Новости

02:34 МСК
Все новости

Как родители из Казани взбунтовались против укрупнения школ

Борьба за сокращаемые учебные заведения дошла до суда, а начальника управления образования столицы РТ вызвали из отпуска, чтобы улаживать конфликт

Как родители из Казани взбунтовались против укрупнения школ Фото: evening-kazan.ru

Не получилось отдохнуть на летних каникулах директорам некоторых казанских школ и родителям учеников. Номер с тихой реорганизацией летом, когда все будут заняты дачами и отдыхом на курортах, не удался. Родительское сообщество подняло шум, причем возмущениями в интернете на этот раз не ограничились, действуют решительно. Родители учеников школы №79, которую присоединяют к 8-й гимназии, обратились в суд. Исковое заявление готовят родители учеников школы №133, которую сливают с гимназией №75. Начальник управления образования прервал свой отпуск, чтобы «тушить пожар». Подробности — в материале «Реального времени».

Слияние и поглощение

О реорганизации образовательных учреждений Казани стало известно 7 июля. Начальник управления образования Ильсур Хадиуллин созвал пресс-конференцию, на которой объявил о создании на базе 13 школ семи образовательных центров. Он несколько раз уточнил, что это не оптимизация, и привел в пример прошлую свою встречу с журналистами, когда речь шла о закрытии 12-часовых групп в детских садах, вот там, мол, была оптимизация. В случае же со школами говорилось только о плюсах — от слияния выиграют и те, и другие учебные заведения. Переполненные школы, как правило, отличаются сильным руководством и педсоставом — именно поэтому там желающих учиться больше, малокомплектные обладают другим преимуществом — площадями, которые, ввиду малого числа учащихся, используются неэффективно. В результате должен произойти взаимовыгодный обмен, плюс большее количество учеников в школе увеличит финансирование, а оно, как известно, подушевое — 50 тысяч рублей в год на одного ученика.

Но родители Ильсуру Хадиуллину не поверили. Причем категорически против «брачного союза» оказались и «жених», и «невеста» — в лице школы-поглотителя и школы поглощенной.

Обстановка накалилась до такой степени, что начальника управления образования отозвали из отпуска, чтобы он уладил конфликт. Как сообщили «Реальному времени» источники в управлении, официально шеф находится на отдыхе, но на этой неделе провел совещание с руководителями участвующих в реформе учебных заведений и поручил им провести разъяснительную работу среди бунтующих родителей.

При этом самим директорам инициативу посоветовали не проявлять — так, ни в одной школе прокомментировать «Реальному времени» позицию относительно предстоящего слияния не решились. «Комментариев не даем, все через управление образования», — звучало отовсюду.

Ильсур Хадиуллин объявил о создании на базе 13 школ семи образовательных центров

Классовое неравенство

Между тем страсти разыгрались нешуточные и переместились из образовательной плоскости в социальную. Гимназия №8 и школа №79 родниться не хотят категорически. Родители из 8-й гимназии составили петицию в адрес руководства Татарстана.

«Проведя в школе №79 две недели, считаем, что техническое оснащение школы не соответствует уровню инновационного образовательного учреждения. У здания школы №79 плачевное техническое состояние: она требует капитального ремонта, замены парт, стульев, другой мебели, кабинеты начальных классов не укомплектованы необходимым оборудованием. Мы поступали и собирались учиться в комфортных условиях, чистых и отремонтированных классах, а нас хотят отправить в условия, не комфортные для обучения», — пишет автор петиции Ксения.

Возмущение Ксении понятно — поступали они в престижную гимназию, денег на ремонт и в иные благотворительные фонды сдали немало, а сейчас их переводят в 79-ю школу (в интернете можно наткнуться на отзывы: «самая отстойная школа в микрорайоне»). Может, заново и классы ремонтировать придется?

Родители учеников «плачевной» 79-й тоже не горят желанием сливаться с «комфортной» 8-й. Боятся, что гимназисты будут «смотреть свысока на их детей» или дети просто не потянут завышенных требований гимназии. «Я думаю, что будет хорошо только крутым и навороченным, а простым детям, которым дается все с большим трудом, будет только хуже», — пишет пользователь под ником Александра.

«Надо митинг устроить. Что за беспредел творится? Шли в одну школу, а оказались в другой. В обычной были отличниками, а в гимназии будем двоечниками, и отчислят», — переживают в 79-й школе.

Объединяться с 8-й гимназией они не хотят до такой степени, что подали иск в суд.

Гимназия №8 и школа №79 родниться не хотят категорически

От перемены мест слагаемых сумма не меняется

Отстаивать право учиться в той школе, в которую поступали, намерены родители учеников школы №133, которую сливают с гимназией №75, они наняли адвоката, который им составил исковое заявление. В реорганизации они не видят смысла — в 133-й школе обучаются 405 учеников, в 75-й — в два раза больше, хотя здания однотипные и рассчитаны на 475 человек.

— Если будут соединены две школы, в двух зданиях будут обучаться примерно 1270 человек вместо положенных 945 учащихся. Не удивлюсь, что «лишнее» число детей будет вынуждено учиться в третью смену. Почему никто не учел, что реорганизация ухудшает условия обучения несовершеннолетних? В одной из гимназий Казани ученику отказали в приеме в 10-й класс из-за двух троек. В управлении образования прокомментировали, что гимназия имеет на это право, так как ученик не подходит по критериям. Из этого следует, что через год нашим детям могут отказать в образовании? — говорит Юлия Хакимова, она в соцсети создала группу против объединения школ.

По словам Юлии, в их случае довольны реорганизацией только родители детей из 75-й гимназии, которым пообещали ликвидировать вторую смену. «Как это возможно, если число детей только увеличится?» — не понимает она.

Впрочем, отстаивать школу им придется самостоятельно. Директор, которая могла бы возглавить «движение сопротивления», уволилась. Не согласившись на роль второго плана в школе №75, Гульчачак Хайдарова предпочла стать заведующей детского сада.

«Надо плохое улучшать, но не ценой того, чтобы ухудшалось хорошее»

Реорганизация — последствие поручения президента РФ Владимира Путина ликвидировать вторую смену в школах, данного еще в 2015 году. Правда, речь тогда шла о строительстве новых и ремонте старых школ. Но в регионах показатели выполняют по-другому — путем слияния переполненных и малокомплектных. Казань не первая в этом плане. Движение против объединений набирает обороты в Тюмени, Красноярске, Москве. Депутаты от ЛДПР Елена Афанасьева и Максим Щепинов внесли в Госдуму законопроект об изменениях в Законе об образовании, предусматривающий «учет мнения общественности при принятии решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации, расположенной в городском округе». Но профильный комитет парламента, а за ним и депутаты инициативу отклонили.

«Нужна специальная большая работа по улучшению того, что плохо. А сейчас хотят все усреднить», — считает Павел Шмаков (на фото слева). Фото Олега Тихонова

Авторы в пояснительной записке обращали внимание на то, что от слияния не выигрывают ученики ни той, ни другой школы. «Это приводит к тому, что объединяются более «слабые» школы с гимназиями, где и преподавательский состав, и уровень знаний учащихся значительно выше. Это приводит не к улучшению ситуации в более слабой школе, а к ухудшению уровня знаний в гимназии». С этой позицией согласен и Павел Шмаков, директор казанской школы «Солнце», несколько лет проработавший в школе в Финляндии.

«С точки зрения экономии денег это однозначно выгодно. И с точки зрения того, что у детей появится выбор между большим количеством кружков, это тоже очень хорошо. Но с точки зрения того, что в большинстве случаев хорошие школы перестают быть хорошими, это тоже правда. Поднимается средний уровень — плохие становятся лучше, а хорошие становятся хуже. Я отношусь к этому плохо, мне это не нравится. Я всегда считал, что надо плохое улучшать, но не ценой того, чтобы ухудшалось хорошее. Есть такая русская пословица: «Лучшее — враг хорошего». И чтобы поднять низкий уровень плохих школ, надо специально заниматься. Нужно проводить конкурс учителей, конкурс директоров. И это должно быть позицией города — добавлять школам денег, если они могут их освоить, менять директоров, если они плохо работают, собирать родительские собрания. Нужна специальная большая работа по улучшению того, что плохо. А сейчас хотят все усреднить», — говорит Павел Шмаков.

Московский опыт: отличников и кружков больше не стало, зарплаты не выросли

Экспериментальной площадкой по объединению школ стала Москва, предполагается, что ее опыт станет моделью для объединения школ и детсадов в разных регионах России (перенимать опыт туда ездили и чиновники из Казани). Процесс в Москве начался в 2012 году, в результате к 2016 году количество учебных заведений сократилось с 1570 до 700.

По итогам реорганизации ученые Высшей школы экономики провели исследование. В числе положительных результатов они отметили возросшую доступность 10-х и профильных классов, однако при этом «простым» классам стали выделять не самых лучших педагогов. Что касается качества образования, то доля двоечников уменьшилась, при этом доля отличников не увеличилась — «серьезного роста результатов нет», констатировали эксперты. Одним из плюсов реорганизации называют возможность открытия в школах кружков вместо второй смены обучения. Московский опыт показывает, что доля детей, охваченных дополнительным образованием в школе, выросла с 64% до 80%, при этом кружки стали доступны не всем: «доля учеников, посещающих бесплатные занятия, не увеличилась». Стало больше платных занятий, такое дополнительное образование для части семей — не по карману, делают выводы в ВШЭ.

Экспериментальной площадкой по объединению школ стала Москва, предполагается, что ее опыт станет моделью для объединения школ и детсадов в разных регионах России. Фото vm.ru

Изучили и влияние реорганизации на учителей. Так, один из позитивных результатов — профессиональный рост, педагоги получили возможность обмениваться опытом. С другой стороны, профессиональный рост сопряжен с ростом неоплачиваемых обязанностей. «Мы получаем столько же, а делать приходится больше», — подчеркнул один из педагогов, участвующий в опросе.

Родители отмечают, что школы стали более открытыми — информация начала размещаться в соцсетях: «таким образом, руководители школ заботятся об имидже организации, ее представлении во внешнем сообществе». С другой стороны, директора стали менее доступны, как для родителей, так и для учителей. «В крупном комплексе, в котором обучаются тысячи детей и работают сотни учителей, выстраивается управленческая пирамида, которая не предполагает тесного общения педколлектива, учащихся и родителей с находящимся на вершине директором. Кроме того, в такой образовательной организации крайне трудно создаются связи между педагогическими коллективами отдельных подразделений», — резюмировали авторы исследования.

