Новости раздела

«Я оптимист и верю в светлое будущее, где в туалетах не стоят скрытые камеры»

Колонка Павла Шмакова об участившихся школьных скандалах

«Я оптимист и верю в светлое будущее, где в туалетах не стоят скрытые камеры» Фото: prokazan.ru

На прошлой неделе Татарстан сотряс скандал вокруг средней школы в Тукаевском районе, в которой директор установил видеокамеры в женском туалете. Известный российский и финский педагог, колумнист «Реального времени» Павел Шмаков в авторской колонке, написанной специально для нашей интернет-газеты, делится мыслями, почему в учреждениях, где должны обучать и воспитывать, все чаще возникают подобные скандалы с пикантными подробностями.

Скандал за скандалом

В сентябре мы узнали, что в одной из самых-самых лучших школ России, в 57-й школе Москвы, учитель истории в течение многих лет занимался сексуальным просвещением учениц. Не простой учитель, а руководитель Фонда друзей школы. Близко знакомый с директором.

Менее известна история, как научно нечистоплотный человек был директором не менее известной школы — Специализированного учебно-научного центра при МГУ.

Сейчас телевидение через день показывает кадры из жизни «Лиги школ», директора и завуча которой десятки учениц обвиняют в сексуальном домогательстве. С доказательствами пока непонятно, но уже десятки статей и телепередач, тысячи постов в «Фейсбуке»…

Мы живем в больной стране. Что далеко ходить — в 2011 году мэр Казани и президент Республики Татарстан пригласили меня вернуться на родину. С августа я стал директором Лицея имени Лобачевского. Из 600 человек, обучавшихся на тот момент в самой престижной школе Казани, свыше 240 было зачислено «по звонку», за деньги или со страха. «Как бы чего не вышло», если они не будут зачислены, полагала, наверное, администрация школы. Среди этих 240 — как дети богатых родителей, так и тех, кто принимает решения. На два года прекратилась эта позорная процедура зачисления «слева». В 2013-м мы смогли вывести лицей в топ-25 лучших школ России. В том же году лицей ликвидировали. Важно заметить, что родители этих 240 детей продолжают трудиться на своих местах.

«Директор одной из школ Тукаевского района установил скрытые камеры в женских туалетах. В одной из лучших школ Казани во время экзамена учителя отправляют быстро написавших сверить свои решения с правильными, оставленными на стенах туалета». Фото im-joseph.com

Припугнуть детишек

Последние новости. Директор одной из школ Тукаевского района установил скрытые камеры в женских туалетах. В одной из лучших школ Казани во время экзамена учителя отправляют быстро написавших сверить свои решения с правильными, оставленными на стенах туалета.

А вот еще одно недавнее обсуждение в «Фейсбуке»: «Эпопея с попытками педагогического воздействия продолжалась 2 недели… Тогда я попросила своего старшего сына, пятиклассника, припугнуть детишек. Он парень не по годам рослый, толстым голосом говорить умеет. Сын отказывался. Он тоже говорил с учительницей и так же безрезультатно. Тогда он подошел на перемене к классу младшего брата и в тот момент, когда детишки с воплем «жирныыыыый» шли на таран, схватил парочку за руки, а потом сказал страшным голосом, что «…если …еще раз …кто-нибудь… младшего брата… обидит…». Все. Занавес. Никто никогда в школе моего ребенка больше не обижал». «Мой старший сын сказал детям, что, если они не оставят его брата в покое, то он поступит с ними так же, как они поступают с его братом. Это было эффективно и безболезненно. Для всех. Более того, это было согласовано с педагогом, юная учительница была бессильна. Нет, мне не стыдно».

Перечитываю. «Тогда я попросила своего старшего сына, пятиклассника, припугнуть детишек. Это было согласовано с педагогом… Нет, мне не стыдно».

Было ли что-либо подобное раньше? Было. И ложь. И драки. И изнасилования. Но масштаб был иным. Сейчас — иное время. Наши дети перестают читать книги. Мужчины сидят в присутствии женщин. Учитель, точнее, учительница — не относится к числу тех, на кого хочется быть похожим. Мужчины в школе встречаются редко, а встречающиеся — мало зарабатывают. Женщина в школе выглядит существенно хуже, чем актриса на экране. Школьницы «парят» (это про вэйпы, новомодные электронные сигареты).

«Мы ночуем с детьми в школе, поем с ними песни, приглашая поучаствовать в этом и родителей. Опасно ли это? Опасно. Но не для детей. А для руководителей нашей школы, которую любят проверять сотрудники прокуратуры». Фото shkolasolnce.ru

«Я оптимист и верю в лучшее»

Есть ли свет в конце туннеля? Есть. Мне видится, что выход — в открытости. В школе СОлНЦе, имеющей титул «Лучшая школа Татарстана», которую мы строим с 2013 года на руинах Лицея при КФУ, дети воровали. А мы не прятали голову в песок, мы говорим и пишем на стенке в социальной сети «ВКонтакте» об этой грязи… Сейчас воруют меньше.

Мы участвуем в обсуждении про эту маму, которая «попросила своего старшего сына, пятиклассника, припугнуть детишек». Спорим с ее друзьями, поддерживающими это припугивание детей.

Мы ночуем с детьми в школе, поем с ними песни, приглашая поучаствовать в этом и родителей. Опасно ли это? Опасно. Но не для детей. А для руководителей нашей школы, которую любят проверять сотрудники прокуратуры, и почему-то именно те сотрудники, чьих детей мы когда-то не взяли в школу «по звонку» из этого грозного ведомства.

Я оптимист и верю в лучшее. В светлое будущее. В то, где меньше дураков и подлецов. Где смеются дети. Где Волга чистая. Где в туалетах не стоят скрытые камеры.

Павел Шмаков
Справка

Павел Анатольевич Шмаков — российский и финский педагог, создатель и директор школы «СОлНЦе». Разработал концепцию интеллектуальной увлеченности школьников. Колумнист «Реального времени».

  • Родился в Казани в 1957 году.
  • В 1982 году окончил МИФИ (кафедра теоретической ядерной физики).
  • В 1983 году начал работать в физико-математической школе «Квант» (Казань).
  • В 1992—2000 гг. был директором Академического колледжа при КГУ.
  • В 2000 году уехал в Финляндию. В 2004—2005 гг. обучался в педагогическом училище. В 2004—2006 гг. учился в Университете Хельсинки.
  • В 2006—2010 гг. преподавал математику, физику и химию в школах Финляндии.
  • В 2009 году признан лучшим учителем года школы им. Алексиса Киви (Хельсинки).
  • В 2011 году по приглашению казанских властей вернулся на родину и стал директором лицея им. Лобачевского при КФУ. По итогам 2012-2013 учебного года этот лицей, единственный из Татарстана, вошел в топ-25 лучших школ России.
  • В 2013 году создал и возглавил Специализированный олимпиадно-научный центр «Школа СОлНЦе» для детей с выдающимися способностями.

комментарии 23

комментарии

  • Анонимно 22 фев
    что это за история с лицеем Лобачевского? его что специально назло прикрыли?
    Ответить
  • Анонимно 22 фев
    В его школе не было домогательств?
    Ответить
  • Анонимно 22 фев
    не оптимистам в нашей стране живется туго
    Ответить
  • Анонимно 22 фев
    да уж, джентльменов сейчас днем с огнем не сыщешь
    Ответить
  • Анонимно 22 фев
    "Наши дети перестают читать книги". Не перестали! Читают. Только не то, что Шмаков в детстве.
    Ответить
  • Анонимно 22 фев
    училась в лицее при КФУ без Шмакова, при Скобельцыной. Ни за что бы не захотела быть лицеисткой при нем. Творчество творчеством, а образование должно оставаться образованием.
    Ответить
  • Анонимно 22 фев
    Оптимист или наивный?
    Ответить
  • Анонимно 22 фев
    сейчас время другое - не припугнешь, так и будут издеваться
    Ответить
  • Анонимно 22 фев
    уважаю Шмакова, если все учителя и директора были такими же как он, наши дети вырастали бы добрее и послушнее
    Ответить
  • Анонимно 22 фев
    Какой кошмар! Одни дети травят другого из-за веса, школа ничего не делает, мать вынуждена вмешиваться. Учителя лишь участвуют "в обсуждении про эту маму, которая «попросила своего старшего сына, пятиклассника, припугнуть детишек». Спорят с ее друзьями, поддерживающими это припугивание детей". Ужас! Надеюсь, мама была адекватной, и забрала своего ребенка оттуда.
    Ответить
    Анонимно 22 фев
    что вы посоветуете делать в такой ситуации? как договориться с подростками? по-моему, быдловатое запугивание - как-то не выход. не сейчас, так когда постарше будут - могут и отомстить за такой братский наезд
    Ответить
  • Анонимно 22 фев
    "Быдловатое запугивание" - это вынужденная мера на бездействие администрации школы и классного руководителя. Не думаю, что мама была этому рада. Первое, что должны были сделать учителя, это провести беседу, может быть жесткую, но провести. Второе, принять меры к тем. кто не реагирует. А школа просто наблюдала за травлей!
    Ответить
  • Анонимно 22 фев
    а зачем они с детьми ночуют в школе?
    Ответить
    Анонимно 22 фев
    Действительно, зачем? Что это за родители, которые разрешают детям ночевать с директором в школе? Чем они ночью занимаются?
    Ответить
    Анонимно 22 фев
    я так понял, что родители тоже ночуют. наверное какие-то посиделки устраивают, как раньше в лагере у костра, добрая традиция
    Ответить
    Анонимно 22 фев
    Ночью они занимаются тем, что смотрят фильмы, обсуждают их, играют в интеллектуальные игры, делятся рецептами блюд, принесенных из дома на ночь, поют песни под гитару... За пару таких ночевок класс может сдружиться так, как не смог бы и за год.
    Ответить
  • Анонимно 22 фев
    поздно. мне кажется, мы упустили наших детей.
    Ответить
  • Анонимно 22 фев
    Сегодня мы стали какими то запуганными, нестандартное поведение пугает. Ночевать всем классом в школе это, прежде всего, романтично! А мы какие-то испорченные, спрашиваем, чем они там занимались, и такое многозначительное многоточие...


    Ответить
  • Анонимно 22 фев
    Один директор устанавливает в туалете камеры - безобразие! Другой директор вываливает на всеобщее обозрение внутренние школьные склоки и скандалы! В чем существенная разница между этими руководителями? И еще вопрос:кто опаснее!
    Ответить
  • Анонимно 22 фев
    Под открытостью Шмаков понимает именно демонстративное вываливание на всеобщее обозрение склок и скандалов. При этом он переиначивает и вырывает из контекста отдельные фразы и высказывания своих оппонентов. Обвиняет их во всех смертных грехах. Себя, очевидно, считая при этом безгрешным.
    И никак он не поймёт, что только врагов себе этим наживает. А проблем никаких не решает. Сам же пишет - как воровали у него ученики в школе, так и воруют. Правда, "уже меньше". Достижение, ага.
    Ответить
  • Анонимно 23 фев
    Я не очень поняла, зачем здесь рассказ про маму, которая решила вопрос травли своего ребенка. Учителя не справились, мама решила вопрос сама. И вроде все довольны. Проблема в чем? В том, что учителя не справляются? Тогда, да, стоит писать, если знаете, как решить проблему. Но, насколько мне известно, не знаете и знать не желаете.
    Ответить
  • Анонимно 27 фев
    Проблема в том, что взрослый, воюющий с детьми, или организующий эту войну, - неправ. Решений проблемы много. Одно из них - говорить с детьми. Еще и еще. Не останавливаться. Другое - говорить с детьми и родителями, и тоже, скорее всего, не один раз. Третье - Участвовать в процессе самой - идти с ребенком в школу, ждать его на переменах, взяв административный отпуск на работе. Четвертое - обращаться к учителю, к психологу, к директору. Пятое - просить старшего сына не припугивать детей, а разговаривать с ними. Шестое - одновременно со всеми этими - разговаривать с ребенком, чтобы он чувствовал, что мама рядом. Седьмое - идти в школу папе... И еще много-много решений.
    Ответить
  • Анонимно 01 мар
    Ну так старший сын и поговорил с детьми. Проблема решена. Все довольны, никто не жалуется. Решений действительно много и это - одно из них. При чём решение хорошее, уж получше, чем совет маме бегать за сыном целыми днями :).
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров