Финно-угорский мир и татары: марийцы как последние защитники Казанского ханства
Украинский историк Ярослав Пилипчук специально для «Реального времени» подготовил новый цикл статей о взаимоотношениях татар и финно-угорских народов Поволжья. Он стартовал со статьей об истории мордвы, а теперь настала очередь марийцев.
Луговые и горные марийцы
Относительно марийцев: после упоминания в еврейско-хазарской переписке, они долгое время не упоминались в источниках. Их землю как Меровию упоминал Юлиан. Дальнейшие упоминания также отмечались через несколько столетий. Александр Гванини отмечал, что часть из них язычники, часть мусульмане. Он говорил, что они колдуны, а также любят заниматься воровством и грабежом. Сообщалось, что мужчины и женщины из этого народа мастерски владеют луком и быстро перемещаются. Сигизмунд Герершейн делил марийцев на две группы — горные и луговые, и говорил, что они живут за русской крепостью Сура и частично магометане, частично язычники. Жак Маржерет отмечал, что знатные марийцы имеют кольчугу, шлем, копье, лук и стрелы и могут выставлять семь-восемь тысяч коней как и мордва. Адам Олеарий указывал, что марийцы делятся на горных и луговых. Сообщалось, что после смерти воина черемиса убивали его лошадь. Отмечалось, что марийцы язычники и поклоняются солнцу. Отмечалось, что марийцы колдуют и являются хищническим народом. Энтони Дженнкинсон считал черемисов полутатарами-полуязычниками. Петер Петрей отмечал, что когда-то черемисы подчинялись татарам и что теперь они нападают на страну Вятку и опустошают ее огнем и мечом. Джером Горсей отмечал мордву, как и черемисов, как искуссных всадников. Джильс Флетчер считал и мордвинов и марийцев татарами, отмечал, что луговые черемисы много раз беспокоили русского царя. Исаак Масса говорил о 50 тыс. черемисов и татар, участвовавших в Ливонской войне, что является большим преувеличением. Из военной истории марийцев, пожалуй, наиболее известный аспект это Черемисские войны. Однако и более ранняя военная история марийцев также интересна.
Горные марийцы жили по правому берегу Волги. Луговые марийцы жили у Малой Кокшаги. После монгольских завоеваний многие горные марийцы перебрались на более безопасный левый берег. У них существовало несколько княжеств основанных полулегендарными правителями-куогузами (Кай, Коджа-Яралтем, Бай-Борода), это были выборные старейшины родов. Не внушает доверия Ветлужский летописец, поскольку он так и не был издан в отличие от той же вымско-вычегодской летописи у коми. Горные марийцы находились в вассальной зависимости от Галичского княжества. Иногда они заключали союз с татарами. На Нижней Суре русские в 1374 г. соорудили крепость Курмыш, что должно было обострить отношения марийцев с русскими. Взаимные набеги русских и татар опустошали марийские земли. Чтобы не быть поглощенными русскими и татарами они лавировали между ними, заключая союзы, то с одними, то с другими. В конце XIV—XV вв. марийцы из бассейнов рек Меша, Казанка, Ашит мигрировали севернее, поскольку в эти регионы устремились волжские булгары и татары, спасаясь от войск Тимура. Также марийцы мигрировали на восток под давлением русской колонизации. Отношения марийцев с Казанским ханством часто бывали союзными. Марийцы признавали зависимость от Казани в силу сложившейся традиции зависимости волжских финнов от татар. Их правители носили имена татарского типа — Кельдибек, Мамич-Бердей, Акпарс. Луговые марийцы были лояльны в отношении Казани. На стороне русских выступала только часть горных марийцев, которые, подобно чувашам и мордвинам, поддерживали также отношения с русскими. Марийцы по сведениям А. Курбского были достаточно богатыми крестьянами. По отношению к татарам марийцы несли постойную, строительную и военную повинности, а также платили харадж. В языках марийцев значительное количество булгаризмов. В составе Золотой Орды и Казанского ханства марийцы пользовались относительной автономностью и возглавлялись своими родовыми старейшинами.
