Новости

19:38 МСК
Все новости

Татары и башкиры: по разные стороны в Смуту, но вместе в восстаниях и походах за русского царя

Казахи, калмыки, сибирские татары, манси в истории ​башкиро-татарских восстаний в XVII веке

Татары и башкиры: по разные стороны в Смуту, но вместе в восстаниях и походах за русского царя Фото: wikipedia.org

Украинский историк Ярослав Пилипчук специально для «Реального времени» подготовил новый цикл статей о взаимоотношениях татар и финно-угорских народов Поволжья. Он стартовал статьей об истории мордвы, марийцев, затем был рассказ о взаимоотношениях населения Перми Великой и Вятки. Теперь наш автор пишет об истории татаро-башкирских восстаний.

Присяга Москве

Вхождение Башкирии в состав Русского государства происходило в несколько этапов, поскольку она была разделена перед тем между несколькими татарскими государствами. Первыми в состав Русского государства вошли северо-западные башкирские земли, которые находились в составе Казанского ханства. Они составили позже Казанскую дорогу. В северо-западных землях Башкирии вперемежку жили татары и башкиры, и достаточно было сложно отделить одних от других, поскольку этот регион еще из домонгольских времен тяготел к Среднему Поволжью. В северо-западной Башкирии довольно сложно определить, где башкиры, а где татары (как в Полесье сложно различить, где украинцы, а где белорусы). Потом русское подданство признали земли, которые входили в состав так называемой Ногайской Башкирии (то есть земель, зависимых от ногайцев).

В шежере племен юрматы и карагай-кыпчак сказано о приезде царских послов к ним. Царь отправлял своих гонцов во все улусы с призывом прийти в русское подданство. В 1554—1555 гг. башкиры племени уран отправили посольство во главе с Айсуаком в Казань, где после падения Казанского ханства обосновалась администрация русского воеводы. Вождь племени уран приехал же в Чердынь, центр Перми. Тогда же прибыло посольство и от племени юрматы во главе с Татигачем-бием. Вместе со своими мирзами он пришел в Казань. Башкиры обязывались платить ясак. Племена усерган, кыпчак, бурзян и тамьян приняли русское подданство. В Казани побывали и послы от племен айле, кудей, катай и четырех юго-восточных башкирских племен.

В 1554—1555 гг. русское подданство приняло племя табын. В 1557 г. в Москве побывало всебашкирское посольство, которое было принято Иваном IV. Во время посольств русские давали башкирам жалованные грамоты. Во время башкирских восстаний башкиры ссылались на время Ивана IV Грозного, на условия принятия в XVI в. русского подданства и нарушения их русскими в XVII—XVIII вв. Указывалось, что башкир при царе Иване насильственно не обращали в христианство и не посягали на их имущество. Башкиры же платили ясак мехом и конями, а также выставляли воинов в боях против врагов русских.

В 1557 г. в Москве побывало всебашкирское посольство, которое было принято Иваном IV. Фото wellesley.edu (Великий князь Иоанн IV Васильевич. Миниатюра из Царского титулярника 1672 года)

Расставание с ногайцами

Хотя Ногайская Орда признала себя вассалом Русского государства с 1557 г., башкиры независимо от ногайцев в 1554—1557 гг. вошли в состав Русского государства. Этому способствовала очередная смута в Ногайской Орде, которая была вызвана убийством правителя Йусуфа. Против бия Исмаила выступило много мирз. Башкиры Бурсай и Актуш из племени мин выступили против ногайцев и выдали ногайских мирз русскому правителю. Причиной выступления башкир против ногайцев было то, что те хотели увести племя мин вместе с собой за Волгу и Кубань. Племя мин перешло в русское подданство в 1555 г. Те же из башкирских мирз, кто был сторонником ногайцев, пришлось бежать из Башкирии. Это сделали Аксак Килембет и Кара-Килембет. Правда, ногайцы сохранили пост наместника Башкирии в своей номенклатуре, но после голода и смуты 50-х гг. XVI в. власть Ногайской Орды над Башкирией, скорее, была формальной. Наместниками были Тинбай и его сын Канай. В отдельные периоды, как в 1613 г., ногайцы еще давали знать о себе в Башкирии. Однако в 80-х гг. XVI в. очередная смута ослабила и так непрочную власть ногайцев в Башкирии.

