Новости раздела

Как родители из Казани взбунтовались против укрупнения школ

Борьба за сокращаемые учебные заведения дошла до суда, а начальника управления образования столицы РТ вызвали из отпуска, чтобы улаживать конфликт

Не получилось отдохнуть на летних каникулах директорам некоторых казанских школ и родителям учеников. Номер с тихой реорганизацией летом, когда все будут заняты дачами и отдыхом на курортах, не удался. Родительское сообщество подняло шум, причем возмущениями в интернете на этот раз не ограничились, действуют решительно. Родители учеников школы №79, которую присоединяют к 8-й гимназии, обратились в суд. Исковое заявление готовят родители учеников школы №133, которую сливают с гимназией №75. Начальник управления образования прервал свой отпуск, чтобы «тушить пожар». Подробности — в материале «Реального времени».

Слияние и поглощение

О реорганизации образовательных учреждений Казани стало известно 7 июля. Начальник управления образования Ильсур Хадиуллин созвал пресс-конференцию, на которой объявил о создании на базе 13 школ семи образовательных центров. Он несколько раз уточнил, что это не оптимизация, и привел в пример прошлую свою встречу с журналистами, когда речь шла о закрытии 12-часовых групп в детских садах, вот там, мол, была оптимизация. В случае же со школами говорилось только о плюсах — от слияния выиграют и те, и другие учебные заведения. Переполненные школы, как правило, отличаются сильным руководством и педсоставом — именно поэтому там желающих учиться больше, малокомплектные обладают другим преимуществом — площадями, которые, ввиду малого числа учащихся, используются неэффективно. В результате должен произойти взаимовыгодный обмен, плюс большее количество учеников в школе увеличит финансирование, а оно, как известно, подушевое — 50 тысяч рублей в год на одного ученика.

Но родители Ильсуру Хадиуллину не поверили. Причем категорически против «брачного союза» оказались и «жених», и «невеста» — в лице школы-поглотителя и школы поглощенной.

Обстановка накалилась до такой степени, что начальника управления образования отозвали из отпуска, чтобы он уладил конфликт. Как сообщили «Реальному времени» источники в управлении, официально шеф находится на отдыхе, но на этой неделе провел совещание с руководителями участвующих в реформе учебных заведений и поручил им провести разъяснительную работу среди бунтующих родителей.

При этом самим директорам инициативу посоветовали не проявлять — так, ни в одной школе прокомментировать «Реальному времени» позицию относительно предстоящего слияния не решились. «Комментариев не даем, все через управление образования», — звучало отовсюду.

Классовое неравенство

Между тем страсти разыгрались нешуточные и переместились из образовательной плоскости в социальную. Гимназия №8 и школа №79 родниться не хотят категорически. Родители из 8-й гимназии составили петицию в адрес руководства Татарстана.

«Проведя в школе №79 две недели, считаем, что техническое оснащение школы не соответствует уровню инновационного образовательного учреждения. У здания школы №79 плачевное техническое состояние: она требует капитального ремонта, замены парт, стульев, другой мебели, кабинеты начальных классов не укомплектованы необходимым оборудованием. Мы поступали и собирались учиться в комфортных условиях, чистых и отремонтированных классах, а нас хотят отправить в условия, не комфортные для обучения», — пишет автор петиции Ксения.

Возмущение Ксении понятно — поступали они в престижную гимназию, денег на ремонт и в иные благотворительные фонды сдали немало, а сейчас их переводят в 79-ю школу (в интернете можно наткнуться на отзывы: «самая отстойная школа в микрорайоне»). Может, заново и классы ремонтировать придется?

Родители учеников «плачевной» 79-й тоже не горят желанием сливаться с «комфортной» 8-й. Боятся, что гимназисты будут «смотреть свысока на их детей» или дети просто не потянут завышенных требований гимназии. «Я думаю, что будет хорошо только крутым и навороченным, а простым детям, которым дается все с большим трудом, будет только хуже», — пишет пользователь под ником Александра.

«Надо митинг устроить. Что за беспредел творится? Шли в одну школу, а оказались в другой. В обычной были отличниками, а в гимназии будем двоечниками, и отчислят», — переживают в 79-й школе.

Объединяться с 8-й гимназией они не хотят до такой степени, что подали иск в суд.

От перемены мест слагаемых сумма не меняется

Отстаивать право учиться в той школе, в которую поступали, намерены родители учеников школы №133, которую сливают с гимназией №75, они наняли адвоката, который им составил исковое заявление. В реорганизации они не видят смысла — в 133-й школе обучаются 405 учеников, в 75-й — в два раза больше, хотя здания однотипные и рассчитаны на 475 человек.

— Если будут соединены две школы, в двух зданиях будут обучаться примерно 1270 человек вместо положенных 945 учащихся. Не удивлюсь, что «лишнее» число детей будет вынуждено учиться в третью смену. Почему никто не учел, что реорганизация ухудшает условия обучения несовершеннолетних? В одной из гимназий Казани ученику отказали в приеме в 10-й класс из-за двух троек. В управлении образования прокомментировали, что гимназия имеет на это право, так как ученик не подходит по критериям. Из этого следует, что через год нашим детям могут отказать в образовании? — говорит Юлия Хакимова, она в соцсети создала группу против объединения школ.