Протогосударства марийцев
У марийцев, как и у мордвинов, стали складываться княжества. Так Малмыжское княжество находилось по среднему течению Вятки и по ее правому притоку Шошме. Правителями княжества были Алтыбай, Урсу, Яшман, Алек, Сабатор, Тулбай, Тюкан Шура, Болтуш, Акмазик. Марийцы делились на 16 племен и 200 родов. Вооружены марийцы были саблями, луками со стрелами, топорами, копьями. Тело защищала кольчуга. Воины сражались конными, пешими и на ладьях. В зимнюю пору использовали лыжи. До того момента как быть втянутыми в большую политику марийцы враждовали с удмуртами. Удмурты называли марийцев народ пор, а Поркар дословно значил марийский город. В удмуртском фольклоре сохранились упоминания о столкновениях удмуртских батыров с марийцами. Тактика марийцев была проста и фактически была партизанской войной. В 90-е гг. XIV в., спасаясь от вторжения войск Тимура, татары и булгары бежали в бассейн Меши и Казанки. Касательно конкретных военных действий, то набеги ушкуйников на булгарские эмираты в 1392 и 1393 гг. затронули и марийские земли. В 1394 г. марийцев мобилизовали в войска Токтамыша. В это время марийцами правил куогуз Кельдибек. Его противником был галичский князь Юрий Дмитриевич. В 1415 г. Кельдибек заключил с вятчанами союз и напал вместе с ними на Двинскую землю. В 1417 г. он пытался захватить Устюг. В 1428—1429 гг. вместе с булгарами Либея (Али-бея) марийцы напали на Галич. Ими были взяты Кострома, Плесо, Лух, Юрьевец, Кинешма, однако сам Галич выстоял при месячной осаде. В 1452 г. Иван Васильевич воевал против марийцев на Кокшеньге. Было разорено и много окрестных сел. В 1462 г. марийцы вместе с казанцами напали на Устюг. В 1468 г. они совершили новый набег на Устюжский уезд и взяли Кичменгский городок. В ответ на набег русские воеводы напали на марийские поселения по Вятке и Каме. В 1524 г. марийцы нанесли поражение флотилии И. Палецкого. Вместе с чувашами марийцы запрудили реку и, когда русские суда скопились в одном месте, начали кидать на них камни и деревья. Против других русских отрядов они развернули партизанскую войну. Около Свияги на Итяковом поле казанцы Отуна и Аталыка, а также чуваши и марийцы были разбиты русскими. В 1526 г. с близких к русским владениям марийских земель русские депортировали население. Это зафиксировал сам Сигизмунд Герберштейн. Марийцев переселяли на границу с Литвой. В 1526—1527 г. они сбежали к литовцам.
В 1530 г. одно из русских войск прошло через Горную сторону. Оно прорвалось к Казани, встречая ожесточенное сопротивление казанцев, чувашей и марийцев. Марийцы вместе с ногайцами и казанцами обороняли Казань в во время ее осады русскими в 1530 г. В 1532 г. казанцы и марийцы ответили набегом на Толмшу, Тиксну, Сянжему, Товто, Городишную, Унжу. Четыре тысячи марийцев и казанцев осадили Солигалич, но русские вынудили их снять осаду. Осенью 1534 г. марийцы снова напали на Унжу. Марийцы приняли активное участие в русско-казанских войнах XV и XVI веков. В Соловецком патерике 40-х гг. XVI в. указывалось, что марийцы ходили в набеги вместе с казанцами всегда. В «Истории о Казанском царстве» поганые черемисы упоминались вместе с татарами. Марийская земля в составе Казанского ханства делилась на Горную и Луговую стороны. Марийцы принимали участие в набегах Казанского ханства и были проводниками татар. Луговые марийцы были хорошо интегрированы в татарское общество, Горная сторона же ощущала как татарское, так и русское влияние. За марийскими землями со стороны Казани присматривали баскаки и даруги, а марийская знать была прочно связана с татарами. В 1551 г. при переходе большинства марийцев Горной стороны к русскими марийские мирзы бежали в Казань.
Отпадение Горной стороны
Нужно отметить, что во время пребывания на казанском престоле пророссийских ханов марийцы попадали в число войск, помогавших русских. В Стародубской войне марийцы вместе с казанцами в 1534 г. воевали на стороне русских. Однако это было недолго. С воцарением в Казани Сафа-Гирея марийцы вместе с татарами пришли на Унжу, Шишкилево, Чюхлому, Глазуново. Был сожжен посад Галича. Зимой 1535—1536 г. марийцы и казанцы напали на нижегородские земли, но были отражены русскими. Зимой 1537—1538 гг. марийцы вместе с казанцами ходили на Нижний Новгород, Вологду, Галич. Об этом набеге сохранилась память в житиях нескольких русских иерархов. Ценой больших усилий казанцы на Плеси были разбиты русскими. В 1540 г. Чюра Нарыков с татарами, чувашами и марийцами опустошил села около Костромы. В 1542 г. казанцы и марийцы напали на Вятскую землю и на Устюжскую волость. В 1544 г. на нижегородские места снова напали казанцы и марийцы. В 1546 г. прорусски настроенные татарские мирзы в Казани свергли Сафа-Гирея и призвали на престол Шах-Али. Чтобы вернуть себе власть Сафа-Гирей готов был отдать Йусуфу Арcкую и Горную стороны. Учитывая это марийцы Горной стороны во главе с Акпарсом перешли на сторону русских. Кроме него среди знатных марийцев упоминались Аказ, Ковяж, Яныгыт. В Никоновской и Львовской, летописях упоминалось, что русским бил челом старейшина Тугай с двумя товарищами и что они просили йти походом на Казань. В «Разрядной книге» упомянут Атачик, а в Продолжении хронографа 1512 г. сообщалось, что марийцы хотели сделать ханом Шах-Али. В 1547 г. русские воевали на Луговой стороне, а иному русскому войску было предписано не разорять Горной cтороны. Горные марийцы предлагали русским помощь в кампании 1547 г. Однако несмотря на это по данным «Истории о Казанском царстве» Горная сторона находилась под властью казанского хана. Поражение казанцев в 1548 г. и смерть Сафа-Гирея в 1549 г. обусловили окончательный переход горных марийцев на сторону русских. Несмотря на это Горная сторона в 1551 г. подверглась опустошению со стороны воевод. В июне 1551 г. марийцев вместе с мордвинами и чувашами привели к присяге Ивану Грозному. Они приняли участие в реставрации Шах-Али в 1551 г. Однако после этого Шах-Али стал требовать возвращения Горной стороны и иных отторгнутых территорий. Не сумев добиться чего либо, Шах-Али удалился в изгнание, а властью завладела группировка знати во главе с Суюнбике, а потом ханом Едигером. По сведениям ряда источников, в русском войске, взявшем в осаду Казань в 1552 г., были удмурты, мордвины, чуваши и марийцы. В «Степенной книге Царского Родословия» говорилось, что татары в 1551 г. вместе с мордвинами, чувашами, марийцами приняли русское подданство и приняли Шах-Али. В походе принимали участие Акпарс, Акрям, Сяр. В марийских преданиях говорилось, что марийцы согласились платить ясак русским. В штурме города они участия не принимали. Нужно отметить, что и на стороне казанцев сражались луговые марийцы. После Казанского взятия царь пожаловал земли Среднего Поволжья в кормление своим боярам и дружинникам и назначил туда своих чиновников. К управлению также привлекалась лояльная местная аристократия. Местному населению навязывалась христианизация.