В 1586 г. русские построили укрепленный город на месте Уфы, что вызвало напряженные отношения с ногайцами. Те заявили царю, что впредь в Башкирии русским городам не быть. Бий Урус заявлял, что его власть должны признать местности на Самаре, Уфе, Белой Воложке. Русские не признавали претензий ногайского бия и говорили, что это государева вотчина и что в 1586 г. на эту землю напал Кучум. Русский же гарнизон в Уфе был для того, чтобы оберегать построенные в Сибирской земле города и башкир Казанского уезда. Также в Уфе проживали и татары. В районе Табынска возникла Вознесенская пустынь. В Башкирии русские построили и город Бирск. В землях башкир было учреждено воеводство. Однако русские города в Башкирии находились вне засечных линий и земледельческое население в Башкирии было ничтожным по размеру.

Ногайцы снаряжали экспедиции с Эмбы для сбора ясака в Башкирию каждый год, но сборщиков ясака русские захватывали в плен и бросали в тюрьмы. Земли, ранее формально подчиненные ногайцам (Ногайская Башкирия), при русском владычестве вошли в Ногайскую дорогу. Чтобы укреплять русскую власть над регионом, в Башкирию на протяжении XVII в. переселяли иноэтничное население — русских, «литву» (пленных, взятых в Белоруссии в ходе русско-польской войны 1654-1667 гг.), марийцев, эрзян и мокшан, чувашей. Татары иноэтничным населением в Башкирии не были, поскольку проживали там давно. Татары составляли сельское и городское оседлое население. Преимущественно татарским было и духовенство. Только незначительная часть духовенства прибывала из Средней Азии. Башкиры же были кочевым населением.

В 1572 г. башкиры вместе с марийцами, сибирскими татарами и манси нападали на владения Строгановых. Фото mgomz.ru

Партизаны против Строгановых

В башкирских шежере отмечался факт добровольного подданства башкир русским. Подчеркивался факт преемственности власти Ивана IV от Золотой Орды над башкирскими землями. Ногайцев законной властью башкиры не считали, поскольку ногайские бии не были Чингизидами, в отличие от казанских и сибирских ханов. Русские же по воле Бориса Годунова начали экспансию в принадлежащие ногайцам территории Башкирии. В 10—20-х гг. XVII в. продолжалась русская колонизация Башкирии. В этом крае строились дворцовые солеварни и осуществлялись попытки православного миссионерства, которое встречало жесткий отпор со стороны мусульман. В 1572 г. башкиры вместе с марийцами, сибирскими татарами и манси нападали на владения Строгановых. Очевидно, это были зауральские башкиры из будущей Сибирской дороги.

В 1581 г. башкиры вместе с другими мусульманами и язычниками вновь напали на остроги и заводы Строгановых. До 60-х гг. XVII в. в Башкирии почти не было русских административных центров. До 30-х гг. XVII в. зауральские башкиры и сибирские татары Зауралья отказывались признавать власть русских. Они фактически до 60-х гг. XVII в. вели партизанскую войну против русских. Это были табынцы и сынрянцы. Восточные земли Башкирии в Зауралье находились под контролем сибирских Шибанидов. Зауральские земли формально попали под контроль русских в 80-х гг. XVI в. после походов русских служивых людей. Эти земли позже стали называтся Сибирской дорогой Башкирии. Своими законными государями они считали Кучумовичей из Шибанидов.

Татары и башкиры: по разные стороны баррикады

В эпоху русской Смуты ногайцы потерпели ряд поражений от ойратов и не могли, как раньше, контролировать земли башкир. В 1610— 1613 гг. ногайцы были вынуждены покинуть Башкирию, а потом оставили и Волжско-Уральский регион. На их место пришли ойраты, которых тюрки называли калмак, а русские — калмыки. С появлением их в регионе у русских возникли новые проблемы на южных границах. Вместе с калмыками в Зауралье и другие регионы исторической Башкирии пришли Кучумовичи. В 1616 г. башкиры вместе с марийцами, чувашами и удмуртами поддержали восстание татар против русской власти. Однако не все было так однозначно.

Нужно сказать, что во времена русской Смуты башкиры, в отличие от татар, выступили на стороне не самозванцев, а Василия Шуйского. Отряд А. Алябьева нанес поражения тушинцам у Ворсьмы и Балахны в 1608 г., а в 1609 г. осадил Муром и совершил рейд на Касимов, где местные татары были союзниками Лжедмитрия Второго. В 1611 г. башкиры вошли в состав Первого ополчения. В августе 1612 г. они противостояли гусарам Я.-К. Ходкевича под Москвой.

В августе 1612 г. они противостояли гусарам Я.-К. Ходкевича под Москвой. Фото wikimedia.org (Строй гусар со Стокгольмского свитка, около 1605 г.)

И пришли калмыки

Нужно сказать, что калмыки уже в самом начале XVII в. нападали не только на ногайцев, но и на русских, подкочевывая к сибирским городам. В 1607 г. они впервые оказались и под Уфой. В 1620 г. они снова оказались под городом. В 20-х гг. калмыки вплотную подошли к землям Башкирии. В 1622 г. Хо-Урлюк (первый главный тайша калмыков, из рода кереит, сын Зульзуган-Урлюка и внук Буйго-Урлюка, основатель калмыцкого государства в Нижнем Поволжье, — прим. ред.) вторгся в Башкирию и стоял около устья реки Уй. Калмыки требовали земель, которыми владели ногайцы, по праву победителя.

Кроме того, при них находился сын Кучума Ишим, который под лозунгами реставрации власти Шибанидов нападал на сибирские владения русских. Ишим грозил отомстить за отца и братьев. В связи с этим русские начали пополнять гарнизон Уфы русскими и башкирами. В 1635 г. отряд уфимского воеводы, который состоял из башкир, разбил хошоутов тайши Аблая. Фактически с 1636 г. вся Башкирия была объединена под властью русских. К тому же первоначально зависимость от русских не была обременительной. Башкиры были формально зависимы от русских, как и ряд хантыйских княжеств в Сибири. Подчинение русским башкиры рассматривали как наименьшее из зол. Кроме того, они рассчитывали отразить вторжения калмыков при помощи русских.

В 1640 г. калмыки отомстили за поражения Аблая. Войско тайшей Дайчина, Лаузана и Шункея напало на Уфу и около города разбило отряд уфимского воеводы. Объединенное войско калмыков было серьезной силой, и еще в 1630 г. тайша Далай провозгласил свои претензии на Башкирию. В 1643 г. и 1648 г. отряды отдельных тайшей были разбиты башкирами, однако это не остановило калмыкского вторжения, поскольку те стали кочевать по Уралу, Сакмаре, Ори, Киилу. В 1645 г. башкиры восстали против русских под Мензелинском. Дайчин жаловался на зло, чинимое башкирами калмыкам, однако русский посол в 1654 г. был того мнения, что башкиры не очень-то и хотят сражаться с калмыками, хотя могут много вреда причинить им.

Для сдерживания калмыков в 1652—1654 гг. была создана Закамская оборонительная линия. Были сооружены города Белый яр, Ерыклинск, Тиинск, Новошешминск, Кичуевск, Заинск. В 1655 г. калмыки формально признали свой вассалитет от русских, что не мешало им активно действовать в башкирских землях. Среди них находился Гафур Акбулатов, который призывал мусульман к борьбе против русских. Сибирские Шибаниды в лице Девлет-Гирея с помощью калмыков и башкир планировали взять Тобольск и восстановить Сибирское ханство. Калмыки были поддаными русских только формально. Девлет-Гирей через ногайцев установил контакт с Крымским ханством, которое с 1654 г. вело открытую войну против русских. В 1661 г. калмыки начали войну против Крымского ханства, совершая набеги на его окраиные владения. Но расчет русских на то, что калмыки будут нейтрализованы этой войной, оказался неоправданным. В 1662 г. против русской власти восстали башкиры. Башкирского вождя Сары-Мергена поддержал тайша Дайчин. В Башкирию прибыли Шибаниды Кучук, Абуга, Сюнчалей, Асан. Эти царевичи пришли из бассейна Сырдарьи, где тогда обосновались каракалпаки. Их орду возглавляли сибирские Шибаниды. Русские перед восстанием вполне оправданно усилили гарнизон Тобольска.

Причинами восстания были злоупотребления сборщиков ясака и лично уфимского воеводы Волконского. Фото bash-portal.ru

Опять коррупция и осажденная крепость

Причинами восстания были злоупотребления сборщиков ясака и лично уфимского воеводы Волконского. Вместе с калмыками действовали башкиры племен табын, катай, сынрян, айлы, сальют. К восстанию присоединились татары, марийцы, ханты, манси, сибирские татары. Атакам восставших подверглись земли русских по рекам Исеть и Пышма. Пали Катайский острог и Мурзинская слобода. Неукрепленные русские села страдали более всего. Шибанид Кучук вместе с башкирами племени кыпчак действовал в Пермском крае и взял Кунгур, Степановский острог, Воздвиженскую и Рождественскую пустыни. Русским было сложно в это время. С севера на русские владения в Сибири нападали ненцы, а на территориях Украины и Белоруссии после победы при Чуднове в наступление перешли войска Речи Посполитой. Под Кунгуром против русских восстали местные татары.

