«Новая формация педагогов, ведущих «Инстаграмы» и принимающих зачеты по «Скайпу», стала реальностью»
Казанские власти видят решение проблемы дошкольников в семейных и частных детсадах
Пленарное заседание традиционной августовской конференции работников образования в Казани началось празднично и торжественно, а закончилось обсуждением необходимости введения в программу ОБЖ уроков по кибербезопасности и поведению в социальных сетях. Корреспондент «Реального времени» присутствовал на заседании и узнал, что в Казани проблему с нехваткой детских садов будут устранять в том числе за счет увеличения количества частных и семейных детсадов.
Детсадов мало, зато они с инновационным укладом
Работников образования перед входом в Международный информационный центр в Деревне Универсиады встречали шеренги нарядных девушек в шляпках в виде цветов. Педагоги восхищенно восклицали: «Какая красота! Будто в Париже!» Таким образом исполком города решил поздравить на пленарном заседании традиционной городской августовской конференции работников образования, всех причастных к детскому образованию с началом учебного года. Девушками с цветами дело не ограничилось, и в самом здании для педагогов, большинство из которых являются представительницами слабого пола, устроили зону для фотосессий, играли музыканты.
На втором этаже все было не менее празднично и оживленно: кто-то изучал рейтинг казанских учебных заведений на специальных стендах, а кто-то разглядывал макеты школ мечты, собранные учащимися. Проекты поражали фантазией, креативностью и осмысленностью. Правда, больше всего людей можно было заметить не у макетов, а у одного стенда — с книгами, что радовало еще больше.
В зале, где уже не первый год проходит заседание, пустые места можно было пересчитать по пальцам. Самым длительным по времени и насыщенным по содержанию был доклад начальника Управления образования исполкома Казани Ильсура Хадиуллина.
Заметив, что за год расходы на образование в Казани увеличились практически на 1 млрд рублей до 14 млрд рублей, он перешел к самым маленьких горожанам, напомнив о проблеме с нехваткой детских садов. На сегодня в системе дошкольного образования числятся 68 тысяч детей, еще 20 тысяч детей от 1,5 до 6 лет не устроены в дошкольные образовательные учреждения (ДОУ). Из этих 20 тысяч 18 487 — малыши до 3 лет.
— Учитывая рост детского населения в нашей столице, нам предстоят масштабные работы по стабилизации ситуации в детских садах. Варианты решения известны: кроме нового строительства, это семейные и частные детские сады, развитие сети которых возможно при участии Министерства образования и других заинтересованных структур, — отметил Хадиуллин.
По части образования, по словам спикера, важным направлением является «создание инновационного уклада жизни детского сада», основным компонентом которого является развивающая образовательная среда. Соответствуют этому запросу более 10 казанских детсадов, среди которых детсады №152, и №151, детсад №88 и другие.
Образовательные центры на благо или во вред?
Переходя к школьникам, Хадиуллин напомнил, что к 2020 году завершится переход на новые федеральные образовательные стандарты и новый стандарт для педагогов. В Казани повышать эффективность обучения решили с помощью объединения нескольких школ и гимназий в образовательные центры. Всего их в столице РТ будет семь.
— В данный момент начата комплексная работа по выстраиванию новых моделей объединенных школ. Мы говорим об объединении именно как о процессе соединения лучших наработок обоих образовательных учреждений с целью усиления роли образовательного пространства города и повышения уровня образований этих учреждений, — попытался объяснить начальник Управления образования исполкома Казани.
Промежуточные результаты проекта планируется оценить с помощью мониторинга с участием общественного совета.
Однако красивые слова о совершенствовании системы образования вдохновили далеко не всех. Так, родители учеников школы №79, которую объединяют с гимназией №8, опасаясь ухудшения условий обучения, даже дошли до суда.
Если же говорить не о качественном, а о количественном развитии системы дошкольной и школьной системы образования, стоит заметить, что в Казани 1 сентября откроются две новые школы — по улице 2-й Азинской и в ЖК «Седьмое небо» на 1224 мест каждая. Кроме того, сейчас строятся еще три школы — в ЖК «Салават купере», «Светлая долина» и «Соловьиная роща», а также три детских сада — в жилых комплексах «Весна», «Арт Сити» и «Станция Юбилейная».
— Ввод этих учреждений должен изменить ситуацию с нехваткой учебных мест в бурно растущих микрорайонах и снизить долю обучающихся во вторую смену, — отметил Хадиуллин.
Внимание к больным детям
Не менее важным вопросом, который зачастую просто замалчивается, является создание условий инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Не секрет, что в Татарстане им приходится зачастую своими силами добиваться лечения и поступления в учебные заведения. Есть конкретные случаи, когда, например, еще пару лет назад ребенка с ДЦП отказывались брать в школу и родителям приходилось нанимать репетира на дом. Еще более ужасно слышать про детей с редкими заболеваниями, лечения которых добиваются через суд.
По словам Ильсура Хадиуллина, к началу учебного года детей с ОВЗ будут готовы принять еще четыре учебных заведения Казани — это школа №65, детсады №67 и №376, а также музыкальная школа №14. Подготовка к обучению необычных учеников обошлась городу в 9 млн рублей.
Всего на данный момент в школах города учатся более тысячи ребят с ОВЗ и инвалидностью, а специализированными услугами в ДОУ пользуются более 10 тысяч детей. Сейчас в Казани также работают пять консультационных центров, а на базе библиотеки детсада №12 в Ново-Савиновском районе будет открыт центр ранней помощи детям. Кроме того, вместе с общественными организациями были созданы группы комбинированной направленности для детей с синдромом Дауна, расстройством аутического спектра и проблемами опорно-двигательного аппарата в ряде казанских школ. Ставки для работы ресурсных классов выделило Министерство образования.
«Это новая формация педагогов, ведущих «Инстаграмы» и принимающих зачеты по «Скайпу»
В ходе выступления были представлены и озвучены также данные по тем, кто обучает казанских детей. Так, средняя зарплата руководителя школы составила в 2017 году 55 106 рублей, начальника ДОУ — 44 352, а учреждения дополнительного образования (УДО) — 44 533 рубля. Средние зарплаты педагогического персонала на порядок ниже. В школах они составляют 32 304 рубля, в ДОУ — 27 959, а в УДО — 28 568 рублей. Посмотреть реальные доходы сотрудников школьного образования можно в рейтинге «Реального времени», правда, за 2016 год. Они, к слову, варьируются от 17 до 126 тысяч рублей за месяц. Еще один рейтинг нашего издания раскрывает данные о зарплатах завучей в казанских школах.
Среди сложностей в школьном образовании называется нехватка учителей начальных классов, преподавателей физики и математики. По словам Хадиуллина, с учетом демографического роста к 2019—2020 годам потребуется дополнительно более 250 ставок учителей начальных классов, что он просил учесть при формировании контрольных цифр. С гордостью он продолжил, что доля молодых учителей до 35 лет значительно выше республиканских показателей и данных по Москве и Санкт-Петербургу.
— Это новая формация педагогов, ведущих «Инстаграмы» и принимающих зачеты по «Скайпу», играющих в рок-группах и занимающихся наукой, стала реальностью казанского образования. Молодые учителя известны в республике не только победами на профессиональных конкурсах, но и высокими образовательными результатами, — с не меньшей гордостью в голосе отметил начальник Управления образования исполкома Казани.
Работу казанских учителей, хоть и не совсем объективно, но можно оценить по результатам ЕГЭ. А они оказались гораздо лучше прошлогодних. По 9 их 14 предметов выпускники сдали экзамены лучше, чем в прошлом году, а доля работ с результатом выше 80 баллов по литературе, истории, химии и французскому языку увеличилась почти в два раза.
А вот доля учеников, которые не преодолели минимальный порог, напротив, уменьшилась с 0,04% (показатель сохранялся как в 2015 году, так и в 2016) до 0,01 в этом году.
С дипломом отличника из казанских школ выпустили 589 учеников (11,2% против 9,9% в 2016 году). Со справкой ушли из школы 16 человек, один из них удален с экзаменов за нарушения.
Почему на ОБЖ надо рассказывать о кибербезопасности?
Подробнее о ситуации внутри образовательных учреждениях рассказывали уже их представители в рамках содокладов, в частности Ильдар Имамов, директор лицея №177, который является лидером среди казанских заведений по многим направлениям в рейтинге исполкома.
Он говорил о том, как сделать обучение успешным и что, по его мнению, необходимо изменить. В частности, педагог предложил расширить программу по ОБЖ до современных реалий. В частности, изучать не только противогазы, но и киберугрозы.
— Современный мир таит угрозы, которые 15—20 лет назад мы вообще не могли себе представить. Поэтому имеет смысл рассказывать ученикам, что такое кибербезопасность, как вести себя в Сети, чтобы не стать жертвой преступления, в том числе не дать довести себя до самоубийства — а эта проблема в последний год выступила на передний план, как правильно защищать свои цифровые устройства, — выступил с предложением директор гимназии.
К слову, в мэрии города эту инициативу поддержали и согласились с тем, что детей действительно нужно обучать защищать себя в соответствии с новыми вызовами, которые в федеральных стандартах пока не прописаны. Таким образом, Татарстан может стать площадкой, где будут давать конкретные предложения по этому вопросу.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.