Новости раздела

Слияние и поглощение: в Казани отстающие учебные заведения объединят с престижными

Родители, обещают в управлении образования, в результате реформы не проиграют, в отличие от директоров и завучей — очевидно, что кресел всем не хватит

В Казани нашли способ избавиться от второй смены в школах, а заодно подтянуть качество знаний выпускников. Малокомплектные школы объединят с престижными гимназиями и лицеями. Как считают в управлении образования Казани, это станет хорошей новостью для учащихся и тех, и других заведений. Крупные школы, как правило, отличаются сильным руководством и педсоставом — именно поэтому там желающих учиться больше, малокомплектные обладают другим преимуществом — площадями, которые, ввиду малого числа учащихся, используются неэффективно. Родители, обещают в управлении образования, в результате реформы не проиграют, в отличие от директоров и завучей — очевидно, что кресел всем не хватит. Эта мера стала уже второй знаковой за лето в местном «реформировании» среднего образования — после ограничений для троечников. Подробности — в материале «Реального времени».

Убили двух зайцев одним постановлением

С 1 сентября учебных заведений в городе станет на семь меньше. Малокомплектные школы объединят с перегруженными лицеями и гимназиями. Как уточняют в управлении образования, статус учреждений образования, попавших в реформу, тоже будет изменен в сторону повышения.

Так, сольют гимназию №5 и школу №134, гимназию №75 и школу №133, лицей №83 и школу №95, гимназию №8 и школу №79, школы №101 и №106, школу №22 и №58. Также объединят школу №100 и дошкольное отделение учебного заведения и детсад №176.

Школы выбирали по количеству учеников и территориальному признаку. Что касается количества учащихся, то разница кратная. В 134-й школе, к примеру, учатся 230 детей, а в гимназии №5 — 524. В гимназии №8 — 1008 детей, в 79-й школе — 445. При этом учебные заведения находятся в шаговой доступности и построены по одному проекту. Популярность одних школ родители объясняют более сильным педсоставом. В итоге «хорошие», по мнению родителей, школы обычно переполнены, в них учатся в две смены. «Плохие» не набирают учеников, в результате площади здания используются неэффективно.

Объединение фактически позволит убить сразу двух зайцев — ликвидировать вторую смену, к примеру, за счет перевода «началки» в отдельное здание, подтянуть качество образования — в малокомплектных школах учителя-предметники работают совместителями, что не может не влиять на уровень знаний учеников, уверены в управлении образования Казани.

«Образовательные центры с большим числом учащихся обладают существенными финансовыми фондами и могут направлять больше средств на развитие», — говорит Ильсур Хадиуллин. realnoevremya.ru/Дарьи Турцевой

Сколько на школьника тратит государство?

Ну и третья причина для реформы — финансовая.

— Фонд школы формируется исходя из числа обучающихся. Учитывая систему подушевого финансирования, заведениям с небольшим количеством учеников сложно вести нормальную хозяйственную деятельность. Образовательные центры с большим числом учащихся обладают существенными финансовыми фондами и могут направлять больше средств на развитие, — говорит Ильсур Хадиуллин, начальник управления образования Казани.

Так, по словам Хадиуллина, на одного ученика (сумма зависит от статуса учебного заведения) в среднем выделяется 50 тысяч рублей. На зарплату педагогов уходит 84 процента, на покупку имущества — 13 процентов, на канцтовары — 1 процент, еще 2 процента — на другие нужды.

Кстати, этой же финансовой причиной Ильсур Хадиуллин объяснил препоны, связанные с переводом в 10-й класс. Школы, по его словам, отказывают ученикам в зачислении, если не набирается 25 человек в классе.

— Каждый ребенок получает содержание по нормативу. Но если в классе не 25 детей, а 17, то это происходит по другому расчету. 17 получают в размере 100%, а остальные виртуальные восемь учеников — 50 процентов от этой суммы для поддержания школы и педсостава. Нам надо уйти от этого и набирать 25 детей в класс, — прокомментировал он.

На одного воспитанника детского сада выделяется 90 тысяч рублей. Кстати, по этой же причине будут объединять и детские сады — это № 366 и №341, №300 и №36, №51 и №72, №45 и №15, №283 и №179, №289 и №66, №252, №178 и № 223, №147 и №33, №203 и №310, №391 и №57, №213 и №251, №305 и №150, №171 и №38.

Второй — лишний. Кому придется уступить кресло руководителя?

Если с детьми и родителями все ясно, педагогами тоже — раз количество детей не сокращается, то и их сокращать не будут. А вот с руководителями образовательных учреждений — проблемы. Очевидно, что два директора и десять завучей одной школе не нужны. Кому-то придется покинуть кресло. Как уточнил Ильсур Хадиуллин, понизят в должности руководителей присоединяемых школ — они станут завучами. Такая перспектива устроила не всех.

— Директор школы №133 с сегодняшнего дня переведена на другую работу — она стала заведующей детским садом. Четырем директорам предложены ставки завучей, из них трое согласились, один думает, — рассказывая о кадровых перестановках, Ильсур Хадиуллин принципиально решил не уточнять фамилии руководителей, лишившихся полномочий.

Резонный вопрос: куда денутся завучи? А завучи, сказал начальник управления образования, перейдут в учителя. «Завучи и раньше не занимали полные ставки, они совмещали на 0,3—0,5 ставки», — уточнил он.

Что касается надбавок за работу завуча, которые они потеряют в результате реформы, по словам Хадиуллина, — это частный случай: «Никто не обидится».

По такому же принципу произойдут рокировки в объединяемых детских садах. В малокомплектных учреждениях не были предусмотрены ставки старшего воспитателя, психолога и музруководителя — бывшие заведующие, вероятно, займут эти должности.

Школьное объединение продолжится?

Ильсур Хадиуллин не смог пообещать, что на этом реформа закончится. Возможно, в следующем году объединение школ продолжится. Все будет зависеть от результатов этого эксперимента. Так, давно слухи о слиянии ходят в гимназии №102, которой руководит депутат Госсовета Ирина Бакова, объединить гимназию могут с находящейся через дорогу школой №65. В первой учатся 1800 учеников, во второй такого же проекта — 378, и даже странно, почему объединение не затронуло эти учебные заведения. К слову, руководство и родители гимназии в свое время выступали категорически против этой идеи.

Все проблемы, возникающие в объединяемых школах, чиновники обещают решать в ручном режиме, к примеру, если родительское сообщество будет категорически против варианта перевода начальной школы из одного здания в другое, обещают оставить по классу и там, и там. Если одна школа была с татарским языком обучения, а другая — с русским, то обещают сформировать и те, и другие классы.

На бумаге объединение школ уже произошло, и родители первоклашек будут писать заявление на прием в «головное» учебное заведение.

Дарья Турцева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров