Новости раздела

«Их нравы»: ударом разбить мраморную колонну, завалить намасленного противника и возродить турецкое «айкидо»

Боевые искусства в Османской империи

Казанский исследователь Булат Ногманов, чьи публикации, как выяснилось, читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о том, как культура древней Османской империи проникла в быт современной Турции. В своей сегодняшней колонке он рассказывает о традиции боевых искусств на Ближнем Востоке и о современных попытках возрождения боевых традиций…

Действие, возведенное до уровня искусства, обогащает культурное наследие народа. Данное положение характерно как для лепки горшков, так и для приготовления пищи. В этой связи примечателен тот факт, что не только на Востоке действия, направленные на нападение и на оборону, получают статус искусства. Конечно же, в период своего становления единоборства разрабатывались как средства защиты или же нападения, для обеспечения жизнедеятельности индивида. Однако с увеличением количества повторений, а, как известно, для достижения совершенства необходимо минимум 10 тысяч повторений, единоборства обросли налетом таинственности, обрели некую сакральную философию и стали органичной частью мироустройства жрец — воин — земледелец…

В этом кратком обзоре речь пойдет о традиционных единоборствах Османской империи и о современных попытках возрождения боевых традиций.

Не жалейте масла

Наверное, самым основным и самым традиционным видом единоборств, присущим османам, является борьба, а именно так называемый «яглы гюреш», то есть «масляная борьба». Действие происходит на ровной и открытой местности, которая именуется «Эр Мейданы», что можно перевести как «поле брани» или «поле воина». Атлеты перед схваткой намазывают свои тела оливковым или же другим растительным маслом. Правила довольно просты: необходимо положить соперника на лопатки, используя приемы борьбы, однако с учетом того, что скользкого соперника довольно трудно схватить, задача усложняется. Обычно на Эр Мейданы одновременно соревнуются сразу несколько пар борцов. Победитель в паре выходит в следующий тур, и так до финала.

Считается, что «масляной борьбой» турки занимаются еще со времен перехода тюрков из Анатолии в Румели. В память об этом событии в Эдирне каждый год с июня по июль проводится турнир по «масляной борьбе», который называется «Кыркпынар гюрешлери» (условно говоря, это «борьба сорока потоков»). Согласно преданию, 40 тюрков-мусульман под предводительством Сулеймана Паши ночью переплыли через Дарданеллы, вышли в Галлиполи и участвовали в завоевании Румели.

Памятник борцам в Эдирне. antalya-my-home.livejournal.com

Во времена Османской империи соревнования по борьбе, которые проводились вне стен дворца, устраивались во время свадеб, в пользу каких-нибудь благотворительных организаций и в частных залах. Так же устраивались специальные соревнования в честь окончания месяца Рамадан.

Буду бить аккуратно, но сильно

Пожалуй, наиболее интересным явлением в османских боевых искусствах по праву считается «Османлы Токады» — османская пощечина. Это специальная техника нанесения смертельных ударов противнику голыми руками, которая использовалась добровольными нерегулярными частями армии Османской империи, именовавшимися «азаб». Солдаты этих частей с молодых ногтей тренировались, нанося удары по специальным мраморным колоннам. На битву они выходили безоружными и оголив свое тело до пояса, видимо, тем самым пытаясь вызвать ужас в рядах противника. Одним ударом могли сбить с ног всадника вместе с лошадью. Самых отчаянных мастеров пощечины именовали «башибузуками». Думаю, что данный термин не нуждается в переводе.

В современной Турции есть курсы, которые предлагают обучение технике «Османлы Токады», даже снят одноименный художественный сериал по этой теме.

