Новости раздела

Рафаэль Хакимов: «Изначально имя «татар» носили племена, жившие на севере от Великой китайской стены…»

Китай в татарской истории: история контактов, роль его в государственном строительстве и современный приход китайцев на Волгу

Рафаэль Хакимов: «Изначально имя «татар» носили племена, жившие на севере от Великой китайской стены…»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Сегодня Татарстан активно наращивает сотрудничество с Китаем: переговоры ТАИФа с Siemens о цифровой нефтехимии, новые авиарейсы, производства, ВСМ и многое другое. Вместе с тем татар и китайцев объединяют древние связи. Директор Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов в сегодняшней авторской колонке, написанной для «Реального времени», рассказывает о том, как два народа выстраивали отношения в течение тысячи лет. Также колумнист нашей интернет-газеты не обходит стороной и перспективы развития связей между Казанью и Пекином.

Первые упоминания

Китай в историческом плане сталкивался с татарами с раннего Средневековья. Предтечи — татар хунну/сунну — с III века до н. э. тревожили китайские границы. Для сдерживания кочевников Китай был вынужден построить Великую китайскую стену.

Китай был не только более многочисленным, чем кочевники, но и имел мощные по тем временам экономику и армию. Преимуществом кочевников была их мобильность. Они занимались в основном набегами, поскольку нуждались в китайских товарах, в частности, в шелке и зерне. Китайцы предпочитали откупаться от кочевников, выплачивая дань, но не открывать границы для свободной торговли. Шелк оберегал воинов от глубокого проникновения стрел в тело. При ранении благодаря шелку легко было вынуть стрелу. Зерно служило дополнением к мясному рациону, а также было необходимо при длительных походах. Каждый воин брал с собой еду на десять дней в виде проса и сушеного творога (корт).

В тюркских источниках первое упоминание о татарах встречается в надписи в честь Кюль-Тегина (732 год), где речь идет о племенных союзах «отуз-татар» и «токуз-татар» в качестве врагов Кюль-тегина. Тогда татары вместе с киргизами поддержали токуз-огузов, воевавших с тюрками (тюркютами). В 723—724 годах токуз-татары вместе с токуз-огузами восстают против Элетмиш Бильге-кагана, но, видимо, безуспешно, поскольку есть свидетельство, что Бильге-каган (около 742 года) «опять подчинил и восьмиплеменных татар», а чуть ниже в надписи на камне утверждается, что «в год Свиньи (747 год), трехплеменные карлуки и девятиплеменные татары… почтительно просили стать ханом». В Терхинской надписи сообщается, что «когда писались эти письмена — о, мой хан! — то присутствовали именитые моего Небесного хана, восьмиплеменные татары, семнадцать аз'ских буюруков, сенгуны и тысячный отряд из (народа) тонгра, уйгурский народ вместе с моими тегинами» (753 год). В период создания Тюркского каганата татары были уже сложившимся народом и играли существенную роль во взаимоотношениях тюркютов с Китаем.

Появление и возвышение Тюркского каганата началось с производства металла. Изначально тюркюты были кузнецами и платили дать жужанцам (протомонголам). Летописи сообщают о возвышении тюркских племен благодаря изобретению плавки качественного металла. По легендам, племена Киян, Нукуз, Урянкат, Куралас расплавили гору, раздувая многочисленные меха и вышли на простор степи, разбив в VI веке Жужаньский каганат. Сам факт изобретения новой технологии плавки металла представлялся настолько значительным, что другие племена также претендовали на эту историческую роль.

«Несколько других племен претендуют на [участие в] раздувании мехов, но вышеупомянутые племена не признают за ними [этого]», — пишет один из самых авторитетных летописцев Средневековья Рашид ад-Дин. Он также утверждает, что то место, откуда вышли племена Нукуз и Киян не было слишком тяжелым для жизни, «целью же расплавления ими горы было [лишь] открытие иного пути для [своей] славы», и к этому был причастен род Чингизхана: «Так как Добун-Баян, который был мужем Алан-Гоа, происходил из рода Кияна, а Алан-Гоа из племени куралас, то родословная Чингиз-хана, как было изложено [выше], восходит к ним. Вследствие этого [люди] не забывают о той горе, плавке железа и кузнечном деле, и у рода Чингизхана существует обычай и правило в ту ночь, которая является началом нового года, приготовлять кузнечные мехи, горн и уголь; они раскаляют немного железа и, положив [его] на наковальню, бьют молотом и вытягивают [в полосу] в благодарность [за свое освобождение]». Ко времени основания Тюркского каганата тюрки производили такое количество высококачественного металла, что могли снаряжать громадные армии как оружием, броней, конской упряжью, так и обеспечивать хозяйство утварью, телегами, инструментами.