Дарья Турцева
комментарии 23

комментарии

  • Анонимно 19 июля
    И правда, если "стране нужны рабочие", хотя тут можно поспорить, скорее всё это лоббирование интересов колледжей, если сокращается количество 10-11 классов, то некоторое количество учителей оказывается лишним. А если еще вспомнить о путинских "майских указах" и что зарплата учителям всё еще не на уровне, таки быть сокращениям ((((((((((
    Ответить
    Анонимно 19 июля
    Ну надо же как-то повышать
    Ответить
    Анонимно 19 июля
    не таким же способом
    Ответить
  • Анонимно 19 июля
    Ну они кончено молодцы, уже конец лета, а они о таких изменениях сообщают
    Ответить
    Анонимно 19 июля
    могли бы дать время родителям опомниться, но им это невыгодно
    Ответить
  • Анонимно 19 июля
    Вшэ на заказ эти исследования делают что ли, выглядит необъективно
    Ответить
    Анонимно 19 июля
    конечно на заказ, понятно же
    Ответить
    Анонимно 20 июля
    почему необъективно? Указали и плюсы и минусы по-моему.
    Ответить
  • Анонимно 19 июля
    Согласен, знания будут уравниваться между школами и, как показывает практика, ровняются они не по лучшим ученикам, а по слабым. И поэтому смешение школ приведет и к снижению уровня учеников в том числе в сильных школах
    Ответить
  • Анонимно 19 июля
    я думаю, что в целом уровень знаний примерно одинаковый во всех школах, по одним программам же занимаются
    Ответить
  • Анонимно 19 июля
    Давно пора выразить недовольство. Вузы и техникумы закрывают сотнями, школы оптимизируют, учебные программы в них урезают (сейчас в средней школы нет даже предмета астрономии), вот сейчас начали укрупнение. Для образования у нас денег нет. А вот на спорт, который является механизмом превращения людей в обезьян (Конан-Дойль), - мы тратим 10-ки миллиардов.
    Ответить
  • Анонимно 20 июля
    Я тоже против укрупнения, не понимаю зачем оно нужно
    Ответить
  • Анонимно 20 июля
    Спасибо этим неравнодушным родителям!
    Ответить
    Анонимно 04 авг
    Пожалуйста
    Ответить
  • Анонимно 20 июля
    Спасибо родителям за их активную позицию.
    Ответить
    Анонимно 04 авг
    Пожалуйста
    Ответить
  • Анонимно 20 июля
    В деревнях школы сокращайте, там на 5 девчонок трое училок с повышенной зпухой. А в Казани и так нема учителей.
    Ответить
  • Анонимно 20 июля
    Странно, что родители так называемой "отстойной" школы подали в суд, а не родители " престижных"школ подняли голову. Наверное, есть что-то хорошее в этой школе, если решили ее отстаивать
    Ответить
  • Анонимно 20 июля
    Наша школа 79 г. Казани не отстоит. У нас хороший педагогический состав, понимающий директор. Она знает почти всех детей, и если у детей есть проблемы в семье они с психологом помогают. Будет ли это в 8 гимназии большой вопрос? У меня старший сын закончил 11 классов вполне успешно, сейчас средний перешёл в 11 класс и дочь в начальных классах. Детям кто перешёл в 11 класс в декабре сдавать экзамены, нужен ли им лишний стресс???? Если хотят слияние школ. Начинали бы с начальница школы.
    Ответить
  • Анонимно 20 июля
    Наша школа 79 г Казани не отстойная. У нас квалифицированный педагогический состав, понимающий директор. Она знает почти всех своих детей, знает их семейное положение. Если даже возникают какие либо проблемы у ребёнка она с психологом помогают.
    Ответить
  • Анонимно 20 июля
    Я бывший ученик и 8 гимназии и 79 школы.Мне есть что сравнивать.Я ушел из 8 гимназии,потому что так называемый профессиональный учитель на уроке бесцеремонно разделила детей на 2 группы:вот с этими я буду заниматься,готовить к ЕГЭ,а с этими (их было больше половины ),нет смысла! Я ушел в 79 школу и не жалею.Совершенно другая атмосфера,внимание педагогов к твоим проблемам,желание помочь.Я закончил школу на 4 и 5.Да,по математике 4,потому что никто не называл меня безнадежным. Конечно,репетиторство позволить себе здесь могли единицы,поэтому их готовили учителя,и дети сдавали экзамены,результаты были разные.Не потому,что учителя непрофессионалы,а потому,что уровень развития детей может быть разным.Гимназия старается набрать детей более подготовленных,а 79 школа берет всех,и готовит к экзаменам всех.Огромное спасибо нашим учителям 79 школы,чутким и внимательным.
    Ответить
  • Анонимно 20 июля
    Закончила школу 13 лет назад, поступила в КГУ только через собеседование - и все благодаря человеческому отношению и действительно отличному подходу обучению. И дело-то совсем не в обшарпанных лавках и столах. Наши учителя просто к своей работе с душой относятся и действительно на результат нацелены, а не для галочки. Скажу еще так - весь наш выпуск
    Ответить
  • Анонимно 20 июля
    Я бывшая выпускница школы 79. И могу с уверенностью сказать, что то образование, которое я получила, нисколько не хуже полученного в гимназиях и лицеях. А сравнить мне было с чем- на данный момент у меня три высших образования в рамках моей профдеятельности - два получены в Казанском государственном университете и одно в Медицинском, все с красными дипломами, входила и в 25 лучших выпускников Вуза, и в сотню лучших по республике. Я из обычной семьи, поэтому это все - отголоски того, что вложили в меня учителя. Но кроме этого, в нас были воспитаны ещё и нравственные ценности. Школа 79 носит имя разведчика Рихарда Зорге, в школе есть музей, посвящённый его жизни и подвигу. Мы выросли, осознавая себя патриотами и с ощущением благодарности предкам. До сих пор я со своим ребёнком приезжаю 9 мая к памятнику Зорге, который находится во дворе школы, чтобы возложить цветы. Многие выпускники стали профессионалами своего дела, при этом существует взаимоддержка среди выпускников. И своих детей я бы очень хотела отдать учиться именно в такую обычную школу, потому что будучи преподавателем вуза имею возможность сравнить результат формирования детей что в средней школе, что в гимназии,где,к сожалению, зачастую среди выпускников наблюдается пафос, высокомерие и ориентации на материальные, а не духовные ценности. Свои плюсы есть и в первом, и во втором случае, но считаю, что свобода выбора должна оставаться всегда-каждый шёл учиться туда, куда шёл и за тем, чем шёл. Надеюсь, родители смогут отстоять свои права.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии