Новости раздела

«Алабуга-Волокно»: от сырья для удочек до космических кораблей и доминирования на российском рынке

Сегодня врио президента РТ Рустам Минниханов вместе с высокими гостями из Росатома и холдинга «Композит» запустили в ОЭЗ «Алабуга» производство углеродного волокна, проектная мощность которого втрое превышает объем производимого сегодня продукта в России. На производственной площадке по выпуску материала XXI века побывал и корреспондент «Реального времени».

Материал XXI века

Сегодня на ОЭЗ «Алабуга» запущено крупнейшее в России предприятие по производству углеродного волокна. В торжественной церемонии запуска предприятия приняли участие врио президента Республики Татарстан Рустам Минниханов, первый заместитель генерального директора госкорпорации «Росатом» Александр Локшин и генеральный директор холдинговой компании «Композит» Леонид Меламед.

Для Минниханова этот визит в «Алабугу» стал уже третьим за последние три месяца — подобная регулярность связана с постоянными открытиями все новых производств в самой успешной особой экономической зоне России. Ждали на церемонии и главу Росатома Сергея Кириенко, но он приехать не сумел, прислав вместо себя первого зама.

Завод «Алабуга-Волокно» генеральный директор особой экономической зоны Тимур Шагивалеев в интервью «Реальному времени» называл флагманом новой технической революции. Дело в том, что производимое на нем углеродное волокно — настоящий материал XXI века. Углеродные волокна — это длинные, тонкие пряди 0,005-0,010 мм в диаметре, состоящие в основном из атомов углерода. Атомы углерода соединены вместе в микроскопические кристаллы, которые более или менее выравнены параллельно оси волокна. Вытягивание кристалла делает волокна невероятно прочными для своих размеров. Несколько тысяч углеродных фибрилл, скрученных вместе, представляют собой единое волокно, которое может быть использовано само по себе или вплетено в ткань.

Волокна в сочетании с эпоксидной смолой превращаются в различные композиционные материалы — углепластики, которые используются, чтобы создать части космического корабля, гоночные автомобили, клюшки для гольфа, велосипедные рамы, удочки, автомобильные рессоры, мачты парусников и многие другие компоненты, где требуется малый вес и высокая прочность.

Менее 1% мирового производства — в России

Наиболее крупным потребителем углеродного волокна в последнее время стала авиационная промышленность — из углепластиков изготавливается все больше деталей современных «Боингов» и «Аэробусов». Перспективный российский авиалайнер МС-21, кстати, тоже в значительной степени будет строиться из композиционных материалов, и специалисты Всероссийского института авиационных материалов уже взяли на пробу образцы продукции «Алабуги-Волокно».

Объем мирового рынка потребления углеродного волокна в 2010 году оценивался в 80 тыс. тонн, а в перспективе к 2020 году ожидается рост потребления до 240-360 тыс. тонн в год, поскольку сфера применения композиционных материалов на основе углеродного волокна постоянно расширяется. В России же сейчас производится лишь 500 тонн углеродных волокон в год, причем по устаревшим технологиям.

Владельцем этих мощностей, созданных еще в советское время, является госкорпорация «Росатом». Дело в том, что в СССР именно ядерная энергетика была основным потребителем углеволокна — из него, к примеру, делаются части газовых центрифуг, с помощью которых обогащается уран.

В 2009 году в Москве был создана холдинговая компания «Композит», которому Росатом передал управление над своими «углеволоконными» активами. Далее «Композит» начал организовывать собственные или совместные с Росатомом и Роснано предприятия по изготовлению из углеродных волокон самих композитных материалов, разработке новых продуктов, выводу их на рынок.

«Ждем больших результатов»

Завод «Алабуга-Волокно» стал одним из результатов этой работы. Общая стоимость проекта составляет 4,2 млрд рублей, инвестором выступила холдинговая компания «Композит». Проектная мощность завода в «Алабуге» составляет 1 500 тонн в год, но гендиректор ХК «Композит» Леонид Меламед сегодня заявил о том, что из линии можно «выжать» больше. А в перспективе, по словам Меламеда, завод планируется расширить еще четырьмя более мощными линиями и занять к 2025 году 7% мирового рынка углеволокна. Необходимая территория уже зарезервирована за компанией. «Это очень непростая задача, но уверен, что при поддержке минпромторга РФ, Республики Татарстан нам это под силу», — рассказал руководитель «Композита».

Что касается нынешней линии, то ее продукцию планируется активно экспортировать. По словам Леонида Меламеда, на продукцию «Алабуга-Волокно» поступил ряд положительных отзывов, и он выразил уверенность, что уже в этом году предприятию удастся заключить не один зарубежный контракт.

Врио президента Татарстана Рустам Минниханов на торжественной церемонии назвал завод «Алабуга-Волокно» одним из самых современных и высокотехнологичных предприятий особой экономической зоны. «Технологии, которые здесь использованы, — это самый современный мировой уровень, — сказал Минниханов, выступая на церемонии открытия. — Мы ждали это предприятие, и я уверен, что материалы из этого сырья будут востребованы в нашей республике».

В качестве потенциальных потребителей углеродного волокна врио президента Татарстана назвал автопроизводителей, авиа- и двигателестроителей. Минниханов поблагодарил создателей завода и заявил, что руководство республики «ждет больших результатов».

«Чтобы за продукцией стояла очередь»

Руководитель департамента минпромторга РФ Владимир Потапкин зачитал собравшимся приветствие от имени главы министерства Дениса Мантурова и отметил, что руководством страны уделяется большое внимание отрасли композиционных материалов. «И открытие завода «Алабуга-Волокно» полностью отвечает интересам государства в этой отрасли и обеспечивает решение ряда стоящих перед ней задач», — заявил Потапкин.

Первый заместитель генерального директора Росатома Александр Локшин напомнил, что с вводом завода в «Алабуге» мощности по производству углеволокна в России увеличиваются в 4 раза, а столь массовое производство ведет к снижению себестоимости. «При таких масштабах и такой себестоимости открываются возможности очень широкого применения — не только авиакосмическое, но и более «приземленное», бытовое. Вплоть до удочек, велосипедов, — считает Локшин. — Мы желаем, чтобы завод был востребован, чтобы за продукцией стояла очередь, потому что за окном — площадь, предусмотренная для расширения».

При этом в интервью первый заместитель генерального директора Росатома заявил, что новый завод должен послужить развитию российского рынка потребления углеволокна, который пока очень мал. Одновременно перед предприятием стоит задача конкуренции на международных рынках.

Леонид Меламед прокомментировал возможность производства полимерного сырья для «Алабуга-Волокно» в Татарстане. По его словам, это производство можно было бы организовать на базе одного из крупных нефтехимических заводов, например, «Нижнекамскнефтехима», «Казаньоргсинтеза».

После торжественных речей почетным гостям вручили символическую первую бобину углеволокна, ознаменовав запуск производства. А по окончании церемонии Минниханов, Локшин, Меламед проследовали в отдельную комнату, где за закрытыми дверями больше часа обсуждали перспективы дальнейшего сотрудничества республики с Росатомом и «Композитом».

Фото: prav.tatarstan.ru

Антон Иванов

Новости партнеров