Наши дни

Характерной особенностью практически всех народов в периоды различных потрясений и стояния у порога «нового времени» является возвращение к истокам и возрождение традиций. Так, в плане спортивных традиций в 90-е годы прошлого столетия в нашей республике были попытки восстановить систему тюркских и среднеазиатских боевых искусств «Кара каплан» и «Кальга», помню, в газете «Юлдаш» даже публиковали специальные статьи по данной тематике. А в России в этот период шло активное восстановление таких древнерусских боевых практик, как «Шике» и «Бур». Ну а в современной Турции в рамках развития политического курса на «новый османизм» ведутся разработки чисто тюркских боевых искусств, которые, как утверждают их основатели, черпают не только вдохновение, но и традиции в османских и мусульманских боевых искусствах. Перечислим некоторые из них:

  • «АМАРОК» — древнетюркское боевое искусство, которое было систематизировано и применено его основателем Хаканом Хасламаном в 1995 году. АМАРОК расшифровывается как Алпаутнунг — бесстрашный богатырь, Менгу — бесконечный, Аз рак — редкий, Огуз Кюреши — огузская борьба;
  • «Асес» — османско-тюркское искусство борьбы, было основано Атабейем Шефик Гюлтеном. Название основатель связывает с организацией, которая обеспечивала безопасность в Османской империи;
  • «Сайокан» — тюркское боевое искусство, основанное Нихатом Йигитом в 1999 году. Название переводится как «путь каганов и воинов».

Название «Сайокан» переводится как «путь каганов и воинов». Фото mamak.bel.tr

В данном обзоре приведены лишь некоторые, наиболее характерные и особенные виды боевых искусств Османской империи и современной Турции. К сожалению, в современных реалиях не сохранились традиции наподобие иранского «зурхане» или же китайского «цигун».

Боевые техники с применением холодного и стрелкового оружия заслуживают отдельного упоминания. О них как-нибудь в следующий раз.

И напоследок необходимо отметить, что, конечно же, в Османской империи, да и, наверное, во всем мусульманском мире, в плане боевых искусств непререкаемыми авторитетами были пророк Мухаммад (с.г.в.) и Хазрети Али (р.г.), которые сами занимались борьбой, бегом, плаванием, стрельбой из лука и были прекрасными наездниками.

Булат Ногманов
Справка

Булат Ринатович Ногманов— ведущий специалист по международным связям Академии наук РТ, переводчик.

Родился 31.10.1985 г. в с. Апастово Апастовского района Республики Татарстан. В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «международные отношения», в 2010 году — магистратуру Анкарского университета по той же специальности. Участник этнографических экспедиций.

Член Татарстанского отделения Русского географического общества.

Владеет английским, турецким и казахским языками.

Новости партнеров

комментарии 9

комментарии

  • Анонимно 08 апр
    в наше время пример -в празднике Сабантуй тоже на майдане проводятся бои- корэш- борьба на поясах. надо соперника положить на лопатки. так же на майдане соревнуются несколько пар, и выигравшие продолжают дальше борьбу.
    Ответить
  • Анонимно 08 апр
    Сколько можно пиарить этих турков?
    Ответить
    Анонимно 08 апр
    это таинственный и великий народ с древнейшей историей - надо знать и понимать великих!
    Ответить
    Анонимно 08 апр
    Татары-тюрки тоже великий народ, который, если верить Безертдинову, потрясает вселенную. Почему бы их сперва не понять? А не замахиваться на Вильяма нашего на Шекспира
    Ответить
  • Анонимно 09 апр
    Идел журналында 90-чы елларда элекке татар алышы турында материаллар бар иде. Күнегүләре, алымнары белән. Кара каплан дип атала иде булса кирәк. Шуның турында яз әле Булат, шуларны өйрәнеп.
    Ответить
    Анонимно 11 апр
    Кара каплан хэм моселманнарга хас булган башка корэш торлэре турында башка бер журналист дустым материал эзерли, чыккач сылтамасын бирермен Аллах бирса. Б.Н.
    Ответить
  • Анонимно 10 апр
    памятник смешной
    Ответить
  • Анонимно 10 апр
    Интересно про пощёчину, кажется, что выдумки, но известно удар волейболиста по мячу при подаче смертелен для человека, если придётся по голове.
    Ответить
    Анонимно 04 янв
    конечно не смертельный, но в нагдаун или в накаут может послать мячем
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии