Новости раздела

«Что мы с вами регулируем на рынке госзакупок? Через нас проходит более 20% ВВП»

Борьба с липовыми банковскими гарантиями, «подкрутка болтов» контрактной системы и татарстанское ноу-хау для Москвы

В учебно-методическом центре ФАС РФ накануне стартовал всероссийский двухдневный форум в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, собравший в столице Татарстана около 200 специалистов сферы во главе с заместителем Алексея Улюкаева и Рустамом Миннихановым. Эта молодая система, просуществовавшая только год, по словам чиновников, нуждается в совершенствовании и оптимизации. Новым трендом станет поддержка отечественного производителя и импортозамещения. Тем не менее, как убедилась корреспондент «Реального времени», в прошлом году она уже показала результаты, особенно в РТ.

На госзакупки как в баню

Гость из Москвы, замминистра экономического развития РФ Евгений Елин всячески старался смягчить всю серьезность стартовавшего вчера форума по госзакупкам и сразу сделал отсылку к любимому россиянами кино Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или С легким паром»:

— Есть советский фильм, начинающийся словами: «Ежегодно мы с друзьями встречаемся в бане». Вспоминая этот фильм, я могу сказать, что ежегодно с друзьями мы встречаемся в Казани, чтобы обсудить проблемы контрактной системы и определить ее развитие, — добродушно начал он. — Поэтому я нисколько не удивился, когда в телефонной трубке раздался голос Рустама Нургалиевича, который пригласил меня и моих коллег участвовать в этом форуме, подчеркнув, что казанские форумы всегда проходят особо конструктивно из-за профессионализма местных сотрудников.

Максим Чемерисов: «Безусловно, Татарстан — один из лидеров по госзакупкам, потому что он, как форпост, отрабатывает и внедряет все инновационные технологии в сфере госзакупок, и мы на федеральном уровне с трудом за вами поспеваем, внедряя то, что вы уже здесь опробовали»




Позже его слова подтвердил Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы минэкономразвития РФ:

— Для нас участие в таких мероприятиях — не просто возможность пообщаться с заказчиками, но и способ получения очень важной для нас обратной связи. Мы продвигаем методологию контрактной системы, рассказываем о своих нововведениях, тем самым способствуя выработке единой системы. И, безусловно, Татарстан — один из лидеров по госзакупкам, потому что он, как форпост, отрабатывает и внедряет все инновационные технологии в сфере госзакупок, и мы на федеральном уровне с трудом за вами поспеваем, внедряя то, что вы уже здесь опробовали.

По его словам, сегодня они хотят посмотреть каталог товаров и услуг, который функционирует в Татарстане, потому что с 1 января 2016 года его предстоит внедрить на общефедеральном уровне.

Три кита Рустама Минниханова

Рустам Минниханов отметил, что закон о контрактной системе обеспечения государственных и муниципальных нужд действует уже больше года, и сейчас можно с уверенностью говорить о том, что он позволяет решать основные задачи в этой сфере. Их оказалось три — «борьба с коррупцией, увеличение эффективности госзакупок и повышение эффективности использования бюджетных средств».

Далее Минниханов перешел к статистике. Оказалось, что в 2014 году в Татарстане заключено более 280 тыс. контрактов и договоров, а объем закупок составил 86,1 млрд рублей. Как оказалось, это один из самых высоких показателей в ПФО. Впрочем, республика уже к таким рекордам привычна. Более того, она занимает первое место по стоимости контрактов, заключенных по результатам конкурентных способов определения поставщиков, что свидетельствует о высокой эффективности применения этой системы в республике.

По его словам, в Татарстане выстроен четкий механизм планирования, исполнения и контроля этой системы. В качестве примера был приведен госкомитет по закупкам и 8 министерств РТ, осуществляющих закупки для 748 республиканских учреждений. 45 уполномоченных органов муниципального уровня проводят закупки для 6,6 тыс. учреждений.

Также Минниханов не забыл упомянуть, что в 2009 году электронная площадка Татарстана получила статус федеральной, и что в этом году появилась система «Электронный магазин», проводящая экспертизу расходов учреждений на самой ранней стадии планирования закупок.

Что касается предложений по усовершенствованию системы госзакупок, то основными посылами Минниханова стали импортозамещение и поддержка местных товаропроизводителей посредством предоставления им дополнительных преференций.

Четыре мушкетера российской госмашины

— Мы поняли, что контрактная система не ограничивается закупками, это одна из четырех ключевых госсистем, как налоговая, бюджетная и банковская, — отметил Елин. — И поэтому значение контрактной системы существенно выше, чем мы думали. Более того, она состоялась: годовой объем закупок произведен на 8 трлн рублей, а если мы посчитаем вместе с 223-м законом (ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц» — прим. ред.), то это порядка 28 трлн рублей — таков масштаб рынка, который мы с вами регулируем: через нас проходит более 20% ВВП.

Также система, ставя во главу угла конкурентность закупок, усилила конкуренцию между поставщиками: по итогам 2014 года она снизила объем неконкурентных закупок в 2,5 раза, продолжил спикер. По словам Елина, основными задачами по оптимизации работы госзакупок стали: продолжение создания контрактной системы (завершение планируется на следующий год), исправление недоделок и ошибок, применении системы для реализации экономической политики, например, импортозамещения.

— Самой важной из завершенных этапов стала работа с банковскими гарантиями, — продолжил он. — На сегодняшний день количество липовых гарантий кардинально уменьшилось. Главное, чтобы то, что мы создаем, работало качественно, и, исходя из приоритетов, то, что мы строим, должно работать эффективно, — резюмировал Елин.

Фото: prav.tatarstan.ru, bftcom.com

Видео: prav.tatarstan.ru

Диляра Ахметзянова

Новости партнеров