В южные пределы Русского государства вторгались крымцы, которые заметно осмелели после своей знаменитой победы под Конотопом. Русским приходилось сражаться на нескольких фронтах после ощутимых поражений. Башкирский фронт не был для них особо важным, но Алексей Михайлович старался удержать Башкирию за собой, как и Сибирь. Из Казани, Тюмени и Тобольска против башкир были направлены войска. Тем временем башкиры осаждали Долматов монастырь. Причиной успехов башкир во взятии укреплений был переход на сторону восставших «литвы» (пленных подданых Речи Посполитой), которые изготовили для башкир пушки. В 1662 г. на помощь башкирам пришли калмыки Дайчина, Лаузана, Кунделен-Убаши. Калмыки дошли вплоть до Закамской линии и действовали у Мензелинска и Уфы. Осенью 1662 г. некоторых успехов добился отряд правительственных войск под командованием Полуэктова, который сжег ряд башкирских сел и в битве на озере Иртяш разбил повстанцев.

Во главе башкир в Казанской и Ногайской дороге находились Гафур Акбулатов и Улекей Кривой. Сибирских башкир возглавлял Сары-Мерген. Князья Волконские, однако, приняли ряд удачных контрмер, как и Г. Черкасский и З. Левонтьев. Некоторые башкирские старейшины вследствие давления со стороны правительственных войск были вынуждены пойти на мир с русскими. Восстание в 1683 г. в основном продолжалось в Сибирской и Осинской дорогах. Весной башкиры нападали на поселения в Уфимском и Соликамском уездах. К восставшим присоединились манси. Среди башкирских повстанцев выделялись отряды Азнагула Урускулова, Бекзяна Туктамышева, Урусланбека Баккина.

Летом башкиры нападали на русские поселения в Зауралье по реке Режь и на Арамышевскую слободу. У Невьянского монастыря башкиры окружили русских и напали на Невьянский острог. Далее боевые действия переместились в район озера Ирбит и реки Ирбит. Перед башкирами пали Усть-Ирбитская и Белослудские слободы. Башкиры также осаждали Киргинскую и Ирбитскую слободу. На помощь осажденным русским выдвинулся отряд Полуэктова, но он был разбит.

Осенью 1663 г. намечалось совместное башкиро-калмыцкое наступление на Уфу, однако оно не состоялось. В то же время башкиры отправили в Москву посольство Тин-Мамета Юлаева. Царь тогда находился в сложном положении, поскольку поляки развернули наступление на Левобережную Украину. Во владения калмыков ушло 8 тыс. башкир. Алексей Михайлович предпочел склонить калмыков и башкир на свою сторону. Впрочем, восстание зауральских башкир, лояльных сибирских Шибанидам, продолжалось еще в 1664 г., но восстание башкир с осени 1663 г. пошло на убыль. Царь подтвердил права башкир на земли, дарованные им предыдущими царями.

В 1664 г. против башкир возобновил действия отряд Полуэктова. Он сжег аул Урусланбека Баккина и ряд других поселений. В битве около озера Чарги он разбил один из отрядов восставших. Силы сопротивления в 1664 г. в основном находились в Зауралье. Они действовали в бассейне реки Нейвы. Были разорены села Невьянской волости и Невьянский монастырь. Башкиры нападали на Мурзинскую и Краснопольскую слободы. Потом они напали на Беляковскую слободу и окружили Мехлинский острог. На помощь осажденным двинулся отряд Полуэктова, и башкиры были вынуждены отступить за реку Исеть. Кучук оставил Башкирию и восстание на этом закончилось. Последствием восстания было увеличение русских гарнизонов в крае и возникновение двух крепостей. В четыре раза возросло количество стрельцов.


Степан Разин писал письма казанским татарам с призывами восстать. Фото wikimedia.org (Стенька Разин. Гравюра, приложенная к гамбургской газете 1670 года)

Лояльны царю

Эвлия Челеби указывал, что башкиры могут выставить 200 тыс. воинов, которые владеют пищалями и луками. Говорилось, что оружие они получают из Персии и Мавераннахра. Они разбивали отряды Москвы, и в битве с ними погиб один московский царевич, в плен попал другой, а три везиря попали в рабство. Конечно, турок несколько преувеличил успехи башкир. Башкиры у него названы хешдеками, то есть иштяками. Во время написания «Книги путешествий» они были подданными царя и платили ему небольшую дань. Около Астрахани они служили как наемники. Отмечалось, что они не только воюют с калмыками, а иногда между ними мир. Также отмечалось, что они вместе с казаками действуют против турок в Азове. Хешдекистан распространен на достаточно широких территориях, которые совпадали с этническими территориями башкир в XVII веке.

Новое восстание вспыхнуло в 1670 г. Степан Разин поднял на борьбу против царя донских казаков. Это движение получило поддержку у мордвинов, марийцев, чувашей и татар. Центром восстания были мордовские земли, в частности Саранск. Алена Арзамасская, одна из значимых вождей восстания, была эрзянкой. Восставшие овладели многими поселениями в земля мордвинов, марийцев и чувашей. Сподвижником Степана Разина был служивый татарин Хасан Карачурин Айбулат-оглы. Он призывал казаков идти на Казань и обещал, что татары не останутся в стороне.

Сам Степан Разин писал письма казанским татарам с призывами восстать. Одно из писем было на татарском языке и его автором был Хасан Карачурин. Он обращался к мусульманскому духовенству. Хасан сражался у Симбирска (Ульяновска). После того, как правительственные войска разбили Степана Разина, он отступил. В битве у Устьуренской слободы в конце ноября войско Хасана Карачурина было разбито. 8 декабря он снова был разбит, на сей раз под Алатырем. Татары вместе с чувашами, мордвинами и марийцами действовали у Цивильска. Их возглавлял Амакай. Керенском овладели татары Чапкуна и дети Дарузай-абыза. Под Цивильском было 3—4 тыс. татар. Восстание татар было подавлено к весне 1671 г. Башкиры пассивно действовали в это время.

Степан Разин в 1670—1671 гг. шел к Саратову, чтобы объединиться с ними, но многие башкирские старейшины не поддержали восстание. Адам Олеарий отмечал, что калмыки и булгарские татары (башкиры) нападают на крымцев и ногайцев. Как союзники калмыков уфимские и башкирские татары (то есть) отмечены в сочинении Избранта Идеса. Отмечалось, что против набегов башкир был построен Кунгур, а также говорилось, что они расселились до Саратова и Сарапула. Также говорилось, что Уткинск построен для защиты от набегов уфимских татар. В 1675—1676 гг. башкиры ходили походом на Крым вместе с калмыками, донцами и запорожцами. То есть в целом в 70-х гг. XVII в. башкиры были лояльны царю.

Башкирский воин, французская литография. Фото maximus101.livejournal.com

Восстание муллы и отступление Москвы

Башкирский вопрос снова активно поднимался в 1681 г. Как и в предыдущих случаях, это было вызвано злоупотреблениями царской администрации. Еще прибавилась насильственная христианизация, которая осуществлялась по воле царя Федора в отношении мусульманских и языческих народов Волго-Уральского региона. Широкую поддержку восстание получило у татар и мордвинов. В августе 1681 г. башкиры начали восстание в западной части своего края, а в 1682 г. — у закамских крепостей. В восстание поддержали мордвины и татары. Возглавлял восставших мулла Сеит Сафир (Сейид Джафар). Поэтому в русской историографии это восстание и получило название Сеитовского бунта. Нужно сказать, что это не имя, а титул сейид. Так называли священнослужителей, которых считали потомками пророка Мухаммеда. Если обратить внимание на конфессиональную политику Русского государства, то для правления Романовых было характерным стремление христианизировать мусульманское и языческое население Поволжья. Восстание, поднятое башкирами и поддержанное татарами и мордвинами, очевидно было обусловлено преследованиями мусульман и язычников русскими властями. Целиком логично, что вождями восставших должны были стать мусульманские священнослужители. Кайбыс Узеев и Аюкай Келиев призывали мишарей восстать против русских. В 1683 г. велись бои и у Билярска.

Создание в Уфе самостоятельной епархии в конце 1681 г. было ясным сигналом, что кроме татар русские будут христианизировать и Башкирию. Башкиры выехали в свои улусы и в 1682 г. захватили село Пьяный бор, а Каракулино осадили. В начале 1682 г. башкиры действовали около Уфы, разоряя села. В Осинской дороге башкиры напали на Кунгур. Башкиры также атаковали Самару. Также они вторглись в Казанский уезд и находились у закамских крепостей.

На реке Ик состоялся бой восставших против войск русского воеводы. В этой баталии сейид Джафар был ранен. Кайбыс Узеев и Аюкай Кемеев призывали башкир Сибирской дороги восстать. На помощь башкирам пришел Аюка со своими калмыками. Вместе с ним прибыл сын Девлет-Гирея Хасан, который был сибирским Шибанидом, и который находился при калмыках. Летом восставшие и калмыки осадили Мензелинск, а осенью — Уфу. Пали несколько сел, а особо активно зимой 1682—1683 гг. действовали калмыки в Зауралье. Восставшие действовали у Уткинской и Чусовской слобод в Зауралье. На реке Серьге (притоке Уфы) русские же были вполне готовы к удару башкир. Тогда восставшие двинулись от реки Ай до реки Исеть. Восставшие штурмовали Колчеданский и Катайский остроги. В районе реки Исети против русских активно действовали казахи. Прежде они в 1679 г. вместе с тувинцами атаковали Томский уезд и Красноярск, а потом вместе с башкирами напали на Кунгур. Подобно событиям башкирского восстания 1662—1664 гг., русские снова были вынуждены вести переговоры с восставшими.

В 1682 г. царевна Софья от имени своих несовершеннолетних братьев отказалась от практики насильственной христианизации. На посте уфимского воеводы Коркодинов был сменен Барятинским. Указ малолетних Петра и Ивана от 1682 г., за созданием которого, вероятно, стояла царица Софья, вернул служивым татарам половину земель. В том же году был издан указ, по которому русским запрещалось давать поместья и вотчины на запустевших землях коренных народов Среднего Поволжья. Еще по одному указу при наследовании приоритет отдавался некрещеным родственникам. Все эти правовые акты были призваны успокоить волнения среди народов Волго-Уральского региона. В одном из последних указов Софьи запрещалось давать земли татар русским помещикам. Еще по одному указу иноверцев надлежало обращать в христианство только по свободной воле их. Таким образом, от восстания сначала отошли татары, а потом и башкиры.

Копия наградного «угорского» золотого с изображениями Петра I и Ивана V (орел). Царевна Софья (аверс). 1689 год. Фото wikimedia.org

В 1682 г. отряд русских под командованием тобольского воеводы Волкова в 2 тыс. сразился с башкирами на Урале, но восставшие так и не были разгромлены. В 1683 г. восставшие действовали в Ногайской дороге. Они нападали на Соловарский городок и Вознесенский монастырь. В Казанской дороге башкиры атаковали Билярск. Слобода была взята, но крепость устояла. В. Урусов в 1683 г. в конце июня под Мензелинском разбил поредевшие ряды восставших. Правительственным войскам помогали яицкие казаки. Отряды казанского воеводы П. Шереметьева были усилены другими отрядами. С наступлением зимы 1683—1684 гг. калмыки Аюки ушли в свои земли. В связи с этим башкирские тарханы видя, что цели восстания достигнуты, а русские войска многочисленны и велики и помощи ждать не от кого, решили сложить оружие. Последняя попытка восстать была в 1684 г., когда повстанцы двинулись на Уфу. Однако у села Богородицкое у брода через реку Уфа они были разбиты отрядом В. Лопатина. Попытка опереться на внешнюю силу была в 1694 г., когда башкиры отправляли своих послов к казахскому хану Тауке. В 1694 г. башкиры жаловались в Казанский дворец, что пришлые русские, татары, чуваши и марийцы занимают башкирские вотчины. Собственно, при помощи казахов башкиры хотели решить свои проблемы с царской администрацией. Впрочем, русские вовремя пошли на уступки башкирам. Они были заняты войной с Османами и Крымским ханством. В это время они предпочитали не злить башкир.

​Ярослав Пилипчук
Справка

Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 г. в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».

комментарии 23

комментарии

  • Анонимно 25 мая
    самое интересное и "вкусное"))
    Ответить
  • Анонимно 25 мая
    "Русским было сложно в это время"...
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/66289-istoriya-bashkiro-tatarskih-vosstaniy-v-xvii-veke

    А когда им было легко?...
    Молодцы русские, умеют держать удар.
    Ответить
  • Анонимно 25 мая
    какие неспокойные народы, все надо напасть, повоевать
    Ответить
    Анонимно 25 мая
    Все в свое время были такими - и англичане, и французы, и итальянцы...

    А американцы, как молодая нация, и до сих пор такие...
    Ответить
    Анонимно 25 мая
    И не говорите. Вместо того, чтобы отдать свои земли и имущество добровольно сопротивляться удумали. :)
    Ответить
  • Анонимно 25 мая
    "С севера на русские владения в Сибири нападали ненцы, а на территориях Украины и Белоруссии после победы при Чуднове в наступление перешли войска Речи Посполитой".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/66289-istoriya-bashkiro-tatarskih-vosstaniy-v-xvii-veke

    Автор статьи прекрасно знает, что Украины и Белоруссии в то время (сер 17 в.) не было.
    Украина и Белоруссия как независимые государства возникли лишь в 1918 г. в результате развязанной марксистами-ленинцами кровопролитной Гражданской войны, унесшей миллионы жизней.

    Автор "забыл" добавить слово - "на территориях СОВРЕМЕННЫХ Украины и Белоруссии".

    Если ученый-математик начнет утверждать что "дважды-два пять", то его лишат ученой степени и уволят с работы.