Тюркский каганат на перепутье

Великая Степь сохраняла свою независимость только как кочевая культура, в противном случае растворялась в численно превосходящих государствах. Тема противостояния кочевой и оседлой цивилизаций на протяжении тюркской истории возникала множество раз и во многом определяла политику.

Йоллыг-тегин написал на камне: «У народа табгач [китайцев. — прим. Р. Х.], дающего нам без ограничения столько золота, серебра, спирта и шелка, речь была сладкая, а драгоценности мягкие; прельщая сладкой речью и роскошными драгоценностями, они весьма сильно привлекали к себе далеко жившие народы. Те же, поселясь вплотную, затем усваивали себе дурное мудрование». В надписи в честь Кюль-тегина поясняется, что означает «дурное мудрование»: «…вследствие подстрекателей и обмана обманывающих со стороны народа табгач и вследствие его прельщений, а также вследствие того, что они ссорили младших братьев со старшими и вооружали друг против друга народ и правителей, — тюркский народ привел в расстройство свой существовавший эль».

В этих надписях выражена борьба не только двух государств, но и разных идеологий. Один из правителей Тюркского каганата собирался строить крепости и монастыри. Ему возразил известный советник Тоньюкук, который сам учился у табгачей и прекрасно знал, кем становятся бывшие кочевники при столкновении с земледельческой цивилизацией китайцев: «Нет! Тюркский народ мал, даже не сотая часть Китая, и единственной причиной того, что мы были в состоянии бороться с ним, было то, что мы, кочевые, таскали с собой свои провизии на своих ногах, и все мы были сведущи в искусстве войны. Когда мы можем, мы можем грабить, когда мы не можем, мы скрываемся там, где никакая китайская армия не застанет нас. Если мы начнем строить города и менять наши старые обычаи жизни, то мы в один прекрасный день найдем себя всех аннексированными. Более того, главным смыслом монастырей и храмов является внедрение мягкости характера, в то же самое время только жестокие и воинственные правят человечеством». В этом выступлении концентрированно было выражено мировоззрение кочевой цивилизации.

Тюркский каганат имел общие протяженные границы с Китаем и вел частые войны, отстаивая свою самостоятельность. Под натиском китайцев он распался в 603 году на Западный и Восточный каганаты. Затем после нескольких крупных сражений он возродился. Войны в основном шли за контроль над Шелковым путем. Под натиском Китая и Ирана Второй Тюркский каганат в 745 году окончил свое существование. Вслед за этим на западе появляется Великая Болгария, из которой формируются Дунайская и Волжско-Камская Болгарии, а на востоке Евразии появляются шесть татарских государств.

Белые, черные и дикие татары

Изначально имя «татар» носили племена, жившие на севере от Великой китайской стены, а также в степной зоне Центральной Азии. В «Мэн-да бей-лу» («Полное описание монголо-татар», 1221 год) сказано: «Земли, на которых впервые возвысились татары, расположены к северо-западу от [земель] киданей. Племена [татар] происходят от особого рода шато». Под именем «шато» имеется в виду союз племен западных тюрков, обитавших в VII в. в районе Ферганы. В VIII—Х веках отколовшиеся группы шато проживали на территории современных китайских провинций Шэньси, Ганьсу и Шаньси.

Историк Ван Го-вэй поясняет, что в этом случае речь идет о «белых татарах». Он приводит следующее свидетельство: «У татар все люди отважны и воинственны. Те, которые ближе к китайским землям, называются культурными татарами. [Они] умеют сеять просо, варят его в глиняных котлах с плоским дном и едят». Рашид ад-Дин «белых татар» относит к тюркам и пишет, что они из тех народов, «которые не столь давно получили имя монголов». Роль татар была значимой в связи с торговлей на Великом Шелковом пути. Ганьсуйские татары располагались между Китаем и Турфаном (Синьцзян) как посредники в торговле.

Кроме земледельцев-татар летописи упоминают «черных» и «диких/незрелых» татар. В летописи «Краткие сведения о черных татарах» записано: «Государство черных татар называется Великой Монголией». «Черные татары живут в куполообразных хижинах (т. е. в войлочных шатрах). У них не строятся города со стенами и [каменные] здания. [Они] кочуют с места на место в зависимости от [наличия] воды и травы [для скота] без постоянных [маршрутов]», — продолжает летопись.

Китайцы в ХIII веке часто монголов Чингисхана называли хэй-да «черные татары». В «Мэн-да Бэй-лу» читаем: «Нынешний император Чингис, а также все [его] полководцы, министры и сановники являются черными татарами». Сказано очень определенно и противоречит устоявшемуся мнению о принадлежности Чингизхана к монгольскому этносу. Понятие «мэн-да» (монголо-татары) появляется в китайских хрониках в связи с возведением Чингизхана в ранг императора и означает появление новой династии Монгол, происходящей из «черных татар».

