Новости раздела

«Тимер Банк» в суде избавляется от «токсичных активов» ТФБ: «Сувар Девелопмент» перестал платить по кредитам

Финансовая организация купила у родственного «Татфондбанка» кредиты пяти юрлиц, два из них долг не обслуживают

«Тимер Банк» в суде избавляется от «токсичных активов» ТФБ: «Сувар Девелопмент» перестал платить по кредитам
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

«Тимер Банк» заявил, что осенью 2016 года купил у «Татфондбанка» заведомо плохие активы на 4,6 млрд рублей. Речь идет о требованиях по кредитам пяти юрлиц, два из которых после крушения ТФБ перестали обслуживать долг. «Тимер Банк» подозревает, что качество отдельных заемщиков изначально было сомнительным, в связи с чем просит считать недействительной переуступку всех кредитов. Больше всего претензий у «Тимера» — к «Сувар Девелопмент» и «Роял Тайм групп». Доводы истца и других участников дела слушал корреспондент «Реального времени».

Место встречи изменить нельзя

В среду в Арбитражном суде РТ прошло сразу два предварительных слушания по искам временной администрации «Тимер Банка» к «Татфондбанку» (ТФБ). Если первый иск, рассмотренный утром, касался «скромных» 300 млн рублей, то сумма сделок по второму была на порядок выше. В зале, где шло второе заседание, не было свободного места — в качестве третьих лиц к делу привлечены сразу пять коммерческих компаний, а также Агентство по страхованию вкладов (оно одновременно выполняет функции конкурсного управляющего ТФБ и представляет временную администрацию «Тимера»).

«Тимер Банк» обратился в суд, поскольку считает, что ТФБ незадолго до крушения продал ему плохие активы, за которые попросил цену гораздо выше рыночной. В октябре и в ноябре 2016 года банки заключили два договора цессии, в соответствии с которыми «Тимеру» перешли права требования по кредитным договорам с ООО «Сувар Девелопмент», «Роял Тайм групп», «Краснодар Девелопмент», «Буинский сахар» и АО «Нэфис Косметикс». Общая сумма обязательств по их кредитам превышает 4,57 млрд рублей, следует из искового заявления.

«Тимер» просит «сломать сделку» на 4,6 млрд

На сегодняшний день некоторые из кредитов погашены, по другим компании исправно платят. Например, у «Нэфиса» продан был один кредит, сейчас он закрыт. У «Роял Тайм групп» восемь кредитов, из которых погашены пять. Однако с обязательствами двух компаний возникли проблемы — вскоре после отзыва лицензии у «Татфондбанка» они перестали обслуживать долг. Речь идет о кредитах «Сувар Девелопмент» и «Краснодар Девелопмент». Причем последняя, по заявлениям руководства «Сувар Девелопмент», является ее «дочкой»

«Тимер Банк» обратился в суд, поскольку считает, что ТФБ незадолго до крушения продал ему плохие активы, за которые попросил цену гораздо выше рыночной. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Проблемных компаний две, но кредитов несколько, уточнил представитель «Тимер Банка» Федор Гаврилов. От «Татфондбанка» истец получил права на шесть кредитов «Краснодар Девелопмент» и четыре кредита «Сувар Девелопмент», сказали представители должников. На момент заключения договора цессии все кредиты обслуживались, но потом обе компании перестали платить из-за «временных финансовых трудностей». У «Сувар Девелопмента» они начались весной 2017 года, сообщила представитель компании.

«Тимер Банк» считает, что вместе с нормальными купил и заведомо некачественные кредиты. «Получается, что они отдали какой-то актив хороший, а к нему примешали токсичный актив, который столько не стоил. Но если он столько не стоил, значит, и вся сделка должна была стоить меньше», — объяснил позицию истца второй его представитель Максим Толмачев. В связи с этим «Тимер Банк» просит аннулировать договоры цессии: «Коль скоро в одной сделке продавался пул, мы просим сломать ее всю».

«Тимер» ищет помощи у налоговой

Еще в начале заседания юристы «Тимер Банка» ходатайствовали об истребовании у налоговых органов данных по всем третьим лицам, кроме АСВ. Истец хотел получить бухгалтерскую отчетность заемщиков с 2014 по 2017 год, сведения об их банковских счетах, об уплате налогов и т. д. Банк уже делал запрос в органы ФНС, но ему отказали ввиду налоговой тайны.