    Историк же запросто может искажать, игнорировать факты и даже придумывать "факты" и это считается "нормой"...
    А некоторым выписывают и "премии" и награждают орденами...
    Ответить
    Анонимно 25 мая
    ну вы же поняли о что автор имел ввиду?
    Ответить
    Анонимно 25 мая
    Не совсем.
    Какой-то двусмысленный текст.

    Как например понять концовку текста:

    "В это время они предпочитали не злить башкир".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/66289-istoriya-bashkiro-tatarskih-vosstaniy-v-xvii-veke#comments

    "Злить башкир" - это как надо понимать?

    Какое-то просто злобное авторское выражение.
    Ответить
    Анонимно 25 мая
    "Злят", "дразнят" соседских девчонок и "деревенских дурачков" несмышленые дети и подростки в пубертатный период.

    А народы и ученые друг друга не "злят".
    Относятся к друг другу уважительно.
    Ответить
    Анонимно 25 мая
    да что вы придираетесь к этому слову? Это значит Башкир боялись и не стали трогать до поры до времени
    Ответить
    Анонимно 25 мая
    нормальный термин
    Ответить
  • Анонимно 25 мая
    Как термин Украина появилась еще в 16 веке. в 1596 г. польный гетман С. Жолкевский пишет о восстании Северина Наливайко (1596 г): "вся Украина показачилась для измены, шпионов полно. Обязательно нужно, обычно, тщательно заботится об этой Украине". Самуил Грондский, автор истории Хмельниччины (около 1660 г.), поясняет: "Margo enim polonice kray; inde Ukrajna, quasi provincia ad fines regni posita", что значит: "Латинское margo (граница, рубеж) по-польски край, отсюда украина - как бы область, расположенная у края королевства". Познанский воевода Ян Лещинский в своем меморандуме от 2 июля 1658 г., вынужден давать пояснение, какую именно "Украину" он имеет в виду: "gentis nomine Ukraina sive Rus" ("имя народа - Украина, или Русь"). А Белая Русь как обозначение беларуских земель появилась в 14-15 веках. В тексте Беларусь и Украина были употреблены как земли-территории населенные украинцами (не каждый знает где например находиться Чуднов). Ну а касательно злить. Вы как бы не в курсе того, что сказал по отношению к башкирам при восстании 1704-1711 гг. А он имел в виду, что не к чему злить башкир во время Северной войны налогами и христианизацией.
    https://www.youtube.com/watch?v=BfX5bVYnvp0&t=229s
    Ответить
    Анонимно 25 мая
    Да все он прекрасно понял. Все эти придирки к терминам и определениям есть попытка отвлечь внимание от содержания статьи. :)
    Ответить
  • Анонимно 25 мая
    красивые такие монеты
    Ответить
  • Анонимно 25 мая
    Из википедии можно брать только картинки, правильно, все остальное там - очень непроверенная инфа
    Ответить
  • Анонимно 25 мая
    приоткрыли завесу прошлого, очень интересно!
    Ответить
  • Анонимно 25 мая
    или перевод не в порядке, или автор пишет "в огороде бузина, в Киеве дядька"...
    Ответить
  • Анонимно 25 мая
    Бред сивой кобылы.
    Никакого отдельного башкирского народа не было и нет.
    Автор повторяет сказки уфимских фальсификаторов. Что касается "добровольного присоединения", прочтите З.Валиди "Завоевание Ногайской орды". Он пишет, что все эти шежере и предания о добровольном присоединении - чистая фальсификация, их насочиняли десятками прямо в уфимском ИЯЛИ, чтоб обосновать эту красивую сказку (вообщем-то там насочиняли шежере не только о добровольном присоединении, много материалов в интернете о том, что о тех преданиях и шежере, которых будто бы нашли (записали) в какой-то деревне, в самой этой деревне никто и не слышал никогда). Действительно, те личности, которые упомянуты в этих шежере, жили после 100 лет после этих событий, во второй половине 17 века. Об этом есть работа Ахметзянова.
    До 1552 года башгирдами называли - венгров маджар (не все маджары переселились на Дунай, небольшая часть их осталась в Верхнем Прикамье, это давно доказано венгерскими учеными, и их тогда называли башгирдами), а после 1552 года - всех предателей. Потому что первыми продались та небольшая группа башгирд-венгров Верхнего Прикамья. Об этом имеется письмо П.Шуйского.
    Ответить
  • Анонимно 26 мая
    Вот весь мир признает башкир отдельным от татар народом. А шовинисту видимо неведомо то что в латиноязычных текстах Башкирия звучит как Баскард, в поздней арабской традиции различают Башгирд (Венгрию) и Башкирд (Башкирию). Ну и так для сведения потомки восточных венгров (азиатские венгры папских источников) были известны русским как можеряне и жили не на территории Башкирии. Так что вы мимо, как и любой шовинист.
    Ответить
  • Анонимно 26 мая
    Это советы создали миф, сказку с названием "башкирский народ". Целые институты, кафедры занимались фальсификацией. Вл второй половине 1 тысячелетия венгры жили на Прикамье и в Предуралье. Тогда их называлди баджгард. Основная часть этих баджгарт переселилась на Дунай, но небольшая часть осталась на Прикамье, под натиском булгар была вынуждена переселиться на верховья этой реки. Это уже давно доказано венгерскими учеными. После этого этноним баджгард претерпел такую эволюцию: на Верхнем Прикамье: баджгард – башгард-башкарт – башгирд-башкирт – башгир-башкир (башкирт-башкорт). А на Дунае: баджгард – маджгард-моджгард – маджщар-моджгар – маджар-мадьяр. И венгерские ученые считают, что теперешние башкиры, к тем баджгардам-венграм не имеют никакого отношения, оставшиеся на Верхнем Прикамье баджгарды слились с хантами, из-за языковой и культурной близости. Ибн Фадлан, Тарджуман, Масуди, Идриси, ибн Хаукаль, Гарнати, Якут и прочие авторы, когда писали о каких-то баджгардах-башгирдах, имели в виду как раз венгров-башгирд. Башгирд – просто синоним слова маджар (Юлиан, Карпини, Рубрук, Гарнати, Джувейни, Рона-Таш и др.).
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    Вот ты полную охинею несеш.информацию нужно подтверждать фактами а не так типо ученые венгрии докозали.выложий сылки.умники собрались!!!

    Ответить
  • Анонимно 27 мая
    Степан Разин был татаритном. Еще и тенгринцем. Мать у него - чистокровная татарка, Дед по отцу - тоже, с именем Разый. Оттуда и фамилия - Разин. Станица, в которой он родился имеет татарское название - Бесменда (Касьянов "Казацкий народ"). На Зимовейскую ее переименовала Екатерина после Пугачевского восстания. Пугачев - тоже из той же станицы. Там всегда жили татары, они всегда говорили на татарском. И Пугачев тоже. Русский для них был языком воинской службы. Восстания Разина и Пугачева ( да и джругие казацкие восстания тоже) - были не крестьянскими восстаниями. А выступлениями татар, потомков Золотой орды (Большой орды) за восстановление независимости.
    Ответить
  • Анонимно 12 июля
    Башкиры Бурсай и Актуш из племени мин выступили против ногайцев и выдали ногайских мирз русскому правителю. Причиной выступления башкир против ногайцев было то, что те хотели увести племя мин вместе с собой за Волгу и Кубань // Что за ерунду вы пишите Ярослав? Ногайцы - это как раз и минцы, мангытцы по другому, Ногайская орда по другому так и назывался Мангытский юрт, потому что там правили как раз эти минцы-мангытцы. Какие еще башкиры рода мин?
    Какие еще башкиры рода юрматы, табын и мин?
    Юрматынцы - - поволжские булгары, до этого были причерноморскими болгарами, а когда Москва начала экспансию земель Казанского ханства переселились на земли реки Дема. Там нет ни единого этнического башкира. Табынцы - именитые татары Чингизхана, они составляли основной костяк тумена Майкы бея. Минцы - это гвардейский полк, который был создан из огланов бурджигенцев (рода Чингиза) и потомков которых потом стали называть отдельным родом. Минцы, т.е по татарски меңнәр (менняр) или мең эт (в русской транскрипции менгит или мангыт) означало тысячу псов, которые должны были бросаться на врага как бешеные псы. Само слово ногай многие специалисты объясняют через монгольское слово нохай т.е пес. Да и Ногайская орда по другому называлась Мангытский юрт. Идегей, Сююмбике, Юнус, Исмагиль, Ырыс и другие известные мурзы были минцами-мангытцами. Мангытцы были самыми высокими в ранге в Ногайской орде и поэтому и орда называлась по другому мангытским. Известные обрусевшие татары: Юсуповы, Урусовы, Давыдовы - из минцев, они - прямые потомки Едигея. Почему же они в своих родословных не пишут, что они обрусевшие башкиры? Денис Бавыдов почему свою автобиографию начинант со слов "Я -
    из татар", а не "Я - из башкир". А согласно тому, что пишут уфимские сказочники, ногайские татары были теми лбюдьми, которые в 13 веке захватили земли этих мифических башкир и 300 лет их угнетали. Ничем другим и не занимались кроме того, как истребить этих бедных башкир согласно их сказкам, из семимиллионных башкир осталось сто тысяч, остальных вырезали татары, т.е как раз эти табынцы, барынцы,
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии