Новости раздела

Гумер Исаев: «На Ближнем Востоке закончилась эпоха Обамы, и началось время Трампа»

Политолог-востоковед: об угасшей трампомании в России, «бездействии» С-400 в Сирии и новой американской политике на Ближнем Востоке

Ракетный обстрел американцами базы сирийских войск в провинции Хомс вызвал некоторое замешательство в российских политических кругах. Было непонятно, почему российские системы ПВО позволили США атаковать аэродром асадовцев? Почему Вашингтон решился на такой шаг? И как будет действовать Москва в новой ситуации? В вопросе разбирался политолог, колумнист «Реального времени» Гумер Исаев в своей новой авторской колонке.

Ближневосточная стратегия Дональда Трампа: США идут в Сирию

Некоторое время назад отмечалась трагическая годовщина начала волнений в Сирии, которые переросли в кровопролитную гражданскую войну. Ни участники антиправительственных демонстраций, ни полиция или армия и представить себе не могли, что шесть лет спустя междоусобный конфликт в Сирии превратится в братоубийственную войну всех против всех, боевики и наемники с разных точек Ближнего Востока будут отбивать друг у друга сирийские деревни и города, а на территории страны разместятся контингенты иностранных войск.

Каждый год из шести ушедших был для Сирии трудным и уносил десятки тысяч жизней. Но текущий 2017-й обещает добавить новых тяжелых перемен, и причиной этому может стать полноценное вовлечение США в войну в Сирии.

Случившийся на днях удар 59 американских «Томагавков» по Сирии уже был назван российскими аналитиками неэффективным. Но, на мой взгляд, вовсе не в эффективности дело. Это символичный удар, схожий с залпом «Калибров» с Каспия в 2015 году, который обозначил российское вступление в сирийскую войну. Теперь 59 «Томагавков», разнесших сирийскую военную базу в Шайрате, продемонстрировали серьезность намерений нового президента Трампа, который рассматривает Сирию в качестве зоны своих интересов. Вне зависимости от того, есть ли там кто-то еще (например, российские войска).

«Это символичный удар, схожий с залпом «Калибров» с Каспия в 2015 году, который обозначил российское вступление в сирийскую войну. Теперь 59 «Томагавков», разнесших сирийскую военную базу в Шайрате, продемонстрировали серьезность намерений нового президента Трампа». Фото topwar.ru

Самообман с Трампом

Наверное, уже нет особого смысла выяснять, в чем психологические причины трампомании, охватившей умы российских журналистов, экспертов, политических деятелей на рубеже 2016—2017 годов. Если бы сбылось то, о чем наивно мечтали отечественные политики и аналитики, то президент Трамп должен был поскорее встретиться с заокеанским коллегой Владимиром, отменить санкции, признать Крым российским и принять Россию в общую коалицию по борьбе с ИГИЛ (организация запрещена в РФ, — прим. ред.), чтобы потом справедливо разделить между великими лидерами лавры победителей. Трамп встретился с десятком политиков — но не с Путиным. Его категорическая позиция по Крыму уже озвучена. Санкции остаются в силе. Коалиция с Россией по борьбе с ИГИЛ… Ее нет и пока не будет.

Чем громче хвалили новоизбранного американского президента в российских СМИ, тем более сомнительным казалось, что популист Трамп будет делать то, что наобещал в пылу предвыборной гонки. Теперь обманутым почитателям Трампа в России остается лишь сокрушаться, что «Трампа подставили» или «заставили» быть совсем не таким, как они ожидали…

На мой взгляд, причина подобного заблуждения кроется в непонимании простого факта: США — это не личность, а система. Трамп никогда не был революционером он представитель американского олигархата и предвыборный популизм его благополучно завершился с вступлением в должность и началом реальной работы. Как бы ни надеялись в России, но Трамп не смог бы действовать вопреки национальным интересам США. А они определяются целым комплексом институтов, среди которых важное место занимают те же ЦРУ и Пентагон.

В конце концов главный предвыборный лозунг «Сделаем Америку снова великой» был обращен в первую очередь к консервативным слоям общества, которые соскучились по сильной руке. Наследникам Буша и Рейгана. Мне искренне трудно понять, чего ждали от нового президента многочисленные его наивные почитатели в России?

«Как бы ни надеялись в России, но Трамп не смог бы действовать вопреки национальным интересам США. А они определяются целым комплексом институтов, среди которых важное место занимают те же ЦРУ и Пентагон». Фото eurosmi.ru

Ближний Восток — зона ответственности США

То, что США будут действовать на Ближнем Востоке решительно, не вызывало никаких сомнений. Обама стал президентом отчасти благодаря своим обещаниям завершить войну в Ираке, которую развязал Буш. Теперь Трамп обвинил Обаму в провалах на Ближнем Востоке и бесхребетной позиции по Сирии. И новому президенту надо показывать мускулы на Ближнем Востоке. Чем он и готов заняться. В Сирии.

Российские политологи надеялись, что США активизируются в Сирии с целью уничтожения ИГИЛ. Для этого туда и должны были стягиваться американские военнослужащие. Действительно, Трамп и ряд других американских официальных лиц неоднократно подчеркивали, что приоритет в Сирии — борьба с ИГИЛ и филиалами Аль-Каиды (организация запрещена в РФ, – прим. ред.). Но эта позиция вовсе не означала, что про Асада забыли. В американских списках на ликвидацию он просто занимает второе место после ИГИЛ. И по нему бить будут так же, как и по боевикам ИГИЛ в Ираке и Сирии.

В российских блогах активно обсуждают, почему российские ПВО не сбивали американские ракеты. Ответ прост — по той же причине, что не сбивали и израильские ракеты, которые били по Дамаску и Пальмире. И дело не в том, что они пролетели вне зоны поражения средств ПВО. Объяснение бездействия наших С-400 сугубо политическое. Несмотря на наличие технических возможностей отражать авианалеты авиации США или Израиля на позиции сирийских союзников, Россия вряд ли может позволить себе действовать симметрично. Это наглядно показали события со сбитым турками российским самолетом. В этот раз Москва лишь заявила о приостановке действия меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в Сирии. Даже не об отмене, а о приостановке.

Сбить американскую ракету — значит, открыто выступить против США, чего Кремль не может себе позволить. Российское руководство, несмотря на смелые заявления представителей некоторых ведомств, действует осторожно и не пойдет на открытый конфликт с единственной в мире сверхдержавой.

«Объяснение бездействия наших С-400 сугубо политическое. Несмотря на наличие технических возможностей отражать авианалеты авиации США или Израиля на позиции сирийских союзников, Россия вряд ли может позволить себе действовать симметрично». Фото hispantv.com

Тем временем «неэффективный» удар американских ракет спровоцировал бурную реакцию в мировой политической элите. Лидеры ряда влиятельных государств поспешили поприветствовать американскую инициативу. Друг России Эрдоган посетовал, что удар был недостаточно мощным. Нетаньяху и Олланд горячо поддержали американские удары. К ним присоединились лидеры стран Европы и Ближнего Востока. Как оказалось, многие страны ждали новой американской инициативы и восприняли силовую акцию как важный сигнал к действию. Следующим шагом может стать предложение создания бесполетной зоны в Сирии. А еще дальше — военная операция коалиции против Асада.

Как бы мы ни трактовали произошедшие события, надо признать, что 7 апреля на Ближнем Востоке закончилась эпоха Обамы и началось время Трампа. Будет ли новый американский президент нерешителен, как его предшественник, или слишком агрессивен, как Джордж Буш, — время покажет. Первый ход он уже сделал. Несмотря на попытку предстать белой вороной, Трамп все же республиканец, и будет действовать в традициях президентов-республиканцев, для которых не было никаких сомнений в том, что Ближний Восток — зона особых интересов США.

Гумер Исаев
Справка

Исаев Гумер Галиевич — политолог, востоковед.

  • Руководитель Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока.
  • Директор Института российских исследований, Турецко-российского фонда культуры (Стамбул).
  • Родился в 1979 году в Ленинграде.
  • Окончил восточный факультет СПбГУ. Кандидат исторических наук.
  • Область научных интересов: международные отношения, внешняя политика стран Ближнего Востока.
  • Имеет публикации в различных российских и зарубежных СМИ. Колумнист «Реального времени».


Новости партнеров