Информация нужна, чтобы проанализировать финансовое состояние всех заемщиков на момент получения ими кредитов в «Татфондбанке». Платежеспособность некоторых была сомнительной, считают представители «Тимер Банка». Качество заемщиков, прежде чем выдать кредиты, обязан был оценивать сам ТФБ, но он этого не делал. «Если бы банк провел надлежащую оценку, увидел бы, что организации закредитованы», — заявил Максим Толмачев. Более того, сказал он, у ТФБ даже не было всех необходимых документов по компаниям.

«Тимер Банк» недавно провел собственный предварительный анализ, но для более точной проверки нужны данные, которые есть у налоговой. «Но как минимум дефекты, связанные с платежеспособностью «Сувар девелопмент» и «Краснодар девелопмент», мы выявили», — сказал Толмачев.

«Как минимум дефекты, связанные с платежеспособностью «Сувар девелопмент» и «Краснодар девелопмент», мы выявили», — сказал представитель «Тимера». realnoevremya.ru/Олега Тихонова

Эти дефекты, по его словам, свидетельствует о том, что за кредиты «Тимер Банк» переплатил. Кредиты покупались по номиналу, без какого-либо обеспечения. «Первая сделка — четыре заемщика, два из них плохие. Даже в том случае, если два остальных хорошие, очевидно, что общая стоимость по сделке, уплаченная за заемщиков, не соответствовала рыночной», — заявил Толмачев. Именно поэтому, указал он, нужно заново оценить стоимость купленных у ТФБ активов: «Если существенность завышения будет иметь место — сделка недействительна, если не будет — останется в силе. Состав простой».

«Хотим сохранить статус-кво»

Толмачев также считает, что «Тимер Банку» изначально было незачем покупать пакет кредитов за сумму, равную обязательствам заемщиков. «По нашему мнению, просто сделка была направлена на выкачивание активов из «Тимер Банка». Мы отдали сто рублей за то, чтобы получить обратно сто рублей через пять лет. Какой в этом смысл?» — спрашивал он.

Представитель «Роял Тайм групп» возразила: смысл был. По ее словам, кредиты выдавались по довольно высоким ставкам — 18—19% годовых и больше. Эти проценты заемщики теперь платят «Тимер Банку», парировала она. «Роял Тайм групп» возражал и против проверки платежеспособности третьих лиц, а также против иска в целом. «Наша платежеспособность подтверждается выплатами по кредитам. Мы надлежащим образом платим и хотим сохранить статус-кво», — объяснила представитель компании.

«Я могу возразить по сути. О том, совершали ли мы операции и были ли налоговые нарушения на момент сделки, — это вообще налоговая тайна. Возражаем, конечно же, против этого иска, просим отказать», — сказала генеральный директор «Роял Тайм групп» Елена Леушина.

Отказать «Тимер Банку» просили и остальные заемщики. «Зачем проводить финансовый анализ в отношении тех заемщиков, которые добросовестно исполняют свои обязательства, и которыми обязательства уже погашены», — спрашивала представитель «Нэфис Косметикс».

В итоге судья Константин Андреев отказал истцу в ходатайстве об истребовании данных у органов ФНС. Рассматривать иск по существу суд начнет 10 августа.

Все те же лица, но в деле уголовном

Интересно, что основные требования «Тимер Банк» предъявляет ООО «Сувар Девелопмент» и ООО «Роял Тайм групп», которые вышли из одной бизнес-империи — «Сувар-Казань». Только первая отвечала за девелоперские проекты, а вторая — за игорные.

Претензии к «Роял Тайм групп» у «Тимер Банка» появились еще в марте этого года. Однако буквально через несколько дней Елена Леушина, представляющая сейчас «Роял Тайм» в арбитраже, была задержана Следкомом по РТ в рамках уголовного дела по выводу активов из «Татфондбанка». Сейчас Леушина все еще находится в статусе подозреваемой, а ее имущество арестовано.

В рамках того же уголовного дела силовики задержали и топ-менеджеров «Сувар Девелопент». Гендиректора Андрея Мочалова и его зама Дениса Семенова подозревали в участии в схемной сделке Татфондбанка по уводу 3,1 млрд рублей Центробанка. Чуть позже обоих освободили.

Наконец, вопросы есть и к «Нэфису», правда, не от следователей, а от АСВ, которое через арбитраж пытается оспорить ряд операций по счетам разных компаний группы «Нэфис».

Артем Малютин, Дмитрий Семягин

Новости партнеров