о том, как футбол может нести это добро людям.
А еще после второго «золотого» сезона был знаменитый танец Бекиича в чемпионской раздевалке. Посмотрите видео, немного мутное от пара, от разгоряченных тел, от пролитого шампанского. И вы увидите, как этот человек, весь сезон проживший как одна натянутая струна, сбрасывает враз напряжение. Как двигается в такт ритму, прижав трубку к уху (кто там из президентов?). Вот в этой плясовой, вглядитесь, есть что-то «шаманское».
Суперкубок России-2009А о «Рубине» сезона 2009 года в том же материале, опубликованном в «Чемпионате» в декабре 2012 года, Игорь Рабинер написал: «Рубин» 2009 года я вообще считаю одной из лучших команд в истории российского футбола. После возвращения из «Зенита» Домингеса он стал уникально вариативен, способен одинаково классно сыграть и первым, и вторым номером — то есть предсказать, в какой манере будут действовать игроки в том или ином матче, было решительно невозможно».
Мадрид
В этом серьезном материале Рабинер предупреждал власти Татарстана и руководство «Рубина» о возможных плачевных последствиях увольнения Бердыева, приводил примеры хронических неудач построманцевского «Спартака» и «Локо», откуда изгнали Филатова и Семина. Тогда, перед новым 2013 годом, вопрос об отставке человека, за пятилетку принесшего Казани два титула, Кубок России, два Суперкубка, три «евровесны» и победы над «Барсой» и «Интером», казался делом решенным. В один из последних дней уходящего года нас, журналистов вместе с ветеранами, собрали на Центральном на фуршет. О чем велись все разговоры, было ясно. И вдруг бесшумно, «из ниоткуда» появился сам виновник «печального торжества» и произнес речь, по содержанию абсолютно прощальную и благодарственную к тем, с кем ему довелось работать и кто освещал эту работу. Потом все выстроились за «прощальными» автографами на фирменных «рубиновых» ежегодниках и именно тогда я перекинулся с тренером несколькими словами об Юлгушове.
Мы продолжили вечер в одном из подвальчиков на Баумана с тогдашним пресс-атташе клуба Максимом Лопуховым, и ему, скорбящему по «уходящему Бекиичу», я доказывал, что клуб виноват сам в том, что вокруг «нашего все» за все годы так и не создал «пояс безопасности». Не оградил от хулы и зависти. А про себя загадал — если попечительский совет не уберет Бердыева, возьму последние деньги и устрою себе «праздник жизни» — поездку в наступающем году в Мадрид, на матч с «Атлетико».
И сбылось загаданное, и перед самым Новым годом пришла «благая весть» о продлении контракта, и 2 января я уже звонил в Turkish Airlines, а 13 февраля сидел на «Висенте Кальдероне». А утром, купив свежие газеты в аэропорту, видел раскадровку гола Орбаиса, испанца, который свой единственный гол в составе «Рубина» забил в самом сердце своей родины в ворота сородичей. И в голове уже даже не возникал вопрос: а если бы попечительский совет принял другое решение?
Ростов
Его все же уволили. Через год после «первой тревоги» (которая, на самом деле, была далеко не первой — вспомните хотя бы конец неудачного 2004-го, когда КББ отстоял Минтимер Шаймиев, или противостояние с Дмитрием Самаренкиным). «Рубин», как и «Арсенал» Венгера, — предостерегал Рабинер в декабре 2012-го, — абсолютно авторский проект. Увольнение Бердыева будет иметь необратимые последствия».
Не послушались. Уволили. В августе 2013-го его пригласили на семинар элитных тренеров в Ньон. А через три с половиной месяца отправили в отставку из «родного дома». Но сегодня не будем о грустном, в день рождения.
Наставник взял паузу. Продолжил самообразование. И вернулся. Как возвращаются великие спортсмены на ринг или музыканты и артисты на сцену. Не чтобы просто напомнить: «спасибо, что живой». А чтобы побеждать. 13 сентября 2014 года на трибуне ростовского «Олимпа-2» вместе со своими друзьями я наблюдал, как бледный билялетдиновский «Рубин» втаптывает в грязь «никакой» «Ростов». Портнягин забивал голы без сопротивления, Божович о чем-то мило беседовал в ложе с Шикуновым, почти не следя за агонией его команды на поле, зрители свистели и грызли семечки. Накануне «дядя Энвер» Юлгушов показывал мне архивные материалы из столетней истории донского футбола, горевал о деградации современного клуба, вспоминал свою дружбу с Бердыевым. Заслуженный ветеран не мог и предположить, что меньше чем через год, 10 августа 2015-го, его бывший подопечный по «Ростсельмашу» на белом коне въедет в изгнавший его город (не город, конечно) и под стенами Белого Кремля устроит «Рубину» «страшную месть». «Ростов» Бердыева разгромит «Рубин» 3:0, потом победит и дома, потом вообще победит вообще почти всех и с последнего места «допрыгнет» до серебряных медалей, а еще через год побьет «Баварию», как некогда его «Рубин» побил «Барселону», до этого еще катком пройдясь по «Аяксу» и «Андерлехту». Но это на самом деле случилось. И все еще раз увидели, что за тренер КББ.
«Пошаманим», именинник?
Недавно была восстановлена справедливость. Курбан Бердыев, который по праву должен был вместо Рината Билялетдинова выводить «Рубин» на первый исторический матч на новой «Казань Арене» в 2015 году, вернулся на этот красавец-стадион.
И стадион ответил ему взаимностью. Люди пошли на новый бердыевский «Рубин», в котором роль примы играет неувядающий Карадениз — живой связующий между тем «Рубином» и этим. Человек, забивший первый гол своей команды на «Казань Арене», недавно голом-парашютом салютовал всегда верившему ему (и поставившему в капитаны) наставнику. А другой всегда веривший Бердыеву человек, Кверквелия, в канун матча «Рубина» с «Локомотивом», где защитник сборной Грузии теперь играет, сказал: «Я плакал, когда Курбан уходил из «Рубина». Я играю в России только из-за Бердыева». И тоже салютовал любимому тренеру голом. Правда, забитым в ворота Рыжикова.
А в следующем туре «Рубин», героически удерживавший вдесятером преимущество в счете в игре с «Локо», но все-таки упустивший его «благодаря» голу Кверквелии, в добавленное время спасся в Хабаровске. А в другом матче от головы Кверквелии мяч влетел в собственные ворота, и этот гол оказался победным для соперника «железнодорожников» «Тосно». «Просто совпадение», — скажете вы. Думайте, как хотите. А мне просто кажется, что Курбан Бекиевич вернулся. Надеюсь, всерьез и надолго. С днем рождения, маэстро!
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.