«Дикие татары» промышляли охотой и рыбной ловлей в Южной Сибири. Они управлялись старейшинами, у них не было ханов, за что их китайцы называли «незрелыми». «Так называемые дикие татары весьма бедны, да еще примитивны и не обладают никакими способностями. [Они] только и знают, что скакать на лошадях вслед за всеми [другими]», — свидетельствует «Мэн-да Бэй-лу». Деление татар на «белых», «черных» и «диких», как видим, дано по типу ведения хозяйства.

Под властью Чингисхана и его потомков: от Шелкового пути к Чайному

Чингисхан объединил татарские племена и на этой основе создал империю. Не случайно Марко Поло отмечает: «Когда, скажу вам, выбрали его в цари, татары со всего света, что были рассеяны по чужим странам, пришли к нему и признали его своим государем».

Традиционно появление Монгольской империи объясняют очень просто, будто бы Тимучин объединил монгольские племена и создал из пастухов государство. Такая трактовка выглядит весьма наивной. Империя — сложнейший организм, она нуждается в опытных чиновниках, мощной экономике, налоговой системе, законах, обученной армии с опытными полководцами и внешней политике, опирающейся на корпус дипломатов, знающих языки и культуру разных стран. Империя не возникает в одночасье. Чингисхан опирался на уже существовавшие шесть татарских государств, которые и составили основу империи.

С появлением Монгольской империи отношения с Китаем обостряются и заканчиваются завоеванием Чингисханом северного Китая. Хубилай, внук Чингисхана, объединяет южный и северный Китай и основывает новую династию Юань.

При Бату основным татарским государством становится Золотая Орда, которая соединяет потомков восточных гуннов (собственно татар) и западных гуннов (булгар) в единый средневековый татарский народ, чей язык, культура и многие традиции сохранились по сей день. В ордынский период из-за удаленности Китая отношения с татарами становятся чисто торговыми. Великий Шелковый путь имел важный перевалочный пункт в Хорезме, от которого шли ответвления в Болгар и в Крым. Через черноморские порты Шелковый путь соединялся с европейскими государствами, прежде всего, с Генуей и Венецией.

Со временем шелк начали производить во многих странах, в частности в Азии, и монополия Китая закончилась. Основным товаром становится чай, который доставляли в Казань по Великому шелковому пути. В период Российской империи появляется еще и Чайный путь. Он начинался на границе с Китаем в Кяхте, шел в глубь России и доходил до Казани.

Современный Татарстан и геополитическое положение

В наше время Китай показывает поразительные успехи во всех сферах экономики и культуры. Он вышел на второе место по валовому продукту. Его мощь и экспансию ощущают во всем мире. Во многих странах мира появились китайские кварталы, причем не только в Юго-Восточной Азии, где они занимают заметное место в банковской сфере, но и в США и других западных странах.

У Татарстана в настоящее время установились тесные отношения с Синьцзяном, где проживает татарская диаспора, активно развиваются торговые отношения с другими регионами Китая. Очень скоро ситуация может измениться коренным образом. Китай инициировал строительство нового Шелкового пути, одна ветвь которого должна пройти через Иран, а другая — через Россию.

По замыслу, по российской территории проложат как железнодорожную магистраль, так и транспортный коридор. Первую ветку железнодорожной скоростной магистрали «Москва — Казань» начали строить при содействии китайской стороны. В планах есть намерение построить транспортный коридор «Европа—Западный Китай», который пройдет через Петербург, Москву, Татарстан, Оренбургскую область, Казахстан и завершится в Синьцзяне.

У Татарстана выгодное геополитическое положение, где сходятся железнодорожные, сухопутные, водные и авиационные маршруты. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Часть автобана, включая логистику, в Татарстане уже строят. Что же касается транспортного коридора в целом, то на него деньги центром пока не выделяются. Китай свою часть построил, Казахстан автобан довел до Оренбургской области. Появление транспортного коридора в корне изменит экономики тех стран, через которые он пройдет. Новый Шелковый путь соединит транспорт, логистику, торговлю. Он ускорит создание новых экономических институтов, финансовых потоков, банков. Экономические процессы перейдут на совершенно иной качественный уровень.

У Татарстана выгодное геополитическое положение, где сходятся железнодорожные, сухопутные, водные и авиационные маршруты. Кроме того, республика находится в центре Волжского бассейна, являющегося хребтом России. Вес Татарстана в политике и экономике, в силу географического положения, будет неизменно возрастать, а включение республики в систему Шелкового пути поднимет его потенциал на новую высоту.

Рафаэль Хакимов
Хакимов Рафаэль Сибгатович

Новости партнеров