Дорогая цена русской победы
Марийцы были недовольны такой ситуацией, и луговые марийцы подняли восстание против русских. Тугаевы люди в Арской стороне подняли восстание, но были разбиты прорусским татарским мирзой Камаем. Васильсурский воевода сообщал о восстании в приволжских землях. Оставив в Поволжье тысячу воинов русские вскоре были разбиты марийцами. Русские были осаждены в Казани, а восставшие, провозгласив целью восстановление Казанского ханства, основали свою столицу на Меше. В 1553 г. Усеин-Сеит и Сарый-богтырь во главе марийско-татарского войска оказались на Горной стороне. Русское войско Б. Салтыкова-Морозова было разбито, Васильсурск и Свияжск были осаждены, а марийцы начали нападать на нижегородские, муромские и вятские волости. В 1553 г. против восставших направили войска Ф. Адашева и казаков, которые пришли на Волгу, Каму и Вятку. В конце года русские собрали значительное войско из русских, лояльных к себе мордвинов, чувашей, татар, марийцев. Зимой 1553—1554 гг. состоялось около 20 столкновений, и под ударами войск Ивана Грозного пал Малмыж, и был убит марийский вождь Алека. Восставшие татары и удмурты сложили оружие, продолжали сопротивляться только марийцы во главе которых встал Мамыч-Бердей, который по данным А. Курбского мог мобилизовать 20 тыс. войска. Летом 1554 г. против марийцев послали татар и удмуртов, однако те обманули русских и присоединились к повстанцам. Осенью 1554 г. русские развернули террор против марийской аристократии и многих перебили. Зимой 1554—1555 г. русские опустошили марийский край, а пришедшие на Арскую сторону луговые марийцы надеялись поднять на борьбу татар и удмуртов, но это им не удалось. Разгневаные марийцы начали громить татарские поселения. Весной и летом 1555 г. марийцы нападали на коммуникации русских. Мамыч-Бердей просил Йусуфа назначить их правителем Ахполбея, что ногайцы и сделали. Зимой 1556 г. Ахполбей погиб. В посольских книгах сказано, что из Казани (от казанских татар) к ногайцам прибыл посол Кулай, который просил Йусуфа назначить казанским правителем Али-мирзу. Ногайцы считали, что Казанское ханство со всеми его землями должно принадлежать ногайцам и требовали отдать их. Они ставили себе в заслугу, что не принимали послов казанцев. Русские же считали эти земли своими по праву завоевателя и отвечали отказом. В марте 1556 г. Мамыч-Бердей с двумя тысячами воинов пришел в Горную сторону стараясь поднять на восстание горных марийцев и чуваш. Сотник Алтыш заманил его в засаду и выдал русским. Осенью 1556 г. восставшие татары и удмурты сложили оружие. Зимой 1556—1557 г. один из марийских отрядов напал на Солигалич, но был отбит. В апреле 1557 г. марийцы пришли в Арскую и Горную стороны. На Горной стороне горные марийцы и русские под руководством И. Коврова разбили отряд Ахмачека. Вторжение на Арскую сторону также было отбито. Сыновья Мамыч-Бердея, сотники Абыз и Енебяк присягнули русскому царю. А. Курбский отмечал, что победа в войне 1552—1557 гг. досталось дорогой ценой. На службе у русских находились Шах-Али, Кайбула, Саин-Булат вместе со своими служивыми татарами. Они вместе с лояльными русским горными марийцами принимали участие в кампаниях Ивана Грозного в Прибалтике.
С надеждой на крымцев
Последующие Черемисские войны имели схожий характер. Марийцы поднимали восстания и вели характерную для себя партизанскую войну. Они в 1572 г. подняли восстание пользуясь тем, что основные силы русских в то время воевали в Прибалтике против поляков, литовцев, шведов, а также находились на южных форпостах против крымцев. Русской администрации и сборщиков податей в отличии от Горной стороны не было на Луговой стороне. В 1565—1568 гг. в Писцовой книге по Казани указывалось на постоянные нападения луговых марийцев на служивых татар и чуваш. Галицкий летописец указывал, что в 1568 г. на Галич приходили луговые черемисы. Генрих Штаден указывал, что луговые и горные черемисы (марийцы) грабят суда по Волге. В 1571 г. случилось большое восстание, когда марийцев стали мобилизовать для участия в Ливонской войне. В 1572 г. полыхал весь Волго-Уральский регион. Марийцы нападали на костромские, нижегородские, вятские, пермские земли. Нападению подверглись земли Чухломского уезда. Разорялись монастырские земли в Поволжье. Такое восстание было вызвано известием о сожжении Москвы Девлет-Гиреем. Кроме того, на русские земли нападали сибирские татары. По данным вычегодско-вымской летописи, в 1573 г. сын сибирского хана Кучума Маметкул напал на Пермь. По данным Строгановской летописи, на владения Строгановых в 1572 г. напали марийцы, башкиры и ханты. В 1573 г. в летописи сказано о походе сибирских татар Маметкула на Пермь Великую. Имея в своем распоряжение ограниченные силы, русские обещаниями льгот и амнистии переманили часть восставших на свою сторону. Из казаков, манси и хантов формировались отряды для борьбы с восставшими. Да и желающих воевать против русских после разгрома крымцев и ногайцев в битве при Молодях в 1572 г. поубавилось. Зимой 1572—1573 гг. русские вторглись в земли луговых и горных марийцев и много их опустошили. Однако помощь со стороны ногайцев позволила марийцам еще некоторое время продержаться. Попытка летом 1573 г. подавить восстание была неудачной, однако отряд ногайцев был уничтожен, а в Прибалтике русские заключили перемирие. Иван Грозный обратился к марийцам обещая им амнистию. Непримиримая часть марийцев не сложила оружия и сражалась и в 1574 г. Они вместе с казанцами воевали около Казани и в нижегородских землях. В апреле 1574 г. на Луговую сторону вторглось значительное русское войско, которое подавило восстание. В том же году русские построили на марийских землях город Кокшайск для контроля над территорией и водными путями.
Конец восстаний
В 80-х гг. XVI в. марийцы подняли последнее большое восстание. Исаак Масса отмечал угнетение чинимое марийцам русскими. Джильс Флетчер говорил о больших податях, налагаемых русскими. Систему власти, которая была на территориях татар и горных марийцев русские начали распространять и на луговых марийцев. Чиновники и служивые чинили большой произвол на Горной стороне. В земли луговых марийцев начали отправлять сборщиков податей и глав администрации. Марийцы бежали на Урал, где нападали на русские земли. В 1576 г. на них отправили войско Тюфякина и Нарышкина. В 1580 г. от ногайского бия Уруса к луговым ногайцам было отправлено четыре посла. В 1581 г. ногайцы предприняли набеги на русские земли, а на западе начал большое наступление Стефан Баторий. Ханты и манси во главе с Бегбелием Агтаковым атаковали Сылвенский острог. Зимой 1581—1582 гг. началось восстание, которое охватило Горную и Луговую стороны. Набегам подверглись вятские земли и марийские отряды находились недалеко от Хлынова. В 1582 г. с литовцами и поляками русские заключили мир, а в Крымском ханстве боролись за власть преемники Девлет-Гирея. Ногайское войско, шедшее на помощь марийцам, было разбито русскими отрядами из Казани. Русских поддержали служивые татары. Несмотря на партизанскую войну к весне 1583 г. восстание на Горной стороне было подавлено. Весной 1583 г. русские основали Козьмодемьянск и опустошили Луговую сторону. Зимой 1583—1584 г. царь направил новое войско против луговых марийцев, однако и к лету 1584 г. восстание марийцев еще не было подавлено. Лев Сапега преувеличивал, когда писал о свергнувших иго черемисах. Однако марийская проблема была актуальна почти для всего правления Ивана Грозного. Фактический правитель Московии Борис Годунов при слабоумном царе Федоре смог подавить восстание. В марийских землях был основан Царев город, сложившим оружие обещали подарки и амнистию. Надежды на помощь Крымского ханства и Ногайской орды уже не было. Сибирское ханство было серьезно ослаблено вторжением Ермака и приходом новых русских служивых людей. На протяжении осени 1584 г. и зимы 1584-1585 г. марийцы еще оказывали сопротивление, но в 1585 г. сложили присягу Федору Иоанновичу. В 1585 г. был основан город Царевосанчурск. Восстание 1591—1592 гг. не могло сравниться по масштабу с предыдущими Черемисскими войнами. Марийцы подняли его, когда русские воевали против Швеции и Крымского ханства. В «Разрядной книге» сообщалось, что луговые марийцы разорили 16 царевых волостей. Против восставших отправили войско из наемников и построили город Яранск. Восстание возглавляли Акмазик, Мамай, Кокша-богатырь. Чумбулат. Орудж-бек Байат (он же дон Хуан Персидский), сообщая о путешествии по Волге, говорил о нападающих на суда разбойниках.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 г. в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».