По словам Юлии, в их случае довольны реорганизацией только родители детей из 75-й гимназии, которым пообещали ликвидировать вторую смену. «Как это возможно, если число детей только увеличится?» — не понимает она.

Впрочем, отстаивать школу им придется самостоятельно. Директор, которая могла бы возглавить «движение сопротивления», уволилась. Не согласившись на роль второго плана в школе №75, Гульчачак Хайдарова предпочла стать заведующей детского сада.

«Надо плохое улучшать, но не ценой того, чтобы ухудшалось хорошее»

Реорганизация — последствие поручения президента РФ Владимира Путина ликвидировать вторую смену в школах, данного еще в 2015 году. Правда, речь тогда шла о строительстве новых и ремонте старых школ. Но в регионах показатели выполняют по-другому — путем слияния переполненных и малокомплектных. Казань не первая в этом плане. Движение против объединений набирает обороты в Тюмени, Красноярске, Москве. Депутаты от ЛДПР Елена Афанасьева и Максим Щепинов внесли в Госдуму законопроект об изменениях в Законе об образовании, предусматривающий «учет мнения общественности при принятии решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации, расположенной в городском округе». Но профильный комитет парламента, а за ним и депутаты инициативу отклонили.

«Нужна специальная большая работа по улучшению того, что плохо. А сейчас хотят все усреднить», — считает Павел Шмаков (на слева). realnoevremya.ru/Олега Тихонова

Авторы в пояснительной записке обращали внимание на то, что от слияния не выигрывают ученики ни той, ни другой школы. «Это приводит к тому, что объединяются более «слабые» школы с гимназиями, где и преподавательский состав, и уровень знаний учащихся значительно выше. Это приводит не к улучшению ситуации в более слабой школе, а к ухудшению уровня знаний в гимназии». С этой позицией согласен и Павел Шмаков, директор казанской школы «Солнце», несколько лет проработавший в школе в Финляндии.

«С точки зрения экономии денег это однозначно выгодно. И с точки зрения того, что у детей появится выбор между большим количеством кружков, это тоже очень хорошо. Но с точки зрения того, что в большинстве случаев хорошие школы перестают быть хорошими, это тоже правда. Поднимается средний уровень — плохие становятся лучше, а хорошие становятся хуже. Я отношусь к этому плохо, мне это не нравится. Я всегда считал, что надо плохое улучшать, но не ценой того, чтобы ухудшалось хорошее. Есть такая русская пословица: «Лучшее — враг хорошего». И чтобы поднять низкий уровень плохих школ, надо специально заниматься. Нужно проводить конкурс учителей, конкурс директоров. И это должно быть позицией города — добавлять школам денег, если они могут их освоить, менять директоров, если они плохо работают, собирать родительские собрания. Нужна специальная большая работа по улучшению того, что плохо. А сейчас хотят все усреднить», — говорит Павел Шмаков.

Московский опыт: отличников и кружков больше не стало, зарплаты не выросли

Экспериментальной площадкой по объединению школ стала Москва, предполагается, что ее опыт станет моделью для объединения школ и детсадов в разных регионах России (перенимать опыт туда ездили и чиновники из Казани). Процесс в Москве начался в 2012 году, в результате к 2016 году количество учебных заведений сократилось с 1570 до 700.

По итогам реорганизации ученые Высшей школы экономики провели исследование. В числе положительных результатов они отметили возросшую доступность 10-х и профильных классов, однако при этом «простым» классам стали выделять не самых лучших педагогов. Что касается качества образования, то доля двоечников уменьшилась, при этом доля отличников не увеличилась — «серьезного роста результатов нет», констатировали эксперты. Одним из плюсов реорганизации называют возможность открытия в школах кружков вместо второй смены обучения. Московский опыт показывает, что доля детей, охваченных дополнительным образованием в школе, выросла с 64% до 80%, при этом кружки стали доступны не всем: «доля учеников, посещающих бесплатные занятия, не увеличилась». Стало больше платных занятий, такое дополнительное образование для части семей — не по карману, делают выводы в ВШЭ.

Изучили и влияние реорганизации на учителей. Так, один из позитивных результатов — профессиональный рост, педагоги получили возможность обмениваться опытом. С другой стороны, профессиональный рост сопряжен с ростом неоплачиваемых обязанностей. «Мы получаем столько же, а делать приходится больше», — подчеркнул один из педагогов, участвующий в опросе.

Родители отмечают, что школы стали более открытыми — информация начала размещаться в соцсетях: «таким образом, руководители школ заботятся об имидже организации, ее представлении во внешнем сообществе». С другой стороны, директора стали менее доступны, как для родителей, так и для учителей. «В крупном комплексе, в котором обучаются тысячи детей и работают сотни учителей, выстраивается управленческая пирамида, которая не предполагает тесного общения педколлектива, учащихся и родителей с находящимся на вершине директором. Кроме того, в такой образовательной организации крайне трудно создаются связи между педагогическими коллективами отдельных подразделений», — резюмировали авторы исследования.

Дарья Турцева

Новости партнеров